Диктанты по русскому языку для 5 класса
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Тексты с пропуском букв и знаков препинания для контроля знаний учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktanty_5_klass.doc | 77 КБ |
Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ДЛЯ 5 КЛАССА.
I. По повторению изученного в начальных классах.
№ 1.
(Озаглавить.)
Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.
Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.
№ 2.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим2 в зелёную чащу.4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.
№ 3.
(Озаглавить.)
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
№ 4.
Летняя гроза.
Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
II. По теме «Синтаксис и пунктуация».
№ 1.
(Озаглавить.)
Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)
_____________________________________________
Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете2 и и…чезло.
Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила2 Нина.
Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята
Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю.4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.
(По В.П.Астафьеву)
Задания.
1. Озаглавь текст.
2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.
4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .
5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.
6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.
7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.
№ 2.
В ожидании зимы.
Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4
Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.
Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.
Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.
III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
(Озаглавить.)
Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.
На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.
Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.
IV. По теме «Морфемика».
№1.
(Озаглавить.)
Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.
(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.
Шумит з..л..той дождь.
Грамматическое задание.
1.Озаглавьте текст.
2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.
3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.
4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.
№2.
(Озаглавить.)
Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался
противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись
(к) г..ризонту.
(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.
В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и
р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.
№ 3.
В горах Памира.
Мы на Памире. Над розоватыми2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная2 живопись рассказывает о древнем Памире.4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.
Словарный диктант для подготовки.
Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.
В горах Памира.
Мы на Памире. Над роз..ватыми2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.
По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.
Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире.4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.
V. По теме «Имя существительное».
№ 1.
Глухарята.
Август самое лучшее время на Урале. В это время природа о…дыхает от жаркого лета. Соч…ные травы уже отцвели и на берёзах и липах начинают ж…лтеть л…сточки. Это первые вес…ники2 бли…кой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
В такой день идёш… по у…кой лесной тр…пинк… среди великанов соснового бора. Рядом торопит…ся собака Азор. Он выслеживает дич… старательно шарит по кустам4. От куста б…жит глухарка и бе…помощно ра…махивает крыльями. Маленькие глухарята ещё (не) умеют л…тать но они уже понимают опас…ность. Ц…плята подб…гают к кочк… и пряч…т головки в мох. Стоиш… и любуеш…ся маленькими хитростями глухарей.
Глухарята.
Август самое лучшее время на Урале. В это время природа о…дыхает от жаркого лета. Соч…ные травы уже отцвели и на берёзах и липах начинают ж…лтеть л…сточки. Это первые вес…ники2 бли…кой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
В такой день идёш… по у…кой лесной тр…пинк… среди великанов соснового бора. Рядом торопит…ся собака Азор. Он выслеживает дич… старательно шарит по кустам4. От куста б…жит глухарка и бе…помощно ра…махивает крыльями. Маленькие глухарята ещё (не) умеют л…тать но они уже понимают опас…ность. Ц…плята подб…гают к кочк… и пряч…т головки в мох. Стоиш… и любуеш…ся маленькими хитростями глухарей.
Глухарята.
Август самое лучшее время на Урале. В это время природа о…дыхает от жаркого лета. Соч…ные травы уже отцвели и на берёзах и липах начинают ж…лтеть л…сточки. Это первые вес…ники2 бли…кой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
В такой день идёш… по у…кой лесной тр…пинк… среди великанов соснового бора. Рядом торопит…ся собака Азор. Он выслеживает дич… старательно шарит по кустам4. От куста б…жит глухарка и бе…помощно ра…махивает крыльями. Маленькие глухарята ещё (не) умеют л…тать но они уже понимают опас…ность. Ц…плята подб…гают к кочк… и пряч…т головки в мох. Стоиш… и любуеш…ся маленькими хитростями глухарей.
Глухарята.
Август самое лучшее время на Урале. В это время природа о…дыхает от жаркого лета. Соч…ные травы уже отцвели и на берёзах и липах начинают ж…лтеть л…сточки. Это первые вес…ники2 бли…кой осени. Воздух пропитан душистыми травами.
В такой день идёш… по у…кой лесной тр…пинк… среди великанов соснового бора. Рядом торопит…ся собака Азор. Он выслеживает дич… старательно шарит по кустам4. От куста б…жит глухарка и бе…помощно ра…махивает крыльями. Маленькие глухарята ещё (не) умеют л…тать но они уже понимают опас…ность. Ц…плята подб…гают к кочк… и пряч…т головки в мох. Стоиш… и любуеш…ся маленькими хитростями глухарей.
№ 2.
В самолете во время грозы.
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.
Словарный диктант для подготовки.
Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.
№ 3.
(Озаглавить.)
После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.
Мой дедушка - известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.
От станции мы шли по просеке 2, потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!
С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1. Пошуршал 2 в траве и исчез.
Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4
(Озаглавить.)
После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .
Мой дедушка извес…ный2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.
От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4. В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!
С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал2 в траве и и…чез.
Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка2 и пёс (Д, д)ружок 3.
VI. По теме «Имя прилагательное».
(Озаглавить.)
Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.
Дорога вьётся мимо берёзовой2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой2 берёзой лежит седая роса.4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.
Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.
Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.
VII. По теме «Глагол».
Дуб.
Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.
(По Г.Снегирёву)
Словарный диктант для подготовки.
Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.
VIII. Итоговые контрольные диктанты.
№ 1.
Оленёнок.
Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.
Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.
Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.
Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.
№ 2.
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.
Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?
О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.
Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси... Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн... (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.
Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.
(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..
в (С, с)ибир.. в (К, к)арели... Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги
№ 3.
Кто сеет в лесу.
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками.4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного2 места.
Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают2 деревьями.
№ 4.
Зоркий взгляд Пришвина.
Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах4. Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул3 на них своим особым зорким взглядом4.
Вот он нашёл3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.
Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.
Предварительный просмотр:
Итоговая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
10 мая 2017 года
Вариант 1
Выполнена: ФИО ____________________________________
Класс _________ ОбОО ____________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут.
Работа включает 12 заданий. Ответы к заданиям запишите в отведённом для этого в работе месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
- В предложенном тексте раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и, где это необходимо, знаки препинания.
Около полудня появляет..ся множество круглых обл..ков. Они с..роватые, а края у них белые. Они наскво(з/с)ь проникнуты светом и т..плотой. Обл..ка поч..ти (не)двигают..ся между ними вид..шь большие просветы неба. Цвет неб..склона (не)меня..тся весь день. Нигде не т..мне..т не густе..т гр..за. Только изре(д/т)ка протян..тся сверху вниз г..лубоватая пол..са. Это струйки дождя. (К)вечеру круглые обл..ка исч..зают. Последние (из)них, черноватые и размытые, ложат..ся клубами напротив заходящего солнца. (На)мест.., где оно закатил..сь, алое сиянье стоит над п..т..мневшей з..млёй. Тихо мигая, как бережно несомая свеч..ка, заиграет на небе вечерн..я звезда.
- Выполнить фонетический разбор слова ВНИЗ
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
- Выполнить морфемный разбор слова ЗАИГРАЕТ
____________________________________
- Выполнить морфологический разбор слова ОБЛАКОВ
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
К вечеру круглые облака исчезают.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Поставить знак ударения в предложенных словах.
АЛФАВИТ, ДОКУМЕНТ, МАГАЗИН, (она) НАЧАЛА
- Поставить, где необходимо, запятые. Объяснить условие постановки
- Папа приехал из леса с большой корзиной грибов.
- А нужно ли друзья пилить эту берёзу?
- Ваня вернулся на участок и привёз тачку.
- Сегодня Оленька будет готовить обед и ужин.
________________________________________________________
- Поставить, где необходимо, запятые. Объяснить условие постановки
- Рабочие перетаскивают брёвна с баржи на берег и укладывают их штабелями.
- Целый месяц мы шли горными тропами и карабкались на скалы.
- Подул северный ветер и за ночь на снегу образовалась толстая корка наста.
- Андрей решил остаться в Крыму примерно на месяц и вернуться домой к началу сентября.
_________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 9-12
(1)Мама уехала в город, и пятилетний Ваня с папой остались одни. (2)«Завтра утром пойдём на рыбалку – окуней наловим!» - пообещал папа. (3)И подумал про себя: «Сын у меня уже большой, понятливый, крючок за палец не зацепит, удочку не сломает».
(4)На другой день папа поднялся рано-рано. (5)Он приготовил любимую его с сыном еду – яичницу-глазунью и разбудил мальчика. (6)Сказал: «Ванюшка, вставай, умывайся скорее, яичница стынет. (7)Быстренько поедим и на речку, за окунями!»
(8)Тут Ваню долго уговаривать не надо: «окуни» - слово волшебное. (9)Вскочил в одно мгновение, всё сделал быстро, сел за стол.(10)А мухи разлетались вокруг, есть мешают, на глазунью садятся.
(11)«Задай-ка им перцу!» - говорит папа.(12)Ваня берёт перечницу и сыплет перец на яичницу. (13)«Да ты меня не так понял: мухобойкой их, мухобойкой!» - кричит папа.
(14)Ваня хватает мухобойку. (15)Раз! – папе по спине, где муха сидела. (16)Два! – по столу. (17)Три! – замахнулся и смотрит, куда муха сядет. (18)А она села на глазунью. (19)Бабах! – и вся яичница улетела папе на рубашку.
(20)И папа сказал: «Всё, рыбалка отменяется. (21)Будет гречневая каша на завтрак и большая стирка. (22)А окуни пусть пока подрастут, да и ты, сынок, тоже». (по Ю.И.Чичёву)
- Определить и записать основную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определить, какой тип речи используется в предложениях 4-5 данного текста
_____________________________________
- В предложениях (8)-(10) найдите слово со значением «создавать препятствия в чём-нибудь, затруднять». Запишите это слово.
_____________________________________
- В предложениях (1)-(3) найдите антоним к слову «вечером» и выпишите его
_____________________________________
Итоговая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 класс
10 мая 2017 года
Вариант 2
Выполнена: ФИО_____________________________________________
класс_________ ОбОО_______________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут.
Работа включает 12 заданий. Ответы к заданиям запишите в отведённом для этого в работе месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
- В предложенном тексте раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и, где это необходимо, знаки препинания.
Блудово болото это уд..вительное место. Оно н..чинает..ся зар..слями ивы ольхи и других кустарников. Первый человек прошёл эти приболотные места с т..пором (в)руке и пр..рубил прохо(т/д) для других. (Под)ногами человеческими ут..птались ж..сткие коч..ки и тр..па стала кана(ф/в)кой. Её каждый ле(г/х)ко замет..т. Мы без труда движ..мся (по)ней в предра..светной т..мноте. И при первом утренн..м свет.. нам открыва..тся само болото, гиган..ское, как море. А ведь оно и было когда-то дном древнего моря. (В)море бывают ..строва. В лесном болоте есть х..лмы. В Блудовом болоте эти х..лмы п..счаные, п..крытые высоким бором.
- Выполнить фонетический разбор слова ОЛЬХА
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
- Выполнить морфемный разбор слова ПРИБОЛОТНЫЕ
____________________________________
- Выполнить морфологический разбор слова ОСТРОВА
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
В лесном болоте есть холмы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Поставить знак ударения в предложенных словах.
ЗВОНИТ, ТОРТЫ, КВАРТАЛ, КРАСИВЕЙ
- Поставить, где необходимо, запятые. Объяснить условие постановки
- Надо закладывать в печь газету и тонкие лучины.
- Неужели ты хочешь накормить тремя картошинами двух голодных мальчишек?
- Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
- Мы завариваем чай с брусникой и варенье в него кладём.
________________________________________________________
- Поставить, где необходимо, запятые. Объяснить условие постановки
- Друзья собрались в поход и составили маршрут своего путешествия.
- С парохода было видно два поля и деревеньку на холме.
- Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
- Ребята сели за выступом стены и затаились в ожидании деда Кузьмы. _________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 9-12
(1)Вышел Юрик во двор, а там мороз сразу за щёки куснул. (2)А вокруг всё в снегу: и на деревьях он лежит, и на кустах, и на заборе, и даже на проволоке, которую натянули для гороха ещё летом. (3)И такой снег аппетитный!
(4)Захотелось Юрику снежку попробовать. (5)Снял осторожно губами комочек – прохладно, как мороженое. (6)Съел первую порцию, за второй потянулся и вдруг языком нечаянно коснулся голой проволоки. (7)Язык тут же к проволоке и прилип. (8)А обожгло, как горячим чаем. (9)Не по себе стало Юрику. (10)Хотел крикнуть: «Мама!», но чтобы букву «эм» произнести, надо губы-то сомкнуть. (11)Вот они и сомкнулись… на проволоке..(12)И показалось Юрику, что он прирос к железу насовсем. (13)И от этого аж похолодело всё внутри. (14)Юрик дёрнулся, оторвался от проволоки, выплюнул снег. (15)А тот уже совсем не вкусный. (16)А во рту солёно, и щиплет, жжёт и губы, и кончик языка. (17)Заревел наш герой и бегом в дом, к маме утешаться.
(18)Мама только руками всплеснула: «Говорила же тебе сколько раз: на морозе железо жжётся! (19) О чём думал-то, ворона?»
(20)То же самое Юрику и доктор объяснил, которого пригласили малыша лечить. (21)Железо не конфетка. (22)На морозе жжёт и прихватывает. (23)И маму слушать надо.
(по Ю.И.Чичёву)
- Определить и записать основную мысль текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определить, какой тип речи используется в предложениях 4-7 данного текста
_____________________________________
- В предложениях (15)-(17) найдите слово со значением «переставать огорчаться, горевать, плакать; успокаиваться». Запишите это слово.
_____________________________________
- В предложениях (1)-(4) найдите антоним к слову «вкусный» и выпишите его
_____________________________________
КЛЮЧИ
1 вариант
1 | Около полудня появляется множество круглых облаков. Они сероватые, а края у них белые. Они насквозь проникнуты светом и теплотой. Облака почти не двигаются, между ними видишь большие просветы неба. Цвет небосклона не меняется весь день. Нигде не темнеет, не густеет гроза. Только изредка протянется сверху вниз голубоватая полоса. Это струйки дождя. К вечеру круглые облака исчезают. Последние из них, черноватые и размытые, ложатся клубами напротив заходящего солнца. На месте, где оно закатилось, алое сиянье стоит над потемневшей землёй. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, заиграет на небе вечерняя звезда. | |
Орфографических и пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая) | 4 | |
1-2 ошибки | 3 | |
3-4 ошибки | 2 | |
5 ошибок | 1 | |
Более 5 ошибок | 0 | |
2 | В – [в] – согласный, звонкий, твёрдый Н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий И – [и] – гласный, ударный З – [с] – согласный, глухой, твёрдый 4 буквы, 4 звука, 1 слог | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
3 | морфемный | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
4 | - чего? - имя существительное, обозначает предмет Н.ф. – облако Нарицательное, неодушевлённое, 2склонение, ср.р., мн.ч, Р.п В составе подлежащего ИЛИ дополнение, ИЛИ определение | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
5 | Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
6 | АЛФАВиТ, ДОКУМеНТ, МАГАЗиН, (она) НАЧАЛа | |
Ударение поставлено верно во всех словах | 2 | |
Ударение поставлено верно в трёх словах | 1 | |
Ударение поставлено верно менее чем в трёх словах | 0 | |
7 |
| |
Правильно поставлены знаки препинания и объяснены условия постановки | 2 | |
Знаки поставлены правильно, объяснение неверное, или оно отсутствует | 1 | |
Неверно определено предложение. | 0 | |
8 | 3. Подул северный ветер, и за ночь на снегу образовалась толстая корка наста. – сложное предложение | |
Правильно поставлены знаки препинания и объяснены условия постановки | 2 | |
Знаки поставлены правильно, объяснение неверное, или оно отсутствует | 1 | |
Неверно определено предложение. | 0 | |
9 | Папа ошибся, полагая, что его сын уже достаточно взрослый, чтобы пойти на рыбалку, но вовремя понял ошибку и исправил её. (Основная мысль может быть приведена в иной формулировке, но близкой по смыслу) | |
Основная мысль сформулирована верно, предложение построено правильно | 2 | |
Основная мысль сформулирована частично, ИЛИ в построении предложения допущена одна ошибка | 1 | |
ЛИБО мысль сформулирована неверно, ЛИБО допущено более одной ошибки в построении предложения | 0 | |
10 | повествование | 1 |
11 | Мешают, мешать | 1 |
12 | утром | 1 |
2 вариант
1 | Блудово болото - это удивительное место. Оно начинается зарослями ивы, ольхи и других кустарников. Первый человек прошёл эти приболотные места с топором в руке и прорубил проход для других. Под ногами человеческими утоптались жёсткие кочки и тропа стала канавкой. Её каждый легко заметит. Мы без труда движемся по ней в предрассветной темноте. И при первом утреннем свете нам открывается само болото, гигантское, как море. А ведь оно и было когда-то дном древнего моря. В море бывают острова. В лесном болоте есть холмы. В Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором. | |
Орфографических и пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая) | 4 | |
1-2 ошибки | 3 | |
3-4 ошибки | 2 | |
5 ошибок | 1 | |
Более 5 ошибок | 0 | |
2 | О – [а] – гласный, безударный Л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий Ь – [-] Х –[х] – согласный, глухой, твёрдый А –[а] – гласный, ударный 5 букв, 4 звука, 2 слога | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
3 | морфемный | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
4 | - что? - имя существительное, обозначает предмет Н.ф. – остров Нарицательное, неодушевлённое, 2склонение, ср.р., мн.ч, И.п В роли подлежащего | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
5 | Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
6 | ЗВОНиТ, ТоРТЫ, КВАРТаЛ, КРАСиВЕЙ | |
Ударение поставлено верно во всех словах | 2 | |
Ударение поставлено верно в трёх словах | 1 | |
Ударение поставлено верно менее чем в трёх словах | 0 | |
7 |
| |
Правильно поставлены знаки препинания и объяснены условия постановки | 2 | |
Знаки поставлены правильно, объяснение неверное, или оно отсутствует | 1 | |
Неверно определено предложение. | 0 | |
8 | 3.Шумели скворцы, и летали в саду жёлтые бабочки. – сложное предложение | |
Правильно поставлены знаки препинания и объяснены условия постановки | 2 | |
Знаки поставлены правильно, объяснение неверное, или оно отсутствует | 1 | |
Неверно определено предложение. | 0 | |
9 | Необходимо прислушиваться к предупреждениям взрослых (знать, что железо на морозе «жжётся») (Основная мысль может быть приведена в иной формулировке, но близкой по смыслу) | |
Основная мысль сформулирована верно, предложение построено правильно | 2 | |
Основная мысль сформулирована частично, ИЛИ в построении предложения допущена одна ошибка | 1 | |
ЛИБО мысль сформулирована неверно, ЛИБО допущено более одной ошибки в построении предложения | 0 | |
10 | повествование | 1 |
11 | утешаться | 1 |
12 | Аппетитный | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый диктант по русскому языку 6 класс
Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса....
Контрольный диктант по русскому языку.5 класс.Начало года.
Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года....
Контрольный диктант по русскому языку. 5 класс. Начало года.
Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года....
Диктанты по русскому языку, 8 класс
Диктанты по русскому языку (к любому из действующих учебников по рускому языку для 8 класса). Данное пособие полностью соответствует ФГОС второго поколения....
Контрольной диктант по русскому языку. 6 класс
Итоговвый контрольный диктант по русскому языку за год. Представлен демовариант и оригинал контрольной работы...
Контрольная работа (диктант) по русскому языку 5 класс за 2014-2015уч.год.
Контрольная работа предназначена для учащихся коррекционной школы 5 класса VIII вида. Данная работа предназначена для обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении и предназначена на одного к...
Итоговый диктант по русскому языку 6 класс
Итоговый диктант по русскому языку 6 класс по программе М.М. Разумовской...