4.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через открытые уроки.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к сочинению – рассуждению (часть С). 12 класс | 1.66 МБ |
Обобщающий урок по теме «Правописание НЕ с разными частями речи» 12 класс. | 20.91 КБ |
slovosochetanie_podgotovka_k_oge-_9_klass.docx | 19.77 КБ |
urok_4.docx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Учитель: Попова Галина Павловна
12 класс.
Обобщающий урок по теме «Правописание НЕ с разными частями речи» (Подготовка к ЕГЭ: выполнение задания 12).
Цели урока:
1. Обобщить знания по теме.
2. Подготовить выпускников к успешному выполнению задания 12 ч.-А ЕГЭ. 3.Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, навыки правописания.
Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор.
I. Определение темы и целей урок:
На экране:
Задание:
- Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их написание.
- Объяснить слитное и раздельное написание Не со словами.
Согласно требовани… к заполнению бланков ответов по русскому языку:
- (не) льзя использовать прописные буквы;
- (не) обходимо писать буквы, цифры и другие символы строго по образцу, приведе…ому на бланках, (не) выходя при этом за границы полей.
-не допускаются «грязь», размазывания или помарки (они могут быть распознаны как символы);
- перед сдачей экзамена (не) помешает потренироваться в написании печатных букв по образцу, чтобы во время ЕГЭ (не) тратить лишнего времени на тщательное копирование символов.
- если (не)чая…о испортили бланк – (не)медле…о сообщите об этом организаторам экзаменов. Если это произошло до начала ЕГЭ – вам могут выдать новый комплект; если же во время выполнения заданий - уже (ни) чем (не ) помочь, скорее всего, вы будете пере…давать экзамен в резервный день.
(«Требования к заполнению бланков ЕГЭ»)
Выпускники определяют тему урока на основании представленных предложений: «Не с частями речи».
Учитель:
-Что я зачитала?
Ответ:
-Инструкцию.
Учитель сообщает, что сегодня на уроке будут составлять инструкции, в которых будут прописаны мыслительные действия для правильного выполнения задания 12 ч.- А.
II.Коллективная работа (для того, чтобы было всем понятно, как работать далее).
НЕ с глаголами и деепричастиями.
- Что выпускник должны знать?
- Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно кроме тех, которые без НЕ не употребляются (ненавидеть-ненавидя, невзлюбить - невзлюбив, негодовать - негодуя, нездоровится).
Схема.
Употребляется ли слово без НЕ?
нет да
слитно раздельно
- Индивидуальная работа. Самоинструкция.
Каждый выпускник повторяет правописание НЕ с одной из частей
и, анализируя примеры, составляет небольшую инструкцию-схему, то есть, он должен определить, что нужно сделать (этапы), какие вопросы задать себе, чтобы определить, как пишется НЕ со словом.
Материалы для работы.
1.НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О-Е:
- несчастье, невзрачный, нелепо, недоросль;
- не друг, а враг; не легкий, а трудный; не высоко, а низко;
- ничуть не интересная книга, отнюдь не весело;
-неправда (ложь), невежливый (грубый), невесело (грустно);
- сапоги недорогие, но практичные.
2.НЕ с причастиями:
- ненавидящий;
- не увядшие, а свежие цветы;
- ничуть не замерзающее озеро;
- непрекращающийся дождь;
- совсем необдуманное решение;
- не отправленное мною письмо;
- книга не прочитана, квартира не убрана.
3.НЕ с неопределенными и отрицательными местоимениями, местоименными наречиями:
- некто постучал в дверь, нечем защититься от врага, нечему радоваться, негде взять, некому позвонить, нечто прошумело под окном;
- не у кого спросить, не о чем говорить, не с чем прийти, не о чем думать, не о ком грустить, не с чего начать.
4.Запомни:
- не рад, не должен, не обязан, не готов, не способен, не нужен, не нужно, не жаль, не надо.
5.С местоимениями:
- не мне грустить, не нам спешить, не они виноваты, не я ответил, не ему убегать, не себе покупать, упало не оно.
6.Запомни:
-недоспать, недосмотрел, недовез, недовыполнить, недоедать.
7.С именами числительными:
- сейчас не двенадцать часов, осталась не одна пятая яблока, не одиннадцать страниц книги.
III. Учащиеся представляют результаты работы, составляют общую схему-алгоритм для всех частей речи и рассказывают, как ее пользоваться.
Не с именами существительными, прилагательными, наречиями на о – е
↓
Употребляется ли без НЕ?
↓ ↓
Нет Да
↓ ↓
Слитно Раздельно
↓ ↓
1.Очень не, совсем не, совершенно не, весьма не, абсолютно не… 2.Противопоставление с НО 3.Слово не употребляется без НЕ 4.Можно заменить синонимом без НЕ | 1.Далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не… 2.Противопоставление с А |
Не с причастиями.
↓
Употребляется ли без НЕ?
↓ ↓
Нет Да
↓ ↓
Слитно Раздельно
↓ ↓
1. Нет зависимого слова 2. Очень не, совсем не, совершенно не, весьма не, абсолютно не… 3.Противопоставление с НО 4..Слово не употребляется без НЕ | 1. Есть зависимое от причастия слово 2.Далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не… 3.Противопоставление с А 4. Краткие причастия |
Не с неопределенными и отрицательными местоимениями.
↓
Употребляется ли без НЕ?
↓ ↓
Нет Да
↓ ↓
Слитно Раздельно
↓ ↓
1.Ударение на НЕ | 1.Предлог отделил Не от местоимения |
Не с именами числительными, личными, указательными, притяжательными, возвратным местоимениями.
Употребляется ли без НЕ?
↓
Да
↓
Раздельно
Учитель:
-Все ли трудные случаи нашли отражение в схемах?
Ответы учеников:
- Не с краткими прилагательными пишутся также, как и с полными.
- Слова с приставкой НЕДО всегда пишутся слитно.
- Не рад, не должен, не готов, не обязан – раздельно.
IV. Практическая работа. Руководствуясь алгоритмом, учащиеся выполняют задание по изученной теме.
(Не)истовство (душевная возбужденность); (не)избежно; (не)правда, а ложь; (не)дорогое, но хорошее платье; совсем (не)понятно; ничуть (не)сложно; никак (не)возможно; почти (не)правда; (не)должно; (не)далеко; подошел (не)слышно; (не)торопясь; (не)по-русски; (не)каменный дом; (не)сразу; (не)всегда; (не)довыполнить; ваза (не)хрустальная; (не)растворимый порошок; (не)обозримые просторы; глубоко (не)изученный вопрос; (не)досолить суп; поступок (не)разумен; (не)с кем поговорить; (не)зависимая экспертная комиссия; (не)замечаемые мной (не)дочеты; сливы (не)крупные, но сладкие; (не)доумевающий взгляд; идти (не)спеша; (не)мог сделать; (не)смотря на условности; (не)защищен; (не)старше; (не)этот; (не)восемь книг; работа (не)закончена; (не)ярко-красный; (не)достал книгу.
V. Индивидуальная проверка.
По результатам проверки учитель предлагает справившимся с работой выпускникам индивидуально выполнить задания 12 «Пособия по подготовки к ЕГЭ» под редакцией Цыбулько, не справившимся с заданием назначает индивидуальные консультации с точечной отработкой каждого алгоритма.
VI. Итоги урока. Оценки.
Предварительный просмотр:
Учитель: Попова Галина Павловна
Дата: 26.09.2015 г.
Класс: 9
Открытый урок.
Тема: Словосочетание (Подготовка к ОГЭ).
Тип урока: урок - практикум.
Цели:
- образовательная: повторить и обобщить теоретические сведения о словосочетании;
-развивающая: развивать умение определять тип словосочетания, уметь заменять его синонимичным словосочетанием;
-воспитательная: воспитывать самостоятельность, внимательность и аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 9 класс С.Г. Бархударова;
-опорные схемы;
-пособие по подготовке к ОГЭ под редакцией Васильевых И. П.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: упражнения 37, 40.
III. Изучение темы урока.
Учитель:
1.Сегодня мы закрепим тему «Словосочетание»:
на примерах будем определять типы словосочетаний,
заменять их синонимичным словосочетаниями.
Результатом должны стать выполненные вами самостоятельно задания из «Пособия по подготовке к ОГЭ».
2. Дома вы должны были повторить теоретические знания по теме и подготовить вопросы.
Вызванному к доске ученику товарищи предлагают вопросы:
-Что такое словосочетание?
-Из каких слов оно состоит?
-Назови три типа подчинительной связи в словосочетании.
-Дай определение согласования, примыкания, управления.
3. Закрепление знаний.
- Работа с отрывком из текста.
Где –то далеко прогремел л..нивый гром. Потом крупный дождь припустил и начал часто –часто сыпаться с неба мелкими каплями. Деревья вес…ло зашумели, листва покрылась мокрым блеском, а от сп…ны мерина пов…лил пар. Ст…щили с сена на т…леги грубое п…л…сатое рядно и накрылись им, как п…латкой. Дождь усиливался. Песок промок, пот…мнел. (Кое) где в к…леях уже нал…лись лужицы, и капли, ударяя по ним, ост…вляли пузырьки.
( По К. Паустовскому)
1).Словарная работа:
Мерин – конь.
Рядно – одеяло.
2).Объяснить орфограммы.
3). Из текста выписать все словосочетания, указать главное и зависимое слова, пользуясь опорным конспектом, определить тип связи.
- Типы связи слов в словосочетании.
- Опорный конспект.
Виды связи | Вопросы | Чем выражено зависимое слово |
Согласование (Высокое дерево) | Какой (каков)? Чей? Который? | Имя прилагательное. Причастие. Местоимение. Числительное.
|
Управление (Думать о будущем) | Вопросы косвенных падежей | Имя существительное. |
Примыкание (Бежать быстро) | Неизменяемые части речи: - глагол в неопределенной форме; - наречие; -деепричастие. |
- Самостоятельная работа учащихся с индивидуальной проверкой.
- 1.Определить тип связи в словосочетаниях:
трудно разглядеть, рассказал подробно, дом из кирпича,
в печной трубе, стеклянным колпаком, атласы по географии,
бревенчатый сарай, деревянная скамейка, серебряное колечко,
увлечённо читал, тополиная ветка, выразить словами, берег моря, осторожно выбрался.
2.Заполнить таблицу, вставляя слова в соответствующий столбик:
хотел рассказать, мыть окно, кольцо из золота, заселившиеся жители, получил пятерку, думать о прошлом, жить с родителями, поступила в ВУЗ, свежее молоко, счастливо жить, мирный договор, соглашение о сотрудничестве, рассказывал улыбаясь.
Согласование | Управление | Примыкание |
3.Пользуясь опорной схемой, заменять данные словосочетания синонимичными словосочетаниями. Проверка индивидуальная.
Пух тополя
Тополиный пух
Управление | Согласование |
Сюрпризом осени | |
С сожалением скрылись | |
В зарослях тополей | |
С завистью посмотрел | |
Друг человека | |
Команда тренера | |
Ствол березы | |
Печать из сургуча | |
Искусство театра |
Бензиновый запах
Запах бензина
Согласование | Управление |
На привокзальной площади | |
Жестяную кружку | |
Кружевной платок | |
Детская поликлиника | |
Горных ущелий | |
Отечественной истории | |
Болотная вода | |
Холщевая сумка | |
Хореографический кружок | |
Деревянный мостик |
Подает беззвучно
Падает без звука
Примыкание | Управление |
Падает беззвучно | |
Испуганно отдернул | |
Безжалостно вырвали | |
Изумленно разглядывали | |
Небрежно забросил | |
Задумчиво посмотрел |
Летел без страха
Летел бесстрашно
Управление | Примыкание |
Ухватился с радостью | |
Жил с надеждой | |
Относился с честью | |
Вздыхал с горестью | |
Отдал без возврата | |
Любил без ответа |
V. Итоги урока. Оценки.
VI. Домашнее задание: отработать задания 7 Пособия по подготовке к ОГЭ под ред. Васильевых И.П..
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго от-крытого урока от МО муниципального уровня)
Экспертный лист 2 урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...
3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)
3.3 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого ...
3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытог...
3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого ур...
Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня
Совершенствование методов обучения и воспитания через открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21182578","attributes":{"alt":"","class":"me...