МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка по русскому языку на тему

Кирилова Юлия Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык» среди студентов СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_rya.docx104.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Шатурский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

специальности

34.02.01 Сестринское дело

базовый уровень СПО

Преподаватель русского языка и литературы: Ю.В. Кирилова

http://sch144.minsk.edu.by/be/sm.aspx?guid=15583

Шатура - 2018

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол № ________

от «___» _________ 2018

Председатель ЦМК

_________ Е.В. Митрохина

      УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. отделом по УВР

_______ Л. В. Карпухина

«___» ___________ 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

специальности

34.02.01 Сестринское дело

базовый уровень СПО

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж №3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой» Шатурский филиал

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы: Ю.В. Кирилова

Шатура - 2018

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………4

Порядок проведения олимпиады……………………………………………...5

Подведение итогов олимпиады………………………………………………...6

Список использованных источников………………………………………....7

Приложение А. Положение о проведении олимпиады……………………...8

Приложение Б. Задания олимпиады…………………………………………12

Приложение В. Бланк ответов………………………………………………..26

Приложение Г. Протокол конкурса………………………………………….27

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык» среди студентов  I курса ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3».

Олимпиада по русскому языку в СПО – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведение итогов работы. Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы.

Цели олимпиады:

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;
  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;
  • оценка уровня владения обучающимися речевыми навыками;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.

Задачи:

  • выявить одаренных, творчески мыслящих обучающихся;
  • углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;
  • систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;
  • формировать умения применять полученные знания на практике.

Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал с заданием олимпиады; компьютер (ноутбук) с программой Word и EXEL для составления рейтинга участников Олимпиады и оформления наградных документов.

Олимпиада по русскому языку проводится в апреле - мае. Конкретная дата проведения определяется планом ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Для проведения Олимпиады создаются Оргкомитет и жюри. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы, преподавателей СПО.

Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает преподаватель русского языка и литературы

Порядок проведения олимпиады

Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач.

Письменный тур Олимпиады состоит из 50 заданий. Задания следуют в произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения заданий наряду со знанием учебной программы по русскому языку оцениваются также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.

При проведении Олимпиады рекомендуется выделить кабинетные помещения для участников так, чтобы были созданы свободные условия для работы – один человек за партой. Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий. Рекомендуемое время – 4 академических часа. Рекомендуемое время начала Олимпиады – 10:00 по местному времени. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов и канцелярскими принадлежностями (бумага, ручки).

Для организации и контроля над выполнением олимпиадных заданий по русскому языку рекомендуется привлечь преподавателей – не словесников.

По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса.

Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

Подведение итогов олимпиады

Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе Положения об организации и проведения Олимпиады (Приложение А)

После проверки работ проводится их разбор: жюри отмечает лучшие ответы, называет победителей. Кроме анализа по группам, используются и другие формы информации: сообщение о результатах на стендах филиала колледжа, на сайте МОМК №3.

Оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной обстановке.

Для проведения апелляции участник подает письменное заявление на имя председателя жюри в течение одного часа с момента объявления результатов. Апелляция проводится в течение трех часов с момента объявления результатов. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

Список использованных источников

  1. Губернская Т.В. Русский язык. 10-11 классы. Тестовые и олимпиадные задания / Т.В. Губернская. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн.для учителя./ А.О. Орг. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 1, М: Просвещение, 2008.
  4. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 2, М: Просвещение, 2009.
  5. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 3, М: Просвещение, 2011.
  6. http://www.rosolymp.ru

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Шатурский филиал


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык»

http://sch144.minsk.edu.by/be/sm.aspx?guid=15583


Шатура - 2018

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение о проведении олимпиады по русскому языку для студентов ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3» Шатурский филиал (далее Положение) определяет правила организации и проведения олимпиады, её организационно-методическое обеспечение, правила участия и порядок определения победителей.

Цели олимпиады:

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;
  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.

Задачи:

  • выявить одаренных, творчески мыслящих обучающихся;
  • углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;
  • систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;
  • формировать умения применять полученные знания на практике

СРОКИ И РЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада по русскому языку проводится в апреле 2018 года.
Время для выполнения заданий – 3 астрономических часа
 (180 мин.)

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ

         В Олимпиаде могут принять участие все, кто считает себя человеком русской культуры и признает русский язык родным. Участниками Олимпиады могут быть студенты любого курса и любой группы.

Задания можно выполнять в любой последовательности. 

Участник вправе выполнить любое количество заданий из числа предложенных.


ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

В качестве заданий участникам предлагаются вопросы по орфоэпии, словообразованию, грамматике, лексике, правописанию, стилистике, русской литературе и культуре.

Общее количество заданий – 50.

Для выполнения заданий Олимпиады участники могут пользоваться любыми справочными материалами.


ОБРАБОТКА ОТВЕТОВ

        Баллы за выполненные задания выставляет рабочая группа по методическому обеспечению конкурсных заданий и обработке ответов в течение 2-х дней после проведения Олимпиады.
Окончательное решение о награждении победителей и присуждении дополнительных призовых мест принимает жюри Олимпиады. Окончательные результаты участников будут объявлены при подведении итогов на 3-й день после проведения Олимпиады.


ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ

         По итогам Олимпиады будут выявлены победители (участники, занявшие I,II, III место по количеству набранных баллов).
Решение жюри не обсуждается и обжалованию не подлежит.


ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

        Участники, занявшие по итогам Олимпиады I, II, III место будут награждены Грамотами и памятными подарками.
Организаторы Олимпиады оставляют за собой право учредить дополнительные призовые места и предложить лучшим участникам дополнительные призы и дипломы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Задания Олимпиады

 

Вариант 1

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?        

  1. бралА
  2. начАл
  3.  бантЫ
  4. донельзЯ

  1. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ  нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

  1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
  2. Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.
  3. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
  4. ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. мокла под дождем
  2. косвенных падежов
  3. чудеснейшим образом
  4. здоровые дёсны

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

  1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
  2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
  3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
  4. оратор произнес убедительную речь.

  1. Укажите  предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Циолковский писал, что цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.
  2. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.
  3. В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  4. Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу сложившемуся в юности.

  1. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОМОГАЮЩЕГО

  1. причастие
  2. имя прилагательное
  3. деепричастие
  4. имя существительное

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое(3)а как настоящий русский терем.

  1. 3
  2. 1
  3. 2, 3
  4. 1,2,3
  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. в...рсистый, ут..пический, м..рзлота
  2. б..сиком, ок..ймлять, приг..рать
  3. ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение
  4. компр..мисс, соприк..снувшись, обог..щение

  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..успевать, пр..плести, пр..рывание
  2. о..гадать, по..кидывать, на..кусить
  3. и..ношенный, не..говорчивый, ра..жечь
  4. раз..скивать, без..сходный, под..грать

  1.  В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. посе..шь, закрыва..мый
  2. вытащ..шь, закле..вший
  3. изуча..шь, постав..шь
  4.  накин..шь, знач..мый

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. солом..нка

Б. подчерк..вать

В. усидч..вый

Г. гор..вать

  1. А, Б, В, Г,
  2. Б, Г
  3. А, Б, В
  4. А, В, Г

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.
  2. Меня провели в (не)большую уютную комнату с камином.
  3. Помочь Маше в беде было (не)кому.
  4. И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.

 

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (И)ТАК, подытожим все сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
  2. Надо было дождаться Семенова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
  3. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
  4. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Костер горел ярко( ) и безликие тени дрожали вокруг него, изумленно наблюдая веселую игру огня.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,  на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

  1. 1, 3
  2. 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3
  4. 2, 4

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Даниил Черный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одаренность Андрея Рублева и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

  1. 1, 2
  2. 3, 4
  3. 1, 2, 3
  4. 1, 2, 3,4

  1.  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1. Работа шла быстро и была вовремя закончена.
  2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
  3. Алогичность соединения слов создает особый психологический эффект и приковывает внимание читателя.
  4. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

  1.  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия того, о чем говорится во второй части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой  части.

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы Х1Х века Шишкин (1) создает много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он  обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

  1. 1, 2
  2. 2
  3. 1, 3
  4. 2, 4

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

  1. 1, 4
  2. 2, 3
  3. 1, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4

  1. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

  1. мяч, лентяй, рьяный
  2. святой, поклон, мята
  3. клянусь, ляжет, тянет
  4. ледяной, дятел, прогон

  1. Укажите слова, употребленные в прямом значении.

  1. ледяной взгляд
  2. золотое кольцо
  3. золотые руки
  4. железный характер
  1. Укажите, чем являются данные пары слов: рассвет - расцвет?

  1. синонимами
  2. антонимами
  3. омонимами
  4. паронимами

  1. Какой фразеологический оборот имеет значение запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда?

  1. держать себя в руках
  2. одним духом
  3. стоять горой
  4. зарубить на носу

  1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.

  1. заяц, солнцем, верхом (скакать)
  2. белым, вода, подошли
  3. увидел, справа, второй
  4. заточил, (о) переезде, однажды

  1. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

  1. допеть
  2. неинтересно
  3. подземный
  4. сероватый

  1. Укажите, в каком ряду все прилагательные являются качественными.

  1. добрый, мягкий, серьезный
  2. зимний, честный, осенний
  3. заячий, острый, колкий
  4. интересный, занимательный, приусадебный

  1. Укажите словосочетание со способом связи управление

  1. поэтический язык
  2. говорил не умолкая
  3. красный от натуги
  4. опытный врач

  1. В каком слове есть суффикс –ч- ?

            1) алыча

            2) раздача

            3) калач

            4) парча

30. Какое предложение является сложным?

1) Брак получился не из-за плохой машины, а из-за неумения работать.
2) Искрятся пустынные окрестные бугры, осыпанные лебяжьим пухом молодого снега.
3) Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал.
4) Поднялся ветер, и стало сыро и мрачно.

31. Синонимы – это

1) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по своему лексическому значению.

2) слова, разные по написанию и звучанию, но схожие по своему лексическому значению.

3) слова с противоположным лексическим значением.

4) слова, разные по своему лексическому значению, но схожие по написанию и звучанию.

32. По орфоэпическому словарю нельзя узнать

1) значение слова

2) написание слова

3) ударение в слове

4) произношение слова

33. Укажите местоимение в ряду данных слов.

        1) двое

        2) себя

        3) наподобие

4) ура

34. Укажите имя существительное общего рода.

1) сирота

2) страна

3) кофе

4) тюль

35. Глаголы, выражающие побуждение к действию стоят

1) в изъявительном наклонении

2) в условном наклонении

3) в повелительном наклонении

4) не имеют наклонения

36. Как называется наука о языке?

1) языкология

2) лингвистика

3) лингвология

4) биология

37. Гласные звуки делятся на

1) твердые и мягкие

2) ударные и безударные

3) звонкие и глухие

4) парные и непарные

38. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) пушинка

2) возложил

3) жидкость

4) ворошыть

39. Какое слово является проверочным для слова МАЗЬ ?

1) замазка

2) замажь

3) замазать

4) алмазы

40. В каком слове употребляется  Ь ?

1) комп..ютер

2) прод..юсер

3) об..явление

4) дез..инфекция

41. Укажите предложение с однородными подлежащими.

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.

3) На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах балкона иней.

42. Укажите распространенное предложение.

1) Толстые сосульки пели песню весны.

2) Вечерело.

3) Подбежал мальчик.

4) Вода нагрелась.

43. Среди перечисленных словосочетаний найдите глагольное.

1) поздним вечером

2) объясняем пример

3) спортивные состязания

4) участник войны.

44. Укажите слово с суффиксом –ИК-.

1) дворник

2) дикий

3) крик

4) мячик

45. Укажите слово с приставкой С-.

1) спелый

2) скользкий

3) сломать

4) слово

46. В каком из данных слов есть приставка?

1) погода

2) портер

3) посадка

4) полоса

47. Укажите строку, в которой все слова являются однокоренными.

1) водный, обводить, водяной

2) медь, медный, медовый

3) дружить, дружный, подружка

4) гора, загореть, горный

48. В каком предложении есть обращение?

1) Я видел вас всегда.

2) Как ты чудесен и хорош!

3) Читатель, я не нарушу условий.

4) Одним словом, жизнь расцветает.

49. Какой частью слова является У в слове ПОНЕМНОГУ ?

1) суффикс

2) окончание

3) часть корня

4) постфикс

50. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) точка

2) конечьно

3) вечность

4) мучной

Вариант 2

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. цЕмент
  2. прибылА
  3. налИла
  4. клеИть

  1. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ  нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?

  1. Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
  2. Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
  3. Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
  4. Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. шестьюстами учебниками
  2. едь вперед
  3. спелых абрикосов
  4. жестче дерева

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

     Создавая экологический прогноз,

  1. учитывается состояние окружающей среды нашего города.
  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
  3. требуются специальные знания.
  4. учеными обработан статистический материал.

  1. Укажите  предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. На картине И.И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
  2. Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
  3. Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
  4. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

  1. Укажите верную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ

  1. прилагательное
  2. глагол
  3. причастие
  4. деепричастие

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется  НН? 

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

  1. 3, 4
  2. 2, 4
  3. 1, 3, 5
  4. 3, 5

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться
  2. мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться
  3. оз..боченный, раск..лоть, р..сточек
  4. заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен
  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать
  2. п..едестал, ш..ют, с..ехидничать
  3. и..каженный, бе..жалостный, ни..послать
  4. по..веска, пре..посылка, по..зарядка

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. рокоч..шь, немысл..мый
  2. точ..шь, налаж..нный
  3. движ..шься, реша..мый
  4. тревож..шься, законч..нный

  1.  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. толщ..на

Б. одол..вать

В. кра..шек

Г. подраг..вать

  1. А, В, Г              2)А, В             3) А, Г            4)Б, Г

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
  2. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой,  но быстрой речки.
  3. Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
  4. Солнце, еще (не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) ВПЕРВЫЕ, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
  2. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становится холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.
  3. Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
  4. Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.

  1. Укажите правильное объяснение постановки  запятой или ее отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,  на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

  1. 1, 2
  2. 1, 2, 4
  3. 1, 2, 3, 4
  4. 3. 4

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где все дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2
  3. 3, 4
  4. 1, 3

  1.  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1. Индивидуальность писателя  проявляется и в предпочтении того или иного цветного эпитета.
  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса и уютные приморские города.
  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

  1.  Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

  1. 1, 3
  2.  2, 4
  3.  1, 3, 4
  4. 1, 4

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно еще не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать ее в типографию нельзя.

  1. 1
  2. 2, 3
  3. 1, 3, 4
  4. 1, 2, 3, 4

21.В каком ряду во всех словах есть гласный звук [Э]?

1)  гребень, тень, клетка

2)  дремать, энциклопедия, дерево

3)  плести, эра, эмоции

4)  трепать, эмиграция, трель

22.Укажите слова, употребленные в переносном значении.

1)  сладкие речи

2)  медовый пряник

3)  ледяная глыба

4)  копать землю

23.Какая пара слов является синонимами?

1) заботливый, равнодушный

2) настойчивый, безынициативный

3) добросердечный, милосердный

4) смелый, трусливый

24.Укажите предложение, в котором встречается фразеологизм?

  1. Мне нравилось, поднявшись на вершину горы, смотреть сверху вниз.
  2. Голодный пес с удовольствием проглотил заливной язык, приготовленный накануне.
  3. После всех неприятностей, свалившихся на его голову, он ходил точно в воду опущенный.
  4. Ей подали полотенце, расшитое петухами.

25.Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.

  1. пригорелый
  2. гореть
  3. горный
  4. угарный (газ)

26.Укажите слово, образованное суффиксальным способом?

  1. докрасна
  2. прискакать
  3. неудачный
  4. красноватый

27.Укажите, в каком ряду все слова являются причастиями.

  1. улыбающийся, написанный, делая
  2. рассказанный, серебряный, несший
  3. отвечая, прибывший, усиленный
  4. нарисованный, расколотый, раскидавший

28.Укажите словосочетания со способом связи примыкание.

  1. говорил громко
  2. мои книги
  3. раздавались в воздухе
  4. никакого добра

29.Какой частью слова является  у  в слове понемногу?

         1) окончание

         2) суффикс

         3) часть корня

          4) приставка

30. В каком предложении есть однородные члены?

1) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.
2) У деревянной ограды теснились подстриженные акации и сирени переплетали     жгуты своих стволов.
3) Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
4) Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге.

31. Антонимы – это

1) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по своему лексическому значению.

2) слова, разные по написанию и звучанию, но схожие по своему лексическому значению.

3) слова с противоположным лексическим значением.

4) слова, разные по своему лексическому значению, но схожие по написанию и звучанию.

32. Происхождение слов описывается

1) в толковом словаре

2) в этимологическом словаре

3) в словаре синонимов

4) в словаре антонимов

33. Укажите глагол в ряду данных слов.

1) сказуемое

2) с тобой

3) из-за

4) обозначить

34. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?

1) пожелай удачи

2) покрылись инеем

3) песня о барабанщике

4) идти по аллее

35. Наречие изменяется как

1) имя существительное

2) имя прилагательное

3) глагол

4) не изменяется

36. Орфоэпия изучает

1) соотношение звуков и букв

2) лексическое значение слова

3) правила литературного произношения

4) части речи

37. На какие группы делятся согласные?

1) ударные и безударные

2) прописные и строчные

3) звонкие/глухие, твердые/мягкие

4) гласные и согласные

38. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) береска

2) дуб

3) трубка

4) косьба

39. Укажите в каком слове безударная гласная проверяется словом ГОДНЫЙ.

1) годовой

2) года

3) годовалый

4) годиться

40. В каком слове пишется разделительный Ъ?

1) с..узить платье

2) об..явить благодарность

3) помещич..и угодья

4) саф..яновые сапоги

41. Укажите предложение с однородными сказуемыми.

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.

3) На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах балкона иней.

42. Найдите односоставное предложение.

1) Толстые сосульки пели песню весны.

2) Вечерело.

3) Подбежал мальчик.

4) Волнистые облака рассеялись.

43. Среди перечисленных словосочетаний найдите именное.

1) скользить по льду

2) изучаешь биологию

3) спортивные состязания

4) весело плясать

44. Укажите слово с суффиксом –ОК-.

1) молоко

2) крокодил

3) урок

4) бережок

45. Найдите слово с приставкой.

1) (за)грибами

2) (до)бежать

3) (по)дороге

4) (на)родину

46. Укажите слово, в котором НА- является частью корня.

1) наломать

2) надежда

3) напрямик

4) напомнить

47. Укажите строку, в которой все слова являются однокоренными.

1) летать, лето, летчик

2) корм, накормить, кормушка

3) гористый, пригорок, горе

4) рисовый, рисовать, рисунок

48. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Я начал, было, ободрять его, но он махнул рукой.

3) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

4) В усадьбе, вероятно, все еще спали.

49. В каком слове нет приставки?

1) омут

2) опись

3) окись

4) округ

50. Выбери слово, в котором нужно писать Ь.

1) реч..ка

2) руч..ной

3) местеч..ко

4) бол..шой

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Бланк ответа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Московский областной  медицинский колледж №3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Шатурский филиал

Олимпиада по русскому языку

Студент ______________________________________________________________________

Курс _______     Группа ______________

Вариант_______________

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

11

21

31

41

2

12

22

32

42

3

13

23

33

43

4

14

24

34

44

5

15

25

35

45

6

16

26

36

46

7

17

27

37

47

8

18

28

38

48

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Общее количество баллов  _________      Рейтинговое место  в группе _________   в филиале_____________                

 

                                                                                                  Преподаватель _________________              ФИО                        

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРОТОКОЛ

олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык»

№ п/п

ФИО участника

Группа

Баллы

Место

Председатель жюри:

__________________________________________________________________

Члены жюри:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады по русскому языку

Цели проведения олимпиады:- повышение интереса обучающихся  к русскому языку и его изучению;- проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;- оценк...

"Русские посиделки". Методическая разработка занятия по русскому языку со студентами-иностранцами.

Методическая разработка включает в себя конспект урока русского языка для студентов-иностранцев, сценарий приема гостей, описание игр, презентацию....

Методическая разработка "Олимпиада по английскому языку".

Олимпиада по английскому языку для уровня 9-11 классов (групп профподготовки, 1,2 курсов, осваивающих программу основного общего и среднего образования)....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка ( Олимпиада по английскому языку)

Данная разработка рекомендована  для студентов 1 курса СПО....

Методическая разработка "Олимпиада по английскому языку" для учащихся 5-х классов

Комплект заданий состоит из разделов на понимание устного текста, понимание письменного текста, лексико-грамматичсекого теста и конкурса письменной речи. Максимальное количество баллов - 60, время вып...