стихи на запоминание ударения в словах.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Абрамова Евгения Александровна

данные стихи помогут при выполнении заданий на орфоэпические нормы в 9 и 11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_na_udareniya.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

алфави́т
Заучив весь алфав
ит, 
Он имел усталый в
ид.


апостро́ф
1. Зря он писал так много стр
оф, 
Не там поставил апостр
оф. 
2. Ох, сколько ж это катастр
оф — 
Не там поставлен апостр
оф.


афе́ра
Кто ни в чём не знает м
еры, 
Тот способен на аф
еры.


балова́ла
Мама сына балов
ала, 
Вместо супа торт дав
ала.


бало́ванный
1. Он очень образ
ованный, 
И вовсе небал
ованный. 
2. Он был немного ск
ованный, 
И капельку бал
ованный.


ба́нты
1. Девочки надели б
анты 
И играют дружно в ф
анты. 
2. Если есть в тебе тал
анты, 
Завяжи на праздник б
а́нты. 
Без талантов если ты, 
Повяжи себе банты́. 
(И. Агеева)


бла́гами
1. А жизнь бежит зигз
агами 
И одаряет бл
агами. 
2. Вы не машите фл
агами, 
Нас одарите бл
агами.


блоки́ровать
1. Реклама начала шок
ировать, 
Пора её блок
ировать. 
2. Как ни старались мы варь
ировать,
Пришло время блок
ировать.


бряца́ние
На мониторе — мерц
ание, 
От гитары — бряц
ание.


букси́ровать
— Вагон дезинфиц
ировать? 
— Давай его букс
ировать!


взята́
1. У неё была мечт
а
Из книжки сказочной взят
а
2. Самолётом высот
а 
Хорошо была взят
а.


включи́м
1. Время телевизору мы отдад
им 
На диван приляжем и его включ
им. 
2. Нам телефон необход
им, 
Быстрее мы его включ
им.


восприня́ть
1. Тогда я смог пон
ять — 
Мне этого не восприн
ять. 
2. Так больно было всё прин
ять 
И эту правду восприн
ять.


газопрово́д
1. Возле нас шумит зав
од, 
А под ним газопров
од. 
2. Ох, добавил мне хлоп
от, 
Во саду газопров
од.


герба́
Двойка — была его судьб
а
Ведь он не знал страны герб
а.


гербы́
1. Щедрою волей моей судьб
ы 
Достались мне фамильные герб
ы
2. Есть у каждой стран
ы 
Символические герб
ы.


граффи́ти
Нет, вы только посмотр
ите! 
На стене опять графф
ити.


грунтовы́е
Утекают чаев
ые, 
Словно воды грунтов
ые.


диспансе́р
Все, кто болеют корью, наприм
ер, 
Помещены в больничный диспанс
ер.


догово́р
Чтобы вдруг не вышел сп
ор, 
Заключите догов
ор.


докуме́нт
Он — начальник 
И в мом
ент 
Нам подпишет докум
ент.


доне́льзя
Что ж некуда мне д
еться — 
Упрям он был дон
ельзя.


доска́
1. Этот сон просто тоск
а — 
Снилась школьная доск
а
2. Хочется тёплого песк
а
А под ногами лишь доск
а


досу́г
1. У меня хороший др
уг, 
Проводим вместе мы дос
уг. 
2. Позову своих подр
уг, 
Вместе проведём дос
уг. 
3. Здесь на даче все вокр
уг 
Украшает мой дос
уг.


дремо́та
Как работать неох
ота! 
Одолела нас дрем
ота.


жалюзи́
1. Поскорее привез
и 
Для окошек жалюз
и
2. Ты нам шторы не воз
и
Мы повесим жалюз
и.


зави́дно
Есть при всех конфеты — ст
ыдно! 
Поделись, ведь нам зав
идно!


занята́
1. Что мне вся эта сует
а
Ведь я делами занят
а
2. Не жди меня, моя мечт
а
Ведь я сегодня занят
а.


заперта́
1. Есть у неё заветная мечт
а
Но дверь к мечте той заперт
а
2. В доме нашем царит пустот
а — 
Дверь в наш дом давно заперт
а.


звоня́т
Он звонит, они звон
ят. 
Очень встретиться хот
ят.


зубча́тый
1. Не полетит наш самолёт крыл
атый, 
Ведь потерялся механизм зубч
атый. 
2. Шёл по лесу медведь мохн
атый 
И винтик он нашёл зубч
атый.

ико́та
Икота, ик
ота, 
Уходи на Фед
ота. 
С Федота на Якова, 
С Якова на всякого.


и́ксы
1. Играли весело рем
иксы, 
А мы все вычисляли 
иксы. 
2. По улице гуляли ф
иксы, 
Мы в школе вычисляли 
иксы.


инжене́р
Вот, у Коли, например, 
Мама — милиционер. 
А у Толи и у В
еры 
Обе мамы — инжен
еры.


инструме́нт
Предъявите докум
ент — 
Мы дадим вам... (инструм
ент).


и́скра
Отлетела от костра 
И погасла быстро — 
Коль неверно, то искра́, 
Если верно — 
и́скра! 
(С. Белорусец)


катало́г
1. Ударение в слове катал
ог 
Падает всегда на третий сл
ог! 
2. Чтоб скорей в библиотеке 
Отыскать ты книгу см
ог, 
В ней бывает картотека, 
Специальный катал
ог. 
3. Подарок выбрать мне пом
ог 
Один хороший катал
ог.


кварта́л
1. Мы прошли нем
ало — 
Целых два кварт
ала. 
2. В бухгалтерии авр
ал — 
Завершается кварт
ал. 
3. День отчётности наст
ал, 
Время закрывать кварт
ал.


кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зев
ая? 
— Опустела кладов
ая.


кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожид
ала, 
Ведь ложку сахару я кл
ала. 
2. Бережно я книги протир
ала, 
Потом в коробочку их кл
ала.


ко́гтя
В бочке есть и ложка д
ёгтя: 
Кошки нет без остренького к
о́гтя.


коры́сть
Всё мыши смогут перегр
ызть, 
Коль будет с этого кор
ысть.


краси́вее
1. Чем человек счастл
ивее, 
Тем выглядит крас
ивее. 
2. Тот из нас счастл
ивее, 
В ком душа крас
ивее.


креме́нь
1. Этот камень очень сильный 
И достаточно красивый. 
Бей его хоть целый д
ень. 
Не расколется крем
ень. 
2. Я купил себе рем
ень 
Крепкий, будто бы крем
ень.


ле́ктор
Будет новый «л
ектор» — 
Предупредил прор
ектор.


ло́ктя
1. Царапинка у л
октя 
От кошачьего к
огтя. 
2. А собачка не без к
огтя — 
Вот царапина у л
октя!


ломо́та
Тяжела была раб
ота — 
В теле всём теперь лом
ота.


ломо́ть
Жалко весь, но дайте х
оть 
Хлеба вашего лом
оть.


мастерски́
Лишь потёр слегка виск
и
Выпил виски мастерск
и.


мозаи́чный
Подарок моза
ичный, 
Вполне себе прил
ичный.


мусоропрово́д
На площадке — хоров
од, 
Чистят — мусоропров
од.


нача́в
Я понял весь уст
ав, 
Только читать нач
ав.


нача́вший
1. Он был уже уст
авший 
И отступать нач
авший. 
2. Хоть он и много повид
авший, 
Но чувством проникаться был нач
авший.


нача́вшись
1. Мы разошлись не попрощ
авшись, 
Окончился роман и не нач
авшись. 
2. Ты ушёл, её и не дожд
авшись, 
Встреча закончилась и не нач
авшись.


новорождённый
Я ужасно утомл
ённый, 
Брат не спит новорожд
ённый. 
Не смыкает ночью глаз, 
Криком громким будит нас. 
(И. Агеева)


новосте́й
1. Я жду своих гост
ей 
И с ними новост
ей. 
2. Услышать я хочу вест
ей, 
Хороших добрых новост
ей.


облегчи́ть
Непросто ударенья зауч
ить! 
Стихи задачу могут облегч
ить!


опто́вый
1. Построили в городе н
овый 
Красивый магазин опт
овый. 
2. Возле улицы сад
овой 
Магазин открыт опт
овый.


оркестро́вая
Была уже совсем не н
овая 
В театре яма оркестр
овая.


осве́домить
Чтоб территорию иссл
едовать, 
Жильцов надо осв
едомить.


парте́р
1. В доме — чудесный интерь
ер, 
Возле него цветной парт
ер. 
2. Премьера фильма про мод
ерн, 
Билеты взяли мы в парт
ер.


плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спрос
ить: 
Будет ли яблоня плодонос
ить? 
2. Дерево можно исцел
ить, 
Будет оно плодонос
ить.

пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жд
ать? 
Надо трубу пломбиров
ать! 
2. Зубик болит. Не горев
ать! 
Пошли его пломбиров
ать!


позвони́шь
1. Ну, почему же ты молч
ишь, 
Ведь я спросила: позвон
ишь? 
2. Ему ты этим отомст
ишь, 
Если ему не позвон
ишь. 


премирова́ть
1. Директор должен напис
ать: 
Кого, за что премиров
ать. 
2. За труд не надо забыв
ать 
Работников премиров
ать. 


прину́дить
1. Свет солнечный её разб
удит, 
Гулять на улице прин
удит. 
2. Холодный ветерок ост
удит, 
Одеться потеплей прин
удит. 


при́няли
Всё они предпр
иняли, 
Решение уже пр
иняли.


развите́е
1. Учись-ка ты быстр
ее, 
И будешь развит
ее. 
2. Считай, читай скор
ее, 
И будешь развит
ее.


реме́нь
Я купил себе рем
ень 
Крепкий, будто бы крем
ень.


свёкла
1. Мы у тёти Ф
ёклы 
Ели борщ из св
ёклы! 
2. Свёкла плакать начала, 
До корней нам
окла: 
— Я, ребята, не свекла, 
Я, ребята, св
ёкла. 
(П. Синявский)


сверли́т
1. У соседей голова бол
ит — 
Он стену целый день сверл
ит. 
2. Он на лавочке сид
ит, 
Взглядом все её сверл
ит.


сли́вовый
1. Несу в корзине 
ивовой 
Пирог с начинкой сл
ивовой. 
2. Сок я сл
ивовый купил, 
Дома банку я открыл. 
Оказался сок томатный, 
Ничего мне не понятно.


сори́т
Тот природу не хран
ит, 
Кто на улице сор
ит.


столя́р
Красит здания мал
яр, 
Мебель делает стол
яр.


танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бесс
онница, 
Не устала ещё танц
овщица.


тво́ро́г
Бабка испекла пир
ог 
Да забыла про твор
ог.


то́рты
1. В музее — натюрм
орты: 
На них — цветы и т
орты. 
2. Не налезли ш
орты — 
Часто ели т
орты. 
3. Сперва — 
Их на кусочки режьте. 
А следом — 
Открывайте рты — 
И с наслажденьем 
Т
о́рты ешьте! 
Ошибкой будет 
Есть торты́! 
(С. Белорусец)


трансфе́р
1. Запотел секундом
ер — 
Столь тяжёлым был трансф
ер. 
2. Грустил дядя офиц
ер, 
Не прибыл его трансф
ер. 


ту́фля
Слово «т
уфля» я прочту 
С ударением на «т
у».


убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твор
ить! 
Известность надо убыстр
ить.


углуби́ть
1. Чтобы было легче ж
ить, 
Знания нам нужно углуб
ить. 
2. Корабли не смогут пл
ыть — 
Канал здесь нужно углуб
ить.


украи́нский
Харчо — суп груз
инский, 
А борщ — укра
инский.


уме́рший
1. Он был какой-то потускн
евший, 
Как лебедь в опере ум
ерший. 
2. И сад был полностью сгор
евший, 
Наверное, он был уже ум
ерший.


фено́мен
1. Вынесли приговор: он невин
овен. 
Столь странный это был фен
омен. 
2. Зверь этот был просто огр
омен, 
Такой загадочный фен
омен.


фети́ш
1. Нет, ему не угод
ишь. 
Думает, что он — фет
иш. 
2. А куда ты так спеш
ишь? 
Ведь работа не фет
иш.


хво́я
1. Елкё не было пок
оя — 
Нравилась котёнку хв
оя. 
2. После солнечного зн
оя 
Свежестью одарит хв
оя.


цеме́нт
Для строителей в мом
ент 
Машина привезёт цем
ент.


ша́рфы
А у нашей М
арфы — 
Все в полоску ш
арфы.


шасси́
Для приземления прос
и 
Пилота выпустить шасс
и.


щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шм
ель 
И уселся на щав
ель. 
2. Срубили 
ель, 
Сорвали щав
ель.


щавеля́
На обед с тобой не зр
я 
Варим щи из щавел
я.

Стишки сразу для нескольких слов:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла́
И вопрос свой задала́...
(А. Пушкин)

Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щаве́ль.

временщИк

диспансЕр

духовнИк

еретИк

каталОг

некролОг

приговОр

Составляем с ними предложение:  

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Совет №2. Рифмовки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 

1. Долго ели тОрты –
    Не налезли
 шОрты!

2. ЗвонИт звонарь,
    
ЗвонЯт в звонок,
    Чтоб ты запомнить верно смог.

3. Фёкла красная, как свЁкла! или  
    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

4. Срубили ель, сорвали щавЕль.

5. Не говори катАлог, а только каталОг. 

    А твОрог? 

    Можно твОрог, а можно и творОг!

6. Как у нашей Марфы
   Есть в полоску 
шАрфы!

7. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.
   Забудьте склоки,
   Купите 
брелОки!


8. ФенОмен звонИт по средАм.
   П
ринЯв договОр по годам,
   Он 
Отдал экспЕртам эскОрта
  
 ХодАтайство аэропОрта. 

9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
    Своих малышей 
баловАть.
    На 
кУхонный стол по посуде 
    Пускают котят танцевать.

10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
     И, подолгу буксуя в грязИ,
     ПрорвалИсь к отделению связи – 
     Нам типОграф прислал жалюзИ. 

11. Кто с правилами дружит,

      Тот твердо убежден:

      ФарфОр нам очень нужен,

      А фАрфор не нужён.

12. Нельзя сказать алфАвит,

      А можно алфавИт –

      Кто говорит алфАвит –

      Неверно говорит.

13. Когда мы на машине

     Летим во весь опор,

     То нас везет не шОфер,

     А нас везет шофЁр.

  

14. И пусть теперь не будет

     Секретом для ребят,

     Что в парке не статУи,

     А стАтуи стоят.

  

15. А если вы в театр

     Придете, например,

     Вас не пропустят  в пАртер,

     Пожалуйте в партЕр.

 

16. Отлетела от костра

     И погасла быстро - 

     Коль неверно, то искрА,

     Если верно - Искра!       (С.Белорусец)

17. Стол, нам купленный,

      И в кухню занесённый,

     Зовётся кУхонный,

     А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец)

18. Труба подзорная при нём,

     Смотрит в небо астронОм

19. Доезжай до поворота:

     Вот дворец, вот вход - ворОта

20. Он начальник, и в момент

     Нам подпишет докумЕнт. 

21. Красит стены нам маляр,

     Полки делает столЯр. 

22. Для строителей в момент

     Машина привезёт цемЕнт. 

23.  Как работать неохота,

      Одолела нас дремОта! 

24. Помогает нам читать,

      Учит буквы различать,

     Он известен, знаменит,

     Нужный всем нам алфавИт. 

25. Хоть и жжётся, но красива

      Всем известная крапИва. 

26. Этот камень очень сильный

      И достаточно красивый.

     Бей его хоть целый день - 

     Не расколется кремЕнь. 

27. В тот же день царица злая,

     Доброй вести ожидая,

     Втайне зеркальце взялА

     И вопрос свой задалА. 

28. Вот у Коли, например,

     Мама - милиционер.

     А у Толи и у Веры 

    Обе мамы - инженЕры. 

29. Для приземленья попроси 

     Пилота выпустить шассИ. 

30. Солнце. Жарко. Привези

     Нам для окон жалюзИ. 

31. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть. 

32. Если есть в тебе таланты, 

     Завяжи на праздник бАнты. 

33. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта. 

34. Жалко весь, так дайте хоть

      Кекса вашего ломОть. 

35. Мой сосед-незнайка стонет:

      Телефон его не звОнит.

      Аппарат-хитрец молчит,

      Ждёт, когда кто позвонИт. 

36. Я ужасно утомлённый - 

      Брат не спит новорождЁнный.

      Не смыкает ночью глаз,

      Криком громким будит нас. 

37. Мы целый день с тобой хохочем,

     Остановиться всё не хочем.

     Сказать вернее - не хотИм,

     Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)   

38. Вот ведро,
     И мусор вот.
     Мусор - в мусоропровОд.

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь

кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

крАны - рАны

столЯр - малЯр

цепОчка - пОчка

щавЕль залез на Ель

  

Совет № 3. Происхождение слова

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.

Рассмотрим несколько примеров:


вероисповЕдание - 
от "веру исповЕдать"

знАчимость - от прил. "знАчимый"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый -  образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый" 


Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из 
французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию:


диспансЕр
 (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)

жалюзИ

партЕр

экспЕрт


А вот 
в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:квартАл
дефИс

Совет № 4. Ряды слов


Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:


каталОг

диалОг

монолОг

некролОг 


киломЕтр

сантимЕтр

децимЕтр

миллимЕтр


мЕстностей ( 
род.п.мн.ч)  

пОчестей

чЕлюстей

но! новостЕй


мусоропровОд

газопровОд

нефтепровОд

водопровОд


призЫв

позЫв

отзЫв (посла)

созЫв 

но! Отзыв (на публикацию)

столЯр

малЯр

доЯр

школЯр

шофЁр

киоскЁр 

контролЁр

прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).

смазлИва

суетлИва

болтлИва

но! прожОрлива

баловАть

баловАться

избаловАть

разбаловАть

но! бАловень (судьбы) 

опломбировАть

формировАть

нормировАть

сортировАть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения для запоминания ударения

Данный материал пригодится и для подготовки к ЕГЭ, и для отработки орфоэпических навыков учащихся...

Стихи для запоминания немецкой грамматики

Как запомнить очерёдность определений и дополнений в немецком языке. Как запомнить, когда некоторые приставки отделяются, а когда - нет.Данные стихотворения позволяют учащимся в доступной форме запомн...

Стихи для запоминания слов на английском языке для младших школьников

Авторские стихи для младших школьников по темам "Семья", "Спорт", "Погода"...

Стихотворения для запоминания ударений.

Выступающий, оратор должен правильно произносить слова. Хороший оратор всегда правильно расставит ударения. Часто школьникам трудно запомнить верное ударение в словах. В этом им помогут стихотворения....

Стихотворения для лёгкого запоминания ударения

Я провела опрос, по данным которого нашла отличные "запоминалки" в стихотворной форме...