Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных.
Задачи:1) учить делать правильный выбор Н или НН в прилагательных, образованных от существительных;
2) развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения через работу с орфограммой, формулировку правила;
3) развивать умение структурировать знания путем составления таблицы и алгоритма действий;
4) развивать коммуникативные навыки через организацию учебного сотрудничества;
5) развивать навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
УМК: комплекс В.В. Бабайцевой.
Тема: буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных.
Задачи:1) учить делать правильный выбор Н или НН в прилагательных, образованных от существительных;
2) развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения через работу с орфограммой, формулировку правила;
3) развивать умение структурировать знания путем составления таблицы и алгоритма действий;
4) развивать коммуникативные навыки через организацию учебного сотрудничества;
5) развивать навыки самоконтроля.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сейчас сможет сесть тот, кто правильно закончит фразу. 1) Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы… 2) Имена прилагательные изменяются по … 3) Имена прилагательные делятся на 3 разряда: … 4) Качественные имена прилагательные могут иметь 2 степени сравнения: … | Заканчивают фразу, садятся на место. Записывают в тетрадях дату, классная работа. |
Актуализация знаний (работа в парах) | Перед вами карточки со словами на орфограмму, с которой мы познакомились на прошлом уроке, - «Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных –ов, -ев» . Прочитайте слова, распределите между собой карточки так, чтобы у одного были слова с буквой О, а у другого – с буквой – Е. Вставьте букву фломастером, обозначьте условия выбора. Каким способом образованы данные прилагательные? | Распределяют между собой карточки, вставляют пропущенные в суффиксах прилагательных буквы, обозначают условия их выбора. Обосновывают свой выбор. Отвечают на вопрос: - Данные прилагательные образованы суффиксальным способом от имен существительных. |
Постановка учебной проблемы | Образуйте суффиксальным способом прилагательные от существительных, которые вы видите на мультимедийном экране, так, чтобы можно было составить с ними словосочетания (слайд со словами сон - … мальчик, солома - …чучело, серебро - …кувшин, олово - …солдатик, гусь - … лапки). Запишите получившиеся словосочетания. Проверьте себя (слайд для проверки). Объясните, где и почему допустили ошибки. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите ее в тетрадь. Ответьте на вопросы: «Какова цель урока?» и «Что нужно сделать, чтобы ее достичь?» | Записывают словосочетания с образованными прилагательными. Проверяют, исправляют допущенные ошибки. Осознают и формулируют проблему: пишется то Н, то НН, не знают условий выбора. Формулируют тему. Записывают. Формулируют цель: «Научиться правильно писать подобные прилагательные». Намечают пути ее достижения: «Необходимо понять, когда нужно выбрать одну букву Н, а когда – две. Для этого нужно обратиться к записи орфограммы в учебнике «Практика». |
Выдвижение предположений и обоснование гипотезы | Откройте стр. 154 учебника, прочитайте слова данные в орфограмме. Сформулируйте в парах друг другу правило. Обоснуйте свою формулировку. Оформите данную орфограмму в таблицу. Рассмотрите таблицу на экране, сравните с вашими. Все ли сделали одинаково? Или есть отличия? Чей вариант, на ваш взгляд, лучше. Свое мнение обоснуйте. По какому алгоритму нужно действовать, чтобы не ошибиться в выборе Н или НН в суффиксах прилагательных? | Выполняют задание в парах, затем по просьбе учителя один ученик формулирует правило всему классу, обосновывая свою формулировку. Один ученик составляет таблицу на компьютере, остальные в тетрадях. Таблица в компьютере выводится на экран. Обсуждение таблиц. Составляют алгоритм действий. |
Усвоение новых знаний и способов действия Доказательство гипотезы | 1. Упражнение 412. Прочитайте слова, обоснуйте написание Н или НН в прилагательных. Одно прилагательное должно вызвать у вас затруднение. Чем отличаются данные слова, кроме разного количества Н в суффиксах? Сделайте вывод. 2. Упражнение 414. Прочитайте текст. Значение каких слов непонятно? Кто может объяснить их значение? Озаглавьте текст. Что отражает ваше заглавие – тему или основную мысль? Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Если вы затрудняетесь в выборе, пропустите букву. Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Прочитайте из данного текста слова на орфограмму «Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных»: сначала с одной Н, потом – с двумя. Докажите, что вы выбрали верное написание. | Работают по цепочке: читают слова, объясняют выбор Н или НН. Сталкиваются с противоречием: ветреНый, но безветреННый. Делают вывод: в слове-исключении ветреный пишется одна буква Н, но если присоединяется приставка без-, то пишется НН. Читают текст. Называют непонятные слова, если таковые есть (н-р, померанцевые). Если никто не может объяснить значение, обращаются к толковому словарю. Записывают в тетрадь придуманное заглавие, отвечают на вопрос, обосновывают выбор. Выполняют задание, подчеркивая пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Если были затруднения в написании слов, сообщают об этом. Класс напоминает необходимое правило, стимулируя ученика к рассуждению и решению проблемы. Читают прилагательные в соответствии с заданием, обосновывают свой выбор. |
Проверка правильности решения проблемы | Буквенный диктант. Учитель диктует слова: 1) деревянный, 2) кожаный, 3) ослиный, 4) ветреный, 5) равнобедренный, 6) юный, 7) информационный, 8) утренний, 9) жестяной, 10) кухонный, 11) безветренный, 12) багряный, 13) драгоценный, 14) пунктуационный, 15) журавлиный. | Записывают цифры от 1 до 15. Записывают под цифрами Н или НН. После окончания диктовки проверяют себя по таблице с правильными ответами (слайд на экране). Ставят себе оценку. |
Итоги урока. Рефлексия. | Поднимите руки сначала те, кто справился с буквенным диктантом без ошибок (оценка «5»), затем те, кто допустил 1-2 ошибки (оценка «4»). Если есть те, кто получил оценки «3» или «2», учитель задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь лучшего результата?» Закончите фразы: - Сегодня на уроке я познакомился с … - Мне запомнилось… - Добиться результатов мне помогло… | Поднимают руки. Отвечают на вопрос. Заканчивают фразы, оценивая таким образом продуктивность урока. |
Домашнее задание | Параграф 105; индивидуальное задание - вспомнить или найти во фразеологическом словаре 5 фразеологизмов, в состав которых входят прилагательные на изученную орфограмму, составить с ними предложения, записать, обозначить орфограмму; остальным - на выбор: упр. 418, или упр.420, или составить словарный диктант по данной теме с электронным текстовым документом для организации самопроверки; Дополнительное задание по желанию: вспомнить самим или спросить у родителей, какие они знают цветы, в названиях которых есть изучаемая орфограмма. Подумать, почему они так называются. При возможности найти их фотографии в Интернете. | Записывают домашнее задание. |
Ключ…вой | Парч…вый |
Марш…вый | Еж…вый |
Вещ…вой | Бойц…вый |
Реч…вой | Холщ…вый |
Лиц…вой | Перц…вый |
Сторож…вой | Грош…вый |
Ситц…вый | Ерш…вый |
Плащ…вой | Свинц…вый |
Душ…вой | Морж…вый |
Плюш…вый | Песц…вый |
Глянц…вый | Кумач…вый |
Ландыш…вый | Камыш…вый |
Кольц…вой | Образц…вый |
Груш…вый | Изразц…вый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Н и НН в суффиксах прилагательных": урок по русскому языку в 8 классе
"Н и НН в суффиксах прилагательных": урок русского языка в 8 классе. Учебник Бархударова С. Г....
презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика" учебник по русскому языку 5 класс. Т.А. Ладыженской....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....
урок-путешествие русского языка - 7 класс по теме "Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных"
Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных....
- Мне нравится (1)