День рождения Глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока. Обобщающее повторение по теме "Глагол" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
День рождения Глагола | 35.85 КБ |
презентация к уроку | 907.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЛАГОЛА»
Автор – Голованова Наталия Дмитриевна
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о глаголе, совершенствовать орфографические умения и навыки
Тип урока: урок-игра систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристики глагола, уметь их различать
Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне в форме театральной игры
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая и фронтальная работа
Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер
Основные понятия: глагол, вид глагола, спряжение глагола, возвратность глагола, переходность глагола, наклонение глагола, время глагола, число глагола, лицо глагола, род глагола.
ХОД УРОКА
/1-й слайд/
Королева Грамматика:
Здравствуйте, я королева Грамматика,
Меня надо слушать очень внимательно.
А чтобы поднять настроение,
Нужно сделать такие движения:
Встать, поздороваться, улыбнуться,
Выйти в проходы и «встрепенуться».
И сейчас без лишних слов
Начнем урок с … пустяков.
Диджеи покажут движения,
Вы ж выполняйте упражнения.
Разминка-флэшмоб
(Звучит 1 куплет песни «Учат в школе», диджеи показывают движения, ученики за ними повторяют, затем путем жеребьевки делятся на команды)
Королева Грамматика:
А теперь спрошу я вас:
Что вы делали сейчас?
Ученики:
Танцевали, пели, прыгали, улыбались…
Королева Грамматика:
О какой же части речи мы будем сегодня говорить?
Ученики:
О глаголе.
Королева Грамматика:
Ой, кто-то стучится, давайте посмотрим, кто это.
(входит Глагол)
/2-й слайд/
Глагол:
Я везде в движении,
В хорошем настроении,
Я люблю изменяться,
То есть спрягаться,
Путешествую во времени
В изъявительном наклонении,
Могу куда угодно ходить,
Могу возвращаться,
Но не склоняться!
Могу поменять то лицо, то вид,
Словом, волшебный я индивид!
На день рожденья всех приглашаю,
Всех своих родственников видеть желаю!
Господа, вы их всех соберите скорей,
В своем доме я жду желанных гостей!
/3-й слайд/
Королева Грамматика:
А как можно назвать наш урок-путешествие?
Ученики:
Давайте назовем его «День рождения Глагола»
(тема урока записывается учащимся на доске)
Королева Грамматика:
Но куда же нам идти – вот беда,
Кто укажет нам дорогу, господа?..
Вот поворотный камень, и что-то написано на нем,
Давайте скорее прочтем.
(на доске изображен поворотный камень, 1-ая стрелка – «обобщить», «систематизировать», 2-ая стрелка – «узнать, познакомиться», 3-я стрелка – «выявить, развить» )
Стрелки показывают направление,
По которому надо осуществлять движение.
Как вы думаете, какая цель стоит перед нами
И куда нам «топать» ногами?
Ученики:
Обобщить, систематизировать… Собрать на день рождения всех родственников Глагола…
Королева Грамматика:
Добавьте к словам «обобщить» и «систематизировать» другие, чтобы получилась не просто цель, а цель урока.
Ученики:
Обобщить и систематизировать наши знания о глаголе.
/4-й слайд/
Королева Грамматика:
А вот еще какие-то листы… Да здесь наш маршрут,
Теперь нам известно, где родственники Глагола живут.
(выдаются листы самооценки)
Свою работу объективно оцените,
Ей нужный символ подберите.
(выдаются листы с заданиями)
Задания выполняйте старательно,
Без ошибок, будьте внимательны!
Итак, в путь, друзья,
Вас сопровождать повсюду буду я,
Если нужна будет помощь, «кричите»,
Только руку сперва поднимите!..
А вот и двое из ларца – одинаковых с лица,
Два усатых молодца.
/5-й слайд/
Совершенный вид:
Говорят и это лестно,
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос курносый, ясный взгляд.
(Все восторженно глядят!)
Великолепный и степенный.
Вид мой самый совершенный
Я сделал все всегда везде,
Я подобен поп-звезде!
Несовершенный вид:
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Джинсы вовсе не фонтан,
И футболка не кафтан,
А кроссовки adidas
Прохудились обе враз
Суетливый, нестепенный…
Ах, мой вид несовершенный!
Королева Грамматика:
Не печалься ты о виде,
Будешь в модном ты прикиде!
Вот вам приглашенье –
У Глагола день рожденья!
Совершенный вид:
Чтоб попали мы туда,
Вы должны выполнить задания, господа.
Несовершенный вид:
Видовые пары глаголов подберите,
И нас с собой на праздник возьмите.
(учениками выполняется задание, 1-н у доски)
Задание №1 Создать видовые пары глаголов
Играть –
Делать –
Исчезать –
Бросать -
Отрезать -
Купить –
Ронять –
Королева Грамматика:
Проверьте, правильно ли выполнила задание Ира? Укажите недочеты.
(корректировка выполнения задания сначала учениками, затем учителем)
А вот и богатыри, без сомнения,
Кто это? Вы узнали?
Ученики:
Спряжения
Вместе:
Мы спряженья, мы спряженья,
Вам поднимем настроенье,
По лицам и числам глагол изменяем,
То есть спрягаем.
1-ое спряжение:
Родня моя на – ЕТЬ и –АТЬ,
Это точно надо знать.
Зиждиться, брить, стелить – исключенья
Из второго спряженья.
Оттуда они убежали,
А рядом со мной не знают печали!
/6-й слайд/
2- ое спряжение:
Я - второе, я на – ИТЬ,
Кроме зиждиться, брить и стелить.
Ко мне перешло 11 игроков,
А список их таков:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть!
Разноспрягаемые:
А мы в постоянном измененьи,
То первого, то второго спряженья…
Есть, хотеть, бежать и дать,
У нас сплошная благодать!
Королева Грамматика:
Вот вам приглашенье –
У Глагола день рожденья
Вместе:
Чтобы мы туда попали,
Нужно, чтобы вы в песне у глаголов спряжения угадали.
Задание №2 Найти в тексте песни глаголы, определить их спряжения
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Про глагол и про тире,
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Крепко-накрепко дружить -
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Крепко-накрепко дружить -
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Королева Грамматика:
Первая и 3-я группы пусть глаголы 1-го спряжения называют,
А вторая – добавляет или исправляет.
Потом все делаем наоборот,
Не забудьте фиксировать результат, вот.
(осуществляется проверка задания по группам)
Вот и девицы в роскошной светлице.
Стоит домик у околицы,
А красавицы-то ссорятся…
/7-й слайд/
Переходность:
Эта Возвратность – одна неприятность,
Она все время сзади цепляется
При помощи постфиксоф…
Как они называются?
Ученики:
- СЬ и – СЯ.
Возвратность:
Ох, эта переходность,
С ней нужна осторожность!
С существительным в винительном падеже сочетается,
Переходит к нему и не возвращается!
Королева Грамматика:
Вот вам, девушки, приглашенье –
У Глагола день рожденья!
Помиритесь, в путь отправляйтесь,
Да смотрите, не ругайтесь!
Переходность:
Чтобы нас помирить,
Нужно переходность и непереходность у глаголов определить.
Красная карточка – стой, не ходи,
Зеленая карточка – смело иди.
Карточки нужные поднимаем,
Когда мы глаголы вам называем.
Задание №3 Разделить на 2 группы глаголы переходные и непереходные
Поздравляют, нарядилась, учиться, посмотри, любить, пригодиться, гореть, занималась, вымыть, причесать, надеть.
(дети определяют переходность –непереходность глаголов, корректируют ответы товарищей, при необходимости вмешивается учитель)
Королева Грамматика:
А сейчас мы историю вам расскажем,
Да трех братьев покажем,
Вы же должны угадать без прикрас,
Кто перед вами появится сейчас?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 3 сына.
Старший сын:
Был несчастным старший брат,
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
- Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог.
Средний сын:
Генералом средний был.
Он командовать любил.
Только слышно от него:
- То возьми! Подай того!
Младший сын:
У меньшого лишь заботы,
Много у него работы
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
- Слов на ветер не бросаю,
Что надумал - выполняю!
Королева Грамматика: Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую о т врага.
Старший:
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Средний:
Эй, малой наш, эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Младший:
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Средний:
Ну, иди, бедняга, с Богом!
Королева Грамматика:
И теперь царь не знает печали,
А кто эти братья вы угадали?
Ученики:
Это наклонения: изъявительное, повелительное и условное.
Королева Грамматика:
Вот вам приглашение –
У глагола день рождения.
Наклонения:
Мы с удовольствием придем,
Да сами гостей ждем,
Только не знаем: будут когда –
Вот какая беда.
Королева Грамматика:
А вот и гости поспели,
Что вы скажете королеве?
/8-й слайд/
Прошедшее время:
Все в моей жизни было,
Ни настоящего, ни будущего нет,
Время так быстро уплыло,
Остался лишь фотопортрет!
Настоящее время:
Сейчас я живу
В небольшом «зоопарке»
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу хожу,
У меня же нагрузки
По математике и по-русски.
Пишу, редактирую и сочиняю,
Без дела я никогда не бываю!
Будущее время:
А я каникулы хочу,
На курорт я полечу,
Буду там играть, купаться,
Плавать, бегать, баловаться,
Фото вам пришлю оттуда
Я с двугорбого верблюда!
Королева Грамматика:
Вот вам, времена, приглашение –
У глагола день рождения.
Будущее время:
Если вы время глаголов определите,
То нас на праздник тоже ждите.
(Раздаются карточки с написанными на них глаголами)
Задание №4 Выбрать глаголы 1 группа – настоящего времени, 2 группа – прошедшего времени, 3 группа – будущего времени
Играю, купался, будет учиться, поет, загорала, понравишься, будет опасаться, прикасалось, танцуешь, выполняем, подрастал, прикроет, растворится, предлагала, растворится.
(осуществляется проверка выполнения задания по группам)
Настоящее время:
Хотим мы еще гостей пригласить,
Да не знаем, как сочетаемость определить.
У кого из нас есть лицо, у кого род,
Да и число зачем-то стоит у ворот.
Вы нас правильно соедините,
А потом дальше идите.
Задание №5 Соединить сочетающиеся понятия линией
Настоящее время | Лицо | |
Будущее время | Число | |
Прошедшее время | Род |
(проверка выполнения задания, 1 человек у доски)
Королева Грамматика:
Роли Глагол меняет:
Сказуемым, дополнением и подлежащим бывает.
Чтобы нам его узнать,
Надо маску с него снять.
Свой уровень сложности подберите
И предложения сочините.
(задание №6 выполняется на время)
/9-й слайд/
Задание №6 Сочините предложения, выбрав свой уровень
Уровнь | Роль в предложении | Предложение |
1-й уровень | сказуемое | |
2-й уровень | подлежащее | |
3-й уровень | дополнение |
Королева Грамматика:
А теперь в лист самооценки взгляните
И что не дописали, допишите.
(ученикам дается время на заполнение листа самооценки)
Собралася вся семья –
Вся «глагольная» родня.
И конечно, без сомненья,
Споем песню - поздравленье!
(ученики исполняют 1 куплет песни «День рождения»)
А теперь откройте мне секрет,
Достигли мы цели или нет?
Ученики:
Да, мы собрали всех родственников Глагола и повторили все его характеристики.
Королева Грамматика:
Какой же разбор их всех объединяет
И вместе скрепляет?
Ученики:
Морфологический.
/10 слайд/
Королева Грамматика:
Дома морфологический разбор 2-х глаголов из 2-ой песни произведите
И кроссворд о родственниках его сочините.
Посередине именинника разместите,
А вокруг гостей посадите.
Вот и сказочке конец,
А кто участвовал, - молодец!
(выставление отметок с комментарием)
/11 слайд/, /12 слайд/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интересная часть речи В русском языке живет, Кто что делает подскажет, И станцует, и споет!
ТЕМА «День рождения Глагола» ЦЕЛЬ повторение и обобщение знаний о глаголе
ВИДЫ ГЛАГОЛА Совершенный (что сделать?) Несовершенный (что делать?)
Переходность Глагол + имя существительное в винительном падеже без предлога Возвратность Глаголы с постфиксами – СЬ и- СЯ
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА настоящее – лицо +число будущее – лицо + число прошедшее – род + число
РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ Сказуемое Подлежащее Дополнение
Постоянные и непостоянные признаки глагола Возвратность Наклонение Вид Время Спряжение Число Переходность Лицо Род
РЕФЛЕКСИЯ. Оцени свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
19 сентября - День рождения смайла
Презентация, посвященная Дню рождения смайла. Цель: познакомить детей с графическими способами передачи эмоций....
День рождение
Сценарий дня рождения для мальчика в ковбойском стиле...
Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"
Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...
Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы.
Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы. Ведущие - Винни Пух и Пятачок....
День заний в 5 классе. "Теперь мы - пятиклассники! (день рождения класса)
Разработка содержит сценарий и презентацию классного часа в 5 классе на тему"Теперь мы- пятиклассники!"...
"Мой день рожденья знает вся страна... В мой день рожденья началась война..." Павел Голосов: ярославский поэт-фронтовик
Павел Павлович Голосов (1921 – 1988 г.г.) – ярославский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, редактор и сотрудник газет. Павла Голосова можно назвать поэтом без всяких скидо...
Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.
Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...