Степени сравнения наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Познакомить учащихся со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксической ролью наречия в сравнительной степени в предложении. Формирование умения образовывать наречия в сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepeni_sravneniya_narechiy.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Степени сравнения наречий.
Урок русского языка. 7 класс.
Цель:
- Образовательная: познакомить учащихся со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксической ролью наречия в сравнительной степени в предложении. Формирование умения образовывать наречия в сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.
- Развивающая: употребление наречий как средства связи текста для уточнения различных смысловых оттенков, развивать творческие способности учащихся.
- Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, указывая на его богатство, стремление изучать его.
ХОД УРОКА.
- Приветствие. Готовность к уроку. Настрой ребят.
- Разминка.
Игра «Догадайся»
(Записать отгаданные ответы, выделить орфограммы в словах)
1.Цвет, противоположенный белому (черный).
2.Плод дуба (желудь).
3.Знак переноса слов (черточка).
4.Цвет одуванчика (желтый).
5.Предмет для чистки зубов (щетка).
6. Разговор тихим голосом (шёпот).
7. Знак для обозначения числа на письме (цифра).
8. Детёныш курицы (цыпленок).
9. Зрелищное учреждение, где выступают клоуны (цирк).
10. Одноглазое мифическое существо (циклоп).
11. Шумные рукоплескания (овация, аплодисменты).
3. Беседа по теме.
-Что мы называем наречием?
-В чём сходство наречия с именем прилагательным?
-Что мы должны помнить о степенях сравнения имён прилагательных?
Наречия, как и прилагательные, тоже имеют степени сравнения. Давайте ознакомимся с теоретическим материалом.
СЛАЙД 1.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ
/ \
сравнительная превосходная
/ \ \
простая составная составная
образуется при более, наречия в сравнительной
помощи суффиксов менее степени + местоимение
-ее (-ей) «всех, всего»
-е
-ше
-же
-че
-ще
/ \ \
страшно - более уверено лучше всех
страшнее менее смело увереннее всего
являются обстоятельством, относятся
к глаголу, отвечают на вопрос «как?»
4.Проверка опережающего домашнего задания (самостоятельный поиск и исследовательская деятельность учащихся)
-Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
(Ответы учащихся)
СЛАЙД 2.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ
/ \
прилагательного наречия
относится к имени существи- относится к глаголу, отвечает
тельному, отвечает на вопрос на вопрос «как?», в предложении
«каков?», в предложении является обстоятельством
является сказуемым
5.Лексическая пятиминутка (устно).
-Подберите к глаголу «говорить» различные наречия. Образуйте от них сравнительную степень.
Змейка.
Говорить - быстро (быстрее),
весело (веселее),
неторопливо (неторопливее),
насмешливо (насмешливее),
плавно (плавнее),
образно (образнее),
гнусаво (гнусавее),
ласково (ласковее),
уверенно (увереннее),
протяжно (протяжнее),
грамотно (грамотнее),
красиво (красивее),
громко (громче) и т. д.
-Сколько словосочетаний с наречиями может дать этот глагол?
-О чём это свидетельствует?
( Об огромных возможностях наречий для уточнения значений глагола, показывают роль наречий в передаче точности и выразительности речи.)
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастические упражнения.
7.К данным фразеологизмам подберите наречия-синонимы, образуйте от них наречия в сравнительной и превосходной степени. Выделите суффиксы.
Запись в тетради.
Встать ни свет ни заря - рано, раньше, раньше всех.
Жить душа в душу - дружно, дружнее, дружнее всего.
Рукой подать - близко, ближе, ближе всех.
Хоть пруд пруди - много, больше, больше всех.
Мчаться во весь дух - быстро, быстрее, быстрее всего.
Работать засучив рукава - добросовестно, добросовестнее, добросовестнее всего.
8.Устная работа с текстом (экскурс в историю языка).
СЛАЙД 3.
На (во) всю Ивановскую.
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.
- Какими наречиями можно заменить данное словосочетание?
(Очень громко)
-Придумайте устно с ним предложение.
9. Тренинг.
Змейка.
1.Мой брат умнее меня.
Ты поступил не умнее меня.
2.Наш класс дружнее, чем другой.
Нажмём дружней и сдвинем бревно с места.
3.Малыш оказался смелее хулигана.
Смелее шли солдаты в бой.
4.Солнце светит горячее и ярче день ото дня.
Этот лучик солнца ярче и горячее прежнего.
5.Этот борец сильнее предыдущего.
Он сжал мою руку сильнее.
6.Клубника вкуснее яблока.
Сегодня желе было приготовлено вкуснее, чем в прошлый раз.
10.Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
11.Домашнее задание.
Выучить теоретический материал наизусть. Письменно: выполнить творческую работу (придумать по 2 пары предложений, чтобы в одном из них слово являлось наречием в сравнительной степени, а в другом - прилагательным в сравнительной степени).