Фразеология
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое фразеология? Фразеология – это наука, изучающая устойчивые словосочетания с измененным значением – фразеологизмы. Фразеологизмы существуют в любом языке и содержат в себе красоту и яркую образность народной речи.
Что такое фразеологизмы?
Значения фразеологизмов можно найти в словаре Н.М.Шанского «Фразеология современного русского языка» и других фразеологических словарях.
Упражнения.
Задание 1. Прочитай словосочетания, найди устойчивые фразеологизмы и подчеркни их. 1. Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову. 2. Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах, 3. Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.
Задание 1. Проверка. 1. Весенний дождь, грибной дождь ; белая ворона , белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок ; золотые серьги, золотые руки ; повесить картину, повесить голову . 2. Перемывать посуду, перемывать косточки ; злые люди, злые языки ; щелкать зубами , щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами ; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах , 3. Рубить дрова, рубить сплеча ; горные реки, молочные реки ; расхлебывать кашу , варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи , белые цветы.
Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы . 1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере. 2. Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать. 3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья. 4. На голубом небе не было ни облачка. 5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим. 6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку. 7. Все слушали его раскрыв рот . 8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
Задание 2. Проверка. 2 . Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать. 3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья . 6 . Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку. 7. Все слушали его раскрыв рот .
Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде. 1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Жить на большую ногу.
Задание 3. Проверка. 1. Семи пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной репы . 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как рыба в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать ворон . 10. Жить на широкую ногу.
Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово. Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся) ; как ... на голову (снег, дождь, град) ; намылить ... (руки, шею, голову) ; убить ... зайцев (трех, четырех, двух) ; ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм) ; выеденного ... не стоит ( огурца , яйца, яблока) ; как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной) ; как ... на сене (овца, собака, корова) ; сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего) ; как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
Задание 4. Проверка. Как с гуся вода ; как снег на голову; намылить шею ; убить двух зайцев; пуд соли съесть; выеденного яйца не стоит; как за каменной стеной; как собака на сене; сказка про белого бычка; как осиновый лист дрожит .
Задание 5 . Прочитать. Найти и выписать значение следующих фразеологизмов. Делать из мухи слона – Вставлять палки в колёса – Бежать сломя голову – Рукой падать – Бить баклуши – Душа в пятки ушла – На краю земли – Как в воду канул – Показать зубы – - злиться - близко - бездельничать - испугаться - далеко - пропал - мешать - преувеличивать - быстро
Задание 5 . Проверка. 1. Делать из мухи слона – 2. Вставлять палки в колёса – 3. Бежать сломя голову – 4. Рукой падать – 5. Бить баклуши – 6. Душа в пятки ушла – 7. На краю земли – 8. Как в воду канул – 9. Показать зубы – 1 - преувеличивать 2 - мешать 3 - быстро 4 - близко 5 - бездельничать 6 - испугаться 7 - далеко 8 - пропал 9 - злиться
Отлично!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Лексика.Фразеология"
Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....
Презентация "Фразеология. Задания для самостоятельной работы".
Данная работа может быть использована учителем на обобщающих уроках в 5-6 классах по теме "Фразеология"....
лексика и фразеология
На данном уроке повторяются и закрепляются основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
фразеология
презентация...
Обобщающий урок "Фразеология"
Данная презентация может быть использована в качестве обобщения изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...