Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Задачи:1) учить делать правильный выбор Н или НН в прилагательных, образованных от существительных;

             2) развивать мыслительные  операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения через работу с орфограммой, формулировку правила;

             3) развивать умение структурировать знания путем составления таблицы и алгоритма действий;

             4) развивать коммуникативные навыки через организацию учебного сотрудничества;

             5) развивать навыки самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

УМК: комплекс В.В. Бабайцевой.

Тема: буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Задачи:1) учить делать правильный выбор Н или НН в прилагательных, образованных от существительных;

             2) развивать мыслительные  операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения через работу с орфограммой, формулировку правила;

             3) развивать умение структурировать знания путем составления таблицы и алгоритма действий;

             4) развивать коммуникативные навыки через организацию учебного сотрудничества;

             5) развивать навыки самоконтроля.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас сможет сесть тот, кто правильно закончит фразу.

1) Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…

2) Имена прилагательные изменяются по …

3) Имена прилагательные делятся на 3 разряда: …

4) Качественные имена прилагательные могут иметь 2 степени сравнения: …

Заканчивают фразу, садятся на место.

Записывают в тетрадях дату, классная работа.

Актуализация знаний

(работа в парах)

Перед вами карточки со словами на орфограмму, с которой мы познакомились на прошлом уроке, - «Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных –ов, -ев» .

Прочитайте слова, распределите между собой карточки так, чтобы у одного были слова с буквой О, а у другого – с буквой – Е. Вставьте букву фломастером, обозначьте условия выбора.

Каким способом образованы данные прилагательные?

Распределяют между собой карточки, вставляют пропущенные в суффиксах прилагательных буквы, обозначают условия их выбора. Обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопрос:

- Данные прилагательные образованы суффиксальным способом от имен существительных.

Постановка учебной проблемы

Образуйте суффиксальным способом прилагательные от существительных, которые вы видите на мультимедийном экране, так, чтобы можно было составить с ними словосочетания (слайд со словами

сон - … мальчик,

солома - …чучело,

серебро - …кувшин,

олово - …солдатик,

гусь - … лапки).

Запишите получившиеся словосочетания.

Проверьте себя (слайд для проверки).

Объясните, где и почему допустили ошибки.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запишите ее в тетрадь.

Ответьте на вопросы: «Какова цель урока?» и «Что нужно сделать, чтобы ее достичь?»

Записывают словосочетания с образованными прилагательными.

Проверяют, исправляют допущенные ошибки.

Осознают и формулируют проблему: пишется то Н, то НН, не знают условий выбора.

Формулируют тему.

Записывают.

Формулируют цель: «Научиться правильно писать подобные прилагательные». Намечают пути ее достижения: «Необходимо понять, когда нужно выбрать одну букву Н, а когда – две. Для этого нужно обратиться к записи орфограммы в учебнике «Практика».

Выдвижение предположений и обоснование гипотезы

Откройте стр. 154 учебника, прочитайте слова данные в орфограмме. Сформулируйте в парах друг другу правило. Обоснуйте свою формулировку.

Оформите данную орфограмму в таблицу.

Рассмотрите таблицу на экране, сравните с вашими. Все ли сделали одинаково? Или есть отличия? Чей вариант, на ваш взгляд, лучше. Свое мнение обоснуйте.

По какому алгоритму нужно действовать, чтобы не ошибиться в выборе Н или  НН в суффиксах прилагательных?

Выполняют задание в парах, затем по просьбе учителя один ученик формулирует правило всему классу, обосновывая свою формулировку.

Один ученик составляет таблицу на компьютере, остальные в тетрадях.

Таблица в компьютере выводится на экран.

Обсуждение таблиц.

Составляют алгоритм действий.

Усвоение новых знаний и способов действия

Доказательство гипотезы

1. Упражнение 412.

Прочитайте слова, обоснуйте написание Н или НН в прилагательных. Одно прилагательное должно вызвать у вас затруднение.

Чем отличаются данные слова, кроме разного количества Н в суффиксах? Сделайте вывод.

2. Упражнение 414. Прочитайте текст. Значение каких слов непонятно? Кто может объяснить их значение?

Озаглавьте текст. Что отражает ваше заглавие – тему или основную мысль?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Если вы затрудняетесь в выборе, пропустите букву.

Написание каких слов вызвало у вас затруднение?

Прочитайте из данного текста слова на орфограмму «Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных»: сначала с одной Н, потом – с двумя. Докажите, что вы выбрали верное написание.

Работают по цепочке: читают слова, объясняют выбор Н или НН.

Сталкиваются с противоречием: ветреНый, но безветреННый.

Делают вывод: в слове-исключении ветреный пишется одна буква Н, но если присоединяется приставка без-, то пишется НН.

Читают текст. Называют непонятные слова, если таковые есть (н-р, померанцевые). Если никто не может объяснить значение, обращаются к толковому словарю.

Записывают в тетрадь придуманное заглавие, отвечают на вопрос, обосновывают выбор.

Выполняют задание, подчеркивая пропущенные буквы, обозначая орфограммы.

Если были затруднения в написании слов, сообщают об этом. Класс напоминает необходимое правило, стимулируя ученика к рассуждению и решению проблемы.

Читают прилагательные в соответствии с заданием, обосновывают свой выбор.

Проверка правильности решения проблемы

Буквенный диктант.

Учитель диктует слова:

1) деревянный, 2) кожаный, 3) ослиный, 4) ветреный, 5) равнобедренный, 6) юный, 7) информационный, 8) утренний, 9) жестяной, 10) кухонный, 11) безветренный,  12) багряный, 13) драгоценный, 14) пунктуационный, 15) журавлиный.

Записывают цифры от 1 до 15.

Записывают под цифрами Н или НН. После окончания диктовки проверяют себя по таблице с правильными ответами (слайд на экране). Ставят себе оценку.

Итоги урока. Рефлексия.

Поднимите руки сначала те, кто справился с буквенным диктантом без ошибок (оценка «5»), затем те, кто допустил 1-2 ошибки (оценка «4»).

Если есть те, кто получил оценки «3» или «2», учитель задает вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь лучшего результата?»

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я познакомился с …

- Мне запомнилось…

- Добиться результатов мне помогло…

Поднимают руки.

Отвечают на вопрос.

Заканчивают фразы, оценивая таким образом продуктивность урока.

Домашнее задание

Параграф 105; индивидуальное задание  - вспомнить или найти во фразеологическом словаре 5 фразеологизмов, в состав которых входят прилагательные на изученную орфограмму, составить с ними предложения, записать, обозначить орфограмму; остальным - на выбор: упр. 418, или упр.420, или  составить словарный диктант по данной теме с электронным текстовым документом для организации самопроверки;

Дополнительное задание по желанию: вспомнить самим или спросить у родителей, какие они знают  цветы, в названиях которых есть изучаемая орфограмма. Подумать, почему они так называются. При возможности найти их фотографии в Интернете.

Записывают домашнее задание.

Ключ…вой

Парч…вый

Марш…вый

Еж…вый

Вещ…вой

Бойц…вый

Реч…вой

Холщ…вый

Лиц…вой

Перц…вый

Сторож…вой

Грош…вый

Ситц…вый

Ерш…вый

Плащ…вой

Свинц…вый

Душ…вой

Морж…вый

Плюш…вый

Песц…вый

Глянц…вый

Кумач…вый

Ландыш…вый

Камыш…вый

Кольц…вой

Образц…вый

Груш…вый

Изразц…вый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Н и НН в суффиксах прилагательных": урок по русскому языку в 8 классе

"Н и НН в суффиксах прилагательных": урок русского языка в 8 классе. Учебник Бархударова С. Г....

презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика"  учебник по русскому  языку  5 класс. Т.А. Ладыженской....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....