всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему

Анисимова М.А.

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_olimpiada_po_r.yaz_5_kl.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

Спецификация олимпиадной работы (её особенности)

Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету русский язык; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области русского языка; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по русскому языку с целью отбора их для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 5 классе состоит из семи разделов:

1.  Фонетика. Орфоэпия.

2. Лексика.  

3. Морфемика и словообразование.

4. Морфология.

5.Орфография.

6. Синтаксис  

7. История языка.

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом вопросе

1 вопрос

Знание орфоэпических норм русского языка

2 вопрос

Умение давать характеристику звукам

3 вопрос

Умение составлять слова, учитывая значение  

4 вопрос

 Умение составлять словосочетания с соблюдением грамматических норм

5 вопрос

Умение определять лексическое значение слов

6 вопрос

Знание орфографических правил и их применения на практике

7 вопрос

Умение квалифицировать слово как часть речи

8 вопрос

Знание падежей, умение их определять

9 вопрос

Знание этимологии слова, умение применять языковое чутьё

10 вопрос

Умение определять синтаксическую функцию слов. Умение творчески интерпретировать заданную тему

Умение правильно употреблять русские слова

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

Возрастная группа участников

Олимпиадные задания по русскому языку школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   5 класса.

Продолжительность олимпиады в академических часах

На выполнение заданий по русскому языку для 5 класса отводится  45 минут.

Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.

Отдел образования Администрации МО «Велижский район»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 класс

1.  Расставьте ударения в следующих словах (5 баллов):

брала, звонишь, избалованный, квартал, километр, красивее, нефтепровод, отрочество, торты, эксперт.

2.Выпишите слово, в котором есть только твердые согласные звуки (2 балла):

а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех.

3. Запишите слова, значение которых определено через исходное слово(5 баллов):

а) «тот, кто обманывает»_________________________

б) «маленький огурец»   _________________________

в) «слегка горький»        _________________________

г) «тот, кто читает»         __________________________

д) «там, где растёт малина»________________________

4. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо? Напишите (6 баллов).

5. Прочитайте фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Выпишите подчёркнутые слова. Определите их лексическое значение (10 баллов):

Княжна с постели соскочила,

Седого карлу за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьётся;

Встаёт, упал; в такой беде

Арапов чёрный рой мятётся;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку

И вон распутывать несут,

Оставя у Людмилы шапку.

 

 6. Прочитайте текст орфографического правила.

Чтобы не ошибиться в написании ˂      ….      ˃ в корне слова, нужно изменить

слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после

проверяемой ˂      ….       ˃ стоит ˂      ….       ˃ или согласные Л, М, Н, Р.

А. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущен-

ные фрагменты.

Б. Сформулируйте название этого орфографического правила.

В. Приведите примеры его использования (5 баллов).

7. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова(2 балла), составьте с ними предложения(4 балла):

                       мели, окуни, пряди, соли.

 8. Сколько существительных стоит в предложном падеже(3 балла)?

Подойти к забору, купить свёклу, прыгнуть с разбегу, сварить кофейку,

сидеть в аэропорту, держаться на клею, ползать по полу, прятаться в

шкафу, отвечать директору.

9.С 18 века известно слово жалованье. Попробуйте определить его лексическое значение. Назовите ещё три слова, связанные с понятием жалованье  (8 баллов).

10. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого оно произведения? Кто его автор?(8 баллов)

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря».

Придумайте монолог старухи. (18 баллов)

Ответы на задания.

(всего 76 баллов)

1. Всего  5 баллов.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

бралА, звонИшь, избалОванный, квартАл, киломЕтр, красИвее, нефтепровОд, Отрочество, тОрты, экспЕрт.

2. Всего 2 балла.

Пашешь.

3. Всего 5 баллов.

 За каждый правильный ответ 1 балл.

Обманщик, огурчик, горьковатый, читатель, малинник.

4. Всего 6 баллов.

За каждое верно истолкованное слово по 1 баллу. За верно составленное словосочетание 2 балла.

Кобо (большое), пеле (поле), торо (без), рубо (цветок) – большое поле без цветов.

5. Всего 10 баллов.

За каждое верно истолкованное слово по 2 балла.

Карла – карлик.

Арап – негр.

Скорчился – согнулся.

Мятется – находится в тревоге, волнении (возможно: взволнованно и беспоря-

дочно движется).

Вон – наружу.

6. Всего 5 баллов.

1.За верно восстановленное правило – 2 балла.

2. За адекватное название правила – 2 балла.

3. За достаточное количество (не менее 2) примеров его использования –

1 балл.

Чтобы не ошибиться в написании СОГЛАСНОЙ в корне слова, нужно

изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после

проверяемой СОГЛАСНОЙ стоит ГЛАСНАЯ или согласные Л, М, Н, Р.

Правило называется: правописание проверяемой согласной в корне слова.

Примеры: дуб – дубы, зуб – зубной и т. п.

7. Всего 6 баллов.

За определение частей речи у слова – 1 балл.

За пару составленных предложений – 1 балл.

Светило, мыло, ели, окуни – могут быть и существительными и глаголами.

8. Всего 3 балла.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Сидеть в аэропорту, держаться на клею, прятаться в шкафу.

9. Всего 8 баллов.

За формулировку лексического значения – 1 балл. За формулировку лексического значения и этимологию (полный ответ) –  2 балла.  

За каждое приведённое слово по 2 балла.

Жа́лование. Древнерусское слово, образованное от глагола жаловати — «оказывать милость; дарить». Исходное значение — «дар, пожалование» со временем превратилось в «вознаграждение за работу».

Жа́лование – плата за работу.

Зарплата, получка, заработок.

10. Максимально – 26 баллов.

Синтаксический разбор предложения 6 баллов (сказуемое, подлежащее, определение, дополнение, определение, определение, обстоятельство места).

Произведение – «Сказка о рыбаке и рыбке» - 1 балл.

Автор – А.С. Пушкин – 1 балл.

За структуру, смысл, образность монолога – 18 баллов.

         

 

 

Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимальной итоговой суммы

(также возможно указание баллов после каждого задания).

Пример таблицы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Макс. балл

Балл

Подпись

проверяющего

Список литературы, Интернет-источников, использованных для подготовки олимпиадных заданий.

Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М.: Айрис пресс, 2011.

Олимпиады по русскому языку. / Сост.Т.Н.Скороходова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/

olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 5-6 классы

Отчёт учителя-предметника 5,6 классов по русскому языку школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс...

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 9 класс

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 9 класс...

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс

всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап) 5 класс...