Проектная работа "Искусство выжигания"
проект по русскому языку (5 класс) на тему

В данной работе учащийся 5 класса описвает ход работы в технике выжигания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная работа. Описание.31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хатангская средняя образовательная школа №1»

Творческий проект

«Искусство выжигания»

                                                            Выполнил:

 ученик 5 «А» класса

Кирьянов Георгий

Руководитель проекта:

Учитель русского языка и литературы

Михайлова М.Н

Хатанга 2017

Содержание

Введение

Глава 1.  Анализ литературы

1.1. Выжигание

1.2. Виды выжигания по дереву

1.3. Отделка изделия

Глава 2.  Изготовление изделия

2.1. Инструменты и материалы

2.2. Правила безопасного выжигания

2.3 Описание работы

Глава 3. Изделия

3.1. Экологическая оценка проекта.

3.2. Экономическая оценка проекта   

3.3. Мои готовые работы

Заключение

Литература

Приложение

Введение.

  Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже несколько работ. Их можно подарить друзьям  на день рождения, ими можно украсить квартиру. Можно выжечь разделочную доску и подарить маме или бабушке.

Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины, ткани, кожи, бересты. Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. Наилучшими  материалами для выжигания по дереву является древесина или фанера  мягких пород - осина, липа, тополь, ольха, каштан, груша. Существует много видов выжигания, но я продолжил свои исследования  выжигания по дереву.

        Я решил узнать больше о выжигании, Марина Николаевна, учитель русского языка, меня поддержала, предложила выполнить работу в технике выжигания в одном из видов работ.

 Цель: 

  • изучение технологии выжигания как вид народного искусства.
  • изготовить  поделку для мамы не только красивую, но и полезную  своими руками.

Задачи:

1. Изучить  появление  выжигания как вид народного искусства.

2.Изучить виды и способы выжигания.

3.Рассмотреть литературу по данной теме. Научиться пользоваться Интернетом.

4.Изготовить поделки при помощи одного из видов выжигания.

Ход выполнения проекта:

– изучение различных источников информации, касающихся данной темы;

– систематизирование полученной информации;

– разработка плана работы;

– подготовка необходимых материалов и оборудования, рабочего места;

– создание картины в технике выжигания по дереву;

– написание работы проекта.

  1. Выжигание

История появления.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». Кроме игрушек, мастера делают здесь и «красные» ложки, братины, а в конце XIX в. начинается массовое изготовление и обрамленных выжиганием матрешек.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX – начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.

 Художественное выжигание (декоративное) - один из видов искусства. С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. Выжиганием по дереву занимались такие знаменитые художники, как Рембрандт, Пикассо.

  1. Виды выжигания по дереву

Выжигание — это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи.

  • пирография (горячее рисование);

Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. Этот прием получил широкое распространение только во второй половине ХХ в. после изобретения электрического прибора для выжигания. Раньше этот способ был довольно редким и его применяли мастера для гравировки по кости, дереву и коже. Рисунок выжигали специальными инструментами, которые нагревали на газовой горелке или спиртовке, что было довольно трудно.

В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.

  • пиротипия (горячее печатание);

Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.

На конце латунного, медного или стального стержня с помощью напильника выполняют рельеф, как правило, геометрические фигуры. С другой его стороны насаживают рукоятку. Затем это клише нагревают до определенной температуры и прижимают к изделию. Таким способом часто обрабатывали бересту, декорировали различные деревянные и кожаные изделия. Этот прием использовали и мебельные фабрики, чтобы ставить свои клейма на производимые ими предметы.

  • выжигание в горячем песке и на огне:

В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.

Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Издревне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.

А вот чистый песок обычно насыпают в специальную емкость и нагревают его. Затем в него кладут деревянное изделие, которое вынимают через определенное время, когда изделие приобретет нужный тон.

Открытым огнем мастера, как правило, равномерно обжигают поверхность деревянного изделия, также получая необходимый тон.

Для выжигания по дереву подойдет любая глина, тщательно очищенная от посторонних примесей – песка, камушков, корешков, травы. Очистить глину можно так. Заполните ведро неочищенной глиной примерно на треть его объема и залейте чистой водой. Глину тщательно размешайте и дайте раствору отстояться. Крошки, травинки и щепочки всплывут, а песок и камушки осядут на дно. Как только вода станет достаточно прозрачной, осторожно слейте ее. Вместе с водой будет удален всплывший мусор. Жидкую глину, оставшуюся в ведре, осторожно вычерпайте в приготовленную чистую посуду. При этом не нужно трогать нижний слой, который содержит осевшие песок и камушки. Налитой в посуду жидкой глине дайте отстояться еще раз и слейте лишнюю воду.

При необходимости отмучивание можно повторить в той же последовательности. Отмученную глину нужно слегка подсушить. Наиболее удобна для работы глина, имеющая густоту (консистенцию) вазелина или зубной пасты.

С помощью глины на поверхности древесины можно выжечь темный рисунок на светлом фоне или же, наоборот, – светлый на темном.

Для нанесения темного рисунка на светлом фоне поступают так. На поверхность древесины наносят слой глины толщиной около 5 мм. Ей надо дать высохнуть настолько, чтобы она легко резалась ножом, не прилипая к нему.

Вырезать рисунок на глине можно стеками-петельками. Их легко сделать своими руками. Согните из стальной проволоки или пружины от старых часов скобки различной формы и величины. Затем прикрутите их мягкой медной проволокой к деревянным рукояткам. Свободный конец одной из рукояток нужно заострить и использовать как чертилку при нанесении на глину вспомогательного рисунка. В соответствии с его линиями вырежьте стекой в наложенном слое глины глубокие желобки. На дне каждого из них должна обнажиться древесина. Не дожидаясь, пока глина высохнет, обожгите очищенные стекой участки древесины. Закончив обжиг, снимите глину деревянным скребком и промойте древесину чистой водой.

При оформлении светлого рисунка на темном фоне поступают иначе. На поверхность древесины глину наносят не сплошным слоем, а узкими валиками по линиям изображения, и тогда после обжига и удаления глины на темном опаленном фоне четко проявится контурный рисунок.

Для нанесения глины на древесину применяют резиновую грушу или эластичный пластмассовый флакон. Так как используемая глина в рабочем состоянии не должна иметь большой текучести, набрать ее в грушу через наконечник довольно трудно. Чтобы облегчить эту задачу, вырежьте в груше круглое отверстие, которое после заполнения ее глиной нужно заткнуть подходящей по размеру пробкой. В крышке пластмассового флакона просверлите отверстие и вставьте в него металлическую трубку. Отвернув крышку, заполните флакон жидкой глиной. Выдавливая ее из флакона или груши, нанесите на поверхность древесины задуманный рисунок. Изменяя силу нажима на стенки груши или флакона, вы можете наносить валики различной ширины. Перемещая же емкости с разной скоростью, регулируйте толщину наносимого глиняного валика. После нанесения глины тут же приступайте к обжигу. Обжигая древесину, вы будете одновременно и высушивать глину. Обжигать нужно очень осторожно, едва касаясь древесины пламенем горелки. Глина будет служить своеобразным индикатором. Если вы желаете получить четкий рисунок, обжиг нужно прекратить еще до полного высыхания глины.

Если же по замыслу рисунок не должен быть слишком контрастным, увеличьте время обжига, добившись полного высыхания глины. Глина у краев слегка раскалится и подпалит края рисунка, уничтожив резкие переходы от светлого тона к темному. Но при этом нужно помнить, что при слишком продолжительном обжигании глина может раскалиться и участки древесины, расположенные под ней, обуглятся и испортят всю работу. Когда обжиг будет закончен, высохшая глина легко отшелушится от древесины. Если на ней после удаления глины останутся грязные глиняные пятна, поверхность необходимо промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой.

  • увеличительным стеклом на солнце;

При прохождении через линзу лучи собираются все в одной точке, таким образом температура всех лучиков складывается и получается “горячее пятно”, которое и является рабочим инструментом, способным выжигать дерево, пластик и прочие материалы.

  • выжигание кислотами; 

Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты. Поверхность доски красят в темный цвет, затем, нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.

  • трением на токарном станке.

Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.

  1. Отделка изделия

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Рисунки, нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый слой в глубоких местах. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить  выступов.

Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей. Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение. Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и натуральный цвет дерева, вощение совершенно не красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.

Глава 2.  Изготовление изделия

2.1.Инструменты и материалы

  • Электровыжигатель.
  • Деревянная заготовка.
  • Альбом с рисунками.
  • Наждачная бумага.
  • Карандаш.
  • Ластик.
  • Лак.
  • Ветошь.

2.2. Правила безопасного выжигания

  • При работе с электровыжигателем нужно обязательно знать правила безопасности.
  •  Не следует ставить рядом с электровыжигателем  ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.
  • При выжигании образуется едкий дым, из- за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.
  • Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.
  • Не допустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.
  • При выжигании нужно сидеть прямо,  рука держащая инструмент  должна устойчиво лежать на столе.
  • Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.
  • После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.

2.3 Описание работы:

Плоскостное выжигание с элементами рисования.

  • отшлифовать рабочую  поверхность
  • перевести рисунок через копировальную бумагу
  • выжечь рисунок
  • почистить мельчайшей наждачной бумагой
  • при желании рисунок расписать красками                                                    
  • покрыть воском и лаком

Перед работой я отполировал фанеру. Затем иглой держателя слабого накала обвёл рисунок. После этого начинал рисовать иглой выжигателя, начиная с переднего плана рисунка. Когда  возникали небольшие огрехи при выжигании, то их выбирал лезвием. Старался исключать ошибки, т.к. большие ошибки при выжигании исправить невозможно. Во время работы рука, держащая штифт, должна твердо опираться на стол, чтобы не уставать. 

Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

Для росписи по дереву я использовал фломастеры. Но лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение.

Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.

3.1 Экологическая оценка проекта.  

        Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений.  На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

3.2 Экономическая оценка проекта   

          Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию .Для изготовления изделия потребуются: 

        Фанера для выжигания (затраты на фанеру не учитываю, т.к. кусок фанеры остался от старой мебели), электровыжигатель, наждачная бумага, фломастеры, лак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"

План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011". Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-пр...

Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"

Данная  презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

эскизы для выжигания

Эскизы выполнены учениками нашей школы , их очень удобно применять как для выжигания так и для резьбы по дереву....

Авторская программа факультатива "Выжигание по шёлку"

Данная программа направлена на развитие творческой и познавательной активности, на ознакомление обучающихся с технологией различных приёмов гильоширования, ориентирована на применение полученных умени...

Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"

Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"...

«Выжигание по дереву. Техники выжигания»

Урок по технологии, 5 класс...