Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Однобокова Лилия Анатольевна

Материал для обучающихся 11 класса. Задания 1,2,3,7 - теория, алгоритм выполнения заданий, практическое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1_teoriya.docx15.6 КБ
Файл zadanie_2_teoriya.docx18.05 КБ
Файл zadaniya_1-3_prakticheskoe.docx67.44 КБ
Файл zadanie_7._1.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

                 Алгоритм выполнения заданий ЕГ по русскому языку. Задание 1

Часть 1.

Задание 1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

  • в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;
  • поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.
  • Помните, главная информация дана только в прямом значении. (ТОЧНО и КОНКРЕТНО)

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.



Предварительный просмотр:

Задание 2 ЕГЭ  по русскому языку

Средства связи предложений в тексте


Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  3. Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.


            Чтобы правильно определить необходимое для данного текста слово необходимо:

  1. Внимательно прочитайте текст
  2. Путём последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предыдущим предложением и предложением с пропуском. Этот прием поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.



Предварительный просмотр:

Раздел 1. РАСШИРЕННЫЙ РАЗБОР И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ
ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 1 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЗАДАНИЕ 1.

ВЫЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИНФОРМАЦИИ,
СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ТЕКСТЕ

Формулировка задания:

Прочитайте текст:

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Ветер, обладающий разрушительной силой, способен нанести большой ущерб: поднять шторм на море, выкорчевать деревья, снести крыши с домов.
  2. Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
  3. Молекулы воздуха с большой силой ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
  4. Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы могут принести большие разрушения.
  5. Ветер способен нанести серьёзный ущерб, так как молекулы воздуха, двигаясь с большой скоростью, сильно ударяются о предметы, стоящие на их пути.

Правильный ответ: 2, 5

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: это задание состоит из небольшого текста научного стиля и пяти вариантов предложений, в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать два предложения, в которых заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия текста).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
  3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан).
  4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
  5. Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём.
  6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
  7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
  • предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
  • предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
  • предложение, передающее лишь часть главной информации.
  1. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
  2. Помните о том, что два правильных варианта должны:
  • передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
  • объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста.

Образец применения алгоритма:

Тестовое задание:

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
  2. В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
  3. Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
  4. Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
  5. Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Комментарий к выполнению задания:

Выделим в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

(1)На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2)Болыпинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. (З)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

Обратим особое внимание на второе и третье предложения - это смысловой центр этого текста:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (в организме человека живёт огромное количество бактерий: одни из них безопасны и необходимы для его успешного функционирования, а другие являются причиной заболеваний). Третье


предложение содержит вывод из второго, на что указывает его начало («Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом»). Поэтому третье предложение - самое главное в тексте.

Перескажем содержание текста, начиная с последнего предложения:

Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания.

Соотнесём свой вариант пересказа основного содержания текста («Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания») с предложенными вариантами ответов и найдём смысловые совпадения:

  1. Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
  2. В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
  3. Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
  4. Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
  5. Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Отметим, что первый вариант ответа («Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования») является неверным, так как содержащаяся в нём информация противоречит содержанию текста (в тексте говорится, что далеко не все бактерии безопасны; есть те, которые вызывают серьёзные заболевания организма).

Исключим из числа правильных и второй вариант ответа («В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий»), так как он представляет собой подробный пересказ первого предложения текста — его зачина, поэтому главной информации не содержит.

Не можем указать как правильный и четвёртый вариант ответа («Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии»), потому что в нём не передана суть третьего (самого важного) предложения текста.

Выбираем в качестве правильных ответы № 3 и 5, так как они максимально выражают главную мысль текста (они передают одно и то же содержание, но отличаются лишь речевым оформлением):

  1. Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.

5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Правильный ответ: 3, 5


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
  2. Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
  3. Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
  4. Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.
  5. Представители богатейших промышленных и купеческих династий России, будучи меценатами, много сделали для развития отечественной культуры.

Ответ:        .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому

Так,

Несмотря на это,

Кроме того,

Во-первых,

Ответ:        .

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

  1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
  2. Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.
  3. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).
  4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.
  5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История мира.
  6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.
  7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

Ответ: _____        •

Задание № 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
  2. Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись, что подтверждают данные археологических исследований.
  3. Изображения на керамических изделиях дали учёным представление о жизни и быте древних греков, поэтому они так важны при археологических исследованиях.
  4. Керамические сосуды важны в археологических исследованиях, так как дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
  5. Древние греки украшали керамические изделия не только орнаментальной, но и сюжетной росписью, что даёт археологам представление об их повседневной жизни.

Ответ:        .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том что Однако

Несмотря на это,

Именно поэтому Итак,

Ответ:        _____.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, - и. ж.

  1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.
  2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Жизнь растений. Рисковать жизнью. Спасти жизнь кому-то.
  3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой- нибудь период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни.
  4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.

Ответ:        .

Задание № 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
  2. По мнению учёных, интенсивность цвета осенних листьев зависит не от погоды, а от глобального потепления климата.
  3. Изучив, как климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу о том, что интенсивность окраски осенней листвы зависит от погоды.
  4. Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев уверены, что интенсивность окраски осенних листьев зависит от погоды.
  5. Проведя специальные исследования, учёные сделали вывод о том, что интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.

Ответ:        •

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

Несмотря на это,

Таким образом,

Вопреки этому Например,

Ответ:        .

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТРУД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТРУД, -а, м.

  1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на труд.
  2. Работа, занятие. Тяжёлый труд. Дневные труды. Заплатить за труды.
  3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Взять на себя труд сделать что-нибудь. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-нибудь.
  4. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Список печатных трудов.
  5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

Ответ:        .

Задание № 4

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Решение, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.
  2. Среди многих принимаемых человеком решений самым главным является решение о выборе будущей профессии.
  3. Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.
  4. Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.
  5. Только тогда человек ощущает себя нужным другим людям, когда его способности и дело, которым он занимается, востребованы окружающими.

Ответ:        .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Во-первых,

Наоборот,

Иными словами,

Именно

Итак,


  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДОРОГА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДОРОГА, -и, ж.

  1. Узкая полоса земли, предназначенная для продвижения, путь сообщения. Просёлочная дорога. Шоссейная дорога. Обочина дороги.
  2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Сбиться с дороги.
  3. Путешествие, пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу.
  4. перен. Средства достижения какой-либо цели, жизненный путь. Труд - дорога к успеху.

Ответ:        .

Задание № 5

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. На титульном листе книги Коперника стоит суровое предостережение: “Да не входит никто, не знающий математики”.
  2. Голословные, ничем не подкреплённые рассуждения в науке благодаря Копернику были потеснены методами наблюдения и расчёта.
  3. Коперник высоко ценил математику, а другие науки были ему чужды.
  4. Умозрительный способ исследования природы, подкреплённый опытом, был чужд Копернику.
  5. Наблюдение и расчёт - главные методы Коперника - прочно вошли в науку.

Ответ:        .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Именно

Однако

Например,

Во-первых,

Наоборот,

Ответ:         


  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСЧЁТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАСЧЕТ, -а, м.

  1. Предположение, основанное на учёте каких-то обстоятельств. Прийти с таким расчётом, чтобы застать всех дома.
  2. Уплата денег за работу, по обязательствам. За наличный расчёт.
  3. Наказание, возмездие, расплата. Расчёт за содеянное будет скорым и неизбежным.
  4. Математическое, техническое вычисление. Ошибка в расчёте. Расчёты нового двигателя.
  5. Соображения, направленные на получение какой-либо выгоды. Жениться по расчёту.
  6. Бережливость, расчётливость в расходовании средств. Расчёт за умеренность и трудолюбие - вот три моих верные карты!

Ответ:        .

Задание № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, - в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.
  2. Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в разных целях.
  3. Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.
  4. В Арктике, в Антарктике и высоко в горах находятся ледники - многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
  5. В Арктике и Антарктике - полярных областях нашей страны, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта людом и снегом.

Ответ:


. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Так

Так как Не случайно Ведь

Вопреки этому

Ответ:                        .

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, - и, мн. -и, -ей, ж.

  1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
  2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область. Начальство из области (из областного центра; разг.).
  3. чего и какая. Пределы, в которых распространено какое-нибудь явление, зона, пояс. Область вечнозелёных растений. Озёрная область.
  4. чего и какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.
  5. перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки. Отошло в область преданий. Специалист в области математики.

Ответ:        .

Задание № 7

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. (2)(...) вода и не течёт вслед за ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. (З)Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется.        

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Причиной волн являются дующие в разное время суток ветры, которые вызывают колебание водной глади.
  2. Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся.
  3. Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра.
  4. Плавающие в волнах предметы лишь поднимаются вверх и опускаются вниз, оставаясь на месте, так как вызванные силой ветра волны совершают круги только в вертикальной плоскости.
  5. Вода не течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.
  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Во-первых,

Не случайно Зато Хотя Именно

Ответ:                •

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЯТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯВЛЯТЬСЯ, -яюсь, -яешься; несов.

  1. Приходить куда-нибудь по вызову, по какой-нибудь официальной надобности. Являться в суд.
  2. Приходить куда-нибудь, прибывать. Домой являлся только вечером.
  3. Возникать, начинать существовать. Являлась мысль.
  4. Быть, служить чем-нибудь. Его поступок является новым доказательством дружбы.

Ответ:        .

Задание № 8

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Водоросли - основной источник пищи подводных животных и главные производители органических веществ в водной среде.
  2. Основной источник пищи всех водных животных - водоросли.
  3. Большое количество водорослей - основного источника пищи подводной фауны - может стать причиной гибели подводных животных и рыб, вызвав нехватку кислорода в водоёме.
  4. Водоросли могут погибнуть, если имеющийся в воде кислород будет полностью потреблён живущими в водоёме рыбами и животными.
  5. Подводная фауна может погибнуть, если её представителям не будет хватать кислорода из-за постоянно увеличивающегося количества водорослей.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Вероятно,

Даже

Итак,

Например,

Ответ:

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн., -ы, -ов, м.

  1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
  2. ед. Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир.
  3. Объединённое по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный мир. Научный мир.
  4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.
  5. ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
  6. (предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (поел.).

Ответ:        .

Задание № 9

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus - живописный и греческого grapho - пишу). (2)Пиктографическое письмо по форме напоминает ребусы: каждый знак-рисунок передаёт не звуки языка, не слоги, а определённое понятие, которому в языке соответствует слово. (3) (...) рисуночная запись сообщения может переда- вать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий.        

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Письмо рисунками - пиктография - напоминает ребусы: рисуночная запись сообщения передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий.
  2. В пиктографическом письме каждый знак-рисунок может передавать не только звуки языка, но и слоги.
  3. В пиктографическом письме рисуночная запись не всегда передаёт мысль целиком, но и может обозначать какое-либо понятие.
  4. Пиктография - от латинского pictus - живописный и греческого grapho - пишу.
  5. В пиктографии — письме рисунками — знак-рисунок может обозначать понятие или передавать мысль целиком.

Ответ:                         .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Не только

Хотя

Кроме того,

Ведь

Зато

Ответ:        •

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОРМА, -ы, ж.

  1. Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.
  2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Квадратная форма.
  3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная форма стиха.
  4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.
  5. перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная форма для прикрытия чего-нибудь. По форме только правильно.
  6. Установленный образец чего-нибудь. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

Ответ:        .

Задание № 10

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Даже очень прочные и твёрдые вещества, (...) железо, можно нагреть до такой температуры, что они становятся жидкими. (2)При ещё более высоких температурах жидкие металлы превращаются в газ. (3)И наоборот, вещества, встречающиеся в природе при нормальных температурах в газообразном состоянии, можно охладить до такой степени, что они становятся жидкими или даже твёрдыми.        

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Твёрдые вещества при высоких температурах становятся жидкими, а жидкие металлы при более высоких температурах превращаются в газ, и наоборот, газообразные вещества при охлаждении разжижаются или отвердевают.
  2. Все металлы при повышении температуры переходят в газ, а вещества, находящиеся при нормальных температурах в газообразном состоянии, сразу становятся твёрдыми.
  3. При изменении температуры многие твёрдые вещества могут стать жидкими или перейти в газообразное состояние.
  4. Если газообразные вещества при сильном охлаждении становятся жидкими или даже твёрдыми, то жидкие металлы при нагревании превращаются в газ, а железо при очень высоких температурах разжижается.
  5. Железо можно нагреть до такой температуры, что оно станет жидким, а при более высокой температуре оно переходит в газообразное состояние.

Ответ:                .

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно

во-первых,

например,

так

только

Ответ:        .

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

  1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая природа (органический мир).
  2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
  3. Места вне города (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу.
  4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. Вирусная природа заболевания.

Ответ:                .


Раздел 4. ОТВЕТЫ

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ 1-3 Задание № 1

№ вопроса

Ответ

1

25 или 52

.2

несмотря на это

3

4

Задание № 2

№ вопроса

Ответ

1

35 или 53

2

именно, поэтому

3

4

Задание № 3

№ вопроса

Ответ

1

35 или 53

2

Таким образом

3

4

Задание № 4

№ вопроса

Ответ

1

45 или 54

2

Иными словами

3

4

Задание № 5

№ вопроса

Ответ

1

25 или 52

2

наоборот

3

4

Задание № 6

№ вопроса

Ответ

1

34 или 43

2

неслучайно

3

3


Задание № 7

№ вопроса

Ответ

1

24 или 42

2

хотя

3

4

Задание № 8

№ вопроса

Ответ

1

35 или 53

2

итак

3

4

Задание № 9

№ вопроса

Ответ

1

35 или 53

2

кроме того

3

2

Задание № 10

№ вопроса

Ответ

1

14 или 41

2

например

3

1



Предварительный просмотр:

Задание 7 ЕГЭ

1. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без   

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

 Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.  Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в -из, на — с.

Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?»  Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу». Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

По окончании срока

По истечении срока

По прибытии поезда

По приезде

2.в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

По окончанию срока

По истечению срока

По прибытию поезда

По приезду

2.с города

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)      

 2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

     

Ищем в заданиях  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число)  в главном и в придаточном предложениях.

         Все  (мн.ч.), кто (ед.ч.) смотрел (ед.ч.) на него, не могли (мн.ч.) не заметить… (Исправьте: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. Все, кто читали  пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.)  

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) +сказуемое в ед.ч.

Можно

Нельзя

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2.Кресло-качалка отремонтировано.

3.[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтирована.

3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].


3.  Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

            Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

             Можно

      Нельзя

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

В кинофильме «Война и мир»                     С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города  Сочей несколько километров.

В кинофильме «Войне и мире»                              С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

4. Ошибки в построении предложения с однородными членами   

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

 3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

 7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и

Можно

Нельзя

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

 6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также)

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом           

 Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же.

 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Можно

Нельзя

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

   3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)

6.  Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом(в роде, числе и падеже).

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;          

Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Можно

Нельзя

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

 Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ» При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица

Можно

Нельзя

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи)

8. Ошибки при построении сложного предложения

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. (вопрос какой? чей?)

2. Придаточное изъяснительное (вопросы косвенных падежей) присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Можно

Нельзя

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

9.  С    нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.

(Для краткости будем называть эту ошибку проще: видовой разнобой и временной разнобой).

Старайтесь писать так, что в сочинении соседние глаголы были в форме одного времени, а в задании 7 ищите такое предложение, в котором это требование нарушено. Надо просто подписать над каждым глаголом в выданных предложениях время.

Время

Можно

Нельзя

Поставить в одном времени(или в настоящем, или прошедшем)

Какое время выбрать? Это зависит от контекста.

Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.

Вид.  Видовой разнобой

С видовым разнобоем всё примерно так же. Задайте вопросы ко всем глаголам в предложениях и определяйте вид.

Что делать? - несовершенный вид.

Что сделать? - совершенный вид.

Так вот, если в одном предложении у вас два глагола разного вида, вы нашли искомую ошибку.

Ошибка также может выражаться и в искажении смысла высказывания из-за неправильного выбора вида глагола.

10. Неправильное употребление имени числительного

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;

Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;

Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

Можно

Нельзя

Три спортсменки выступили очень удачно.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Трое спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...