Урок и презентация по теме "Безличные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Машунина Екатерина Викторовна

Разработка содержит конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon _bezlichnye.ppt1.68 МБ
Файл urok_po_teme.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ («ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…») ПОДГОТОВИЛА: МАШУНИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. МБОУ «СОШ №41» Г. РЯЗАНИ

Слайд 2

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Слайд 3

- Предложения с одним главным членом называются односоставными. - Односоставные предложения непонятны без второго главного члена. - Назывные – это предложения с главным членом сказуемым. - Односоставные предложения с главным членом-сказуемым бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.

Слайд 4

• Что такое односоставные предложения? • Как называются односоставные предложения с главным членом-подлежащим? • На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом – сказуемым? • Чем может быть выражено сказуемое в определённо-личных предложениях? В неопределённо-личных?

Слайд 5

Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В.А.Жуковский

Слайд 6

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

Слайд 7

Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, непременно представлено как неизвестное, неопределенное. А.М.Пешковский

Слайд 8

1. Поговори со мною, мама. 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. 4. Слышишь что-нибудь? 5. Не обижайся на меня. 6. Великолепный зимний день! 7. На вокзале тебя встретят.

Слайд 9

Номер предложения Вид односостав- ного предложения 1 2 3 4 5 6 7 Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное

Слайд 10

1. Поговори со мною, мама. 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. 4. Слышишь что-нибудь? 5. Не обижайся на меня. 6. Великолепный зимний день! 7. На вокзале тебя встретят.

Слайд 11

Номер предложения Вид односостав- ного предложения 1 2 3 4 5 6 7 Назывное + + Определённо-личное + + + + Неопределённо-личное +

Слайд 12

1. Поговори со мною, мама. (ты) 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. (я) 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. (слышится) 4. Слышишь что-нибудь? (ты) 5. Не обижайся на меня. (ты) 6. Великолепный зимний день! (наступил) 7. На вокзале тебя встретят. (они)

Слайд 13

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ («ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»)

Слайд 14

Меня знобит. На улице морозит. Светает. Мне холодно. Попить бы чаю! Саше не спится, но весело ей. (Н. Некрасов)

Слайд 15

ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Во всем мне хочется дойти До самой сути. Б.Л.Пастернак Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В.А.Жуковский Найдите грамматические основы в этих предложениях. Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?

Слайд 16

Веч…реет. Свежо. Ветра уже нет. На меже ул…глись кусты перекати-поля. Весь день их бр…сало по свежей пашне. В ясном небе начинают светиться первые звездочки. Пахн…т распускающимися дубовыми почками. Ломит от усталости босые ноги. Слыша(ться, тся) гортанные голоса грачей. Они устраиваю(ться,тся) на ночь в своих гнездах. Хочется раствориться в вечерней тишине. (В.Закруткин) Найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях.

Слайд 17

Вечереет - безличный глагол Свежо – слово категории состояния Нет Бросало – личный глагол в безличном значении Пахнет - личный глагол в безличном значении Ломит - личный глагол в безличном значении Хочется раствориться - личный глагол в безличном значении + инфинитив

Слайд 18

Бытие: Случалось. Долженствование, волеизъявление: Необходимо запомнить. Мне ехать. Состояние человека: Мне думается. Тебе нездоровится? Нам хорошо. Стихийные явления, состояние природы: Морозит. Вюжит. Смеркалось. К вечеру похолодало. По значению безличные предложения делятся на подгруппы

Слайд 19

Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот). “ ! ” — Я это знал. “ + ” — Новое для меня. “ - “ — Вызывает у меня сомнение. “ ?” — Вопрос. Работа с учебником. Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения»

Слайд 20

Знал Узнал Хочу знать больше

Слайд 22

1.Замените данные ниже двусоставные предложения односоставными безличными и распространите их так, чтобы у вас получился связный рассказ. 2. Обозначьте сказуемое в односоставных предложениях получившегося текста, укажите, чем оно выражено. 1) Начинаются сумерки. 2) Наступила темнота. 3) Свежеет воздух. 4) Наступает прохлада. 5) Меня бьет лихорадка. 6) Начался проливной дождь. 7) Ветер вырвал деревья. 8) Ливень размыл дорогу. 9) Дом пахнет сыростью. 10) В саду пахнет жасмин и сирень.

Слайд 23

Сегодня на уроке я узнал … Работать мне было…, потому что … Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …

Слайд 24

Домашнее задание: на выбор. Упражнение 199. 2) Пейзажная зарисовка (6-8 предложений) с использованием разных видов односоставных предложений. 3) Выписать примеры разных видов односоставных предложений из поэмы Лермонтова «Мцыри».



Предварительный просмотр:

Урок по теме «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…)» слайд1

8А класс

13 декабря 2012 года

Тип урока

Оборудование

Цели и задачи

Ход урока

  • Оргмомент, оформление тетрадей.
  1. Вызов.

Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с односоставными предложениями. У нас не изучен ещё один тип односоставных предложений, а значит, тема раскрыта не до конца. А так нельзя. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Бориса Пастернака слайд 2

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Сегодня нам и предстоит «свершать открытья», а может быть, «жить, думать, чувствовать, любить»…

Но прежде чем открывать для себя новое, необходимо повторить то, что нам уже хорошо известно.

Я предлагаю вам ряд утверждений, среди которых есть правильные и неправильные. Ваша задача – определить, что верно, что неверно, неверное исправить.

«Верные и неверные утверждения» слайд 3

- Предложения с одним главным членом называются односоставными

- Односоставные предложения не понятны без второго главного члена

- Назывные – это предложения с главным членом сказуемым

- Односоставные предложения  с главным членом-сказуемым бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные

Итак, повторим. Слайд 4

  • Что такое односоставные предложения?
  • Как называются односоставные предложения с главным членом-подлежащим?
  • На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом – сказуемым?
  • Чем м/б выражено сказуемое в определённо-личных предложениях? В неопределённо-личных?

Я вижу, вы хорошо знаете материал. А давайте задумаемся, зачем нужны односоставные предложения.  ( Ответы учащихся) Простые односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Часто они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от них большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками

ПРОВЕРКА Д/З 1) Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; 2) выделите односоставные предложения указанного вида; 3) определите способ выражения главного члена в данных предложениях.

Выделите определенно-личные предложения.

Тр_па – единствен_ый путь через тайгу. Так (из)дали по м_телочкам злаков я узнал тр_пу человеческую и был спасен.

По сухой ли тр_пе на п_сочк_, по замшелым ли бревнам на б_лот_ иду в полном радос_ном согласи_ с тем, кто прош_л раньше меня. В каждой избушк_ на пути своем пользуюсь др_вишками. Часто сам г_товлю др_ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.

Выделите неопределенно-личные предложения.

Б_льшой к_стер развели на б_регу, против п_селка.

Туши тура и к_бана целиком жарили на огромных в_рт_лах, пов_рач_вая то одним, то другим боком. Внутрь их клали огромные раск_лен_ые камни. Едва бог неба отправился на п_кой в свою хижину за п_лосой леса, п_ляну по обе ст_роны к_стра заст_лили шкурами. На них рас_тавят глин_ные г_ршки с г_рячим отваром. Р_зложат жарен_ые рыбу и мясо, плоды, сладкие к_ренья и л_пешки. Предст_ял пир, (н_)слыхан_о б_гатый даже для южного плем_ни.

Выделите назывные предложения.

Так (н_)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз_ники, будни.

Ярм_рка. Кр_щенский м_роз. В шубах д_ревья. На ш_стах полощ_тся флаги. И зима, зима. От снега все мя_кое

Пост. Ж_лтым маслом политы_ к_леи. Старин_ые дедовские кушанья. И Пасха. Со_нце, звон.

Давайте скажем подробнее о функции каждого из известных нам типов односоставных предложений.

В стихотворении В.Жуковского  «Приход весны» найдите строчку, объясняющую, почему писатели и поэты используют назывные предложения). Слайд 5

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, -

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Как вы считаете, о каких предложениях говорил М.В.Ломоносов? Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.(Определённо-личные) слайд 6

И ещё об одном типе односоставных предложений  писал лингвист Александр Матвеевич Пешковский. Слайд 7

Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, непременно представлено как неизвестное, неопределенное. (Неопределённо-личные)

Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями,

покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные

предложения. Из предложенных укажите (письменно): В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ слайд 8-11

А)   односоставные назывные

Б) односоставные определённо-личные

В) односоставные неопределённо-личные

  1. Поговори со мною, мама.
  2. Сижу у моря, смотрю на пучину.  (пучину?)
  3. Шум, возня, беготня беспрестанная.
  4. Слышишь что-нибудь?
  5. Не обижайся на меня.
  6. Великолепный зимний день!
  7. На вокзале тебя встретят.

20 минут

  • Что же общего у всех перечисленных типов односоставных предложений? (можно вставить другой главный член без изменения формы уже имеющегося главного члена).
  • А сейчас я хочу вернуться к стихотворению, с которого начался наш сегодняшний урок

Я не случайно вспомнила эти строки. Первое предложение в стихотворении Пастернака – безличное. И я предлагаю вам записать в тетрадях тему урока именно так «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…)» слайд 12

Мотивация учебной деятельности Учитель. безличные предложения подают действие так, как будто оно совершается само собой, по щучьему велению. Меня знобит.

А кто знобит? На улице морозит. А кто морозит? IV. изучение нового материала 1. Объяснение учителя — Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем: Светает. Мне холодно. Попить бы чаю! В предложении: Саше не спится, но весело ей (Н Некрасов) называется состояние, которое не зависит от воли и желания Саши (она не может спать, хотя, возможно, хочет заснуть). Слайд 13

Задание (слайд 6) второе предложение заменить слайд 14

Работа у доски с двумя предложениями 30 минут

8 слайд – заменить текст слайд 15

Работа с текстом в парах

Задания:

  1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Сформулируйте тему, основную мысль, подберите заголовок.
  2. Подготовьте выразительное чтение, используя памятку.
  3. Определите тип речи, стиль текста (укажите признаки).
  4. Найдите в тексте все безличные предложения. Определите их значения.
  5. Спишите текст. Подчеркните в безличных предложениях главный член, определите способ его выражения.
  6. Сделайте вывод: какую роль играют в данном тексте безличные предложения.

 Текст  для анализа

Веч…реет. Свежо. Ветра уже нет. На меже ул…глись кусты перекати-поля. Весь день их бр…сало по свежей пашне. В ясном небе начинают светиться первые звездочки. Пахн…т распускающимися дубовыми почками.

Ломит от усталости босые ноги. Слыша(ться, тся) гортанные голоса грачей. Они устраиваю(ться,тся) на ночь в своих гнездах. Хочется раствориться в вечерней  тишине. (В.Закруткин)

Словарная работа

Межа – граница земельных участков.

Перекати-поле – травянистое растение степей и пустынь, имеющее вид шаровидного кустика, переносится ветром на большие расстояния.

Делается вывод о способах выражения сказуемого, значении безличных предложений. Слайд 16

Работа с учебником.

Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения»

Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот).

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки могут быть следующими: слайд 17

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“ - “ — Вызывает у меня сомнение.

“?” — Вопрос.

Работа с текстом, ЗУХ слайд 18

Безличные предложения — это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен

  • формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: светает, стемнеет.
  • формой среднего рода глагола: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);
  • словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было, а в будущем — форма 3-го лица единственного числа — не будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).
  • категорией состояния (составное именное сказуемое): И скучно и грустно, (М. Лермонтов); Но в них не видно перемены… (А. Пушкин);
  • сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);
  • кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);
  • инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Составление кластера слайд 19

3.Рефлексия слайд 20

Замените данные ниже двусоставные предложения односоставными безличными и распространите их так, чтобы у вас получился связный рассказ.

2. Графически обозначьте главный член односоставных предложений в получившемся у вас тексте, укажите, чем он выражен.

1) Начинаются сумерки. 2) Наступила темнота. 3) Свежеет воздух. 4) Наступает прохлада. 5) Меня бьет лихорадка. 6) Начался проливной дождь. 7) Ветер вырвал деревья. 8) Ливень размыл дорогу. 9) Дом пахнет сыростью. 10) В саду пахнет жасмин и сирень.

Сегодня на уроке я узнал …слайд 21

·        работать мне было…, потому что …

·        Больше всего мне понравилось…

·        Труднее всего было …

Д/з слайд 22

Упр.199

пейзажная зарисовка (6-8 предложений), используя разные виды односоставных предложений.

Выписать примеры разных видов односоставных предложений из поэмы Лермонтова «Мцыри»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"

Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....

Презентация урока по русскому языку "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Эту презентацию я использую на первом уроке по теме" Односоставные предложения". Материал изложен в доступной форме с использованием красочных иллюстраций и анимации....

Презентация к уроку в 5 классе Условное предложение и тема СПОРТ

Презентация к уроку по теме "Спорт", где изучается новый  грамматический материал "Условное предложение I типа" ( 5 класс Афанасьева-Михеева)...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

Презентация к уроку по теме "Обособленные члены предложения!

Данный материал я использую в своей работе при повторении и закреплении темы "Обособленные члены предложения",  а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, так как есть возможность не т...