Технология исследовательской деятельности в сельской школе
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Темами наших исследований стали «Диалектные слова села Никаноровка», «Самые распространенные фамилии никаноровцев  и их происхождение», «Прозвища никаноровцев», «Происхождение названий  памятных мест никаноровского сельского округа». Об­щая тема — «Этнокультуроведческие ценности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Абрамова Н.А.,

                       учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никаноровская сош»

Губкинского района

Белгородской области,

Как мы собирали слова (из опыта работы)

   В.Г.Короленко писал, что ему страшно подумать о том, что его детям может быть «непонятен его язык, а за ним его мысли, его мечты, стремления, любовь к родной природе, к своему народу, к своей соломенной деревне, к своей стране, которой, хорошо ли плохо ли, каждый служит». Чтобы этого не случилось, чтобы поколения понимали друг друга, юных нужно учить любви к своей родине, к своему языку. Учить можно разными формами, лексическое краеведение – одно из  них.

 Темами наших исследований стали «Диалектные слова села Никаноровка», «Самые распространенные фамилии никаноровцев  и их происхождение», «Прозвища никаноровцев», «Происхождение названий  памятных мест никаноровского сельского округа». Общая тема — «Этнокультуроведческие ценности». Но вот что предложить каждому конкретному ученику? При выборе  индивидуальных заданий следует  исходить из того, что тема, во-первых, должна быть интересной автору, во-вторых, актуальной и, в-третьих,  «тянуть» на исследование. Критерий личностного интереса  ставился  на первое место, учитывались интересы и увлечения ученика, особенности характера и воспитания. В группу вошли одиннадцать учеников класса, сами поделились на группы.  Девятиклассники, которые стали работать над выбранными темами, составили единую исследовательскую группу — их объединяла идея нужности работы: если  не зафиксируем никаноровские диалектизмы, то они бесследно исчезнут, как уже исчезла часть духовной и материальной культуры. Как исчезла старинная одежда, утварь, памятники живописи и архитектуры, древние рукописи, по которым мы стремимся узнать жизнь наших далеких предков.

 К разговору «о плюсах» исследовательской деятельности учащихся: исследование позволяет формировать некоторые личностные качества. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности. Другая цель, что вытекает из самого определения «исследовательский», — развитие творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности, — также играет огромную роль в формировании личности учащегося.

   Планирование — это и выделение этапов выполнения проекта, и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого отчета о работе, то есть его вербальной части, которая в нашем случае отождествлялась с рефератом. План для каждого конкретного ученика составлялся индивидуально. Разумеется, не все из прочитанного или написанного вошло позже в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения.

   Самая важная часть исследовательской деятельности - выполнение. Выполнение проходит в два этапа: написание самой работы, оформление реферата, создание  презентации. На обоих этапах помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Учителю приходится два-три раза читать черновики, отклонять уже написанное, добавлять необходимое, осуществлять редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель читает всю литературу по каждой из предложенных тем, готовит свои планы,  подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый  из участников исследовательской группы. На все это уходит не меньше полугода — работа кропотливая, но зато и удовольствие ни с чем не сравнимое. А поскольку все участники работали в одном русле, существовала опасность получить в итоге одинаковые проекты: первая часть — реферативная (у одних в большей степени описательная, у других— аналитическая). Этого, однако, не произошло, композиция каждой работы была полностью оригинальная и определялась «своей» темой. В общем, каждый шел своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получилось семь законченных исследований, — говоря словами поэта, «хороших и разных». Хотя занимались исследованием одиннадцать учащихся, класс не остался в стороне и с большим или меньшим интересом следил за нашей работой. Кроме того, некоторые из участников этнокультуроведческого проекта успешно выступили на научно-практической конференции учащихся нашей школы и получили соответствующие дипломы. Таким образом, деятельность исследовательской группы шла параллельно работе класса и школы. Отдельно стоит сказать об оформлении работ, которое оценивалось на защите. Прежде всего, оформление работы должно было отвечать стандартным требованиям: выделять в себе введение, основную часть и заключение, а в основной части — главы, параграфы и абзацы; включать оглавление и список научной литературы и источников. Особое внимание уделялось культуре цитирования и оформления сносок. «Ни одной цитаты без кавычек!» — стало нашим девизом, но как трудно было этому следовать. Ученики, привыкшие сплошь и рядом списывать, никак не могли отучиться от этой вредной привычки. Исследовательский проект включает в себя фотографии, иллюстрации, рисунки, схемы и т.п. Современные технические средства, фотоаппарат, видеосъемка, интернет, компьютер, были использованы  ребятами на все сто процентов. Мало того, что рукописи были набраны на компьютере, они еще были украшены различными иллюстрациями, создающими зрительный образ темы. Был даже снят небольшой фильм  о том, как ребята были в гостях у Агафоновой Александры Константиновны, знатока народных ремесел, участницы Великой Отечественной войны. В фильме звучит речь никаноровской жительницы. Это прекрасная иллюстрация к теме «Диалектные слова села Никаноровка.

После выполнения исследования все ученики писали небольшое сочинение, в котором они со стороны пытались оценить свою работу. Вот несколько фрагментов, свидетельствующих о том, как далеко ушли юные исследователи от себя самих полугодовой давности, сколько новых впечатлений вынесли из этой работы: «Человек не должен стыдиться языка своей малой родины, забывать его, изгонять из своей жизни. Диалектное слово, сказанное к месту, вовремя, украсит самую изысканную речь, придаст ей остроту, убедительность. Уверена, собирать и изучать диалектизмы – занятие интересное и даже веселое» (Кретова Елена).

«Мои предки - Свиридовы - веками жили в нашем маленьком селе Никаноровка на Белгородчине. Они занимались крестьянским трудом, растили хлеб, строили дома, исправно воевали. И защищали не только свой дом, свою родину, но и свой язык. Отсюда в нашей семье презрение к сквернословию, уважение к книге, любовь к народным песням и обычаям» (Свиридова Светлана).

«С удивлением узнал, что наше село возникла еще в восемнадцатом веке. Уверен, что моя родня всегда жила в Никаноровке. А название «Грабиловка» - это южная часть нашей деревни  - говорит сама за себя. Жили тут люди зажиточные, знающие себе цену, ни за что не упускающие возможности увеличить свое благосостояние.  И в нашей семье такие же…» (Логачев Владимир).

«Для меня стало открытием, что в нашей деревне живут такие интересные люди». (Яковлева Екатерина).

«Когда мы хотели выяснить, какие Тимофеевы живут на нашей территории, в сельском совете их стали называть их по-уличному: Сазоны, Зипуны, Белые. А Ивановы - Никаноровы, Зайцы, Поболтаи, Филины, Канусихи… Было очень смешно» (Стариков Игорь).

«Узнал, что чичер – ледяной, злой ветер, а охрюни – значит, грязнули. Последнее слово возьму на вооружение» (Кононов Дмитрий).

«Наталья Анатольевна все время говорит: «Учитесь работать в команде: не обижайте и не обижайтесь. По-моему, мы этому научились» ( Набережных Катя).

К концу учебного года уже никто не сомневался, что после проделанной колоссальной работы рефераты, презентации будут защищены на «отлично». Защита не должна проходить как обычный экзамен. Слишком большой труд стоял за коротким выступлением, презентацией и тоненькой книжечкой проекта. Поэтому превратился этот этап в настоящий праздник, на котором могли присутствовать не только члены жюри, но и родители, гости.

Исследование тем и хорошо, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами. Почти все участники этнокультуроведческого проекта в конце писали, что эта тема может быть продолжена ими в дальнейшем.

   Исследование, обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, может быть применено любым учителем  в своем классе, школе. А подходящую тему учитель найдет всегда, исходя из собственного опыта.

Список использованной литературы

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам. М., «Просвещение», 2011С. 3 - 39
  2. Полат Е.С. Как рождается проект. М., «Просвещение», 1995.
  3. Исследовательские проекты в практике средней школы. В журнале «Директор школы» 1998. - №7. С.110 – 127
  4.  А.Лябина  Великий, могучий непонятный», газета «Комсомольская правда», март, 2015.
  5. Короленко В.Г. Письма. Статьи. М., «Просвещение», 1953
  6. Я. Коробатов «Региональная лексика помогает языку развиваться», газета «Комсомольская правда», 19 марта 2015.
  7. Интернет-источники: 

http://aphorism-citation.ru.

 http://litra.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"

Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...

Реферат по теме: "Особенности организации исследовательской деятельности в сельской школе"

В данном реферате описываются условия организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе....

Научно-исследовательская работа "Быт сельской школы середины прошлого века"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 9 класса.Цель:  описать школьный быт 60-х – начала 70-х годов прошлого  века.Задачи:- познакомиться с краткой историей Крайчиковской ...

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ситьковская основная школа"         Выступление учителя технологии на...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. К...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. К...