Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Тренировочные задания ОГЭ для отработки навыков выполнения задания 4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_oge._pravopisanie_pristavok._otrabotka_zadanie_4.pptx | 213.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); Что нужно знать: В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности: Приставки , оканчивающиеся на З-, С- , написание которых зависит от последующего согласного; Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ- , написание которых зависит от ударения; Приставки ПРИ-, ПРЕ- , написание которых определяется их значением.
Неизменяемые приставки Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки: В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-. ПРИМЕР : на писать, недо солить, по скользнуться, по стучаться, с делать, с дать, пред принять. Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.
Приставки на З-, С- Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки : БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС- ПРИМЕР: РА Сс мотреть , РА Зг лядеть , И Зв ести , И Ст опить , ЧРЕ Зм ерный , РА Сч ертить , В Ск арабкаться , ЧЕРЕ Сч ур , сНИ Сх одительный
Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ- Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением. В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А , под ударением - О . ПРИМЕР: р а списАться - р О спись , р а зыгрАть - р О зыгрыш , р а злИв (реки), р О злив напитков Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ. ПРИМЕР: н Е когда - н и когдА , н Е кто - н и ктО , н Е что - н и чтО
Приставки ПРИ-, ПРЕ- Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок. Приставка ПРИ- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: при ехать, при клеить 2) расположение вблизи чего-либо (близость): при морский, при окский 3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): при открыть, при тормозить Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения: 4) законченность действия: при думать 5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при прятать 6) сопутствующее действие: при прыгивать, при говаривать, при танцовывать, при певать
Приставка ПРЕ- обозначает: 1) близкое по значению к слову "очень": пре красный (очень красивый) 2) близкое по значению к приставке пере: пре ступить (перейти черту ), прервать (перервать) Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!
Трудности, которые могут возникнуть: Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид — предать друга, притворить дверь — претворить мечту (воплотить), прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться), приступить к работе — преступить закон, приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный), презреть врага (возненавидеть) — призреть сироту (приютить) преклоняться перед талантами (восхищаться) — приклоняться к земле (наклоняться) превратности судьбы — привратник у ворот предел (граница) терпения — придел (пристройка) дома претерпеть (пережить) — притерпеться (привыкнуть) к зною
Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) — « споткнуться», преткновение — «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление. Случай 3. Правописание заимствованных слов с при -, пре - в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.
Из предложений 1-5 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: (1)Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (2)Недавно еще кипрей считали сорной травой.(3) Он только и годился, что на дешёвый чай. (4)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (5)Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
2. Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её лексическим значением. (14)На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. (15)В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. (16)Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. (17)Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
3. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение ». (19) Прошла неделя, а может быть, и две. (20) Опять отправились дед с внуком в лес. (21) Подошли они к садовому питомнику. (22) Глядит дед и глазам не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена. Сияет, как небо в мае месяце. - (23) Алёша , ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась. - (24) Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт .
4. Из предложений 14-18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед согласными -С ». (14) Но этот хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась грязь. (15) Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было еще спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна-самому спуститься в колодец. (16) Он привязывает веревку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17) Он сознает только одно: времени терять нельзя ни секунды. (18) На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки.
5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие ». (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря , прикормил, приручил и всю зиму лечил. (8) – Она была на кухне, – привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями.
6. Из предложений 23-28 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука. ( 23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили. (24)Воды он теперь прямо-таки боялся. (25)Пополоскался возле берега, размялся – и всё. (26)А плавать – ни за что ! ( 27)Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал – всё без толку.
7. Из предложений 6-8 выпишите слово, правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного . ( 6)Пригонят рыбёшку к берегу на отмель - и пошла потеха! (7)Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки. (8)Мешки эти у них растягиваются, как резиновые.
8. Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение». (29) На стук в дверь вышел молодой краснощёкий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твёрдую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего.
9. Из предложений 4-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие ». (4)Племянник приехал к нему в гости из города. (5)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (6)Это всегда так: попало ружьё в руки горожанина, да ещё такого, который на охоте не бывал, – ну, берегись, малые птахи, берегись, галки и вороны , – прибыл погубитель. (7)Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да ещё сфотографируется с дятлом или галкой, приподняв её двумя пальцами и улыбаясь, – это на потеху родным деткам: вот, мол, какой ваш папа невиданно меткий стрелок .
10. Из предложений 34-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующим согласным звуком. (34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, скорее! (36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся , чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи.
11. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.» ( 2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими , но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
12 . Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный ». (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
13. Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением, близким к приставке ПЕРЕ-. ( 6) Чтобы я не мог убежать или выдать их, со мною пойдет Косточка и не отступит от меня ни на шаг… (7) Потом мы вернёмся к лесной норе, а ночь. (8) Тут голос Андрюши прервался, и он не кончил своей фразы. (9)Всё лицо его изображало теперь одну сплошную муку ужаса.
14. Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. (4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки. (5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
15. Из предложений 28-33 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от её лексического значения. (28)Один раз так уже случалось, но тогда в комнате находились ещё и люди в белых халатах, остро и дурно пахнущие. (29)Сейчас, кроме Томми, никого не было. (30)Хотя, несмотря на раннее утро, со двора доносились человеческие звуки. (31)И поэтому Томми рвал когтями дерматин двери, чтобы открыть ее, выскочить во двор, звонким лаем привлечь внимание, позвать на помощь. (32)Дверь не поддавалась. (33)Тогда Томми подбежал к окну, вскочил на подоконник, сминая штору.
16. Из предложений 23-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.» (23) Заглянув под избушку, она увидела две массивные куриные ноги, которые намертво вцепились в землю своими мощными когтями. (24) — А это тебе подарок! — на крыльце стояли Бабы-Яги. (25) У старшей в руках было красивое платье, расшитое золотом и жемчугами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Правописание приставок
Подготовка к ГИА-9...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Готовимся к ОГЭ Тема: Правописание приставок
Данная таблица поможет обучающимся освоить тему "Правописание приставок" и справиться с заданием 4....
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
- Мне нравится (1)