Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы».
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Цели:

Дидактические:
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала;

- с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом.

 

Развивающие:
- совершенствовать умения работы в группе;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- развивать познавательный интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.

 

Воспитывающие:

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру;

- воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра - конкурс в 6 классе по  русскому языку «Умники и умницы».

 Цели:

Дидактические: 
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала;

- с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом.

Развивающие:
- совершенствовать умения работы в группе;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- развивать познавательный интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.

Воспитывающие:

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру;

- воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

 ХОД ИГРЫ.

 I.  Организационный момент.

Учитель:  Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык». Максим Горький сказал, что “язык - это оружие, как ружьё у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин”. Вот и мы посмотрим, насколько вы сильные воины.

Ученик:  Вот начнется состязание сейчас,

                 Вот болельщики, а вот жюри,

                 Путь к победе труден, что ни говори,

                 Нам доверено с тобой

                 Провести удачно бой,

                Чтоб находчивость и знания проверить.

Учитель:  А сейчас  приветствие  команд.

Учитель:  Итак! Начинаем игру!

II.  Конкурсы.

Конкурс 1 «Разминка».

Учитель:  А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. "Ведь пословица недаром молвится", "Без пословицы не проживешь". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Сейчас, чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать.  (Зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить.  За верный ответ – 1 балл и медаль умника или умницы.)

 Учитель: 

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.  Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки катать).

10. Учение – свет, … ( а неученье тьма).

Конкурс 2 «Знатоков ударений».

  К доске, на которой заранее написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Сначала работают вместе, потом на доске один.

гусеница (личинка бабочки)

мельком (в самое короткое время)

торты (кондитерское изделие)

вахтер (дежурный сторож)

балуюсь (шалить)

щавель (растение)

комбайнер (водитель комбайна)

силос (корм для скота)

тефтели (шарики из мясного фарша)

квартал (часть города)

Конкурс 3  «Знатоков орфограмм».

  Напишите правильно данные слова.

  Акв…рель, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник,  сверс…ник, ф…нтазия.

Учитель:  В каком разделе языка изучается слово как отдельная единица? (Лексика). А в каком изучаются устойчивые сочетания слова? (Фразеология). Следующий конкурс связан с лексикой и фразеологией.

Конкурс 4 «Знатоков слов».

1. Какого происхождения слова сундук, свёкла, базар – русские или заимствованные? (Заимствованы из тюркского языка).

2. Отредактируйте текст, используя синонимы.

  После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал примерно работать.

Учитель:  А теперь перейдем к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова РУКА и ГОЛОВА, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?

1 команде - слово РУКА

2 команде - слово ГОЛОВА

Выигрывает тот, кто назовёт, как можно больше фразеологизмов.

2. Дописать фразеологизмы:

1 команда. (На карточках)

Дрожит …                                                      

умирающий ….                                              

 до мозга …                                                    

 скрепя …                                                                                                          

Слова для справок:  сердце, лебедь, как осиновый лист, костей.

2. Дописать фразеологизмы:

2 команда. (На карточках)

Вариться …

белая …

ни к селу …  

мокрая …

Слова для справок:  в собственном соку, курица, ни к городу, ворона.                                                          

Конкурс 5 «Конкурс капитанов». 

Творческий конкурс.

Учитель: Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. В. Г. Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.

В течение трёх минут сочините миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны выбирают карточку с предложением.

А) Не спеши языком, торопись делом.

Б) Славен человек не словами, а делами.

В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.

Конкурс 6 «Собери слова». Задание команде без капитанов.

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1 команда. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2 команда. (На карточках)

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Проверка творческого конкурса капитанов.

Конкурс 7 «Синтаксический».

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

                   2. Осень (–) щедрая пора.

                   3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

                   2. Пословица (–) народная мудрость.

                   3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

 Вопросы для болельщиков

Пока команды и капитаны выполняют задания, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

  1.        Как правильно сказать?

                               У рыб нет зуб.

                               У рыбов нет зубов.

                               У рыбей нет зубей.

                            Ответ: У рыб есть зубы.

  1.       Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

                            Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

  1.       В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

                             Ответ: Суббота

  1.       Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

                             Ответ: Именительный падеж

       5.        Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

  1.       Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
  2.       Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

Учитель: Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!

III.  Подведение итогов  игры. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - конкурс по русскому языку «Умники и умницы» предназначен для учащихся 5 класса

С помощью игры можно проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов; развить познавательный интерес к русскому языку; воспитать навык взаимодействия во в...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" (тема "Фонетика")

Данная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика". Она позволяет в доступной для детей форме закрепить полученные учащимися знания по фонетике; приви...

интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы"

дана разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе "Умники и умницы"...

Игра-конкурс по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов

Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы» рассчитана на обучающихся 5-6 классов.Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения прог...

Презентация интеллектуальной игры по русскому языку "Умники и умницы"

Презентация интеллектуальной игры "Умники и умницы"...

Конкурс по геометрии "Умники и умницы" 8класс

Задания и презентация для проведения конкурса по геометрии  "Умники и умницы" 8 класс. Конкурс проводили через интернет. Дети были в своих школах. Проводили в ZOOM...

Конкурс по геометрии "Умники и умницы" 7класс

Задания и презентация к конкурсу по геометрии "Умники и умницы" 7класс. Конкурс проводили в ZOOM...