статья "Диагностирование"
консультация по русскому языку на тему

Габис Ольга Анатольевна

Данная статья адресована учителям предметникам, работающим в разноуровневых классах. Материалы работы помогут выстроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося, провести дифференцированную работу с разными группами ребят, организовав их самостоятельный поиск знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostirovanie.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО    

Габис Ольга Анатольевна

Место работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Должность

учитель русского языка и литературы

Диагностирование.

     Главное назначение дифференцированного подхода – вызвать самостоятельный поиск ученика, качественно изменить процесс усвоения знаний на уроке.  

     Программу знаний, умений и навыков по предмету усваивает каждый, и уровень этого усвоения должен быть оптимальным для учащихся разных категорий – сильных, средних, слабых.  

     Работая в разноуровневых классах, творческий учитель прежде всего должен определить уровень обученности учащихся, знать психологические особенности каждого ребенка, темп усвоения им нового материала, вид его памяти и темперамент. Исходя из этого строится обучение каждого ученика или группы учащихся.

1 способ:

     Зная темп усвоения учебного материала, определить темп изучения каждой темы. Темп изучения выбирает и сам ученик с тем расчетом, чтобы вовремя изучить тему. Ежедневный выбор темпа самим учащимся заставляет его сделать выбор как работать.

2 способ:

     Определив темп, учитель разрабатывает или  пересматривает программу по предмету применительно к каждому ученику или определенной группе учащихся. В программе определяет обязательные программные требования, при усвоении которых учащийся будет иметь «3», а если он поднимет планку, то «4» или «5».

3 способ:

     Выбрав темп, учитель определяет объем по каждой теме. Ученик ежедневно точно должен знать, какое число на его учебном календаре: отстает он или идет впереди нормы; что сделал, что осталось, чтобы закончить тему, четверть, год.

    В объем включается:

  • теория,
  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа,
  • зачет.

Учащийся сам может назвать сроки контрольных работ, но не позднее последнего дня изучения темы. Если контрольная работа не выполнена на данном уроке, ученик не переходит к новой теме.

     Учащийся обязан повторить те задания, которые он не выполнил, и написать контрольную работу.

     Переход от темы к теме без прочных знаний исключен!

     Такой подход к учету исключает текущие оценки. Ученик сам выбирает уровень (на «3» или на «4»), и если он не справляется с контрольной работой на этом уровне, оценка ему не выставляется.

     До изучения темы учащиеся должны знать примерное содержание контрольных работ, вопросы зачета.

     Зачет предшествует контрольной работе, контрольная работа – самостоятельной. Ученик вправе выбрать срок сдачи зачета в пределах времени, отведенного на данную тему.

4 способ:

     Уже было упомянуто о праве учащегося устанавливать сроки сдачи зачета и контрольных работ. Кроме этого, учащемуся дается право отвечать по желанию: тогда, когда он готов к ответу. Причем, если попытка оказалась неудачной,  не должно следовать наказание. Дается еще одна возможность попытаться ответить.

5 способ:

Учащийся сам (возможно и с помощью учителя) определяет формы изучения нового материала: в группах, индивидуально, с консультантом.

6 способ:

Трехуровневое изучение нового материала. В 7-9 классах новую тему лучше всего изучать самостоятельно. Но учитель должен учесть сложность материала и вовремя прийти на помощь ученику. Помощь в этом случае будет носить конкретный адрес, будут учитываться индивидуальные особенности учащегося, его уровень знаний, темп усвоения материала и т.д. При изучении нового  материала учитель должен предусмотреть снятие барьеров в терминологии, помочь найти точку непонимания нового. В 5-6 классах учитель может объяснить новый материал блоками.

Но во всех случаях надо предусмотреть 3 варианта объяснения:

  • рассказ – для тех, кто не понял (7-9 кл.),
  • запись,
  • иллюстрация (яркая, запоминающаяся).

     Затем идет отработка нового материала:

а) кто понял, воспроизводят изученное по аналогичным заданиям в учебнике (по образцу). Выполнение по образцу – это рывок, продвижение вперед для слабых учащихся. Работа проверяется сразу учителем или консультантом.

б) Вторая работа – посложнее: на комбинацию новых понятий. Её можно давать и в слабом классе для развития учащихся, а в сильном – это обязательное условие.

в) Третья работа – еще сложнее. Учитель указывает на ошибки и помогает разобраться в материале.

     Задания составляются таким образом, чтобы, выполняя их последовательно, ученик знал  новый материал хотя бы на «3», даже если он не все сделал самостоятельно.

     Если новый материал не понят с первого раза, со второго и даже с третьего, учитель в 5-6 классах оставляет время для учащихся, которые не могут справиться с заданием самостоятельно; в 7-9 классах предлагается взаимная помощь.

     Возможна такая ситуация: учащийся досрочно усвоил весь программный материал за год. В этом случае он сдает экзамен и начинает изучать материал следующего года или выполнять задания повышенной трудности вне программы.

7 способ:

     Учащийся на каждом уроке должен знать, чего он достиг. А для этого, особенно в слабых классах, ежедневно проводятся срезовые работы.

8 способ:

     Учитель должен четко знать, без чего нельзя выпустить ученика из школы, а с чем нужно и можно.