Мастер-класс «Чудесные птицы Леонардо да Винчи»
материал по русскому языку на тему

1)      Учителя делятся на группы.

2)      Демонстрируется «Автопортрет Леонардо да Винчи»

- Как вы думаете, что за человек перед вами?

 - Что вы можете о нём сказать?

 (Судя по портрету, учителя отвечают на вопрос).

Читаются слова К.Кларка, написанные на доске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Чудесные птицы Леонардо да Винчи»

                  Учитель русского языка и

                    литературы ХСОШ №1

                               Джанчатова А.А.

Тема: Чудесные птицы Леонардо да Винчи. (1452 – 1519 г.)

Цели:  Познакомить ребят с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.

Ознакомить с картинами «Мадонна Лита», «Мадонна Бенуа», «Моно Лиза» (Джоконда).

Развивать навык анализа текста.

Повышать интерес к зарубежной литературе через сказки Леонардо да Винчи.

Оборудование: компьютер, портрет, репродукции картин, проигрыватель, иллюстрации птиц, номер группы 1 – 6.

Эпиграф:  Как железо ржавеет, не находя себе применения, так стоячая вода гниёт, так и ум человека чахнет от лености и бездействия.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  1. Учителя делятся на группы.
  2. Демонстрируется «Автопортрет Леонардо да Винчи»

- Как вы думаете, что за человек перед вами?

 - Что вы можете о нём сказать?

 (Судя по портрету, учителя отвечают на вопрос).

Читаются слова К.Кларка, написанные на доске.

  1. Знакомство с биографией Леонардо да Винчи

Английский искусствовед Кеннет Кларк говорил, что «Эта огромная, изборождённая морщинистая гора лица с благородными бровями, властными, похожими на пещеры, глазами и струящимся потоком бороды предвосхищает лица великих людей XIX века».

15 апреля 2014 года исполнилось 562 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи известен нам прежде всего как художник, изобретатель, ученый, но мало кто знает о его литературной деятельности и о том рукописном наследии из 7000 листов, которое дошло до нас только во второй половине двадцатого века. А между тем сказки, легенды и притчи великого флорентийца до сих пор рассказывают в итальянских деревнях как безымянные народные сказки.

Известно, что он был неистощимым выдумщиком и прекрасным рассказчиком. Стоило ему заговорить, как все замолкали, прислушиваясь к его дарующему голосу. Недаром его звали сладкоголосым Орфеем. Люди жадно ловили каждое слово да Винчи, а рассказанные им истории передавали друг другу из уст в уста.

Давайте вспомним некоторые его картины.  (По презентации)

  1.  Птицы-кластер

Какие ассоциации вызывает у вас слово «птица»? Из обилия его легенд и сказок я выбрала только те, которые связаны с птицами, потому что художник очень их любил, мечтал о возможности летать и много времени потратил на изучение птиц и проектирование летательных аппаратов.

  1.  «Чудесные птицы Леонардо да Винчи»

О его нежной привязанности к животным ходили легенды. Особенно он любил птиц. Мальчишки тащили в мастерскую Леонардо бродячих собак, раненых птиц, диковинных  бабочек, зная, что их щедро вознаградят за труды. А для местных птицеловов появление художника на местном птичьем рынке всегда было праздником. Не торгуясь, он платил за понравившуюся птицу деньги  и тут же, открыв дверцу, выпускал пленников на волю, любуясь их радостным полётом.

Превыше всего он ценил свободу и готов был платить за неё дорогой ценой, о чём мы и прочитаем в его сказках.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Самостоятельная работа.

1 группа. 

Щегол

Держа червячка в клюве, щегол подлетел к своему гнезду, но птенцов внутри не оказалось. Пока он был на охоте, злоумышленники выкрали их.

Крича и плача, щегол принялся искать пропавших птенцов. Весь лес огласился его жалобными стонами и призывами, но никакого ответа не последовало.

На следующее утро несчастному родителю повстречался зяблик, который поведал, что еще вчера видел щеглят в одном крестьянском доме.

Вне себя от радости щегол полетел во весь дух к селению и вскоре оказался у того дома, на который указал добрый зяблик.

Щегол сел на конек крыши, огляделся, но никого не увидел. Он слетел на гумно — и там ни души. Когда же бедный отец поднял голову кверху, он заметил клетку, висевшую снаружи у окна. В ней сидели щеглята-пленники. Щегол ринулся к ним.

Завидев отца, птенцы принялись хором жалобно щебетать, умоляя поскорее вызволить их из неволи. Орудуя лапками и клювом, щегол предпринял отчаянные усилия, чтобы раздвинуть железные прутья клетки. Но все его старания оказались тщетны. Тогда, громко заплакав, он улетел прочь.

На следующий день обезумевший от горя щегол вновь появился у клетки, где томились несчастные щеглята. Он долго смотрел на них с нежностью, а потом тихонько клюнул каждого птенца в разинутый рот.

Родитель принес в клюве ядовитую травку, и все щеглята разом протянули лапки...

— Лучше умереть, чем маяться в неволе, — горестно промолвил гордый щегол и улетел в лес.

1. Что больше всего поражает в этой сказке?

2. Кто виноват в случившейся трагедии?

3. Почему щегол предпочел умертвить своих детей, чем оставить их в живых? Как это характеризует птицу?

4. Как это характеризует птицу? (гордая и свободолюбивая птица)

Птица ценит больше всего свободу, так же как автор.

2 группа.  «Пеликан»

Пеликан

Как только пеликан отправился на поиски корма, сидевшая в засаде гадюка тут же поползла, крадучись, к его гнезду.

Пушистые птенцы мирно спали.

Змея подползла к ним вплотную. Глаза ее сверкнули зловещим блеском — и началась расправа.

Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись.

Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы вдоволь насладиться горем птицы.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учиненной над птенцами, он разразился громкими рыданиями, и все обитатели леса притихли, потрясенные неслыханной жестокостью.

— Без вас нет мне теперь жизни! — причитал несчастный отец, смотря на мертвых детишек. - Пусть я умру вместе с вами! И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.

Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности, вздрогнул.

О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав их из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух.

1. Что в центре внимания автора — коварство гадюки или горе птицы? Почему вы так думаете?

2. Почему все обитатели леса притихли, услышав рыдания пеликана?  

 3. Почему ожили птенцы?

 4. Как можно оценить поступок их отца?

3 группа. «Завещание орла

Завещание орла

Старый орел давно потерял счет годам, живя в гордом одиночестве среди неприступных скал. Но силы ему стали изменять, и он почувствовал, что конец его близок.

Мощным призывным клекотом орел созвал своих сыновей, живших на склонах соседних гор. Когда все были в сборе, он оглядел каждого и молвил:

 Все вы вскормлены, взращены мной и с малых лет приучены смело смотреть солнцу в глаза. Я уморил голодом тех ваших братьев, кои не переносили ослепительного сияния. Вот отчего вы по праву летаете выше всех остальных птиц. И горе тому, кто посмеет приблизиться к вашему гнезду! Все живое трепещет перед вами. Но будьте великодушны и не чините зла слабым и беззащитным. Не забывайте старую добрую истину; бояться себя заставишь, а уважать не принудишь.

Сыновья с почтением внимали речам родителя.

— Дни мои сочтены, — продолжал тот,- Но в гнезде я не хочу умирать. Нет! В последний раз устремлюсь в заоблачную высь, куда смогут поднять меня крылья. Я полечу навстречу солнцу, чтобы в его лучах сжечь старые перья, и тотчас рухну в морскую пучину...

При этих словах воцарилась такая тишина, что даже горное эхо не осмелилось ее нарушить.

— Но знайте! - сказал отец сыновьям напоследок. - В этот самый миг должно свершиться чудо: из воды я вновь выйду молодым и сильным, чтобы прожить новую жизнь. И вас ждет та же участь. Таков наш орлиный жребий!

И вот, расправив крылья, старый орел поднялся в свой последний полет. Гордый и величавый, он сделал прощальный круг над скалой, где взрастил многочисленное потомство и прожил долгие годы. Храня глубокое молчание, его сыновья наблюдали, как орел смело устремился навстречу солнцу.

1. В чем заключалась жизненная философия орла?

2. Почему орел не хотел умирать в гнезде?

3. Зачем он сказал своим сыновьям, что, рухнув в морскую пучину, он возродится к новой жизни?

4. Почему дети следили за полётом орла «храня глубокое молчание»?

Леонардо да Винчи мечтал о продлении человеческой жизни, о возрождении. Тайну бессмертия пытались разгадать с древних времён, она интересовала и великого художника.

В сказке о фениксе он воплотил свою мечту о возрождении. Феникс у всех народов мира являлся символом смерти и возрождения, воскресении и бессмертия, ибо каждые 500 лет он приносит себя в жертву огню, чтобы затем возродится из пепла. От этого поверья и оттолкнулся Леонардо да Винчи в своём произведении.

4 группа. «Феникс»

Феникс

Высоко пролетая над безбрежной пустыней, феникс приметил далекий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал и ему надлежит стойко подчиниться велению судьбы.

Феникс был значительно крупнее всех живущих на земле орлов, а по красоте и яркости оперения не шел с ними ни в какое сравнение.

Он величаво парил в ночном небе на распластанных крыльях, а затем широкими плавными кругами начал снижаться к земле.

Оказавшись над костром, он почувствовал, как языки пламени жадно лизнули его перья и обожгли лапы. Превозмогая боль и оставаясь верным долгу, феникс бесстрашно рухнул в огонь.

Костер зашипел, зачадил и начал угасать. Но вскоре из кучи золы стал пробиваться язычок голубого пламени, трепещущий на ветру и упрямо поднимающийся кверху, словно у него были крылья.

Это феникс возрождался из пепла, чтобы вновь прожить 500 лет в небе.

1. Легко ли фениксу броситься в огонь?

2.Из легенды пришло к нам выражение «возродится из пепла», что это значит?

Когда хотят сказать о трудностях, жизненных испытаниях и невзгодах, преодолевая которые человек как бы обновляется душой.

Легенда о Люмерпе, которую придумал сам Леонардо. Это такое же возвышенное существо, как и Феникс.

5 группа. «Легенда о Люмерпе»

Люмерпа

Среди пустынных гор Азии обитает чудо-птица. У нее нежный мелодичный голос, а ее полет преисполнен красоты и величия. Парит ли птица в небе, или отдыхает на скале, она не отбрасывает тень, потому что ее пух и перья сверкают ярким светом, подобно солнечным лучам.

Даже после смерти она не исчезает бесследно, ибо ее плоть неподвластна тлению, а блестящее оперение продолжает излучать свет, как и прежде.

Но если кто-либо попытается овладеть этим дивным сиянием, выдернув хотя бы одно перо птицы, свет моментально померкнет, а дерзкий смельчак тотчас ослепнет от черной зависти.

Имя этой редчайшей птицы — Люмерпа, что означает «светозарная». Она подобна подлинной славе, нетленно живущей в веках. Никто не в силах ее умалить или присвоить.

1. Можно ли назвать Люмерпу бессмертной и почему?

2. Почему Леонардо да Винчи сравнивает ее с «подлинной славой»?

3. Почему сияние птицы меркнет от «черной зависти»?

Леонардо размышляет о подлинной славе которая не меркнет в веках. Слава самого да Винчи подобна Люмерпе.

6 группа. «Лебедь»

Лебедь

Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода.

Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.

Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.

И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера. В глубокой вечерней тишине воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле...

- Лебедь поет, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. — Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

- Какое настроение создает эта легенда? Почему?

Почему печальная легенда о таком тягостном событии, как смерть, все-таки красива?

О чем поет умирающий лебедь?

Почему его песня замирает именно с «последними лучами солнца»? Почему все обитатели полей, лесов и лугов зачарованы песней лебедя? Попробуйте создать словесную иллюстрацию «Песня умирающего лебедя».

  1. Итог.
  1. Какую роль в легендах играет солнце? (Солнце символ жизни, света, энергии).
  2. Все птицы, описанные да Винчи, считаются солнечными. Для него главной ценностью является жизнь. И если прожить её достойно, пронеся незапятнанным своё белоснежное оперение, как лебедь, сохранив верность жизненным принципам, как орёл, соблюдая долг, как феникс, то нет ни смерти, ни тления, а есть вечная, подлинная слава, как у Люмерпы.
  3. Чем похожи сказки?

О чём они заставляют нас задуматься? (О смысле жизни).

       4. Чтение стихотворения Дмитрия Мережковского о Леонардо да Винчи.

О Винчи, ты во всем – единый:

Ты победил старинный плен.

Какою мудростью змеиной

Твой страшный лик запечатлен!

Уже, как мы, разнообразный,

Сомненьем дерзким ты велик,

Ты в глубочайшие соблазны

Всею, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы

С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль

Полуязыческие жены, —

И не безгрешна их печаль.

Пророк, иль демон, иль кудесник,

Загадку венную храня,

О Леонардо, ты — предвестник

Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети

Больных и сумрачных веков,

Во мраке будущих столетий

Он, непонятен и суров,—

Ко всем земным страстям

бесстрастный,

Таким останется навек —

Богов презревший, самовластный,

Богоподобный человек.   1895 г.

         Этот урок только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи Возрождения, я желаю вам распахнуть «двери» во вселенную, имя которой Леонардо да Винчи.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выдаётся задание в конверте, каждая группа выбирает задание по жребию.

Составить подобные сказки о птицах:

  1.  кукушка;
  2. пингвин;
  3. аист;
  4. журавли
  5. ласточки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Чудесные птицы Леонардо да Винчи»

Слайд 2

La vita bene spesa longa è. Творчество Леонардо да Винчи Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь

Слайд 3

Леонардо да Винчи «Эта огромная, изборожденная морщинами гора лица с благородными бровями, властными, похожими на пещеры глазами и струящимся потоком бороды предвосхищает лица великих людей 19 века, сохраненное для нас фотографической камерой,- Дарвина, Толстого, Уолта Уитмена. Время, вечно ставящее спектакль человеческого страдания, вознесла их всех на недосягаемую высоту». Кеннет Кларк

Слайд 4

«Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением…» Леонардо да Винчи

Слайд 5

Монна Лиза Портрет Монны Лизы – самая знаменитая работа Леонардо, как свидетельствует Вазари, был начат второй приезд Леонардо во Флоренцию, где-то между 1503 и 1506 годами. По мнению художника, портрет так и не был завершен, мастер возвращался к нему и во французский период своего творчества. Леонардо видит в портрете нечто большее, чем просто изображение жены неаполитанского купца. Об этом говорит сходство этого портрета с лицами в других работах художника: ангелами, святой Анной. Больше всего поражает в портрете едва уловимая, как бы скользящая улыбка Монны Лизы. Улыбка вероятно, была художника знаком внутренней жизни человека. В Монне Лизе она сочетается с сосредоточенным, проницательным взглядом. Улыбка влечет к себе, холодный взгляд отстраняет, это противопоставление сообщает портрету его небывалую сложность. Полуфантастический пейзаж с голубовато-зелеными горами, извилистыми тропами окружает Джоконду мягкой воздушной средой в т.н. технике «сфумато». Он уводит куда-то вдаль и овеян дымкой недосказанности. Живописная техника портрета превосходна. Тончайшей лепкой лица художник достигает в портрете изумительной мягкости переходов, дает почувствовать вибрацию окружающей среды. Произведение Леонардо облечено в классическую ясную композицию. Полуфигура гармонично вписывается своими линиями и пропорциями в окружение. Своей композицией портрет Монны Лизы оказал влияние на многих мастеров портретной живописи

Слайд 6

Портрет Дамы с горностаем ( Сесилия Галлерани) Сесилия, рожденная в 1473 или 1474г, была красивой, знала латынь, интересовалась философией, понимала искусство, поэзию, прекрасно пела и играла на арфе. Отношения с Людовиком Сфорцо продолжались с 1489г до самой его женитьбы на Беатриче д'Эсте в 1491. С одной стороны горностай - намек на фамилию Сесилии, 'Galleriani'- произносится похоже на греческое слово 'galee'(горностай). С другой - это маленькое существо в Mилане, в то время, считался символом чистоты, достоинства и скромности, поскольку, согласно легенде, ненавидело грязь и ело только один раз в день. С конца 1480-ых горностай мог также читаться как намек на Людовика Сфорцо, у которого в одном из гербов присутствовал горностай. Таким образом, Людовик, в форме символического животного, мягко дразнит и мягко ласкается в руках Сесилии. Изображенный зверек не горностай, а фуро - искусственно выведенная порода. У них короткая белая шерсть, они легко становятся ручными и очень ласковы, поэтому богатые дамы любили держать этих дорогих и редких животных.

Слайд 7

Мадонна с гвоздикой Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори("с гвоздикой" или "с цветкoм") написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа. Авторство подтверждено. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого». Изображение Мадонны и младенца Иисуса, ясно показывают преданность методам, принятым в мастерской Верроккио. Такие Мадонны, предназначенные для внутреннего использования и частного поклонения, были широко распространены в 15-ом столетии во Флоренции. Помимо описания отношений любви Марии к младенцу, Леонардо также включает символы общепринятых элементов Христианской веры: В неопытном жесте Святой Ребенок протягивает руки к красной гвоздике, символ Страсти Христа, указывающий на невинность младенца и намёк на будущее Распятие на кресте, ожидающее Спасителя. Хрустальная ваза с цветами - признак чистоты и девственности Марии. В то же время, мотивы, типа гвоздики и кристаллической вазы, падение ткани на коленях Мадонны, с его интенсивной окраской, которые требуют большой навык со стороны художника, позволили Леонардо показать свой талант.

Слайд 8

Портрет Неизвестной (Ла Белл Феррониер) Сесилия Галлерани была первая любовница Людовико Сфорца, и Леонардо написал ее в виде "Дамы с горностаем". Позже, её заменила Лукреция Кривелли, и она, как думают, является моделью этой картины. Это может быть, или не быть работой Леонардо. Поза жестка, необычна для Леонардо, и женщина более полная, чем обычно - в его портретах. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали( ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо. Может быть, Леонардо был вынужден сделать традиционный портрет по прихоти заказчика. Другой возможный ответ - то, что это была объединенная работа, выполненная несколькими художниками в школе Леонардо под его руководством. В девятнадцатом столетии этой работой очень восхищались и много раз копировали, хотя никому не удавалось передать прелестное выражение лица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птица

Слайд 2

счастье песня радость солнце Свобода Птица

Слайд 3

Сказка «Щегол» Певчая птица с пестрым оперением. Символ гордости. Птица ценит больше всего свободу.

Слайд 4

Сказка « П е л и к а н » Символ родительской любви

Слайд 5

Сказка «Завещание орла» Символ гордости, свободы. .

Слайд 6

Легенда «Лебедь» Символ верности и красоты.

Слайд 7

Легенда «Феникс» В мифологии птица, обладающая способностью сжигать себя и возрождаться из пепла. Символ бессмертия, вечности.

Слайд 8

«Легенда о Люмерпе» Символ бессмертия, вечности. Светозарная.

Слайд 9

Символ жизни, света, энергии, гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легендарный Леонардо да Винчи

Презентация  рассказывает о литературном  творчестве Леонардо да Винчи, которое стало известным совсем недавно.  У  автора е сть ряд  презентаций, содержащих притчи и сказки, ...

Литературно-музыкальный вечер "Н.А.Львов - российский Леонардо да Винчи"

"Память - это преодоление времени, преодоление смерти, основа культуры, наше богатство, ответственны за него все мы с вами, а ни кто-то другой. И в наших интересах не быть равнодушными к нашему прошло...

Леонардо да Винчи

Презентация о творчестве великого художника...

"Не гасите свет своей души" (Басни И.А. Крылова в сопоставлении с притчами Леонардо да Винчи)

Этот урок способствует знакомству с “человеком - загадкой”, его литературным наследием – притчами; помогает сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти сходство и различие, уметь разга...

Презентация "Жизнь Леонардо Да Винчи"

Данная презентация используется на уроках "Искусство" 8-ой класс....

Леонардо да Винчи

Творчество Леонардо да Винчи, как художника и изобретателя....

Мастер-класс "Чудесный мир математики"

«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость...