Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику М.М. Разумовская, П.А. Леканта 2014 год 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_7_klass.rar | 397.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу для 5-9 классов / Авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов (Москва, «Дрофа» 2009). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
- формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
- приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально- культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Общая характеристика учебного предмета
Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаѐтся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в VI классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс VII класса.
В 7 классе завершается изучение таких важнейших разделов школьного курса русского языка, как «Морфология», «Орфография» и «Словообразование. Состав слова», поэтому подход к подаче программного материала в учебнике 7 класса носит обобщающий характер. Каждая новая тема — «Наречие», «Служебные части речи», «Междометие» — включается в общую систему ранее приобретенных учениками сведений; усвоение материала 7 класса идет на базе изученного в предыдущие годы. В этом случае достигается поставленная цель: учащиеся не только прочно усваивают программный материал седьмого года обучения, но и в целом представляют себе особенности русского словообразования, систему частей речи в русском языке с их отличительными грамматическими признаками, систему действующих норм орфографии.
Обучение в 7 классе построено таким образом, что помогает ученику держать в сознании общую картину вопросов русской морфологии, словообразования и орфографии, а также способствует приобретению школьниками прочных знаний и легкости в анализе языкового материала. Кроме того, в учебнике приводятся схемы разбора всех частей речи и систематически предлагаются задания разобрать слово как часть речи, по составу, с точки зрения правописания. В начале и в конце года, а также при изучении программных тем предусматривается углубленное повторение.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчѐтливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов. Самое серьѐзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развѐртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания.
Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам.
В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объѐме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учѐтом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объѐме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".
В VI классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие, числительное, местоимение.
В VII классе первой темой изучается наречие.
Положительное отношение к учѐбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
Место учебного предмета
Данная рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена в соответствии с Государственной программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. На изучение русского языка по базисному учебному плану МБОУ Горбатовская ООШ выделяется 138 часов (4 часа в неделю), что соответствует авторской программе М.М. Разумовской.
Два часа выпали на празничные дни (8 марта 23 февраля).
Содержание тем учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-быто-вые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, со-циально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры публицистического стиля (заметка)
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Фонетика. Орфоэпия
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Овладение основными правилами литературного произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Морфология
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис
Связь синтаксиса и морфологии.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
н и нн в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография.
Наречие
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н— нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ).
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи. Предлог
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
Частица
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не к ни с различными частями речи и в составе предложения.
Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Междометия и звукоподражательные слова
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Повторение и обобщение изученного в 7 классе.
Фонетика и орфоэпия. Состав слова и словообразование. Лексика и фразеология. Грамматика: морфология и синтаксис. Орфография. Пунктуация. Стили и типы речи.
Требования к уровню подготовки учащихся в 7 классе
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры;
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
- по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
- по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
Основные умения по развитию речи:
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
- дифференцированный
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Виды контроля
|
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.
Тематический (периодический) контроль ставит целью выявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический). - Комплексный анализ текста.
- Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
- Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
- Тест.
- Словарный диктант.
- Терминологический диктант.
- Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Программа для общеобразоват. учреждений: Русский язык. 5-9 классы / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2009.
- Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2009.
- Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта/ авт.-сост. О.А. Финтисова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель 2015.
- Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др. /Сост. Н.В. Сиденко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
- Внеклассная работа по русскому языку. 7 класс. /Сост. Колчанова С.С. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2012.
- Занимательные материалы по русскому языку. 7 класс. /Сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка.- М.: «Просвещение», 2001.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО»,2014.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2009.
- Никулина М.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ М.Ю. Никулина. - М.: Экзамен, 2010.
- Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 7 класс»/ Л.И. Новикова. – М.: Экзамен, 2013.
- Сборник тестовых зданий для тематического и итогового контроля. 7 класс. Русский язык. Основная школа./ В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
- 2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
- 3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 48 с.
- 4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
- 5. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
- 6. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Русский язык. 7 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.– (Электронное учебное издание).
– Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М.: Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).
– Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М.: Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).
Для учащихся
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский̆ язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
Школьные словари русского языка
1. Быстрова Е. А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный̆ толковый̆ словарь русского языка. – М.,1998.
2. Жуков В.Л., Жуков А.В. Школьный фразеологический ̆словарь русского языка.-3-е изд.–М.,1994.
3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.Б., Снетова Г.П. Школьный̆ толковый̆ словарь русского языка. - 2-е изд. – М., 1998.
4. Львов М.Р. Школьный̆ словарь антонимов русского языка.-3-еизд.–М.,1998.
5. Орфографический̆ словарь русского языка. Для учащихся средней̆ школы.-41-еизд.–М.,1990.
6. Рогожникова Р.П., Карская Т. С. Школьный̆ словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей̆ ХVIII - ХХ вв.) – М., 1996.
7. Тихонов А.Н. Школьный̆ словообразовательный̆ словарь русского языка.-2-еизд.–М.,1991.
8. Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный̆ этимологический̆ словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.,1997.
9. Школьный словарь иностранных слов(под ред.В.В. Иванова).-4-еизд.–М.,1999.
10.Энциклопедический словарь юного филолога.
Перечень контрольных работ по русскому языку
7 класс
- Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»
- Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация»
- Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи»
- Контрольный диктант по теме «Наречие»
- Контрольная работа по теме «Предлог»
- Контрольный диктант по теме «Правописание союзов»
- Контрольный диктант по теме «Частица»
- Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
- Итоговый контрольный диктант
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»
В тысяча девятьсот пятьдесят первом году в Михайловском рядом с основным домом восстанавливали сожженный фашистами флигелек, в котором располагалась кухня.
Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низком косяке входной двери.
В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, чтобы поклониться земле, так любимой Пушкиным.
Никто не замечал птички и ее гнезда, слепленного под крышей. Заметили лишь после появления птенцов, пищавших целый день.
Многие посетители, переступающие порог дома, думали, что гнездо и ласточка не настоящие, а музейный макет. Они пытались потрогать их пальцем.
Какой-то заботливый мальчик, защищая птичек, повесил объявление: «Граждане, входите осторожнее. Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин».
С тех пор экскурсанты не трогали птичек.
(По С. Гейченко) (114 слов.)
Грамматическое задание:
1) озаглавьте текст (оригинальное название «Ласточки в доме Пушкина»);
2) найдите все причастия и деепричастия, выделите их суффиксы;
3) выделите корни 3 слов (с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной);
4) найдите и обозначьте графически причастные обороты, в которых определяемое слово стоит перед оборотом и после него;
5) обозначьте графически 2 деепричастных оборота.
Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация»
Дуб, облюбованный художником
На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.
Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился.* По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и все вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.
Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.
(По Е. Носову.) (120 слов.)
Грамматическое задание:
1. Морфологический разбор любого причастия.
2. Синтаксический разбор предложения со значком*.
3. Графически объяснить постановку знаков препинания в 5-м и 6-м предложениях.
4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.
Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи»
А1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к наречию:
а) Наречие – это служебная часть речи.
б) В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, реже – определениями.
в) Наречие – это самостоятельная часть речи.
г) Наречия не изменяются.
д) Наречие объясняет предмет.
е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.
А2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:
а) сплошной; д) полночь; и) далекий;
б) сплошь; е) спрячь; к) далеко;
в) мелочь; ж) брошь л) удаль
г) отрежь; з) навзничь; м) далек.
А3. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
А4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
А5. Определите группу наречий меры и степени:
а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;
б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло;
в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.
А6. Выделите словосочетание, в котором употреблено наречие цели:
а) оскорбили нарочно; б) шли наугад;
в) работали дружно; г) вернулись невзначай.
А7. Определите значение наречий в каждом из предложений:
Вечером начался дождь.
а) причины; б) времени; в) цели; г) образа действия.
Трижды он приходил к нему.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
Он относился к нему по-товарищески.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
А8. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия
А9. Найдите ошибку в определении значения наречия:
а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);
в) задел умышленно (цели); г) совершенно не узнал (меры и степени);
д) вчера запел (меры и степени).
А10. Укажите группу указательных наречий:
а) туда, где-то, нигде; б) всюду, издалека, везде;
в) там, оттуда, туда; г) кое-где, где-нибудь, негде.
А11. В каждой строке отметьте отрицательные наречия:
а) тут, где, негде, где-то; б) там, ничуть, зачем-то, тогда; в) зачем, когда, куда, никуда.
А12. Определите предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени:
а) Музыка зазвучала громче. б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.
в) Его голос громче, чем мой. г) Все товары в этом магазине дороже.
д) Он продавал эту вещь дороже.
А13. Выберите предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени:
а) Она была красивее других. б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.
в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.
В1. Напишите цифрой количество наречий в предложении.
Вдруг отхлынул от сердца испуг ещё скорее, чем прихлынул.
В2. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.
После бури над землею светит радостней лазурь.
В3. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.
Кончил дело – гуляй смело.
В4. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.
В5. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием):
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
С1. Опишите, используя наречия, действия собаки/кошки.
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх.
(123 слова)
Грамматическое задание:
1) Над каждым словом первого (1 в.) второго (2 в.) предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор первого (1 в.) пятого (2 в.) предложения.
3) Выполните пунктуационный разбор 6-го предложения.
4) Выполните морфемный и морфологический разбор двух наречий из текста.
Контрольная работа по теме «Предлог»
Вариант 1
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. В связи с пугливостью барсука увидеть не очень-то просто.
Б. Барсук зверь очень осторожный.
В. Прежде чем выйти из норы, он осторожно выглядывает, прислушивается, принюхивается.
Г. Сам барсук мирный и ни на кого ненападает.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
- Б, А, В, Г 2. Б, В, А, Г 3. Б, В, Г, А 4. Б, Г, А, В
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
- А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
- В связи с – сущ. с предлогом
- Выйти – глагол
- Он – местоимение
- На –предлог
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
- Барсук не нападает
- Барсук мирный и не нападает
- Сам барсук не нападает
- Барсук мирный
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- ЗвОнишь
- УглубИть
- ДиспАнсер
- НенАвисть
А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?
- В течении реки попали льдины
- Впереди показался всадник.
- Впереди отряда ехал командир.
- Вокруг все было тихо.
А8. В каком случае выделенное слово пишется слитно?
- (В)следствии по делу о правонарушениях включаются показания как обвиняемых, так и свидетелей.
- (В)следствие сильной жары река обмелела.
- Мой брат переселился (со)всем своим имуществом.
- (В)продолжение разговора хозяин косо на нас посматривал.
А9. Укажите словосочетание с пространственным значением предлога.
1. Опоздать из-за дождя
2. Средство от комаров
3. Спрятаться за тучу
4. Взболтать перед употреблением
А10. Укажите пример с непроизводным предлогом.
1. Справились благодаря помощи.
2. Жил напротив школы.
3. Опоздать ввиду непогоды .
4. Лежал под навесом .
А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?
1. Договориться насчёт экскурсии.
2. Что-то вроде цветка.
3 . Остановиться вблизи вокзала.
4. Ждать в течении года.
А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.
1. Нам надо было оплатить за проезд.
2. Она смеялась от всей души.
3. В молодости своей служил он в гвардии.
4. Снег ещё лежал сугробами в лесах и в глубоких оврагах.
А 13. В каком предложении нет предлогов?
1. Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин.
2. Вдруг несколько увесистых камней покатились вниз.
3. Ввиду сильного дождя наш поход пришлось отложить.
4. Вода в пруду была покрыта опавшими листьями.
А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?
- По мер... продвижения вперёд
- Разрешить (в)вид... исключения
- Наподоби... круглого шара
- В течени... реки
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1)В течение долгого времени учёные наблюдали за дельфинами. (2) Было замечено, что дельфины иногда сами выбрасываются на берег по неизвестной причине. (3) Рыбаки утверждают, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. (4) Дельфины погибнут, если им не помогут люди. (5) Но помочь дельфинам трудно. (6) Они тяжёлые, скользкие, сильно бьются. (7) Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. (8) В продолжение нескольких часов люди пытаются вернуть дельфинов в их родную стихию.
А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. На помощь дельфинам приходят люди.
2. Учёные пока не могут сказать, по какой причине дельфины выбрасываются на берег.
3. Вернуть животных в море не составляет никакого труда.
4. Без помощи людей дельфины не могут вернуться в воду.
А 16. В каком значении употреблено слово СТИХИЯ в предложении 8?
- Неорганизованная сила, действующая в социальной среде.
- Окружающая привычная среда, обстановка.
- Явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила.
А 17. Какой вариант является синонимом к слову САДЯТСЯ в предложении 3?
- Принимать сидячее положение
- Останавливаться, застревать, натолкнувшись на что-л. при движении.
- Приступать к какому-л. делу, занятию, связанному с пребыванием в сидячем положении.
- Опускаться на что-л., прекращая движение, полет
В1. Из предложений 7-8 выпишите производный предлог.
В2. Какой частью речи является слово В ТЕЧЕНИЕ в предложении 1.
В3. Из предложения 3 выпишите все предлоги.
В4. Из предложения 7 выпишите предлог с существительным в винительном падеже.
В5. Среди предложений 1-4 найдите такое, где есть однородные члены предложения.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.(5-6 предложений)
Контрольная работа по теме «Предлог»
Вариант 2
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Присмотришься в эту пору в лесу и заметишь, что поднимается настроение птиц.
Б. Вся природа окутана мудростью заснеженой тишины.
В. А где-то на верхушке сосны неподвижно сидит подкарауливая добычу лесной разбойник-сорокопут.
Г. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
- Б, В, А, Г 2. Б, А, Г, В 3. Б, Г, В, А 4. Г, Б, В, А
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
- А 2. Б 3. В 4. Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
- Окутана – глагол
- Подкарауливая – деепричастие
- Об – предлог
- Неподвижно- наречие
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?
- Вся природа окутана.
- Природа окутана.
- Природа окутана мудростью.
- Вся природа окутана мудростью.
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- ПринЯл
- ЦентнЕр
- ХодАтайство
- ФорзАц
А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?
- Исходить лес вдоль и поперек.
- Мы ушли, благодаря за хороший прием.
- Попасть в течение реки.
- Тропинка шла вдоль обрыва.
А8. В каком случае производный предлог пишется раздельно?
1. Застрял (по)среди улицы
2. (В)следствие сильных заморозков
3. Отстал (по)причине болезни
4. Пойти (в)место меня
А 9. В каком предложении нет составного предлога?
1. В связи с морозами занятия в школе были отменены.
2. По случаю праздника все старшеклассники собрались в актовом зале.
3. Вблизи нашего дома построили подземный переход.
4. Этот диалог мы слушали в продолжение часа.
А 10. Укажите пример с производным предлогом.
1. Писатель долгое время находился в заключении в Петропавловской крепости.
2. Несмотря на разбушевавшуюся грозу, туристы продолжали идти вперёд.
3. В течении сибирских рек часто встречаются пороги.
4. Он шёл по тротуару, не смотря себе под ноги.
А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?
- В течение прошлого лета было много солнечных дней.
- Вследствие разлива речки нам пришлось ехать дальней дорогой.
- В заключение преподаватель прочитал наизусть несколько стихотворений А.С.Пушкина.
- В продолжении лета наша группа работала отлично
А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.
- Иван вернулся из школы поздно.
- Я очень скучаю по сыну.
- Вопреки прогнозов погода улучшилась.
- По окончании школы поступил в институт.
А 13. В каком предложении нет предлогов?
- Задержались из-за поломки автомобиля.
- Несмотря на усталость, мы шли дальше.
- Нелегко в следствии отыскать ошибки.
- Пуля прожужжала мимо.
А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?
- В течени.. целой зимы ни на минуту не ослабевает мороз.
- Забыть вследстви.. болезни.
- Внести изменения в следстви.. .
- Впоследстви.. я не узнал ничего нового.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1)Когда – то считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели, наделённые способностью предугадывать события. (2)На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. (3)Вот вы собираетесь в школу и берёте с собой ручку.(4) Почему? (5)Вы предугадываете события, так как ручка вам обязательно понадобится.(6)Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно.(7) Опять предугадали события! (8)Так мы легко убеждаемся, что человек постоянно живёт не только в настоящем, но в прошлом и в будущем. (9)И всё это по причине того, что у него есть память. (10)Память – это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.(11) Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
- В настоящее время предсказывать будущее могут только прорицатели.
- Человек живет не только в настоящем, но в прошлом и в будущем.
- Благодаря памяти люди могут передавать опыт следующим поколениям.
- Мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями.
А 16. В каком значении употреблено слово ОПЫТ в предложении 11?
- Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем.
- Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.
- Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
А 17. Какой вариант является синонимом к слову ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ в предложении 10?
- Воплощать 2. Закреплять 3. Отмечать, ознаменовывать 4. Ставить печать
В1. Из предложений 8-10 выпишите производный предлог.
В2. Какой частью речи является слово БЛАГОДАРЯ в предложении 11.
В3.Из предложения 3 выпишите все предлоги.
В4. Из предложения 6 выпишите предлог с существительным в предложном падеже.
В5. Укажите номер предложения (среди 1-5), в котором есть причастный оборот.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Напишите рассуждение на тему «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» или «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». (5-6 предложений)
Контрольный диктант по теме «Правописание союзов»
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же сосуд. Звуки эти заполнили всё пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.
Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. По береговой просёлочной дороге ехал грузовичок. Его шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам - совершенное творение природы.
Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, отдающий свежестью.
...Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. Осени за окном не видно, зато стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. Она будто перешёптывается с последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.
(По Ч. Айтматову)
(130 слов)
Грамматическое задание:
1 вариант
1) Выпишите все союзы из первого абзаца и охарактеризуйте их.
2) Сделайте синтаксический разбор шестого предложения.
3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.
2 вариант
1) Выпишите все союзы из второго абзаца и охарактеризуйте их.
2) Сделайте синтаксический разбор 12 предложения.
3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.
Контрольный диктант по теме «Частица»
***
На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.
Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.
Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.
На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.
(По М. Пришвину)
(150 слов)
Грамматическое задание:
- Выпишите из текста все частицы, определите их разряд.
- Найдите в тексте причастный оборот, выделите его графически.
- Выполните синтаксический разбор предложения:
Даже сильный ветер, стремительно носившийся по улицам, дул по-весеннему неровно, прерывисто, точно вздрагивая, путаясь и шаля.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
Предлог
1. В каком предложении нет предлога?
1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.
2) Плохо, когда не с кем поговорить.
3) Дом напротив построили лет десять назад.
4) Остановка находится около школы.
2. Какой предлог является непроизводным?
1) в течение
2) ввиду
3) вместо
4) при
3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1)звонил (в)продолжение получаса
2) двигаться (на)встречу ветру
3) узнали (на)счёт контрольной
4) выступит (в)место меня
4. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.
5.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).
1. Один. 2. Два. 3. Три. 4. Четыре.
6. Каким членом предложения является предлог?
1. Обстоятельством. 2. Дополнением.
3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
7. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2. В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А. Причинное значение. Б. Значение цели. В. Значение пространства (места).
Г. Временное значение.
8. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
9. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1. В течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен.. не был.
2. В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
10. С какими падежными формами употреблены предлоги?
1. Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени... (А. Перегудов).
3. Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).
4. Мама ещё на сенокосе, скоро придёт... (В. Белов).
5. С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).
А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж. Д. Предложный падеж.
11. Определи, что выражает предлог как часть речи:
а) различные оттенки значений;
б) различные чувства;
в) отношение говорящего к высказываемому;
г) зависимость одного слова от другого.
Союз
1. Сколько союзов в стихотворном отрывке?
А если, а если к труду
Ты рвёшься из далей бесплотных, —
Дай руку, товарищ плотник!
Тебя я на верфь приведу (П. Антокольский).
1. Один союз а если. 2. Два союза: а, если. 3. Более двух союзов.
2. Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются.
1. Главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Однородные члены предложения.
3. Части (простые предложения) в составе сложного предложения.
3. Назовите тип союза и определите, что он связывает.
1. Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру (М. Козаков).
2. Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств (П. Антокольский).
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги (К. Паустовский).
А. Сочинительный союз, связывающий однородные члены.
Б. Сочинительный союз, связывающий части сложносочинённого предложения.
В. Подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения.
4. К какому разряду относятся сочинительные союзы?
1. А, но, зато, однако.
2. И, да, тоже, также.
3. Или, либо, то ... то.
А. Соединительные. Б. Разделительные. В. Противительные.
5. К какому разряду относятся подчинительные союзы?
1. Иногда ему казалось, что он теряет сознание (В. Катаев).
2. Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом... (Е. Водовозова).
3. Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною (Е. Водовозова).
4. Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей (Н. Кончаловская).
А. Временные. Б. Причинные. В. Целевые. Г. Уступительные. Д. Изъяснительные.
6. Определите тип союза по строению.
1. А, и, что, хотя, как, словно.
2. Как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока.
А. Простые союзы. Б. Составные союзы.
7. Укажите составной союз.
1. Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» — поэт (А. Андреева).
2. Уже смеркалось, как он вернулся (И. Тургенев).
3. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил (Л. Толстой).
8. Раздельно пишутся слова в предложениях:
а) Слева от дороги то(же) были холмы.
б) Лес так(же) хорош, как и три года назад.
в) То(же) слово, да не так бы молвил.
г) Что(бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пешком дальше по долине.
д) Что(бы) вы нам пожелали перед отъездом?
е) Убранство других комнат так(же) не отличалось комфортом.
ж) Кругом всё было так(же) тихо, как накануне.
9. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.
а) По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2
наше волнение _3 усиливалось.___________
б) Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.___________
в) Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная скала.___________
г) Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.___________
д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1
не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей природы. ___________
е) Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось немало времени.___________
ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог присутствовать на матче.___________
Частица
1. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А. Слитное написание союза. Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
2. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения.
Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).
1. Слово моя — с указательным значением. 2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.
3. Слово не — отрицание.
3. Какие дополнительные оттенки вносят частицы?
1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?
2. Вот мой дом. Вон там гора.
3. Что за аромат! Куда уж тебе!
А. Оттенок указательности. Б. Вопросительные. В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.
4. Какие формы глагола образованы с помощью частиц?
1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).
2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).
А. Форма повелительного наклонения. Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.
5. Найди соответствия:
а) даже, ни, ведь, всё-таки, уж □ модальные (ограничительные) частицы
б) что за, как □ модальные (указательные) частицы
в) давай, пусть, пускай □ модальные (восклицательные) частицы
г) вот, вон □ формообразующие частицы
д) только, лишь, исключительно □ модальные (усилительные) частицы
6. Укажи вопросительные частицы:
а) именно, как раз;
б) что за, как;
в) неужели, разве;
г) вряд ли, едва ли;
д) даже, же.
7. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».
а) Я н__чуть н__испугался.
б) На небе н__облачка.
в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.
г) Кто бы н__входил, всех встречали приветливо.
д) Чего только н__было на столе!
е) На небе н__одного просвета.
ж)Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.
8. Определи ряд, в котором «ни» употреблено в одном из словосочетаний:
а) н__мог н__сказать; н__сколько лет;
б) н__с кем н__знаком; н__чего искать;
в) нет н__конца, н__краю; н__нуждался в помощи;
г) н__раз убеждался в этом; н__у кого н__брал.
9. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».
а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.
б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала внимание учёных.
в) Н__чем тебе похвалиться.
г) Он был н__рыба н__мясо.
10. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «не»
а) Н__ один ко мне н__ пришёл во время болезни.
б) Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.
в) Н__сколько он н__ изменился за эти годы.
г) Н_раз я посещал эти восхительные места.
д) Пожалели те,кто н_пришёл.
е) Н__ в чем было его обвинять.
ж) Он вёл себя как н__ в чём н__ бывало.
11. Определи ряд, в котором «не» употреблено в одном из словосочетаний:
а) н__в чем обвинить; н__чем гордиться;
б) н__чуть н__испугался; н__чего интересного;
в) н__раз виделся; н__свет н__заря проснулся;
г) н__кто н__знал; н__кого н__видел.
12. Выбери предложение, в котором употреблена частица «ни».
а) Задача, к сожалению, так и н__была решена.
б) Как мы н__торопились к поезду, мы всё же опоздали.
в) Где только мы н__побывали в это лето!
г) Н__кто н__знал вошедшего в зал человека.
Итоговый контрольный диктант
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"
Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их и колол на дрова.
(По К. Паустовскому)
(140 слов)
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста:
- предлог;
- частицу;
- сочинительный союз;
- подчинительный союз;
- наречие;
- деепричастие;
- страдательное причастие.
- Сделайте синтаксический разбор (1вариант) четвертого предложения: (2 вариант) восьмого предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...