Презентация и урок по теме "Роль прилагательных в речи" 7 кл.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока "Роль прилагательных в речи" 7 класс специальной (коррекционной) школы + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prilagatelnyh_v_rechi_7_klass.doc | 39.5 КБ |
rol_prilagatelnyh_v_rechi.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи» 7 класс
Тип урока: сообщение нового.
Цели урока:
- Дать понятие об имени прилагательном, расширить знания обучающихся о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные. Показать роль имени прилагательного в речи.
- Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение упражнений, направленных на расширение и активизацию словарного запаса.
- Воспитание в детях умения работать коллективно, чувств товарищества и взаимопомощи, интереса к родному языку, а также стремления к здоровому образу жизни на основе текстового содержаний практических упражнений.
Ход урока:
- Оргмомомент.
- Эмоциональный настрой.
Разогреем наши ладошки, обнимем ими своё лицо, и пока тепло, от которого нам будет комфортно весь урок, будет разливаться по всему нашему телу, мы послушаем просто очень хорошую музыку и полюбуемся картинами зимней природы. (слайды № 1-8)
- Скажите, какая это музыка. А какая природа?
(слайд №9 с вопросом какая? ) ответы учеников записываются на доске.
- А какое настроение у нас сегодня? (слайд№10 какое? и ответы). Давайте наше хорошее настроение сохраним не только до конца урока, но и на целый день).
- Проверка домашнего задания. Каждый из вас получил своё задание: охарактеризовать предмет. (фронтальный опрос)
Хлеб (какой?)
Утро (какое?)
Песня (какая?)
Овощи (какие?)
Лимон (какой?)
Трава (какая?)
Одеяло(какое?)
Лимон (какой?)
- Работа по теме урока.
(Слайд №11)
Прочитайте стихотворение и скажите, какую часть речи мы начнем сегодня на уроке изучать.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Кожаный портфель.
Откройте тетради и запишите число и тему урока,(слайд№12) а также вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Выпишете из данного стихотворения имена прилагательные.
Не случайно я заострила ваше внимание на второй части нашей темы «Роль имени прилагательного в речи». Итак, прилагательное…. Уже в самом имени содержится намек, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Поэтому мы говорим, что прилагательное обозначает признак предмета. (слайд №13)
А о многообразии признаков поговорим чуть позже.
Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Давайте сравним два отрывка стихотворений. (слайды№14 и №15)
Теперь о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные
Сейчас будем работать очень дружно и все вместе. Вы будете дополнять примерами правило. (слайд№16)
Итак, имена прилагательные обозначают следующие признаки предметов:
Цвет (белый,……..);
Величина ( огромный,…..);
Форма (квадратный,….);
Вкус ( сладкий,…..);
Запах (хвойный…);
Обозначают различные качества людей и животных:
Внешность (стройный,…..);
Возраст (старый,….);
Черты характера (добрый,….);
Настроение (грустное,….)
А сейчас поработаем с учебником. Откройте стр.106, упр. 136. Задание: выпишите имена прилагательные, характеризующие каждого из вас.
- Физминутка.
- «Гимнастика ума» (слайд № 17)
Сейчас мы выполним упражнения, которые улучшают кровообращение головного мозга и способствуют его насыщению кислородом. Это массаж ушей. Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3-х раз.
- с музыкальным сопровождением.
(слайд№ 18)
Очень приятно смотреть на плавающих разноцветных рыбок – обитателей загадочного и неповторимого морского дна. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. А в зубных кабинетах, где есть аквариумы с рыбками, больные не испытывают чувства страха.
- Работа по развитию речи. (слайд№ 19)
-Перед вами репродукция картины Васнецова «Аленушка». Какую сказку она вам напоминает?
Давайте с помощью имен прилагательных восстановим описание картины.
- Работа по активизации словарного запаса.. (слайд № 20)
В русском языке есть очень много слов, противоположных по значению. И прилагательные не являются исключениями. Например, Вадим высокий, а Руслан низкий.
Сейчас каждый получит карточку с заданием: вписать в таблицу имена прилагательные, противоположные по значению.
-Даны вступительная и заключительная части текста.
Пал Палыч принес чемодан. В нем был мой костюм клоуна.
Меня охватило радостное нетерпение. Захотелось скорее примерить костюм.
Задание: допишите главную часть текста. Опишите цвет, форму, материал частей костюма: колпак, штаны, куртка, воротник.
8. Домашнее задание.
1-2 уровень– стр.109 упражнение 139.
Остальные выполняют - упр. 138.
- Итоги урока. С какой частью речи познакомились?
На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Какова их роль в нашей речи?
У нас с вами ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ. Надеюсь, что от этого и настроение у вас такое же хорошее, как и в начале урока. (слайд №21)
Я называю словосочетания, а вы мне называете имя прилагательное с вопросом.
Правильная осанка, физические упражнения, здоровое питание, утренняя зарядка, душистое мыло, целебные травы, приятное закаливание, водные процедуры.
- Выставление оценок.
- Подготовка к перемене.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка природа какая? какая?
Настроение какое?
Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Кожаный портфель.
сущ. + прил. с вопросом воздух (какой?) свежий полотенце (какое?) банное зарядка (какая?) утренняя руки (какие?) чистые
О (_______) природе, о (______) природе С зарей в (__________) глазах, О (_______) снеге, о (_____) погоде, О яблоне в (______) садах, О (______) пшенице, о (_______) просторах, О солнце (_________) берез, О (_________) реках, о (_________) взорах, О песнях, (_________) до слёз.
...О русской природе, о милой природе С зарей в материнских глазах, О пушистом снеге, о ясной погоде, О яблоне в белых садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце тенистых берез, О ласковых реках, о девичьих взорах, О песнях, печальных до слёз.
Имена прилагательные обозначают: Цвет (белый, ...) Величина (огромный, ...) Форма (круглый,...) Вкус (сладкий,...) Запах (хвойный,...) а также – различные качества людей и животных: Внешность (стройный,...) Возраст ( старый,...) Черты характера (дружелюбный,...)
физминутка Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу.
Алёнушка. Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка очень печалилась, когда её ____________ братец превратился в ___________ козлёночка. От________ тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом ______________лес. ___________ вода в _____________ озере. ___________ небо над ____________ головой. Села ___________ Алёнушка на ______________ камень. Такая она __________. Не грусти, __________ Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________ братцем. Восстановите текст:
Имена прилагательные, противоположные по значению. голодный – сытый грустный – весёлый правый- - левый сырой - сухой
Сколько имён прилагательных употребил поэт? Я смотрела из окна, Мне вся улица видна: Деревянная скамья, На скамье сидит семья: Внук – красивый, молодой, Дед с кудрявой бородой, Мама с папой, а у ног – Серый маленький щенок. Если будете внимательными Вы найдете прилагательные.
Даны вступительная и заключительная части текста. Пал Палыч принес чемодан. В нем был мой костюм клоуна. ........................................................ Меня охватило радостное нетерпение. Захотелось скорее примерить костюм. ___________________________________ Задание: допишите главную часть текста. Опишите цвет, форму, материал частей костюма: колпак, штаны, куртка, воротник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Правописание кратких прилагательных"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе"Правописание кратких прилагательных"...
Презентация к уроку-обобщению."Имя прилагательное. 5 класс.
Материалы презентации к уроку-обобщению о теме "Имя прилагательное". 5 класс....
презентация открытый урок 6кл имя прилагательное
презентация открытый урок 6 кл имя прилагательное...
Презентация к уроку "Степени сравнения прилагательных"
Презентация для учащихся начальной школы...
Презентация к уроку Степени сравнения прилагательных
Презентация поможет визуализировать изучаемый материал по теме "Степени сравнения прилагательных"...
Презентация к уроку "Роль имени прилагательного в речи"
Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе....