Правописание корней ГАР - ГОР
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Плужник Татьяна Петровна

Тема, изучаемая в 5 классе. Корни с чередованием - это, как правило, небольшая проблема. Надеюсь, уважаемые коллеги, вам пригодится данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korni_gar_-_gor_5_klass.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема:        Буквы а–о в корне гар – гор

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока:  Формирование УУД.

Ожидаемые результаты урока: Учащиеся должны научиться видеть корни с чередованием, отличать их от омонимичных корней, применять выученное  правило.

Оборудование: ММ проектор

Ожидаемые результаты:

дата

этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

УУД

1 Вызов

Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проблемный вопрос:

– Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.)

лаг – лож  раст –

 (ращ) – рос  гар – гор

– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)

 

Учитель задаёт вопросы:

-как вы понимаете смысл этих устойчивых выражений?

-В каком значении употреблено слово «горит»?

-Написание какой буквы надо проверить в этом слове?

-Попробуй подобрать проверочное слово.

-Что тебя удивило?

-Можно ли использовать такую проверку для выбора данного написания?

- Как  называются такие корни?

-Сформулируйте цель урока.

(После формулировки цели урока учениками можно представить с помощью презентации авторскую формулировку.

Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне гар – гор и научиться правильно писать слова с этими корнями.)

Сравнивают, высказывают свои предположения, обосновывая свою точку зрения.

Высказывают предположение.

Отвечают на вопросы

В качестве проверочного слова ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях

и делают вывод, что проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне.

Формулируют цель урока:

Научиться различать написания чередующихся корней

-гар-,-гор-.

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

Познавательные УУД

-анализировать, сравнивать, делать выводы.

осуществлять анализ и синтез;

Личностные УУД

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2.Осмысление

Поиск решения. Открытие новых знаний.

Цель:

Обеспечение  восприятия, осмысления новой темы, контроль знаний.

Упр. 139. Стр.99. Наблюдение можно провести по учебнику или представить на доске.

– Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.

– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор?

(Подсказка.Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков.)

– Сделайте вывод.

2.Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.

Примечание. Это правило можно свести к одному варианту: в безударном положении  в корне гар – гор звук обозначается буквой о. (Под ударением нет орфограммы, но нам важен опознавательный признак корня – звукосочетание [гар].)

– Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием гар – гор?

– Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованиема–о (лаг – лож; раст (ращ) – рос)?

3.Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

Физкультминутка

Упр. 140 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [гар].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограмму букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.)

– Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.)

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)

Упр. 141 

развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы.

Упр. 142 

развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу.

4.Дополнительно:

Дифференцированное задание.

Упр. 60 («Дидактический материал») – работа по тексту над разными видами орфограмм, включая изученную орфограмму – букву а–о в корне гар – гор.

Наблюдают, делают выводы, доказывают.

(устная работа)

Читают правило, сравнивают со своей формулировкой.

Отвечают на вопросы.

Работа в парах.

Самостоятельная работа.

Задание выполняется пошагово.

Делают вывод.

Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.

Работа в группах.

Слайд 3

Учебник.

Учебник.

Слайд 4.

Учебник.

Учебник.

Дидактический

материал

Регулятивные УУД

 Искать пути решения проблемы.

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

-владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Личностные УУД

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

3.Рефлексия

Цель: закрепление, коррекция способов действия.

– Назовите ключевые слова темы.

– Какую проблему решали на уроке?

– Чему научились?

– Какая работа понравилась больше всего?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке .

– По каким критериям будете оценивать себя?

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый, используя приём незаконченного предложения:

-сегодня я узнал…

-мне было трудно…

-я понял, что…

-я научился…

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

 

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Осуществляют самооценку и соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 Слайд 5

Регулятивные УУД

 Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Домашнее задание

Базовый уровень:

 Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Упр. 144

Повыш. уровень: составить схему

чередующихся корней.

Упр. 144

Высокий:

Составить мини-сочинение из 5 предложений со словами, содержащими орфограмму буквы а-о

В корне –гор-,-гар-на тему «Воспоминания о лете»

Записывают задание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Тест. Правописание корней. 5-6 кл.

Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, корни с чередованием....

Правописание корней -кос-, -кас-

Презентация к уроку русского языка в 5 классе, по программе "Школа 2100". Тема урока "Правописание корней -кос-, -кас-"....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл

Тест предназначен для закрепеления орфографии в корне слова....

Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл

Этот тест поможет систематизировать и обобщить знания учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...