Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие 10 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

В работу включены задания формата ЕГЭ по изученным темам 

("Лексика", Орфоэпические нормы", "Орфография")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr_rabota_2018_10_klass_1_polugodie.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа за I полугодие                                                          10 класс

                                                                                       ВАРИАНТ 1   Часть1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра(число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведённым в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

  1. Для всех коралловых полипов необыкновенно  важны чистота и прозрачность воды. (2) Это основное условие их жизни. (3) [ …] вблизи устьев рек, а также в местах, где вода загрязнена промышленными отходами, кораллы никогда не селятся и не строят свои замки.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Коралловые полипы никогда не строят свои замки вблизи устьев  рек.
  2. Коралловые полипы никогда не селятся в загрязнённых водах, поскольку чистая и прозрачная вода – основное условие их жизни.
  3. Для коралловых полипов необыкновенно важны чистота и прозрачность воды, и они строят свои замки вблизи устьев рек.
  4. Основным условием жизни коралловых полипов являются чистота и прозрачность воды.
  5. Поскольку чистота и прозрачность воды важны для коралловых полипов, то они никогда не селятся в загрязнённых водах.
  1. Какое из приведённых слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

По-видимому

Поэтому

Разумеется

Как правило

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, - я,ср.

  1. Обстоятельство, от к-рого что-н. зависит. Требовательность к себе – у.успеха.
  2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия  перемирия.
  3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.) Заключить, нарушить у.
  4. Мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
  5. Мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
  6. Обычно мн. Данные, требования, из к-рых следует исходить. Условия задачи.
  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАгнутый

досУг

Искра

опломбировАть

вероисповедАние

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

КАМЕНИСТАЯ тропинка вела к уцелевшим воротам.

Осада была гибельна для жителей, которые ПРЕТЕРПЕЛИ голод и всевозможные бедствия.

На празднике многие родители выпускников получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.

Иванову ПРЕДСТАВИЛИ  Дашеньку, дочь Рассказовых.

За телегой бесшумно волочился по дороге ОТРЫВОК тяжелой грязной веревки.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ НОВАЯ модель

В ТРЕХСТАХ метрах

Молодые ИНЖЕНЕРА

МАЛЕНЬКИЙ домишко

Рецензия НА КНИГУ

8-1.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..стающий

предст..вительный

к..саться

к..мпаньон

л..ловый

8-2.  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Подр..стающий

Гр..мадный

Опр..вдать

С..луэт

Г..потеза

8-3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Тр..вянистый

Оз..рять

К..вычки

Д..кламация

Акв..рель

9-1.  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..ссветный, пр..студиться

в..порхнуть, ни..ложить

пр..дисловие, пр..возмочь

на..бавка, о..кусить

на..грывать, с..знова  

9-2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж..нститутский, из..скать

бе..крайний, бе..грамотный

пр..страстный, пр..градить

от..всюду, нар..спашку

и..колесить, ра..ценки  

9-3.   Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..чудливый, пр..следовать

бе..конечный, в..ходы

расп..ложенный, пр..бабушка

небез..нтересный,  пед..нститут

пр..образ, пр..родитель

10-1.   Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

затм..вать,

молод..нький

расстра..ваться

кремни..вый

платоч..к

10-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

марл..вый

чист..нький

алюминии..вый

подразум..вать

запасл..вый

10-3. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый  

взъерош..ть

затверд..вать

владел…ца

выздоравл..вать

11-1.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раздел..шь

колебл..мый

бор..шься

раскраш..ный

откусыва..шь

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преобразу..мый

распущ..нный

засмотр..шься

сломл..нный

      омыва..мый

11-3.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

верт…шься        

засмотр…шься

добыва…мый

выпил…шь

провер…вший

12-1.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Вопрос о финансировании строительства до сих пор (НЕ)РЕШЕН.

2. Решение задачи оказалось для меня отнюдь (НЕ)ЛЁГКИМ делом.

3. Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.

4. (НЕ)ГРОМКИЙ треск заставил охотника оглянуться.

5. Мужчина прошёл через двор и, никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.

4.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

12-2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.

3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.

4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.

5. Лось — зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.

12-3.

В этот вечер вам со мной  (НЕ) БЫЛО скучно?

Обломов - ребенок, а (НЕ) БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ эгоист.

(НЕ) ПЕРЕПЛЕТЁННЫЙ, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.

Мост через нашу реку до сих пор (НЕ) ПОСТРОЕН.

Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (НЕ) ПРИНИМАТЬ волевых решений.

13-1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада.

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

13-2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО) ЭТОМУ (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

Лесная малина (ПО) СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, ПО (ЭТОМУ), даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

(В) СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое – (ПО) ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

(ПО) ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО (БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

13-3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.

Одно и ТО(ЖЕ) слово может означать совершенно разное, ПОТОМУ(ЧТО)существует явление омонимии.

СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.

Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

14-1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стари(1)ая гости(2)ица всегда поражала постояльцев стра(3)остью планировки: коридоры заканчивались неожида(4)ыми тупиками, а номера комнат были безнадёжно перепута(5)ы.

14-2.   Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я заметил, что прибра(1)о и подмете(2)о плохо, повсюду разброса(3)ы стекля(4)ые осколки, видимо, ещё не улеглось потрясение, вызва(5)ое катастрофой.

14-3.  Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Было пасмурно и ветре(1)о. Вспене(2)ые волны накатывались на дли(3)ую песча(4)ую отмель.

20-1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Добросовестно занося в записную книжку свои наблюдения, мистер Пиквик был принят за секретного шпиона, и кучер решил поколотить его и присоединившихся к нему друзей.

20-2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

20-3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Основные тезисы изложены правильно, но как-то беспристрастно.  

22-1. Из предложений   выпишите антонимы (антонимическую пару).

(25)Выход  на  такой  заоблачный  уровень,  на  такие  пути

предполагает  наличие  всеобъемлющего,  окрылённого,  дальновидного,

целенаправленного  сознания,  развитие  искусства,  несущего  огромную  духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем  когда  бы  то  ни  было.  (27)Возможности  созидания  могут  стать  средствами всеобщего разрушения.

22-2. Из предложений выпишите фразеологизм.

Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

22-3. Из предложений 16- 18 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(16)Автоматчики в потёмках подобрались к пушкам, начали косить расчёты, танки сделали бросок, в упор, одно за другим сбивая орудия с полотна. (17)Сколько-то человек скатились по насыпи, и полотно закрыло их от танковых гусениц и пулемётов. (18)Кто-то отстреливался, кто-то полз, кто-то кричал: «Не бросайте, братцы!» — и хватался за ноги; кого-то тащил мой друг, потом кто-то волоком пёр по земле его, и, когда останавливался передохнуть, друг мой явственно слышал, как журчит где-то близко ключик, и ему нестерпимо хотелось пить.

Контрольная работа за I полугодие                                                          10 класс

ВАРИАНТ 2   Часть1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра(число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведённым в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

  1. Образ белокрылого парусника овеян романтикой приключений и открытий, но чаще всего морских скитальцев вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы. (2) Географические открытия стали причиной не только небывалого  развития торговли с дальними странами, но и множества войн между европейскими государствами, соперничающими из-за заморских владений – колоний.  (3) [… ] даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение – артиллерию и оснащение для абордажного боя.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Географические открытия стали причиной небывалого развития торговли с дальними странами.
  2. Поскольку географические открытия стали причиной множества войн между европейскими государствами из-за колоний, то даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение.
  3. Торговые суда того времени имели полное боевое вооружение – артиллерию и оснащение для абордажного боя.
  4. Многих скитальцев в путешествия чаще всего вело не стремление увидеть новые земли, а самая обычная жажда наживы.
  5. Множество войн между европейскими государствами возникало из-за колоний, возникших в результате географических открытий, поэтому даже торговые суда были вооружены.
  1. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Однако

Поэтому

Если

По-видимому

Хотя

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено во первом(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЗ  - а, мн. – ы, -ов, м.

  1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
  2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя, книжн.) Потерять человеческий облик. В образе кого-н. (в виде кого-н.)
  3. Живое, наглядное представление о ком- чём-н. Светлый о. матери.
  4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
  5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин – образ скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
  6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О.жизни. О.мыслей. О.действий.
  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

жилОсь

отозвалАсь

щАвель

довезённый

красИвее

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.

ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.

Александр Николаевич Опекушин был выходцем из простого народа, сперва – самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.

Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.

Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ  бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТЕРО спортсменов

САМЫЙ МОЛОДОЙ участник

РАЗОЖГЁТ огонь

ПОПРОБУЕМ помочь

Нет ПРЕТЕНЗИЙ

8-1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зач..рстветь

выт..рать

оп..раясь

пол..жение

экспер..ментальный

8-2.  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Запр..щающий

Б..зироваться

М..муары

Возг..рание

К..нтинент

8-3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ут..пический

Тр..туар

Нагр..дить

Пл..вец

Б..лизна

9-1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

во..хождение, бе..жалостный

от..двигать, под..греть

на..ломить, о..грызть

пр..сытиться, пр..ручить

сверх..естественный, под..ячий  

9-2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличение, пр..строить

р..списание, из..гнуть

о..дача, о..цвести

под..езд, зав..южило

пр..скорбный, пр..кратить  

9-3.   Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..стол, пр..клонный

бе..крайний, бе..граничный

под..тожить, об..скать          

не..хватный,  н..дстроить

с..ронизировать,  по..сковый

10-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

буш..вать

бяз..вый

корч..вать

никел..вый

успока..вать

10-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фасол..вый

магнии..вый

преодол..вающий

изменч..вый

цел..вой

10-3.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис.._вший

зашпакл..вать    

 ноч..вал  

 подраг…вать    

 щавел…вый                      

11-1.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

разлож..шь

муч..мый

умнож..вший

отгон..шь

выращ..нный

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

постел..шь

движ..мый

уменьш..нный

подкол…шь

обид…вший

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

леч…шься

управля…мый

пар…шься                    

вид…мый

провер…шь

12-1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пришлось говорить (НЕ) ГРОМКО, а едва различимым шёпотом.

В ещё (НЕ) РАСКРЫТЫЕ окна заглядывает синичка.

Позвонить Тане Игорёк  не смог по (НЕ) ЗАВИСЯЩИМ от него причинам.

(НЕ) НАДО  думать о плохом: всё будет хорошо.

Но говорят, вы (НЕ) ЛЮДИМ: в глуши, в деревне всё вам скучно.

12-2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

После происшедшего с ним случая Никита сделал  далеко (НЕ)ВЕРНЫЕ выводы.

(НЕ) РАЗ мы вспоминали этот забавный случай.

( НЕ)УБРАННОЕ  осенью поле  нагоняло на крестьянина тоску и уныние.

(НЕ) ЯРКОЕ ПЛАМЯ в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

В этом (НЕ)ДОСТРОЕННОМ дачниками доме часто собирались бродяги.

12-3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Нужная к уроку книга учениками (НЕ) ПРОЧИТАНА.

Клементьев быстро ушел, (НЕ) ОТВЕТИВ на наши вопросы.

(НЕ) ВЫСКАЗАННЫЙ упрек светился в глазах Софьи Николаевны.

Нельзя было отредактировать рассказ, (НЕ) ИСПОРТИВ его.

Новая шинель адъютанта  (НЕ) СШИТА

        

13-1.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ЗЛО иногда и добром отвечают, а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится.

(С)ЛЕВА, за барьером, (КАК)БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции, а над ним возносится стеклянный купол.

Лейтенант, построив весь взвод (ПО)ДВОЕ, повёл нас через лес, (НЕ)СМОТРЯ на наступавшие сумерки.

Я думал, ЧТО(БЫ) мне сказать отцу (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нашего вчерашнего разговора.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.

13-2.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

При конструировании современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ(ТАКИ) происходят, ПОТОМУ(ЧТО) их главная причина — сам человек.

Пережив некоторый экономический спад (В)НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА)СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.

(ЗА)ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, направился к выходу.

ЧТО(БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды, машиностроители (В)МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.

Главной достопримечательностью острова (ПО)ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С)ВЫШЕ 150 тысяч особей.

13-3.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.

(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В)ОДИНОЧКУ, ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В процессе работы над макетным образцом спутника мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ.

14-1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

14-2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

14-3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 На пепелищах старых имений рождаются такие милые женщины, всегда неопределё(1)ого возраста и необыкнове(2)ой доброты; никогда они не выходят замуж, берут на себя всевозможные тяготы, воспитывая удручё(3)ых племянников, и, воспитав, перебираются, всё в том же вяза(4)ом чёрном платье и с картонным футляром для очков, на новое пепелище, мечтая о прочита(5)ых книгах и всемирном добре.

20-1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не курите сами, так вы сохраните свое здоровье; не находитесь в окружении курящих людей, так как «пассивное курение» ослабляет защитный иммунитет.

20-2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.

20-3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

При грамотном руководстве Петра Егорыча в несколько раз умножились сбережения семьи.

22-1. Выпишите слово, использованное в тексте в переносном значении?

палатка (предложение 11)

риск (предложение 34)

солнце (предложение 1)

меридианы (предложение 5)

легион (предложение 24)

(11) Палатка  выцвела  – из  оранжевой  стала  прозрачно-жёлтой,  до  дыр  износились бахилы, лыжи были источены до предела.

(34) Постоянное напряжение, риск.

–(1)Здесь  полюс,  поздравляю  вас,  ребята!  – именно  эти  слова  сказал  начальник полярной  экспедиции  Дмитрий  Шпаро,  когда  в  белёсой  мгле  ненадолго  сверкнуло солнце  и  штурман  Юрий  Хмелевский  определил:  цель  достигнута.

(5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят  на  нет  параллели.

(24)Усилиями легиона смельчаков  были  открыты  на  Земле  материки,  острова,  глубины,  проливы,  полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли.

22-2.  Из предложений выпишите контекстные синонимы.

Константин Николаевич дёрнул в раздражении головой и ушёл в свою комнату. Встал у окна, бездумно глядя на улицу. «Чёрт знает что, − кипело у него на сердце, − и она ещё иронизирует. Нет, надо вернуться и заставить её снять паутину, потыкать носом, а то «придираешься... И он пошёл к жене. Но то, что он увидал, заставило его замереть. Анастасия Петровна стояла в углу и напряжённо, как это бывает у плохо видящего человека, всматривалась в стены, видимо отыскивая паутину. В её лице и во всей фигуре было что-то жалкое, беспомощное. (Воронин С.)

22-3. Из предложений 5—8 выпишите фразеологизм.

(5)А толстого человека просто нельзя показывать: его в гламуре нет. (6)Хотя вот если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы подвинулся, он бы их учёл. (7)А так существуют придуманные образы — прокрустово ложе: ни длинней, ни короче. (8)А остальных как бы нет.

Контрольная работа за I полугодие                                                          10 класс

                                                                                       ВАРИАНТ 3   Часть1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра(число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведённым в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

  1. До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2) Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) [… ]интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Интерес к словам, обозначающим эмоции, связан с появлением  современной лингвистической семантики, когда лингвисты заинтересовались внутренним миром человека.
  2. До появления современной лингвистической семантики внутренний мир человека интересовал психиатров, философов, поэтов, но мало занимал лингвистов.
  3. С появлением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики связаны первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях.
  4. Интерес к словам, обозначающим эмоции, появившийся в 60-х годах XX век, не угасает до сих пор.
  5. С появлением современной лингвистической семантики лингвисты заинтересовались внутренним миром человека и, как следствие, словами, обозначающими эмоции.
  1. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Зато

С тех пор

Лишь

Едва

Поскольку

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во ВТОРОМ (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПЫТ – а, м.

  1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный опыт.
  2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О.исследовательской работы. О.строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
  3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путем, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
  4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.
  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рЕмень

дождалАсь

украИнский

заселенА

чЕрпать

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Ивы, лопухи и БОЛОТНАЯ трава разрастались на глинистой почве, в зарослях бегали зайцы.

Особняком в архитектуре называется КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ дом городского типа, предназначенный для проживания в нём одной семьи.

План ПРЕТЕРПЕЛ существенные изменения.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ грамматика позволяет обнаружить общие черты грамматического строя родственных языков.

Бойцам было приказано ОДЕТЬ погоны.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Опытные ШОФЕРЫ

Серьезных РАЗДУМЬЕВ

Благодаря ПРОГНОЗУ

САМЫЙ ДОБРЫЙ человек

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

8-1.  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

насл..ждаться

обн..мать

т..лант

ун..верситетский

д..агноз

8-2. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

вн..дрение

уп..раться

арт..ллерия

огл..вление

оп..рение  

8-3.  Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

г..релка

прож..вающий

тр..умф

загр..ждение

р..зарий

9-1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

супер..гра, пред..юньский

пре..ставить, о..пустить

вд..гонку, под..брать

неот..емлемый, сер..ёзный

не..держанность, и..бежать  

9-2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

от..утюжить, об..единение

от..мстить, н..дорвать

пре..сказатель, по..чистить

пр..стыдить, пр..милый

бе..человечный, во..местить  

9-3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква.  Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

небез…звестный, пред…нфарктный

п…дать, от…звать

ра…мечтался,  бе..предел

пр…нять товар, пр…небрегать опасностью

грузопод...ёмность, из…явить

10-1.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

отапл…вать

ослаб…вать      

застенч…вый

оправ…вший  

наде..лся

10-2.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

луч…вой

усил…вать

отрасл…вое  

 раскле…нный  

 продл…вать  

10-3.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

опасл…вый            

бол…вой        

потч…вать  

платоч..к

глянц..витый                                                                                  

       

11-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

(они) затащ…т

(они) посе…т

стел…щийся

бре…щийся

встреч…нный

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расстав…шь

заброш…нный

постигн…шь

насыпл…шь

увид…вший

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

помож…шь

увлека…мый

верт…шь

вымуч…нный

заслуж…нный

12-1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство 
с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

12-2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

12-3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Нас поливал ни на минуту (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ дождь.

Засыпаны опавшей листвой (НЕ) ПОДМЕТЁННЫЕ дорожки сада.

Характер дневниковых записей (НЕ) ВПОЛНЕ обычный.

Лёшка  почему-то  (НЕ) ПОНИМАЛ смысл её слов.

Студент  бойко  отвечал на поставленный вопрос,  (НЕ) СМОТРЯ в тетрадь.

13-1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Белецкий с (ПОЛ)МИНУТЫ просидел неподвижно, хмурясь и (НЕ)СМОТРЯ на меня.

Известно, что красный цвет отпугивает волков, — (НЕ)ДАРОМ охотники пользуются заграждениями, увешанными (КАК)РАЗ красными флажками.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ никто из знакомых, и родители ТО(ЖЕ), не верили, что я прошла весь этот путь сама.

(В)СВЯЗИ с реконструкцией здания, которая продлится (В)ТЕЧЕНИЕ года, уроки будут проводиться в соседней школе.

(В)ОБЩЕМ, я не хочу притворяться и буду играть с вами (В)ОТКРЫТУЮ.

13-2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

Выйдя из дома, мы (В)НАЧАЛЕ следуем по просёлочной дороге, а (ЗА)ТЕМ по асфальтированному шоссе.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, мы (ЗА)ЧАСТУЮ вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути мы делали продолжительные остановки у воды, (НЕ)СМОТРЯ на громадную потерю времени.

Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень всё ТАК(ЖЕ) не было.

Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

13-3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).

(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.

КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.

Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.

(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.

14-1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

3. Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

14-2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Теaтр был огромный, с кaме(1)ыми коло(2)aми: нa крыше его взвивaлись нa дыбы чугу(3)ые лошaди, и их беше(4)ый порыв мужестве(5)о сдерживaл человек с венком нa голове, должно быть сильный и хрaбрый.

14-3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 Так оно было или не так, хорошо или плохо выдума(1)о, но первая Колюнина любовь оказалась несчастной; он не пытался ничего добиться, а если бы и добился, то не знал бы, что с этой бесце(2)ой добычей делать, и летними вечерами он слушал с трудом купле(3)ый в универмаге кассетный магнитофон «Весна», зажигал свечи, разговаривал с далёкими, будто золочё(4)ыми огоньками у черты горизонта.

20-1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Совместное сотворчество этих режиссёров позволило миру увидеть замечательную картину.

20-2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Я понравилась работодателю, но в настоящий момент на фирме нет свободных вакансий.

20-3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Пообедали за неприхотливой беседой.  

22-1. Выпишите из текста фразеологизм.

Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (Бакланов Г.)

22-2. Выпишите слово, употреблённое в переносном значении. 

Даже самая красочная картина пишется на сером холсте. Чем прочнее холст, тем долговечнее живопись. В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества… (Жуховицкий Л.)

22-3. Из предложений 11 - 13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12)Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие

контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие в 5 классе...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие

Проверка знаний по изученным разделам русского языка...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе ( 1 полугодие)

Контрольная работа составлена к УМК : Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. Русский язык , 5 класс . Издательство "Просвещение"...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие...

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6 классе за 1 полугодие

Контрольная работа распечатывается для каждого ученика.1этап .Контрольное списывание.2 этап. Задание по словообразованию имен существительных.3 этап. Морфологический разбор существительного 4 этап. Вы...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе за I полугодие.

В контрольной работе представлены задания по таким темам, как: "Фонетика", "Морфемика", "Лексика", "Орфография"....