Конспект урока "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 47.05 КБ |
rabochiy_list_uroka.docx | 33.25 КБ |
razdatochnyy_biatlon.docx | 15.64 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мотивационный этап.
Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?
(наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая, старательно выполнять) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).
В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?
Наречие чаще всего относится к глаголу и показывает, как, где, когда, с какой целью, по какой причине происходит действие. 1. Он живёт весело. 2. Мы живём по-новому. 3. Работай всегда аккуратно.
Реже к прилагательному, причастию, деепричастию и другому наречию (Всегда приветлив. Всюду известный. Очень старательный.Очень хорошо учится. Весьма охотно работает)
Наречие не изменяется (не склоняется и не спрягается). Следовательно, у наречия нет и не может быть окончания.
- Прочитайте этот текст. Скажите, вы поняли, о чем идет речь?
Мой друг - Дима. Он рисует меня, пишет диктанты. Но зато я решаю задачи, играю в шахматы. И Дима, и я умеем рассказывать.
На самом деле, в этом тексте пропущены слова. Посмотрите, какие это слова?
Мой друг - Дима. Он рисует лучше меня, грамотнее всех пишет диктанты. Но зато я быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я умеем интереснее всех рассказывать.
Что изменилось? Какой вывод мы можем сделать? Какой делают нашу речь наречия? (точной, образной, выразительной) Можно ли обойтись без наречий в нашей речи?
- Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи.
печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета;
печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия.
- определите разряд прилагательного и наречия
(качественное прил., наречие образа действия)
– Как мы определили разряд прилагательного? (по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)
-Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения.
простая | составная | |
сравнительная | -ее, -ей, -е, -ше | Прилагательное + более/менее |
превосходная | -айш-, -ейш- | Прилагательное + самый\наиболее |
Проверим наши размышления
Печальные (поляны) – печальнее (простая сравнительная)
печальнейшие (простая превосходная)
более печальные (составная сравнительная)
самые печальные (составная превосходная)
А теперь попробуем образовать степени сравнения наречия «печально».
Рассуждаем так:
Сегодня луна льёт свет …, чем вчера
Печально - печальнее (простая сравнительная)
более печально (составная сравнительная)
печальнее всех (составная превосходная)
. (проверим)
- Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную)
- Какой вывод можем сделать?
(вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет простой превосходной степени, всё остальное сохраняется)
Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Записываем тему урока: Степени сравнения наречий.
Составим план темы.
- Сколько степеней сравнения есть у наречий
- Какие это степени сравнения
- Как они образуются
- У какой части речи есть степени сравнения. Чем отличается образование степеней сравнения прилагательного от наречия.
- Содержательная часть.
- Объяснение нового материала.
Давайте определим как образуются степени сравнения у наречий.
- первичное закрепление
Биатлон.
Образовать (по очереди)
Сравнительная простая | |
тихо | Тише |
быстро | Быстрее |
громко | Громче |
низко | Ниже |
редко | Реже |
Сравнительная составная | |
плавно | Более плавно |
высоко | Более высоко |
красиво | Более красиво |
удобно | |
просто | |
Превосходная составная | |
тонко | Тоньше всех |
ярко | Ярче всех |
твёрдо | Тверже всех |
строго | Строже всех |
широко | Шире всех |
- Выполняют на листке. Дают на проверку соседу.
Наречие | Сравнительная | Превосходная | |
простая | составная | составная | |
печально | |||
интересно | |||
звонко | |||
низко | |||
строго |
- Исправьте ошибки
Ключевая вода более чище, чем речная.
У младшего брата голос более звонче, чем у старшего.
Ольга была более моложе Татьяны.
В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.
Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее.
Наша цель - показать наиболее лучшие выступления фигуристов.
Этот рассказ был написан довольно раньше.
Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробнее.
- Психологическая разгрузка.
Физкультминутка
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (8)
Объяснение нового материала
- Круги Эйлера. (РИСУЮ НА ДОСКЕ!)Заполните круги на тему «Что общего и чем отличаются наречия и прилагательные»
- Распределите по столбикам. В левый – наречия
В правый – прилагательные
Замесить гуще – каша была гуще,
Копать глубже – озеро стало глубже
Двигаться медленнее – движения стали медленнее
Идти увереннее, голос стал увереннее
Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее,
Раздается реже – лес стал реже.
Блок 5. Головоломка.
- «Мозговой штурм» - написать как можно больше наречий к картине «Битва при Кагуле»
- Интеллектуальная разминка.
Написать рассказ, используя наречия в сравнительной степени (можно все вместе, а домой – написать про …).
Айвазовский «Чесменский бой» или «Экскурсия в Эрмитаж»
Темы: «Как я иду домой со школы, если получил 2»
«Как я иду домой со школы, если получил 5»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Замените фразеологизмы наречиями.
Поговорим с глаза на глаз (наедине)
Жили душа в душу (дружно)
Все делает шиворот навыворот (наоборот)
Черепашьим шагом (медленно)
Рукой подать (близко)
Работал не покладая рук (усердно, старательно)
Спустя рукава (плохо)
Бок о бок (рядом)
Кот наплакал (мало)
Яблоку негде упасть (тесно)
Рефлексия
метод пяти пальцев по зайверту
Подведем ИТОГИ урока. Что нового узнали. Выставление оценок.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам её достичь?
- Как бы вы оценили свою работу?
М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?
Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?
У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?
Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________
Дата урока ________________________________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Задание 1. Образуйте степени сравнения наречий (3 балла):
Наречие | Сравнительная | Превосходная | |
простая | составная | составная | |
печально | |||
интересно | |||
звонко | |||
низко | |||
строго |
Оценка: _____________
Прилагательное Наречие
Задание 2. «Наречие или прилагательное?» (2 балла)
Замесить гуще – каша была гуще
Копать глубже – озеро стало глубже
Двигаться медленнее – движения стали медленнее
Отец моложе – выглядеть моложе
Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее
Брат выше – прыгнул выше.
Оценка: _____________
Задание 3.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за урок:
Предварительный просмотр:
ТЕМА:
ТАБЛИЦА 1. Образуйте простую сравнительную степень наречий хорошо, плохо, мало
Хорошо | |
Плохо | |
Мало |
ТАБЛИЦА 2.
| сравнительная | превосходная | ||
| простая | составная | простая | составная |
печально |
|
|
|
|
интересно |
|
|
|
|
звонко |
|
|
|
|
низко |
|
|
|
|
строго |
|
|
|
|
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ НАРЕЧИЕ
Замесить гуще – каша была гуще
Копать глубже – озеро стало глубже
Двигаться медленнее – движения стали медленнее
Идти увереннее, голос стал увереннее
Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее
Раздается реже – лес стал реже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...