Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирования по русскому языку в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ru_5.doc | 198 КБ |
ru_5_kl.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | ||||||
план | факт | |||||||
Язык и общение (2ч. - 1ч.) | ||||||||
1 | 1.09 | Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. | ||||||
2 Рк | 4.09 | Общение устное и письменное. | ||||||
3 Рк | 5.09 | Р/р . Стили речи | ||||||
Повторение материала, изученного в начальной школе (17ч. - 4ч.) | ||||||||
4 | 6.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | ||||||
5 | 7.09 | Орфограмма | ||||||
6 | 8.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | ||||||
7 | 11.09 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | ||||||
8 | 12.09 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | ||||||
9 | 13.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||||||
10 | 14.09 | Буквы И, У, А после шипящих | ||||||
11 | 15.09 | Разделительные Ъ и Ь | ||||||
12 | 18.09 | Раздельное написание предлогов | ||||||
13 | 19.09 | Входная контрольная работа (диктант) | ||||||
14 | 20.09 | Р/р Текст. Обучающее изложение. | ||||||
15 | 21.09 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | ||||||
16 | 22.09 | Глагол. -Тся и -ться в глаголах. | ||||||
17 | 25.09 | Личные окончания глаголов | ||||||
18 | 26.09 | Имя существительное | ||||||
19 | 27.09 | Имя прилагательное | ||||||
20 21 | 28.09 29.09 | Р/Р Подбор рабочих материалов к сочинению. Р/р Сочинение по картине А.Пластова «Летом» | ||||||
22 | 02.10 | Местоимение | ||||||
23 | 3.10 | Р/р. Основная мысль текста | ||||||
24 | 4.10 | Повторение материала по разделу. Тест. | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (24 ч. + 6 ч.) | ||||||||
25 | 5.10 | Синтаксис. Пунктуация Словосочетание, виды словосочетаний | ||||||
26 | 6.10 | Разбор словосочетания | ||||||
27 | 9.10 | Предложение | ||||||
28 | 10 .10 | Р/р Сжатое изложение «Старый пень» | ||||||
29- | 11.10 | Виды предложений по цели высказывания. | ||||||
30 | 12.10 | Восклицательные предложения | ||||||
31 Рк | 13.10 | Р/р. Сочинение на тему: «Памятный день в школе» | ||||||
32 | 16.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | ||||||
33 | 17.10 | Сказуемое | ||||||
34 | 18.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||||
35 | 19.10 | Нераспространённые и распространённые члены предложения Второстепенные члены | ||||||
36 | 20.10 | Дополнение | ||||||
37 Рк | 23.10 | Определение | ||||||
38 | 24.10 | Обстоятельство | ||||||
39 | 25.10 | Предложения с однородными членами | ||||||
40 41Рк | 26.10 27.10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||||
42 | 06.11 | Предложения с обращением. Р/р Письмо | ||||||
43 Рк | 7.11 | Синтаксический разбор простого предложения | ||||||
44 | 8.11 | РР Подбор рабочих материалов к сочинению. | ||||||
45 | 9.11 | Р/р Сочинение по картине Ф.П.Решетникова | ||||||
46 | 10.11 | Сложные предложения | ||||||
47 | 13.11 | Знаки препинания в сложном предложении | ||||||
48 | 14.11 | Синтаксический разбор сложного предложения | ||||||
49 | 15.11 | Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||||||
50 | 16.11 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | ||||||
51 | 17.11 | Диалог | ||||||
52 | 20.11 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||||||
53 | 21.11 | РР Выборочное изложение. | ||||||
54 | 22.11 | Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||||||
55 | 23.11 | Тест по теме «Синтаксис и пунктуация.»Работа над ошибками. | ||||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (12ч. + -2ч. ) | ||||||||
56 | 24.11 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | ||||||
57 | 27.11 | Позиционное чередование гласных и согласных звуков | ||||||
58 | 28.11 | Твёрдые и мягкие согласные. | ||||||
59 | 29.11 | Р/р Повествование. Написание изложения. | ||||||
60 | 30.11 | Звонкие и глухие согласные. | ||||||
61 | 1.12 | Графика. Алфавит | ||||||
62 | 4.12 | Р/р Сочинение-описание предмета | ||||||
63 | 5.12 | Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака | ||||||
64 | 6.12 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | ||||||
65 | 7.12 | Орфоэпия | ||||||
66 | 8.12 | Фонетический разбор слова | ||||||
67 | 11.12 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | ||||||
68 | 12.12 | Тест про теме : «Фонетика» | ||||||
69 | 13.12 | Диктант по теме: «Фонетика» | ||||||
Лексика. Культура речи. (6ч.+ 2ч.). | ||||||||
70 Рк | 14.12 | Слово и его лексическое значение | ||||||
71 | 15.12 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | ||||||
72 | 18.12 | Омонимы | ||||||
73 | 19.12 | Синонимы | ||||||
74 | 20.12 | Антонимы | ||||||
75 | 21.12 | Повторение по теме «Лексика» Тест. | ||||||
76 77 | 22.12 25.12 | РР Подбор рабочих материалов к сочинению. Р/р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | ||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи. (18 ч.+4ч.). | ||||||||
78 | 26.12 | Морфема. Изменение и образование слова | ||||||
79 | 27.12 | Окончание. | ||||||
80 | 28.12 | Основа слова | ||||||
81 | 29.12 | Корень слова | ||||||
82 | 11.01 | Р/р Сочинение -рассуждение | ||||||
83 | 12.01 | Суффикс | ||||||
84 | 15.01 | Приставка | ||||||
85- 86 | 16.01 17.01 | Чередование звуков. Беглые гласныеВарианты морфем | ||||||
87 | 18.01 | Морфемный разбор слова | ||||||
88 | 19.01 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||||||
89-90 Рк | 22.0123.01 | Буква З-С на конце приставок | ||||||
91 | 24.01 | Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- | ||||||
92- 93 | 25.01 26.01 | Буквы О-А в корне -РАСТ- -РОС- | ||||||
94 | 29.01 | Буквы О-Ё после шипящих в корне слова | ||||||
95 | 30.01 | Буквы Ы-И после Ц | ||||||
96 | 31.01 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография» | ||||||
97 | 1.02 | Конторльный диктант по теме «Морфемика» | ||||||
98 | 2.02 | Проверочная работа. Тест Работа над ошибками | ||||||
99 100 | 5.02 6.02 | Р/р Подбор рабочих материалов к сочинению. Р/р Сочинение по картине «Сирень в корзине» | ||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17 ч.+4ч.). | ||||||||
101-102 Рк | 7.02 8.02 | Имя существительное как часть речи | ||||||
103 | 9.02 | Р/Р Доказательство в рассуждении | ||||||
104 | 12.02 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | ||||||
105-106 | 13.0214.02 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||||||
107 | 15.02 | Род имён существительных | ||||||
108 | 16.02 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | ||||||
109 | 19.02 | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | ||||||
110 | 20.02 | Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных | ||||||
111-112 | 21.02 22.02 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||||||
113-114 | 26.02 27.02 | Р/р Изложение с изменением лица. Р/р Написание изложения | ||||||
115 | 28.02 | Множественное число имён существительных | ||||||
116 | 1.03 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | ||||||
117 | 2.03 | Морфологический разбор | ||||||
118 | 5.03 | Повторение по теме «Имя существительное» | ||||||
119 | 6.03 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное.» | ||||||
120 | 7.03 | Тест по теме «Имя существительное» | ||||||
121 | 9.03 | Анализ контрольных работ. | ||||||
Имя прилагательное (10ч.+4ч.). | ||||||||
122-123 Рк | 12.03 13.03 | Имя прилагательное как часть речи | ||||||
124-125 | 14.03 15.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||||||
126-127 | 16.0319.03 | Р/р Описание животного Р/р Изложение | ||||||
128 | 20.03 | Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц | ||||||
129 | 21.03 | Прилагательные полные и краткие | ||||||
130 | 22.03 | Правописание кратких прилагательных | ||||||
131 | 23.03 | Морфологический разбор прилагательного | ||||||
132 133 Рк | 2.04 3.04 | Р/р Описание животного на основе его изображения Р/р Написание сочинения. | ||||||
134 | 4.04 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||||||
135 | 5.04 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||||||
136 | 6.04 | Тест по теме «Имя прилагателное» | ||||||
Глагол (23ч.+2 ч.) | ||||||||
137 | 9.04 | Глагол как часть речи | ||||||
138 | 10.04 | Правописание НЕ с глаголами | ||||||
139 | 11.04 | Р/р Рассказ | ||||||
140 | 12.04 | Неопределённая форма глагола | ||||||
141 | 13.04 | Правописание -тся и -ться в глаголах | ||||||
142-143 | 16.04 17.04 | Виды глагола | ||||||
144 145 | 18.04 19.04 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | ||||||
146 | 20.04 | Р/р Невыдуманный рассказ. Сочинение. | ||||||
147 | 23.04 | Время глагола Прошедшее время | ||||||
148 | 24.04 | Настоящее время | ||||||
149 | 25.04 | Будущее время | ||||||
150 | 26.04 | Спряжение глагола | ||||||
151-152 | 27.04 28.04 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||||
153 | 2.05 | Обобщение изученного материала. | ||||||
154 155 | 3.05 4.05 | Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | ||||||
156 | 7.05 | Употребление времён. | ||||||
157 Рк | 8.05 | Повторение по теме «Глагол» | ||||||
158 | 10.05 | Тест по теме «Глагол» | ||||||
159 | 11.05 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||||||
Повторение и систематизация материала, изученного в 5 классе (4ч. + 2ч.). | ||||||||
160- | 14.05 | Разделы науки о языке. | ||||||
161 | 15.05 | Орфограммы в приставках | ||||||
162 | 16.05 | Орфограммы в корне слова. | ||||||
163 | 17.05 | Итоговая контрольная работа(диктанат) | ||||||
164 | 18.05 | Орфограммы в окончаниях | ||||||
165 | 21.05 | Употребление букв Ъ и Ь. | ||||||
166 | 22.05 | Итоговый тест за курс 5 класса | ||||||
167 | 23.05. | Анализ контрольных работ. | ||||||
168 169 | 24.05 25.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. | ||||||
170 171 | 28.05 29.05 | Комплексный анализ текста | ||||||
172 173 | 30.05 31.05 | Обобщение и повторение. Итоговый урок. |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета __________ Шмакова Н.П.
МБОУ: Октябрьская ООШ ________20___года
От____20__ года №___
__________Шмакова Н.П.
Предварительный просмотр:
Волгодонской район посёлок Виноградный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Октябрьская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Октябрьская ООШ
Приказ от 30.08.2017 № 118
____________ Русакова С.А
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Основное общее образование 5 класс
Количество часов _173
Учитель Матвейкина И.Д
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных школ
по русскому языку для 5-9 классов
Москва «Просвещение» 2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г.№ 1577 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования", утверждённый Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г.№1897 и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2015), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя четыре раздела: пояснительную записку; содержание учебного курса с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; планируемые результаты освоения предмета; календарно – тематическое планирование.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и переспективности между различными разделами курса.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.
Место учебного предмета в Базисном учебном плане.
Всего 173 часа; в неделю 5 часов
Планирование составлено на основе государственной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
В соответствии с учебным графиком школа рабочая программа рассчитана на 175 часов. Производственный календарь предусматривает 2 праздничных дня ( 23 февраля, 8 Марта), поэтому в рабочей программе запланировано172 часа. Программа по учебному курсу предусматривает 170 часов. Таким образом, рабочая программа составлена с учётом выполнения программы по учебному предмету.
Содержание учебного предмета.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения предмета
1. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
2. К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
* разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
*разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться
орфографическими и толковыми словарями;
*соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато
излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных).
Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметыживотных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах
разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и
письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...