1. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствие. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. (Слайд 1) – Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел – посмотрите, всё ли необходимое к уроку есть на парте! Теперь можете садиться! Откройте тетради, отступите две строчки после домашней работы, запишите число и классную работу. Оставьте строчку для написания темы, вы её сформулируете сами позднее.
| Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе: открывают тетради, записывают число и классную работу.
| Личностные – самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа: вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. | – Посмотрите на слайд в презентации. Здесь представлен текст. (Слайд 2) Я его зачитаю, а вы внимательно следите и слушайте.
Небо над г…л…вой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и г…ворливые ручейки. Над берёзовой рощ… кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. Весна идёт по п…лям, гонит тучи с весеннего неба, солнечным луч… согр…вает землю. Приход весны – это самый больш… подарок для детей! Ведь можно подолгу гулять на свеж… воздух…, наслаждаясь красотой весенней природы.
– Ребята, о чём говориться в тексте? Какое название вы бы ему дали?
– Вы уже заметили, что в тексте пропущены буквы. Давайте вместе заполним пропуски. Весь текст переписывать не нужно. Выписываем в тетрадь с красной строки через запятую только слова с пропущенными орфограммами.
– Первое слово с пропущенными буквами – слово «над головой». Какая орфограмма здесь представлена?
– А что ещё интересного в этом слове вы заметили?
– В каких ещё словах пропущены буквы с названной орфограммой?
– Найдите слово с орфограммой «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе». Какую букву вставим и почему?
– Чем интересно слово «бегут»? Какие однокоренные слова можем подобрать?
– А если ли в тексте ещё слова с чередованием согласных?
– Посмотрите на слова «над рощей» и «лучом». Какая здесь представлена орфограмма?
– Какие буквы вставим?
– Вспомним правило.
– Какие ещё два слова остались с пропущенной орфограммой?
– К какой части речи относятся данные слова?
– Давайте вспомним, что такое прилагательное?
– Скажите, в какой морфеме пропущены буквы?
– А как называются буквы, после которых пропущена орфограмма?
– Какие буквы мы вставим?
– Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока!
– Мы с вами оставляли строчку после «классной работы» – запишем там тему урока. (Слайд 3) | Внимательно следят за текстом.
Рассуждают. Дают название. Например, ранняя весна, приход весны и т.п.
– Проверяемая гласная в корне слова: первый слог проверяем словом «головы», а второй слог – «головушка». – Полногласие – неполногласие: оло – ла.
– Говорливые – проверочное слово «говор», полям – проверочное слово «поле», согревает – проверочное слово «греть».
– Слово с данной орфограммой «на воздухе», вставим букву «е», потому что у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие) окончание –е.
–Однокоренные слова – бег, бежать, бежим и т.д. Здесь представлено чередование согласных в корне слова: г//ж.
– Есть, кружатся – ж//г//т, кружатся – круг – крутить; воздухе – х//ш, воздухе – воздушный; наслаждаясь – жд//д, наслаждаясь – сладкий.
– «Правописание о-е после шипящих в окончаниях существительных».
– Над рощей – ей, лучом – ом.
– После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква «о», без ударения – буква «е».
– Большой, на свежем.
– К прилагательным.
– Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? чей?
– В окончаниях.
– Шипящие.
– Большой – ой, на свежем – ем.
– «Окончания имён прилагательных после шипящих».
Записывают тему урока. | Регулятивные – целеполагание; Коммуникативные –ответы на вопросы. Познавательные – доказательства. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта (открытие «нового знания»). Цель этапа: вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока. | – Ребята, посмотрите на табличку, представленную в презентации. (Слайд 4) лучом | большой | над рощей | на свежем |
Слова какой части речи представлены в первом столбце и какой части речи во втором?
– В какой морфеме затруднения? – Давайте вспомним, что влияет на написание гласных в окончаниях имен существительных?
– Повторим ещё раз, как звучит правило? – Поставим ударение в словах во втором столбике.
– Попробуем сформулировать правило для слов из второго столбика.
– Откроем учебник на странице 89 и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. (Слайд 5)
– Запишем правило.
– На столах у вас лежат «Запоминалки». Они вам помогут легко запомнить правило. Можете вклеить их в тетрадь. А сейчас зачитаем. (Слайд 6) | – В первом столбце представлены существительные, во втором – прилагательные.
– В окончании.
– На написание гласных в окончаниях имен существительных влияет ударение.
– После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква «о», без ударения – буква «е».
– В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется буква «о», без ударения «е».
Открывают учебник. Один из учеников зачитывает правило. Переписывают правило в тетрадь.
Записывают правило в тетрадь.
Один из учеников зачитывает «запоминалку». | Метапредметные – самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижении цели.
|
Физминутка. Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: закрепление умений написания о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. | Сейчас я буду называть словосочетания на сегодняшнюю орфограмму, вы должны на слух определить, когда пишется «о», а когда «е». Если после шипящего пишется «о», то поднимаем обе руки вверх, если пишется «е», то ставим руки на пояс. Встали. Приступим.
БольшОго здания, рыжЕго кота, чужОго карандаша, по горячЕму следу, в дремучЕм лесу, чужОй рассказ, хорошЕго друга, неуклюжЕго медведя, площОм.
– Молодцы! Присаживайтесь.
– Сейчас мы выполним упр. 583. Давайте прочитаем задание.
– К доске мне нужно два ученика. А остальные работают в тетрадях. Первый ученик работает с первыми двумя предложениями, второй – с 3 и 4 предложением, остальные учащиеся пишут все предложения. – Также первый ученик сделает морфемный разбор слова «набраться», второй – «безделья».
– Ребята, скажите, что такое пословица? (посмотреть в толковом словаре).
– Давайте, проверим, как ребята справились у доски.
| Встают. Выполняют физминутку.
Один из учеников читает задание: «Перепишите пословицы. Прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях».
Два ученика работают у доски.
Формулируют понятие пословицы. Один из учеников зачитывает из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова определение слова «пословица».
Проверка работы: ученик, который работал у доски, комментирует сделанное, класс проверяет вместе с ним. 1. От хорошего братца можно ума набраться. (Общаешься с хорошими людьми – хорошему научишься, а с плохими – плохому). В окончании прилагательного после шипящего пишем «е», потому что ударение падает на корень, а не на окончание. В слове «набраться» пишем «ь», проверяем вопросом «что сделать?» Морфемный разбор слова «набраться» - окончания нет, т.к. это неопределенная форма глагола, основа – набраться, корень – -бр- (однокоренные слова: беру, брать), приставка – на-, суффикс – ть-, постфикс – ся-. 2. Большому кораблю – большое плаванье. (Напутствие тому, кто заслуженно желает бо́льшего). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание. 3. В колючем кустарнике не спрячешься. (Если ты совершил плохой поступок, то ты от него не уйдёшь, не скроешь его от других). В окончании прилагательного после шипящего пишем «е», потому что ударение падает на суффикс, а не на окончание. 4. Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше делать даже не очень важную работу, чем бездельничать). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание. 5. Горе в чужой земле безъязыкому. (Человеку, который не знает языка чужой страны, придется очень трудно). В окончании прилагательного после шипящего пишем «о», потому что ударение падает на окончание. В слове «безъязыкому» пишем «ъ», потому что после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный ъ. |
Регулятивные – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока. Личностные – самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самоконтроль и самооценка. | – На партах у каждого из вас по вариантам лежат листочки с заданием, где нужно вставить пропущенные буквы, выделить изученные орфограммы. Работаем прямо на этих листочках. Приступили.
1 вариант Из больш... туч..., чуж... славой, пригож... человеку, у лежач... камня, в стояч... вод..., от хорош... дерева, в больш... дел..., перед березов... рощ…, над луч..., темной туч... .
2 вариант В чуж... стране, не бьют лежач..., от хорош... дерева, в больш... дел..., в дремуч... бору, по свеж... снегу, с надежным товарищ..., у старш... брата, с малыш..., перед мельниц... .
– При выполнении данного задания, какие орфограммы вы встретили?
– Возьмите в руки карандаши, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга! Ответы я вывела на экране. (Слайд 7) Если верно ставим «+», если неверно – «–». Считаем сколько плюсов и сколько минусов. – Если 0-1 «-» ставим 5, 2 ставим 4, 3-4 – 3, 4-10 – 2. – Проверили? Теперь поменяйтесь тетрадями обратно. Спросить выборочно, у кого сколько ошибок и выставить оценки. | Работают на раздаточном материале.
– о-е после шипящих в окончаниях существительных, о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Проверят работы соседа по парте и ставят оценки. | Коммуникативные – обеспечивают возможность сотрудничества. Регулятивные – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.
|