Презентация
презентация к уроку по русскому языку на тему
Проблемы и опыт дифференцированного подхода к организации процесса обучения на уроках русского языка и литературы в гимназии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды работы Индивидуальные задания разного уровня сложности Работа по развитию речи с дополнительными (разного уровня сложности) заданиями Задания с опорой на различные способы осмысления материала (воспроизводящего, эвристического и проблемного характера) Домашние задания разного уровня сложности
Тема урока: «Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»». Цель урока : обобщение материала по теме, контроль за усвоением изученного материала. Задачи : развитие навыков письменной речи, закрепление навыков обобщающей работы по теме с помощью дифференцированного подхода.
Примеры тем сочинений для разноуровневого контроля: Для сильных учащихся: «Изображение чиновников в «Ревизоре» и в «Мертвых душах»; Лирические отступления и их роль в повествовании в «Мертвых душах»; Для средних учеников (с кратким планом): «Души «мертвые и живые» в поэме Н.В. Гоголя»; Для слабых учащихся ( с тезисным планом): «Рыцарь копейки». (См. приложение).
«Рыцарь копейки» 1.Чичиков в ряду героев русской литературы XIX века. Ф. М. Достоевский считал Чичикова одним из героев русской литературы, ставя его рядом с Онегиным и Печориным. По мнению Ф. М. Достоевского, у гоголевского героя были свои взлеты и падения, в его душе происходила борьба Бога и черта. В ряде критических статей авторы проводят параллели между пушкинским Германом и Чичиковым, другие отыскивают сходство с грибоедовским Молчаливым. 2. Чичиков в системе персонажей поэмы «Мертвые души». Образ Чичикова в отличие от образов помещиков (за исключением Плюшкина) и чиновников дан в развитии. Он усложнен, противоречив: в Чичикове намеренно то и дело появляются черты, казалось бы, ему чуждые. Авторские размышления порой тесно переплетаются с чичиковскими (о балах, о Собакевиче, о губернаторской дочке и т. д.). В Чичикове наиболее сильно проступает изменчивость и неисчерпаемость живой души — пусть не Бог весть какой богатой, пусть скудеющей — но живой. 3. Новизна исследуемого Гоголем характера потребовала от писателя новых художественных решений. Характер Чичикова в отличие от других героев поэмы показан в постоянном развитии, в столкновении с препятствиями, то и дело возникающими у него на пути. 4.Перед читателем проходит вся жизнь героя, с самого детства. Мы видим, как формировался его характер, где лежат его истоки. Догадываясь с самого начала о какой-то афере Чичикова, мы только в последней главе окончательно понимаем, «...какие биографические, личные причины подвели Чичикова к этой афере. История дела оборачивается историей характера» (Ю. В. Манн). Жизнь сразу глянула на него «кисло-неприятно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве». Духовное завещание отца: «Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой». «Отцовское наставление... пошло впрок». 5.Комическое и трагическое в образе Чичикова. Неукротимая энергия приобретателя оборачивается утратой нравственных понятий, всего человеческого в себе. Цель Чичикова — благополучие, семейная идиллия, достойная свободная жизнь. Средство достижения — деньги. Но свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве, мошенничестве. Преступая нормы христианской морали, создавая для себя особую шкалу ценностей, он становится на путь деградации, нравственного обнищания. 6. Подлец — в роли главного героя? Обличение «пошлости пошлого человека» — главная задача Гоголя? Нет! Гоголь-художник хотел, чтобы читатель возненавидел пошлость, а не человека. Чичиков, как и Плюшкин, — предупреждение: убивая в себе духовность и открывая простор животному началу, человек совершает преступление в первую очередь против своей бессмертной души. VII . По замыслу Гоголя, в следующих томах два героя первого тома — Чичиков и Плюшкин — должны были пережить духовное возрождение. Намеки на это есть в сохранившихся главах второго тома. Муразов, вызволяя Чичикова из тюрьмы, говорит ему: «...Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да с Богом на другую дорогу!» Последнее описание Чичикова выглядит так: «Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина Чичикова. Можно было сравнить его... состояние души с разобранным строением, которое разобрано с тем, чтобы строить из него новое...» 7. Вера в бессмертие души давала писателю надежду на способность человеческой души к изменению и, следовательно — к возрождению. Путь этот бесконечно труден, но он есть. Показать его считал своей миссией на земле Н. В. Гоголь. «Рыцарь копейки» должен был стать рыцарем христианских добродетелей. Намек на это содержится в имени Чичикова — Павел. Апостол Павел, согласно преданию, был одним из самых ревностных гонителей Христа, а затем не менее ревностным его приверженцем.
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо ; многие крыши сквозили, как решето Окна в избенках были без стекол …балкончики… покосились и почернели даже не живописно . Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на старый , плохо выжженный кирпич Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,… испятнанная, истрескавшаяся. Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок… на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся , лишенные когда-то покрывавшей их краски . Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку …» Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторских характеристиках. .
Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторских характеристиках. Подчеркните в тексте недостающие эпитеты, создающие характер пейзажа. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето Окна в избенках были без стекол …балкончики…покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на старый , плохо выжженный кирпич Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,… испятнанная, истрескавшаяся. Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок… на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…»
«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето Окна в избенках были без стекол…балкончики…покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись… огромные клади хлеба; … цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич Из-за хлебных кладей и ветхих крыш …мелькали две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная,… испятнанная, истрескавшаяся. Частями стал выказываться господский дом…, обнесенный низкою, местами изломанною городьбою. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок… на темной крыше ..торчали два бельведера…, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…» Гоголь «Мертвые души» Сделайте вывод о Плюшкине , основываясь на авторских характеристиках. Подчеркните в тексте эпитеты, создающие характер пейзажа.
«Злой охальник», «лукавый раб», «раб недостойный.» и т.д. Кирибеевич – молодой опричник, испорченный властью и всевольем, с низкими нравственными устоями и моральными принципами. Общая характеристика героев «Смелый купец», «молодой купец», «статный молодец», Калашников – герой московского люда, «народа христианского»; «…..медный крест со святыми мощами из Киева.» Под покровом суровости и угрюмости мы различаем в Калашникове черты доброты и гуманности.
1.Калашников защищает человеческое достоинство, любовь, честь народа. 2.Калашников противопоставляет этому честь и христианскую добропорядочность. 3.Купец отстаивает право быть честным и независимым. 1.Кирибеевич думает только о себе. 2.Опричник считает главными достоинствами знатность и удаль. 3.Кирибеевич, щадя свою честь, чужую ни в грош не ставит. Возможно, Кирибеевич был способен на глубокое искреннее чувство, но окружающая его обстановка вседозволенности, царская любовь и защита превратила молодого опричника в бесчувственного эгоиста. Нравственные ценности героев В Калашникове реализуется народная идеология права и честности, в Кирибеевиче – бесчестия и зла. Две противоположные морали.
Дифференцированная зачетная работа по теме «Поэзия серебряного века» Цели : обобщение изученного материала, контроль за усвоением темы. Задачи : повторение материала по теории и истории литературы, подготовка к экзаменационному сочинению (анализу стихотворения).
Примерные задания к зачету : Для слабых учеников: Определите хронологические рамки Серебряного века в русской литературе. Определите основные идеи символизма. Основные представители и теоретики футуризма в России . Какое произведение можно считать литературным манифестом футуристов? Назовите программные произведения для Гумилева – акмеиста. Проанализируйте стихотворение К.Бальмонта «Будем как Солнце!...» по следующему плану (См. приложение) Для сильных учеников: Какие социальные, эстетические проблемы и философские идеи послужили основой для модернизма? Дайте определение модернизма. Раскройте смысл понятия «Серебряный век» в русской литературе. К. Бальмонт: особенности его творчества как представителя символизма. Проанализируйте стихотворение В.Брюсова «Творчество».
Вопросы к анализу стихотворения К.Бальмонта «Будем как Солнце!...» 1.Какова роль образа - символа Солнца в творчестве Бальмонта? Что для поэта олицетворяет Солнце, певцом которого называли поэта современники? 2. Какова связь между поэтом и природой в этом стихотворении? Почему гармонию е природе Бальмонт называл «четверогласием стихий»? З. Кого поэт, по вашему мнению, мог назвать «светлыми людьми»? Истолкуйте призыв поэта - « Будем как Солнце». Каковы нравственные позиции лирического героя стихотворения? 4. Каковы представления Бальмонта о цели человеческого существования на земле? Почему к своей книге «Будем как Солнце» он выбрал эпиграф из греческого поэта Анаксагора: « Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце»?
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Тематический зачет.
Условия написания пре- и при- 1. Распределить данные условия написания приставок в соответствии с их значением. 2. Найти недостающее условие, каждое условие подтвердить примерами. Высокий книжный стиль; Действия в личных интересах; Приближение, присоединение; Близко к «очень», «пере»; Территориальная близость; Неполнота действия; Добавочное действие;
Спиши предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и объясняя написание приставок. Воздух прогрет а на солнышке так и пр..пекает. Что в детстве пр..обретешь на то в старости обопрешься. Пр..таились в тени деревьев ландыши пр..крыли от солнца пр..красные белые чашечки.
Спиши текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделенные слова замени синонимами с приставками ПРЕ- ПРИ-. Мы прошли огромное расстояние и остановились на берегу моря. Все вокруг было спокойно. К нашему лагерю подошла группа юных туристов. Наши соседи оказались милыми людьми. Несколько дней мы находились в хорошем расположении духа.
1.Вставь пропущенные буквы, объясни написание приставок. 2. Подбери пары с омонимичной приставкой. Пр.бывать на вокзал, пр.дать товарищей, пр.зирать фальш(?), пр.дел терпения, пр.клоняться перед героем, пр.ступить к работе, пр.творить планы в жизнь, пр.ходящий успех, пр.вратный смысл, переносной пр.емник, пр.терпеть изменения.
Урок взаимообучения. Тема: «Написание Н-НН у причастий» . Цель: совершенствование способов учебной работы. 1. Организация урока: а) в классе формируются «экипажи» из 4-5 человек: командира, штурмана и 2-3 пилотов. б) Цель «экипажей» - освоить новый материал. в) Подробное объяснение учителем нового материала со всеми необходимыми демонстрациями. Составление опорного конспекта. 2. Действия «экипажей»: командир с помощью опорного конспекта повторяет материал всему экипажу; командир принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те усвоили материал, ставят им зачеты и оценки. З. Защита заданий: капитаны др.команд по жребию принимают зачеты посланцев экипажей. Если на защите член экипажа получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажей» снижаются .
– бер- -бир- ; -мер- -мир- ; -пер- -пир- ; -тер- -тир-. Первый уровень . Предлагается карточка со словами на чередующиеся гласные в корнях слов с записанным тут же правилом:«В корнях с чередованием пишется -и-, если после корня стоит суффикс -а-. Если суффикса -а- после корня нет, пиши -е- в корне». Второй уровень . Предлагается карточка со словами на чередующиеся гласные в корнях слов без подсказки, но с заданием не только вставить пропущенные буквы и выделить орфограмму, но написать свои примеры. 3. Третий уровень . Предлагается карточка со следующим заданием: Объясните написание орфограммы и распределите по группам ( относятся к данной орф. или нет ) слова: Бирюзовый, формировать, вымерли, император, распирает, берет, перила, тире, побережье, выбирать, термометр, растирать, берлога, император, тернистый, берегу, терпение, биржевик, мираж, периметр, терракотовый, бирюльки, мировосприятие, перламутр, терьер, мировоззрение, перископ, тираж, усмирительная, пират, пирог, тиран, примирять (друзей), пирамида, пернатый, примерять (костюм), перрон, персидский, оперение.
Проверка усвоения орфограммы Н-НН в 10 классе. Вставьте пропущенные буквы: 1.Бесчисле(н,нн)ое множество, зва(н,нн)ый ужин, ноше(н,нн)ые вещи, дра(н,нн)ый сапог, полужаре(н,нн) ый картофель, вымоще(н,нн) ый двор, рья(н,нн)ый поступок, жаре(н,нн)ый в масле, пута(н,нн)ые мысли, моното(н,нн)ые звуки, ветря(н,нн)ые мельницы, дровя(н,нн)ой склад, ране(н,нн)ый боец, вытка(н,нн)ая скатерть, клюкве(н,нн)ое варенье, полотня(н,нн)ое белье, писа(н,нн)ый красавец, травле(н,нн)ый волк, посоле(н,нн)ый салат, традицио(н,нн)ая встреча, кова(н,нн)ый сундук, комари(н,нн)ый писк, овчи(н,нн)ый тулуп, подли(н,нн)ый документ, масле(н,нн) ая неделя, стреля (н,нн)ый воробей, отчая(н,нн)ое решение, поноше(н,нн)ое пальто, бестала(н,нн)ое существо, дела(н,нн)ое выражение лица, ю(н,нн)ые натуралисты, свеча потуше(н,нн)а ветром, маши(н,нн)ый зал, тка(н,нн)ая золотом скатерть.
2. Работа с текстом . Вставить пропущенные буквы и знаки препинания: Им_ни(н,нн)ик беше(н,нн)о в_пил и(с,сс)тупле(н,нн)о ра_махивая над головой рва(н,нн)ым б_шм_ком стаще(н,нн)ым (в)торопях с ноги (на)смерть перепуга(н,нн)ого соседа. Изумле(н,нн)ые гости и родстве(н,нн)ики в первую м_нуту ош_ломле(н,нн)о застыли но потом под градом масле(н,нн)ых варе(н,нн)иков пуще(н,нн)ых в их сторону взбеше(н,нн)ым им_ни(н,нн)иком вынужде(н,нн)о отступили к отв_ре(н,нн)ым дверям. « Изме(н,нн)ики! Подсунуть мне беспр_да(н,нн)ицу за которую (н_)кто гроша лома(н,нн)ого (не) давал!» отча_(н,нн)о ви_жал он возмуще(н,нн)о ск_ча на кова(н,нн)ом сундуке застеле(н,нн)ом продра(н,нн)ой клеенкой. «Она (не)воспита(н,нн)а и (не)образова(н,нн)а (не)слыха(н,нн)о глупа и (не)вида(н,нн)о уродлива к тому(же) и (во)все без прида(н,нн)ого!» - кричал он швыряя дра(н,нн)ый б_шмак в (не)давно купле(н,нн)ый аб_ж_р лимо(н,нн)ого цвета. Броше(н,нн)ая (в)_след за ней палка к_пче(н,нн)ой к_лб_сы уг_дила в стекля(н,нн)ую вазу наполне(н,нн)ую дистил_ирова(н,нн)ой водой и (в)месте с ней рухнула на (коротко) стриже(н.нн)ую краше(н,нн)ую под к_штан голову обв_не(н,нн)ой во всех гр_хах беспр_да(н,нн)ицы с у_звле(н,нн)ым видом жавш_йся у двери. Ране(н,нн)ая в голову колб_сой карти(н,нн)о взм_хнув обн_ж_(н,нн)ыми по лок_ть руками и сдавле(н,нн)о пискнув та пов_лилась в квашню с замеш_(н,нн)ым тестом увл_кая за собой рождеств_нскую елку увеш_(н,нн)ую слюд_(н,нн)ыми игрушками посер_бре(н,нн)ыми с_сульками и с золоче(н,нн)ой звездой на самой м_кушке. Восх_ше(н,нн)ый произв_де(н,нн)ым эф_ектом им_ни(н,нн)ик уп_е(н,нн)о пр_танц_вывал на выкраше(н,нн)ом масл_(н,нн)ой краской к_моде инкрустирова(н,нн)ом т_сне(н,нн)ой кожей куда он перербрался с сундука (не)посредстве(н,нн)о после падения дамы для лучшего обзора кут_рьмы вызва(н,нн)ой его экз_льтирова(н,нн)ым поступком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...