Правописание корней ГАР - ГОР
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема, изучаемая в 5 классе. Корни с чередованием - это, как правило, небольшая проблема. Надеюсь, уважаемые коллеги, вам пригодится данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_gar_-_gor_5_klass.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Буквы а–о в корне гар – гор
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Формирование УУД.
Ожидаемые результаты урока: Учащиеся должны научиться видеть корни с чередованием, отличать их от омонимичных корней, применять выученное правило.
Оборудование: ММ проектор
Ожидаемые результаты:
дата | этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства обучения | УУД |
1 Вызов Введение в тему урока. Постановка проблемы. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Проблемный вопрос: – Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.) лаг – лож раст – (ращ) – рос гар – гор – Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)
Учитель задаёт вопросы: -как вы понимаете смысл этих устойчивых выражений? -В каком значении употреблено слово «горит»? -Написание какой буквы надо проверить в этом слове? -Попробуй подобрать проверочное слово. -Что тебя удивило? -Можно ли использовать такую проверку для выбора данного написания? - Как называются такие корни? -Сформулируйте цель урока. (После формулировки цели урока учениками можно представить с помощью презентации авторскую формулировку. Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне гар – гор и научиться правильно писать слова с этими корнями.) | Сравнивают, высказывают свои предположения, обосновывая свою точку зрения. Высказывают предположение. Отвечают на вопросы В качестве проверочного слова ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне. Формулируют цель урока: Научиться различать написания чередующихся корней -гар-,-гор-. | Презентация Слайд 1 Слайд 2 | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Коммуникативные УУД –уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; Познавательные УУД -анализировать, сравнивать, делать выводы. – осуществлять анализ и синтез; Личностные УУД –устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |
2.Осмысление Поиск решения. Открытие новых знаний. Цель: Обеспечение восприятия, осмысления новой темы, контроль знаний. | Упр. 139. Стр.99. Наблюдение можно провести по учебнику или представить на доске. – Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите. – От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор? (Подсказка.Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков.) – Сделайте вывод. 2.Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. Примечание. Это правило можно свести к одному варианту: в безударном положении в корне гар – гор звук обозначается буквой о. (Под ударением нет орфограммы, но нам важен опознавательный признак корня – звукосочетание [гар].) – Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием гар – гор? – Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованиема–о (лаг – лож; раст (ращ) – рос)? 3.Составление схемы правила, приведение собственных примеров. Физкультминутка Упр. 140 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания): 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание [гар]. 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Определить, ударный гласный в корне или безударный. 5) Применить правило. 6) Подчеркнуть орфограмму букву о или а. – В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.) – Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.) – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.) Упр. 141 развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы. Упр. 142 развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой. Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу. 4.Дополнительно: Дифференцированное задание. Упр. 60 («Дидактический материал») – работа по тексту над разными видами орфограмм, включая изученную орфограмму – букву а–о в корне гар – гор. | Наблюдают, делают выводы, доказывают. (устная работа) Читают правило, сравнивают со своей формулировкой. Отвечают на вопросы. Работа в парах. Самостоятельная работа. Задание выполняется пошагово. Делают вывод. Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием. Работа в группах. | Слайд 3 Учебник. Учебник. Слайд 4. Учебник. Учебник. Дидактический материал | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). -владеть приёмами отбора и систематизации материала. Личностные УУД – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; –осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | |
3.Рефлексия Цель: закрепление, коррекция способов действия. | – Назовите ключевые слова темы. – Какую проблему решали на уроке? – Чему научились? – Какая работа понравилась больше всего? – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке . – По каким критериям будете оценивать себя? Учитель уточняет, достиг ли цели каждый, используя приём незаконченного предложения: -сегодня я узнал… -мне было трудно… -я понял, что… -я научился… Учитель оценивает работу учащихся на уроке. |
Отвечают на вопросы, делают вывод. Осуществляют самооценку и соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Слайд 5 | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. | |
Домашнее задание | Базовый уровень: Уметь рассказать правило, опираясь на схему. Упр. 144 Повыш. уровень: составить схему чередующихся корней. Упр. 144 Высокий: Составить мини-сочинение из 5 предложений со словами, содержащими орфограмму буквы а-о В корне –гор-,-гар-на тему «Воспоминания о лете» | Записывают задание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Тест. Правописание корней. 5-6 кл.
Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, корни с чередованием....
Правописание корней -кос-, -кас-
Презентация к уроку русского языка в 5 классе, по программе "Школа 2100". Тема урока "Правописание корней -кос-, -кас-"....
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл
Тест предназначен для закрепеления орфографии в корне слова....
Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл
Этот тест поможет систематизировать и обобщить знания учащихся...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...