Методический материал. Пишем сочинение на ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
В данном материале шпаргалка для написания сочинения на ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material._pishem_sochinenie_na_ege.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА для написания сочинения на ЕГЭ
Проблема сочинения | Аргументы | ||||
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ 1.Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколении (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии?Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?) | Большие деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь. | ||||
2 Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви | Примером всепрощающей родительской любви является роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», в котором Наташа предает свою семью, убегая из дому с любовником. Отец девушки, Николай Сергеевич Ихменев, проклинает дочь, но в финале романа находит в себе силы простить ее. | ||||
3 Проблема предательства детьми своих родителей | С.Турсун в тексте об отношении отцов и детей с болью и сожалением рассказывает, как легкомысленно и равнодушно отнесся сын к своему пожилому отцу. Старик, несмотря на холодную погоду и плохое самочувствие, по первому зову спешит к сыну, но его в семье молодых не ждут... Как горько читать размышления отца-старика, который понял, что сын не будет для него опорой в самые трудные дни. | ||||
РОЛЬ ДЕТСТВА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 4. Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; | В большинстве романов Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления человека. Наиболее характерный в этом отношении - роман "Дэвид Копперфильд". Герой произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей, казалось бы, должны изменить характер Дэвида, но воспоминания детства, школа выживания дают свои плоды: юноша не сломлен, а закален нравственно, он обрел огромный жизненный опыт. | ||||
5. Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?) | Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал о роли семьи в воспитании детей. Ученый был уверен, что взрослый неравнодушный человек «не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье» воспитает настоящего гражданина. «Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много»,- писал Д.С.Лихачев. | ||||
6.проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?) | У главного героя повести А. Лиханова «Обман» Серёжи умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. Тяжело переживает мальчик свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения. И этому его научила школа выживания в детстве. | ||||
ПРОБЛЕМА КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 7.Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека | Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми». Лучше, на мой взгляд, не скажешь! | ||||
8.Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?) | Известный публицист Л.Жуховицкий в своей статье «Книга или ящик» с негодованием говорит об отрицательном влиянии «говорящего ящика» на человека, который способствует деградации населения. Л.Жуховицкий предъявляет счет телевидению, воспитавшему уже не одно поколение «глухонемых» детей, которые совсем не могут общаться. Именно телевизор препятствует развитию мышления ребенка: ребята привыкли к тому, «что за них думает ящик» и брать в руки книгу не желают. | ||||
9. Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?) | Р. Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» писал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а «остальные девяносто девять процентов он познает через книгу». | ||||
СЛОЖНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОСТУПКОВ 10.Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?) | Яркий пример предательства, калечащего судьбы людей, описан в романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо».Герой книги, юный Эдмон Дантес, помощник капитана марсельского судна «Фараон», счастливый жених прекрасной Мерседес, оклеветанный завистниками и преданный трусом Кадруссом, оказывается на семнадцать лет узником замка Иф. По вызволении из «каменного мешка», Эдмонд отомстит своему обидчику…Но молодость и любовь прекрасной Мерседес уже не вернуть. | ||||
11.Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации | Каждый человек в жизни оказывается в ситуации выбора. Когда в воинской части №53790 на полигоне под Белогорском во время учения произошла экстремальная ситуация, майор Сергей Солнечников, командир батальона связи сделал свой выбор. Что думал в те несколько секунд офицер, неизвестно, но он накрыл своим телом гранату, от которой могли бы погибнуть 10 солдат. Сам Сергей погиб… | ||||
12. Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. | Истинный героизм Ярким примером может послужить известная история об учителе физкультуры из Беслана. Первого сентября, когда школу захватили террористы и сотни детей и их родителей оказались в заложниках, мужчина нашел незаметный для боевиков "путь на свободу". И каждый последующий день, рискуя собственной жизнью, отправлял детей на свободу, даруя им жизнь. Опасность и риск данного поступка можно назвать героическими, потому как они несли в себе желание спасти жизни людей. Бессмысленный героизм В Интернете, в статье С.Медведева «Страна лихачей: миф о русской удали» , познакомилась со страшной статистикой и примерами русской бесшабашности. Вот в Альпах в новогоднюю ночь восемь человек, в том числе семеро россиян из Краснодара, поужинав в горной гостинице, ночью загрузились в снегоход с прицепом и отправились вниз по неосвещенной горнолыжной трассе. Снегоход сорвался в пропасть со стометровой высоты, шестеро погибли. Эта трагедия ужасна — и в то же время совершенно узнаваема. Речь идет не только о преступной халатности водителя снегохода, но и о том, что русские люди очень часто бессмысленно рискуют. | ||||
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЛАГОРОДСТВО 13. Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; отношения человека к своему делу?) | Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого. | ||||
14.Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное | У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей матери. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын. Совесть не позволяет!
| ||||
15. Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей | 1.Я. Голованов в книге «Этюды об ученых» рассказывает о судьбе знаменитого русского мореплавателя Василия Головина, который, оставшись сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал знаменитым русским мореплавателем. 2..Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании, в достижении поставленной цели. | ||||
16. Проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?) | 1.Б. Васильев в повести «Летят мои кони...» рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим нравственным даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей из канализационного колодца, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
2.К.М. Станюкович в книге «Матросик» повествует об Илье Кушкине, бесконечно добром человеке, готовом помочь каждому. Илья пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Не каждый бы поступил так! Кушкин спас экипаж корабля, когда судно терпело бедствие, а сам погиб. | ||||
ЧЕСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО 17. Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?) | Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» рисует образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяющего полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной скупостью. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей когда-то неплохого хозяина и семьянина, утрату им всех моральных ценностей. | ||||
18.Проблема защиты чести и собственного достоинства | Вспомним роман А.С Пушкина «Капитанская дочка», главного героя произведения Петра Гринева, факты жизни которого свидетельствуют о том, что понятия долга и чести для него святы, они его жизненный принцип. Судьба свела молодого офицера с Емельяном Пугачевым, жестокость которого по отношению к тем, кто не признавал в нем Петра III, была хорошо известна и приводила в ужас дворян. Несмотря на неотвратимость смерти в случае отказа от присяги "злодею", Гринев выбирает именно этот путь, не считая возможным для офицера нарушить присягу, данную императрице. | ||||
19. проблема истинных и ложных жизненных ценностей | А.С. Пушкин в повести «Пиковая дама» рассказывает о судьбе Германна, который перепутав истинные и ложные жизненные ценности, страстно жаждет разбогатеть, завладев тайной трех карточных чисел. Заветные три карты помогли герою выиграть, но лишили надежды на счастье. Он становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, своей возлюбленной и в конце повестисходит с ума. | ||||
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ 20. Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми | В повести Ю.Короткова «Медовый месяц» изображена наша современная жизнь, жестокая и неискренняя. Один из героев книги Андрей, новый русский, -типичный эгоист. Он не доверяет окружающим, делает всё лишь во благо себе, совершает низкие поступки только из корыстных побуждений. Девиз жизни этого эгоиста ярко проявляется в его словах: «Если чего-то очень хочешь – возьми! Любой ценой!.. Не спи, не ешь, укради, умри, но добейся…» | ||||
21.Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которою считаешь другом | В повести Юрия Короткова «Седой» генеральский внук Александр, по своему желанию пошедший служить в армию, подружившийся там с бывшим детдомовцем Олегом Петуховым, сделал все, чтобы убедить друга, что не все в мире злы и жестоки и что не все проблемы можно решить при помощи кулака. Многое изменилось в мировоззрении Петухова, когда Александр, пожертвовав собой, спас ему жизнь. Вот пример самоотдачи в отношениях с другом. | ||||
22.Проблема истинной дружбы | А.С.Пушкин понимал дружбу не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него — это целый круг людей, близких «по судьбе», это "братство", «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест пушкинской дружбы — седьмая строфа стихотворения "19 октября": Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз... Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, "беспечность", лежащие в основе истинного дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. | ||||
23.Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости?Можно ли противостоять ее проявлению?) | 1.Д.С.Лихачев «В письмах о добром и прекрасном» пишет о том, что «злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…». Ученый дает советы, как избежать человеку грубости: быть сдержаннее, не так эмоционально реагировать на слова собеседника, поставить себя на его место. 2. Недавно известного актера Станислава Юрьевича Сальского оскорбили зрители прямо во время спектакля. Позже он объяснил, почему не стал отвечать обидчикам на грубость: «Я не имею права со сцены ничего отвечать. Станиславский говорил, что театр – это храм. Я со сцены не имею права ни позволить себе какую-то грубость, ни ругаться матом». | ||||
24.проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?) | А.А. СМОЛЬКИН в социологической статье «ПАРАДОКСЫ ОТНОШЕНИЯ К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» пишет, что «как правило, сегодня в российском общественном мнении преобладает негативное отношение к пожилым людям». Автор приводит данные соцопроса, в котором все респонденты сходятся во мнении, что «плохое отношение» к пожилым людям — это отсутствие уважения или демонстрация этого. В чем проявляется это негативное отношение к старикам? Так, молодые люди пожилым не уступают место в транспорте, не помогают донести сумку, перейти дорогу, не пропускают в очереди, в общении с пожилым человеком допускают неуважительный тон. | ||||
25.Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя | Игумен Федор в статье «Об отчаянии» говорит, что «отчаяние – спутник всех горюющих». Священник считает, что «с впавшим в отчаяние человеком трудно общаться, и очень сложно что-то до него донести». Помочь такому человеку можно, лишь окружив его любовью. Не потакать его страстям вседозволенностью, а «согреть добрым отношением, потерпеть его немощь, понять его болезнь». | ||||
ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 26. проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц | Для подтверждения своих мыслей хочу обратиться к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. В одном из них говорится о том, что люди разучились радоваться мелочам: восходу солнца, пению птиц, журчанию ручейка… Научиться этому, считает ученый, можно не только в детстве, но и в пожилом возрасте. Только необходимо пересмотреть свои взгляды на жизнь, стать оптимистичнее. | ||||
27.Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?) | Известный психолог Г. Козлов утверждал, что ребёнок способен создать себе радость из ничего, из обыкновенной вещи, из простой улыбки. Это великий дар – создавать радость из пустоты. Можно просто хлопать по ушам, можно отдирать клей от пальца или выдувать колечки. Это пустота, но это весело, и это может занять целый день. Дети умеют творить радость вокруг себя. И мы, взрослые, должны учиться у них наполнять свою жизнь радостью. | ||||
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 28. Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?) | Вспоминаю произведение А. П. Чехова «Тоска». Данный рассказ повествует о судьбе извозчика Ионы Потапова. Потеряв любимого сына, он хочет хоть с кем-то разделить своё горе, но никому нет дела до него. От безысходности Иона решает рассказать свою печальную историю лошади: ему кажется, что только она сможет посочувствовать его беде… | ||||
29.Проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?) | У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица», повествующий об одиночестве ребенка. История стара как мир…У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все, чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью, обособленной от всего дома». | ||||
30.Проблема одинокой старости | Толстой-мастер постиг не только прелесть юности, но и безысходность старости. Всего несколькими штрихами он в романе «Война и мир» рисует нам бессилие умирающего графа Безухова. Совсем недавно еще красавец, граф сейчас уже не может самостоятельно перевернуться. А описание беспомощно завалившейся руки! И умирающий граф, и его сын осознают, как же она, пришедшая старость, страшна и безобразна! Страшна в присутствии родных и близких! А если рядом никого нет?! | ||||
ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО 31.Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?) | 1.У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком. 2. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы. | ||||
32.Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?) | Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит ... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». | ||||
33.Проблема восприятия музыки человеком | 1.В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным. 2. В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни. | ||||
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ 34.Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы | Ярким примером варварского отношения к природе являются строки из стихотворения М.Дудина: Мы сделали не из- под палки, А рвеньем собственным горя, Из чистых океанов – свалки, Перезагадили моря. На мой взгляд, лучше не скажешь! | ||||
35Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы | По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи! | ||||
36.Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека | В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!! | ||||
37. Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?) | В Интернете прочитала статью из газеты "Крымские известия" о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду…Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя…Спустя годы хочется воскликнуть: « Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!» Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?! | ||||
38.Проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?) | В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на "воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью. | ||||
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ 39.Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?) | К.И. Чуковский в произведении «Живой как жизнь", анализируя состояние современного русского языка и речи, приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык, язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. | ||||
ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ ОН НАДЕЛЕН 40. Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?) | В произведении Р. Брэдбери «Карлик" мы видим, как Ральф, герой рассказа, жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя обыкновенным человеком, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в зеркале. Карлик страдает, мучается, но это лишь развлекает Ральфа, испорченного тем, что даже минимальная власть делает его жестоким и грубым. | ||||
СОСТРАДАНИЕ ОКРУЖАЮЩИМ 41.Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?) | В произведении А.П. Чехова «Тоска» повествуется о том, что у извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, Потапов хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела, окружающие его люди не способны к сочувствию. И тогда Иона свою печальную историю рассказывает лошади… | ||||
42. Проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку | В произведении Р.Брэдбери "Карлик" Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту, человека с большой душой. Но девушка не просто сочувствует карлику, она дарит ему это зеркало , чтобы хоть чем-то скрасить жизнь бедняги. Вот оно, действенное сострадание! | ||||
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ВОЙНЕ 43. Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?) | Главным обвинителем войны в русской литературе считаю Л.Н. Толстого. Он в романе «Война и мир» написал яркие строки, которые, на мой взгляд, обязан заучить каждый глава государства, каждый правитель: «…началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Лучше, по-моему, не скажешь! | ||||
44. Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); | Вспомним рассказ Константина Воробьева "Немец в валенках", где рассказывается о том, как немецкий солдат, сторож в лагере штрафников, проникается сочувствием к русскому военнопленному. Почему Вилли Броде пожалел советского солдата? Потому что он, Вилли, простой крестьянин, тоже осуждает войну, его вынудили идти на фронт. Но главное, что сближает немца с русским солдатом – это общий недуг: они оба обморозили на войне ноги… | ||||
45.Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?) | В описании человека на войне В.Быков избегает одностороннего изображения. В повести «Третья ракета» автор повествует об отважном расчете, который борется в одиночку целых три дня с немецкими танками и бронетраспортёрами. Люди, разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, страхом и безысходностью… Он и ведет их всех к Великой Победе! | ||||
46.Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний. (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?) | Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, главные героини повести Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, однако были уверены в том, что нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». И держали, погибая одна за другой… 2.Кто-то в экстремальной ситуации находится минуту, другой - час, третий –неделю…А крестьянин Самарской губернии Григорий Журавлев, герой эссе Н.Михайлова, – всю жизнь! Судьба послала ему ужасные испытания. Он родился без рук и ног и был обречён на жалкое, животное существование. Но ещё в детстве он захотел рисовать. И стал писать иконы. Сегодня их можно увидеть в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в других храмах России, одну из его икон недавно обнаружили даже в Боснии. А в конце жизни Григорий Журавлёв стал расписывать церковь в своём селе.Привязанный под куполом, часами лежал он на спине и расписывал сантиметр за сантиметром, держа кисть в зубах. От нечеловечески тяжёлого труда спина и затылок покрывались кровавыми язвами. Трескались губы. Кровоточил рот. Но он выполнял своё предназначение. Предназначение Человека на Земле, прожившего всю жизнь в экстремальной ситуации.… | ||||
47.Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях | Главный герой рассказа А. Адамовича «Немой» - яркий пример истинного гуманизма. Франц во время войны получил приказ сжечь дом в белорусской деревне, в котором он жил. Но он не смог убить маленькую девочку Полину и ее мать и вместе с ними прячется от нацистов в погреб. А когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их. |
Интернет- ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сочинение-рассуждение
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С. Особое внимание уделяется пониманию смысла исходного текста....
Дистанционный курс: "Пишем сочинение-рассуждение (часть С)"
Здесь учащиеся найдут все необходимое, чтобы научиться писать сочинение-рассуждение....
Элективного курса "Пишем сочинение"
Программа спецкурса рассчитана на 35 занятий по 1ч.30 мин. в неделю в течение года. Цели курса: 1. Создание условий для овладения свободной, уверенной письменной и устной речью ка...
Пишем сочинение. Часть С. 11класс
Данный материал поможет учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы на экзамене. Здесь предложен план работы над сочинением, алгоритм написания....
Методические рекомендации ученикам "Пиши сочинение"
рекомендации...
Материал ОГЭ. Пишем сочинение 15.2
Структура написания сочинения-рассуждения ОГЭ 15.2...
Методический конструктор: «Пишем сочинение на лингвистическую тему»
ull;Государственная итоговая аттестация по русскому языку проводится с целью проверки и оценки уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса. В тестовые задания включены ...