статья "Диагностирование"
консультация по русскому языку на тему
Данная статья адресована учителям предметникам, работающим в разноуровневых классах. Материалы работы помогут выстроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося, провести дифференцированную работу с разными группами ребят, организовав их самостоятельный поиск знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostirovanie.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Габис Ольга Анатольевна |
Место работы | Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Диагностирование.
Главное назначение дифференцированного подхода – вызвать самостоятельный поиск ученика, качественно изменить процесс усвоения знаний на уроке.
Программу знаний, умений и навыков по предмету усваивает каждый, и уровень этого усвоения должен быть оптимальным для учащихся разных категорий – сильных, средних, слабых.
Работая в разноуровневых классах, творческий учитель прежде всего должен определить уровень обученности учащихся, знать психологические особенности каждого ребенка, темп усвоения им нового материала, вид его памяти и темперамент. Исходя из этого строится обучение каждого ученика или группы учащихся.
1 способ:
Зная темп усвоения учебного материала, определить темп изучения каждой темы. Темп изучения выбирает и сам ученик с тем расчетом, чтобы вовремя изучить тему. Ежедневный выбор темпа самим учащимся заставляет его сделать выбор как работать.
2 способ:
Определив темп, учитель разрабатывает или пересматривает программу по предмету применительно к каждому ученику или определенной группе учащихся. В программе определяет обязательные программные требования, при усвоении которых учащийся будет иметь «3», а если он поднимет планку, то «4» или «5».
3 способ:
Выбрав темп, учитель определяет объем по каждой теме. Ученик ежедневно точно должен знать, какое число на его учебном календаре: отстает он или идет впереди нормы; что сделал, что осталось, чтобы закончить тему, четверть, год.
В объем включается:
- теория,
- самостоятельная работа,
- контрольная работа,
- зачет.
Учащийся сам может назвать сроки контрольных работ, но не позднее последнего дня изучения темы. Если контрольная работа не выполнена на данном уроке, ученик не переходит к новой теме.
Учащийся обязан повторить те задания, которые он не выполнил, и написать контрольную работу.
Переход от темы к теме без прочных знаний исключен!
Такой подход к учету исключает текущие оценки. Ученик сам выбирает уровень (на «3» или на «4»), и если он не справляется с контрольной работой на этом уровне, оценка ему не выставляется.
До изучения темы учащиеся должны знать примерное содержание контрольных работ, вопросы зачета.
Зачет предшествует контрольной работе, контрольная работа – самостоятельной. Ученик вправе выбрать срок сдачи зачета в пределах времени, отведенного на данную тему.
4 способ:
Уже было упомянуто о праве учащегося устанавливать сроки сдачи зачета и контрольных работ. Кроме этого, учащемуся дается право отвечать по желанию: тогда, когда он готов к ответу. Причем, если попытка оказалась неудачной, не должно следовать наказание. Дается еще одна возможность попытаться ответить.
5 способ:
Учащийся сам (возможно и с помощью учителя) определяет формы изучения нового материала: в группах, индивидуально, с консультантом.
6 способ:
Трехуровневое изучение нового материала. В 7-9 классах новую тему лучше всего изучать самостоятельно. Но учитель должен учесть сложность материала и вовремя прийти на помощь ученику. Помощь в этом случае будет носить конкретный адрес, будут учитываться индивидуальные особенности учащегося, его уровень знаний, темп усвоения материала и т.д. При изучении нового материала учитель должен предусмотреть снятие барьеров в терминологии, помочь найти точку непонимания нового. В 5-6 классах учитель может объяснить новый материал блоками.
Но во всех случаях надо предусмотреть 3 варианта объяснения:
- рассказ – для тех, кто не понял (7-9 кл.),
- запись,
- иллюстрация (яркая, запоминающаяся).
Затем идет отработка нового материала:
а) кто понял, воспроизводят изученное по аналогичным заданиям в учебнике (по образцу). Выполнение по образцу – это рывок, продвижение вперед для слабых учащихся. Работа проверяется сразу учителем или консультантом.
б) Вторая работа – посложнее: на комбинацию новых понятий. Её можно давать и в слабом классе для развития учащихся, а в сильном – это обязательное условие.
в) Третья работа – еще сложнее. Учитель указывает на ошибки и помогает разобраться в материале.
Задания составляются таким образом, чтобы, выполняя их последовательно, ученик знал новый материал хотя бы на «3», даже если он не все сделал самостоятельно.
Если новый материал не понят с первого раза, со второго и даже с третьего, учитель в 5-6 классах оставляет время для учащихся, которые не могут справиться с заданием самостоятельно; в 7-9 классах предлагается взаимная помощь.
Возможна такая ситуация: учащийся досрочно усвоил весь программный материал за год. В этом случае он сдает экзамен и начинает изучать материал следующего года или выполнять задания повышенной трудности вне программы.
7 способ:
Учащийся на каждом уроке должен знать, чего он достиг. А для этого, особенно в слабых классах, ежедневно проводятся срезовые работы.
8 способ:
Учитель должен четко знать, без чего нельзя выпустить ученика из школы, а с чем нужно и можно.