Фразеология
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое фразеология? Фразеология – это наука, изучающая устойчивые словосочетания с измененным значением – фразеологизмы. Фразеологизмы существуют в любом языке и содержат в себе красоту и яркую образность народной речи.
Что такое фразеологизмы?
Значения фразеологизмов можно найти в словаре Н.М.Шанского «Фразеология современного русского языка» и других фразеологических словарях.
Упражнения.
Задание 1. Прочитай словосочетания, найди устойчивые фразеологизмы и подчеркни их. 1. Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову. 2. Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах, 3. Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.
Задание 1. Проверка. 1. Весенний дождь, грибной дождь ; белая ворона , белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок ; золотые серьги, золотые руки ; повесить картину, повесить голову . 2. Перемывать посуду, перемывать косточки ; злые люди, злые языки ; щелкать зубами , щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами ; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах , 3. Рубить дрова, рубить сплеча ; горные реки, молочные реки ; расхлебывать кашу , варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи , белые цветы.
Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы . 1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере. 2. Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать. 3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья. 4. На голубом небе не было ни облачка. 5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим. 6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку. 7. Все слушали его раскрыв рот . 8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
Задание 2. Проверка. 2 . Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать. 3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья . 6 . Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку. 7. Все слушали его раскрыв рот .
Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде. 1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Жить на большую ногу.
Задание 3. Проверка. 1. Семи пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной репы . 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как рыба в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать ворон . 10. Жить на широкую ногу.
Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово. Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся) ; как ... на голову (снег, дождь, град) ; намылить ... (руки, шею, голову) ; убить ... зайцев (трех, четырех, двух) ; ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм) ; выеденного ... не стоит ( огурца , яйца, яблока) ; как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной) ; как ... на сене (овца, собака, корова) ; сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего) ; как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
Задание 4. Проверка. Как с гуся вода ; как снег на голову; намылить шею ; убить двух зайцев; пуд соли съесть; выеденного яйца не стоит; как за каменной стеной; как собака на сене; сказка про белого бычка; как осиновый лист дрожит .
Задание 5 . Прочитать. Найти и выписать значение следующих фразеологизмов. Делать из мухи слона – Вставлять палки в колёса – Бежать сломя голову – Рукой падать – Бить баклуши – Душа в пятки ушла – На краю земли – Как в воду канул – Показать зубы – - злиться - близко - бездельничать - испугаться - далеко - пропал - мешать - преувеличивать - быстро
Задание 5 . Проверка. 1. Делать из мухи слона – 2. Вставлять палки в колёса – 3. Бежать сломя голову – 4. Рукой падать – 5. Бить баклуши – 6. Душа в пятки ушла – 7. На краю земли – 8. Как в воду канул – 9. Показать зубы – 1 - преувеличивать 2 - мешать 3 - быстро 4 - близко 5 - бездельничать 6 - испугаться 7 - далеко 8 - пропал 9 - злиться
Отлично!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Лексика.Фразеология"
Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/17/picture-13787.jpg)
Презентация "Фразеология. Задания для самостоятельной работы".
Данная работа может быть использована учителем на обобщающих уроках в 5-6 классах по теме "Фразеология"....
лексика и фразеология
На данном уроке повторяются и закрепляются основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-32556-1410865447.jpg)
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
фразеология
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36194.jpg)
Обобщающий урок "Фразеология"
Данная презентация может быть использована в качестве обобщения изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...