Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов А.Д. Шмелёва, Э.А. Флоренской, Ф.Е.Габовича, Е.Я.Шмелёвой. (М.: Вентана-Граф, 2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnaya_programma_russkiy_yazyk_shmelev_5_klass.docx | 69.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов А.Д. Шмелёва, Э.А. Флоренской, Ф.Е.Габовича, Е.Я.Шмелёвой. (М.: Вентана-Граф, 2012) Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.
В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации материала и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи.
В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа, четко выражены системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.
Программой учитывается направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.
Целями обучения являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 102 ч.
Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 175 часа (5 часов в неделю)
Формы и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
№ п.п. | Глава. Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Глава 1. Наш родной язык | |||
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». (Входной контроль) | Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Диктант | |
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Тест | |
Глава 2. На каком языке мы говорим | |||
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант с грамматическим заданием | |
Р.р. Контрольное изложение-повествование | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение | |
Глава 3. Как язык служит для общения | |||
Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне» | Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в корнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч- | Диктант/ тест | |
Глава 4. В чём заключается богатство языка | |||
Р.р. Обучение сочинению | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | Сочинение | |
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей | |||
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Диктант | |
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь | |||
Контрольная работа по теме: «Правописание существительных» | Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи | Диктант | |
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение | Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. | Сочинение | |
Глава 7. Что такое современный язык | |||
Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях | Диктант | |
Р.р. Сочинение по картине | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Сочинение | |
Глава 8. Как язык объединяет людей | |||
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. | Диктант | |
Итоговая контрольная работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант / тест |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; | 1) 1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; 2 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (22 ч) | |||
5 | Речь и речевое общение Речь и общение Виды монолога Виды диалога | Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Этикетный диалог, диалог-расспрос | Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения |
4 | Речевая деятельность Чтение Говорение Письмо Поиск, анализ информации | Речь как деятельность. аудирование, говорение, чтение, письмо. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам | Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку. Распознавать основную идею текста, используя заголовки текста и частей текста, находить части текста с общеизвестной информацией. Устанавливать связи между информацией текста и общими, повседневными знаниями. Находить в таблице, на схеме, карте, странице электронного сайта отдельные части информации, передаваемой небольшим по объёму вербальным текстом |
11 | Текст Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи | Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Микротема текста. План текста (простой). Повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Озаглавливать текст, аргументируя своё предложение. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста. Создавать собственные тексты (рассказ; описание предмета, состояния; рассуждение) с учётом требований к построение связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей |
2 | Функциональные разновидности языка Разговорный язык Официально-деловой стиль Учебно-научный стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы | Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа. Личное (неофициальное) и официальное письмо. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Сфера употребления учебно-научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение. Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Изобразительные средства языка художественной литературы | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы, находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы (метафору, сравнение, эпитет). Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. Писать личное письмо, объявление; вести беседу, рассказывать случай из жизни; выступать с сообщением по изученной теме и с сообщением публицистического характера в соответствии с целью и ситуацией общения. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
4 | Общие сведения о языке | Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики. Различать язык и речь, иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня |
6 | Фонетика Орфоэпия | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Использовать орфоэпический словарь |
3 | Графика | Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях |
11 | Морфемика Словообразование | Морфемика как раздел лингвистики. Словообразование и изменение форм слов. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведеии грамматического и лексического анализа слов |
10 | Лексикология Фразеология | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Толковые словари русского языка. Словари синонимов и антонимов русского языка. Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи |
34 | Морфология Имя существительное Имя прилагательное Глагол | Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило А.А. Зализняка об одушевлённости/неодушевлённости. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имён существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имён прилагательных. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола |
10 | Синтаксис Словосочетание Предложение Однородные члены Обращение Вводные конструкции | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Их интонационные и смысловые особенности. Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями |
39 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Слитное и раздельное написание не с именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Употребление строчной и прописной буквы. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические словари | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч) | |||
5 | Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
3 | Язык и культура | Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах |
Проектная деятельность:
Темы проектов: «Осень», «Друзья», «Путешествие», «Удивительная страна – Русский язык». (Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010.)
Методическое пособие для учителя:
1.Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2003.
2. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс: Книга для учителя/ Л.Г. Ларионова-М.: Просвещение, 2001.
3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку:5 класс/авт.-сост. И.В. Карасева -Волгоград: Учитель, 2007.
4. Страхова Л.л. словарные диктанты для младших школьников .-СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
5. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий . 5 класс/ , сост. Т.А. Захарова-М.:Планета,2011.
6. Лингвистические сказки - Брянск: курсив, 2006.
Пособия для учащихся:
1.В.В.Леденева, Н.В. Халикова «Русский язык. Классы 5-7. Учебно-методическое пособие. 2-е издание» - М.: «Дрофа», 2005
2. Тесты по русскому языку 5 класс/ И.А.Текучева – М.: Издательство «Экзамен»,2007.
3. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык 5 класс/ Л.А. Ахременкова-М.: Просвещение,2009.
4. Ушакова О.Д. Синтаксический разбор предложения: Справочник школьника-СПб.: Издательский дом «Литера»,2007.
5. Ушакова О.Д. Орфографический разбор слова: Словарик школьника.- СПб.: «Литера», 2007.
6. Шклярова Т.в. Словарь трудностей русского языка.-М.:ВАКО,2009.
7. Фразеологический словарь для школьников/сост. Т.А. Химина.- СПб.: Литера, 2005.
8. Этимологический словарь для школьников - СПб.: Литера,2005.
Перечень учебно-методических средств обучения
и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники укомплектованы аудиоприложениями, включающими тексты к заданиям на развитие навыков разных видов аудирования, и приложениями с текстами учебных словарей, проектными заданиями и учебными инструкциями.
Основная литература
- Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2012
Дополнительная учебная литература
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
- Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
- Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
- Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 2001
- Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 2001
- Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 2001
- Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
- Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 «Б» класс
№ урока | Тема урока | ||
Планируемая дата урока | Фактическая дата урока | ||
1 | Вводный урок | ||
2 | Родной язык | ||
3 | Язык и речь | ||
4 | Звуки и буквы | ||
5 | Состав слова | ||
6 | Имя существительное | ||
7 | Имя прилагательное | ||
8 | Местоимение | ||
9 | Глагол | ||
10 | Предложение | ||
11 | Входной контроль (Диктант) | ||
12 | Орфограммы и орфографические правила | ||
13 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | ||
14 | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | ||
15 | Двойные согласные в корне слова | ||
16 | Непроизносимые согласные | ||
17 | Рр Признаки текста | ||
18 | Рр Культура речи | ||
19 | Комплексное повторение материала главы 1 | ||
20 | Контрольная работа и её анализ | ||
21 | |||
22 | Общенародный русский язык. Русский литературный язык | ||
23 | Система русского литературного языка | ||
24 | Фонетика Звуковой состав слов и транскрипция | ||
25 | Слог и ударение | ||
26 | Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные | ||
27 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие | ||
28 | Гласные звуки: ударные и безударные | ||
29 | Графика Буквы русского алфавита Обозначение звука [й’] | ||
30 | 30.Фонетический разбор слова | ||
31 | Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц | ||
32 | Правописание букв ь и ъ | ||
33 | Употребление прописных и строчных букв | ||
34 | Контрольная работа (тест) | ||
35 | Тема и основная мысль текста | ||
36-37 | Р.р. Обучение изложению (контрольное) | ||
38 | Нормы русского литературного языка | ||
39 | Комплексное повторение материала главы 2 | ||
40 | Разговорная и книжная речь | ||
41 | Морфемика Морфемы – значимые части слова | 7.11 | |
42 | Образование форм слов | 8.11 | |
43 | Основа слова | 8.11 | |
44 | Корень слова и однокоренные слова | 9.11 | |
45 | Суффиксы | 11.11 | |
46 | Приставки | 14.11 | |
47 | Варианты морфем | 15.11 | |
48 | Словообразование Образование слов с помощью приставок | ||
49 | Образование слов с помощью суффиксов | ||
50 | Образование слов способом сложения | ||
51 | Морфемный разбор слова | ||
52-53 | Корни с чередованием букв а и о Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор- Корень -лаг- /-лож Корень -рос- / -раст- / -ращ- Корень -скак-/-скоч | ||
54 | Беглые гласные | ||
55 | Гласные и согласные в приставках | ||
56 | Безударные гласные в приставках | ||
57 | Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с | ||
58 | Строение текста | ||
59 | План текста | ||
60 | Речевой этикет | ||
61 | Комплексное повторение материала главы 3 | ||
62-63 | Контрольный диктант по теме «Чередование гласных в корне» и его анализ | ||
64 | Разновидности русского языка | ||
65 | Стили литературного языка (общее понятие) | ||
66 | Лексикология Слово – основная единица лексикологии | ||
67 | Способы толкования слова | ||
68 | Однозначные и многозначные слова | ||
69 | Прямое и переносное значения слова | ||
70 | Тематические группы слов | ||
71 | Омонимы | ||
72 | Синонимы | ||
73 | Антонимы | ||
74 | Фразеологизмы | ||
75 | Словари русского языка | ||
76 | Буквы о и ё после шипящих в корне | ||
77 | Буквы и и ы после приставок | ||
78 | Типы речи | ||
79-80 | Р.р.Обучение сочинению | ||
81 | Лексическое богатство русского языка и культура речи | ||
82 | Комплексное повторение материала главы 4. Тест | ||
83 | Диалогическая и монологическая речь | ||
84 | Синтаксис Словосочетание и предложение | ||
85 | Синтаксический разбор словосочетания | ||
86 | Виды предложений | ||
87 | Распространённые и нераспространённые предложения | ||
88 | Главные члены предложения | ||
89 | Второстепенные члены предложения | ||
90 | Предложения с однородными членами | ||
91 | Предложения с вводными словами и обращениями | ||
92 | Синтаксический разбор простого предложения | ||
93 | Сложное предложение | ||
94 | Способы передачи чужой речи | ||
95 | Тире между подлежащим и сказуемым | ||
96 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||
97 | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами | ||
98 | Знаки препинания в сложном предложении | ||
99 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||
100 | Повествование: рассказ | ||
101 | Р.р. Изложение повествовательного характера | ||
102 | Формы обращения и речевой этикет | ||
103 | Комплексное повторение материала главы 5. | ||
104-105 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и её анализ | ||
106 | Речь устная и письменная | . | |
107 | Морфология Части речи | ||
108 | Имя существительное как часть речи | ||
109 | Разряды имён существительных | ||
110 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | ||
111 | Род имён существительных | ||
112 | Род несклоняемых существительных | ||
113 | Склонение имён существительных | ||
114 | Число – непостоянный признак имён существительных | ||
115 | Падеж – непостоянный признак имён существительных | ||
116 | Морфологический разбор имени существительного | ||
117 | Прописная буква в именах собственных | ||
118 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | ||
119 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- | ||
120-121 | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | ||
122 | Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- | ||
123 | Слитное и раздельное написание не с существительными | ||
124 | Контрольный диктант. Правописание существительных | ||
125 | Тип речи: рассуждение | ||
126-127 | Р.р. Контрольное сочинение - рассуждение | ||
128 | Что такое грамматические нормы? | ||
129 | Комплексное повторение материала главы 6. | ||
130 | Современный русский литературный язык | ||
131 | Имя прилагательное как часть речи | ||
132 | Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные | ||
133 | Полная и краткая форма качественных прилагательных | ||
134 | Формы степеней сравнения качественных прилагательных | ||
135 | Склонение качественных и относительных прилагательных | ||
136 | Склонение притяжательных имён прилагательных | ||
137 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
138 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | ||
139 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных | ||
140-141 | Правописание н и нн в прилагательных Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных | ||
142 | Контрольный диктант по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» | ||
143 | Типы речи: описание предмета | ||
144 | Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине | ||
145 | Употребление имени прилагательного в речи | ||
146 | Комплексное повторение материала главы 7. | ||
147 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации | ||
148 | Глагол как часть речи | ||
149 | Инфинитив (неопределённая форма глагола) | ||
150 | Виды глагола | ||
151 | Переходные и непереходные глаголы | ||
152 | Возвратные и невозвратные глаголы | ||
153 | Определение типов спряжения глаголов | ||
154 | Изменение глаголов по наклонениям | ||
155 156 | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | ||
157 | Условное наклонение | ||
158 | Повелительное наклонение | ||
159-160 | Безличные глаголы | ||
161 | Морфологический разбор глагола | ||
162-163 | Не с глаголами | ||
164-165 | Гласные е и и в корнях с чередованием | ||
166 | Буква ь после шипящих в глаголах | ||
167 | Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) | ||
168 | Типы речи: описание состояния | ||
169 | Р.р Изложение прочитанного текста. | ||
170 | Употребление глаголов в речи | ||
171-172 | Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» и её анализ | ||
173-175 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...