подготовка к огэ
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Зебзеева Марина Николаевна

сочинение на лингвистическую тему. фразеологизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.1.pptx88.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15.1. « С помощью фразеологизмов писатели не только кратко и ёмко выражают мысль, но и передают оценку изображаемого ».

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: « С помощью фразеологизмов писатели не только кратко и ёмко выражают мысль, но и передают оценку изображаемого ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

ЭТО ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ЛИНГВИСТИКА? Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки .

Слайд 4

А ЗНАЧИТ: демонстрируются знания русского языка в соответствии с тезисом (темой дискуссии, размышлений ); создается текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией.

Слайд 5

Вступление Тезис 1. Записать тезис. 2. Назвать языковое явление. Объяснить его значение (дать определение). Переход к основной части Основная часть 1-й пример 2-й пример Привести 2 примера-аргумента из текста. Примеры могут иллюстрировать разные особенности данного понятия. Выразить свое отношение. Вывод Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами.

Слайд 6

« С помощью фразеологизмов писатели не только кратко и ёмко выражают мысль , но и передают оценку изображаемого ».

Слайд 7

1 АБЗАЦ Сформулировать позицию автора. Выразить свое отношение к ней. Объяснить , как вы понимаете ее смысл.

Слайд 8

Абсолютно каждый человек употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы. А что такое фразеологизм ? Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, то есть с неизменным порядком , которые в свою очередь, по отдельности не означают все то же самое, что вместе.

Слайд 9

Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания). - Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата). - Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата). - Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...; вводные слова: по мнению..., по словам...

Слайд 10

2 АБЗАЦ Переход к рассуждению . Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле этих слов... - Я согласен с этим высказыванием... - Как можно понять это высказывание? - Попробуем объяснить данное утверждение... - Это высказывание я понимаю так: ... - Что имел в виду писатель (учёный)? - О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания? - Как понять смысл этих слов? - Мне предстоит поразмышлять над этими словами. - Задумаемся: что стоит за этими словами?

Слайд 11

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. - Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения). Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям... - Мне кажется, что здесь речь идёт о... - Я считаю, что... - Я понимаю эти строки так: ... - Я думаю, что... - Речь идёт о том, что...

Слайд 12

Введение примеров Попробую доказать справедливость своего суждения... - Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора). - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ... текста. - Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста. - Пример этого языкового явления можно найти в предложении... - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ... - В подтверждение приведу пример из предложения ... текста. Рассмотрим предложение ...

Слайд 13

Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста. - Предложение ... подтверждает мысль о том, что... - Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых... - Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что... - Также убедительным аргументом может стать... - В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения... - Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение...

Слайд 14

Когда вы приводите примеры языковых явлений, вам непременно нужно указать, какую роль они играют именно в этом тексте!

Слайд 15

3 АБЗАЦ Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

Слайд 16

Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо. - Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что... - Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо). Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д ."

Слайд 17

Задумывались ли вы над тем, кого окружающие слушают с нескрываемым интересом? Конечно же, тех, чья речь образна, и фразеологизмы являются одним из самых распространённых и ярких средств выразительности языка. А как рано мы начинаем знакомиться с ними! Кому из нас, например, родители, удивляясь или изумляясь, не говорили: «Не верю своим глазам!» То же самое произносит и рассказчик, когда видит, что Княжин записался во все кружки (предложение 19). Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета, и он утверждает: «На физику у тебя времени будет в обрез». Конечно же, и это выражение мы знаем давным-давно! Поэтому верно утверждение о том, что «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Слайд 18

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка. Действительно, «не вешать нос» (предложение 53) мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние, и втайне от всех – «в глубине души» (предложение 27) - надеемся и верим, что это произойдёт. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений. Вот так народная мудрость нашла краткое выражение мысли во фразеологизмах, и раннее знакомство с ними делает нашу речь яркой, обогащает её, развивает образное мышление.

Слайд 19

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка. В самом деле, всегда, желая выразить мысль емко и точно, мы используем фразеологизмы, потому что знаем их давным-давно. Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин , герой рассказа, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?» Как можно показать надоедливым окружающим своё неудовольствие от общения? Несомненно, тоже фразеологизмом! Так, например, поступила девушка-продавщица, обратившись к Княжину : «… Ты мне покоя не даёшь!» Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...