Часть 2 ЕГЭ. Сочинение.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Габитова Галина Александровна

Как уверенно написать сочинение на ЕГЭ? Очень просто, даже если ты - двоечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЕГЭ. Часть 2. 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что Вы чувствуете, когда Вам нужно написать сочинение? Страх? Ужас? Вам кажется, что для написания сочинения необходимо обладать творческими способностями? Сочинение в рамках ЕГЭ по русскому языку не имеет почти никакого отношения к творчеству. На него так же, как и на первую, тестовую, часть экзамена можно "натаскать". Выпускнику стоит лишь запомнить алгоритм действий и так называемые "клише", которые нужно будет дополнить в процессе написания текста.

ВАЖНО! Сочинение на ЕГЭ включили не для того, чтобы Вы блеснули знанием средств художественной выразительности — тропов или стилистических фигур. Не стремитесь к излишним речевым оборотам, длинным предложениям — не нужно усложнять. Чем проще напишите, тем меньше вероятность допустить ошибки.

Выделение каждого абзаца новой строкой обосновано критериями оценки ЕГЭ. И для каждой маленькой "части" сочинения есть своё клише, которое нужно выучить и использовать в своей работе.

  1. Абзац № 1. Постановка проблематики текста.

Алгоритм как определить главную проблему текста:

  • Посмотреть есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы.
  • Подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются.
  • Выбрать главную проблему из всех найденных.
  • Если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль текста.

Ответ на вышепоставленный вопрос и определяет главную проблему текста.

Клише:

"В предложенном для анализа фрагменте (художественного, публицистического или научного) текста (здесь также, если вы уверены, что человек широко известный, использовать прилагательные "выдающийся", "известный" и т.д.) писатель (или исследователь, лингвист, прозаик и т.д.) ФИО поднимает проблему…"

  1. Абзац № 2. Комментарий к поставленной проблеме.

Он должен объяснить (до или после второго клише), почему вопрос, поднятый автором, Вам кажется важным. Далее принципиально сказать о его актуальности, идея в том, что тексты, которые предлагаются разработчиками экзамена, говорят о вечном (человеческие чувства и эмоции, философия, грехи, экология, история и т.д.).

Клише:

"Эта проблема как нельзя более актуальна, потому что…"

Обязательно включаем эту фразу во второй абзац и дополняем.

  1. Абзац № 3. Выявление авторской позиции.

Вам нужно найти в тексте ЕГЭ основной, главный тезис автора, связанный с проблемой материала.

Клише, с которого мы начинаем абзац:

"Автор убеждён, что…"

"Автор считает, что…"

Далее мы дополняем предложение, при этом мы обязательно применяем цитирование. Например:

Автор убеждён, что страдания юной души "неприемлемы для большинства, уже пережившего период становления".

Часть текста в кавычках взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

  1. Абзац № 4. Комментарий к позиции автора.

Самый простой вариант - нужно быть солидарным с автором.

Клише:

"С автором нельзя не согласиться, потому что…"

Если не знаете, что писать, то дополните предложение видоизменённой (повторяться нельзя) мыслью вашего же комментария к проблеме (см. абзац № 2).

  1. Абзац № 5. Аргумент первый.

Начинаем с "клише":

"В доказательство своих слов приведу в пример героиню романа (или другой литературный жанр — в зависимости от произведения) "Название" выдающегося (или другое прилагательное на ваш выбор) русского (или "зарубежного", "немецкого" и т.д.) Александра Сергеевича Пушкина (или другое ФИО)".

Начинаем следующее предложение с имени персонажа, о котором мы говорим в аргументе.

  1. Абзац № 6. Аргумент второй.

Начинаем также с "заготовки":

Ещё одним примером "проблемы, о которой мы говорим" (вписываем проблему, желательно перефразировав), может послужить история персонажа… (и далее аналогично с первым аргументом).

Или "...может послужить история, описанная в произведении… (продолжаем по рекомендации "Абзац № 5")…"

  1. Абзац № 7. Выводы.

Клише:

"Исходя из вышесказанного, можно заключить…"

Или "Можно сделать вывод, что…"

И дополняем последний абзац Вашим главным тезисом, который (по сути) будет полностью перекликаться с авторской позицией. Пишите другими словами.

Последнее предложение Вашего сочинения должно быть позитивным. Никогда не заканчивайте на печальной ноте — вне зависимости от того, о чём Ваша работа. Это важно, потому что у учителя, проверяющего ЕГЭ, должно остаться о ней положительное впечатление (психологический приём).

Готовиться необходимо начать уже сейчас. Писать хотя бы по одному сочинению в неделю. Подбирать аргументы и составлять собственный «банк» аргументов. До апреля нужно успеть написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее).

Постоянная и системная подготовка — обязательный пункт. Регулярное выполнение даже небольшого объёма заданий поможет куда лучше недельного ударного труда прямо перед экзаменом (и здоровье не испортит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ. ЧАСТЬ С. Сочинение-рассуждение

В папке содержатся материалы по подготовке учащихся к написанию сочинений-рассуждений по диагностическим работам МИОО-2012г....

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту А.Чехова "Моя она"

Выстроена структура сочинения по тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, вывод....

Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту С.Соловейчика "О роскоши"

Материал предполагает последовательное целенаправленное обучение написанию сочинения по прочитанному тексту...

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

ЕГЭ, ЧАСТЬ 3, сочинение по прочитанному тексту.

ЕГЭ, часть 3, сочинение по прочитанному тексту. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2009: Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.Подго...

ЕГЭ, ЧАСТЬ 3, сочинение по прочитанному тексту

ЕГЭ, часть 3, сочинение по прочитанному тексту. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2009: Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008....

ЕГЭ, ЧАСТЬ 3, сочинение по прочитанному тексту

ЕГЭ, часть 3, сочинение по прочитанному тексту. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2009: Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008....