Урок русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2015
Цель урока: сформировать знания о роли указательных слов в СПП;
совершенствовать умения работы с техническими информационными средствами.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._v_9_kl.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
1. ФИО учителя Суботина Любовь Владимировна
2. Место работы МОБУ СОШ д. Первомайская муниципального района Мелеузовский район РБ
3. Должность учитель русского языка и литературы
4. Предмет русский язык
5. Класс 9
6. Тема урока Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
7. Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2015
8. Цель урока: сформировать знания о роли указательных слов в СПП;
совершенствовать умения работы с техническими информационными средствами.
9. Задачи:
-обучающие:
опознавать указательные слова в главной части СПП;
выяснять характер отношений между указательным словом в главном предложении и последующим придаточным;
определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП с двойными союзами;
составлять схемы СПП с указательными словами в главном;
повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом;
- развивающие:
развивать умение грамотного письма;
способствовать развитию речи учащихся;
- развивать умение работы с учебной информацией;
-воспитательные:
воспитывать отзывчивость, уважительное отношение к другим людям; культуру речи;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других в условиях работы в группах.
10. Тип урока: усвоение новых знаний
11. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время ( в мин.) |
1. | Организационный | Организует психологический настрой на учебную работу. Объявляет эпиграф, тему урока | Подготовка к учебной деятельности | 1-2 мин. | |
2. | Постановка цели урока. Мотивация учащихся | Организует формулировку цели урока. Знакомит с планом работы на уроке. 1. Проверка ранее изученного материала. 2. Организует проблемное изучение нового материала; 3. Закрепление нового материала. 4. Работа по развитию речи. 5. Самостоятельная работа по выполнению разноуровневых заданий. 6. Итоги урока. | Самомотивация: знания и умения, которыми должны овладеть на уроке: - знать указательные слова и роль в СПП; - уметь находить их в предложении и правильно расставлять знаки препинания. Формулируют цель урока. | 3 мин. | |
3. | Актуализация опорных знаний: строение СПП, средства связи, союзы и союзные слова.
|
| 1. Посредством чего осуществляет- ся связь придаточного предложения с главным в СПП? 2. Как отличить союз от союзного слова? 2. Объяснение задания учащимся. | 1. Устный ответ. 2. Групповая работа с таблицей «Установите соответствие».(Приложение 1) | 4 мин |
4. | Объяснение нового материала | Интерактивная таблица « Роль указательных слов в СПП» | 1. Предлагает прочитать вопросы, размещенные в учебнике на стр. 62-63. 2. Организовывает наблюдение по таблице. 3. Работа с таблицей « Роль указательных слов в СПП» 4. Объясняет, как построить схемы СПП с указательным словом в главном. | 1. Отвечают на вопросы. 2.Читают теоретический материал параграфа, рассматривают таблицу на стр. 63, делают выводы из наблюдений. 3. Наблюдение и освоение материала на примере интерактивной таблицы. 4. Слушают, чертят за учителем. | 10 мин |
5 | Закрепление нового материала. | 1.Руководит закреплением материала на основе упр. №99, оказывает помощь учащимся. | 1. Учащиеся выполняют упр.№99, один ученик выполняет его у доски, объясняя постановку знаков препинания, подчеркивая указательные слова как члены предложения. | 9-10 мин. | |
6. | Работа по развитию речи. | 1. Организует работу по анализу текста (на карточках, приложение 2). Акцентирует внимание учащихся на возможных ошибках при употреблении указательных слов в устной и письменной речи. 3. Предлагает выполнить упр. № 103 с целью редактирования предложений. | 1.Выполняют словарную работу. 2.Находят ошибки, записывают предложения в исправленном виде. 2. Взаимопроверка. Спорные вопросы разрешают с помощью учителя. | 7 мин. | |
7. | Самостоятельная работа | Роль указательных слов в СПП 1гр.- 1-ый вар. 2 гр. -2-ой 3гр. -3-ий 4гр.-4-ый | 1. Объясняет задание для учащихся по группам. 2. Оказывает консультационную помощь по мере необходимости | 1. Выполнение разноуровневых заданий с использованием ЭОР. 2.Обсуждают выбор правильного ответа. | 4 мин. |
8. | Подведение итогов урока | 1. Подводит итог урока. Задает вопросы: -Какова роль указательных слов в СПП? 2.Организует самооценку учебной деятельности. | 1.Отвечают на вопрос. 2. Делают самооценку. Анализируют, что усвоили хорошо, что осталось недостаточно понятым. | 3мин. | |
9. | Домашнее задание. | Выучить теоретический материал на стр. Дает рекомендации | Записывают в дневник | 2 мин. |
Приложение №1
к плану-конспекту урока «Роль указательных слов в СПП»
Установите соответствие:
Сложноподчиненное предложение - | не являются членами предложения |
Союзные слова - | …выделяется на письме знаками препинания независимо от позиции по отношению к главному |
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: | …обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении |
Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью | …могут быть омонимами |
Союзы | …главного и придаточного предложений |
Сложноподчиненное предложение состоит из | - это относительные местоимения и наречия, которые связывают придаточную часть с главной и являются членами предложения |
Главное предложение в сложноподчиненном предложении | …интонации, союзов, союзных слов, указательных слов |
В сложноподчиненном предложении придаточное предложение | - это такое сложное предложение, в котором одно из простых – главное, а другое - придаточное |
Союзы и союзные слова | … стоять перед главным, после него или в середине главного |
Приложение №2
К плану-конспекту урока «Роль указательных слов в СПП»
(1) Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2) Это не просто выражение вежливости. (3) В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4) Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим.(5) Умение чувствовать, умение видеть по- доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
(6) Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья.(7) В этих словах заключается глубокий моральный смысл; в них - сама сущность прикосновения души к душе.(8) Этими словами мы выражаем своё отношение к величайшей ценности - человеку.(9) Не сказать человеку “здравствуйте”- значит показать дремучее моральное невежество.
(10) Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо.(11) Благодарить - значит дарить добро, творить благо.(12) В слове “спасибо”, ставшем формулой человеческих взаимоотношений с незапамятных времён, выражается наше пожелание, чтобы доброму к людям человеку всегда сопутствовало добро. (13) Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.
(14) Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.(15) В этом простом слове, способном производить чудесное воздействие, заключается наше уважение к достоинству человека, почитание в нём его самостоятельности, независимости, доброй воли.16) Человек должен иметь достоинство, чтобы обращаться к другому человеку с уважением, и в то же время он должен уметь откликаться на “пожалуйста”: просьба- это порыв души.
(17) Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков. (18) Быть равнодушным - значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (19) Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.
(По В.Сухомлинскому)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...
Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях".
Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях" с испольхованием ИКТ (подготовка к ГИА)....
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Цели урока: обобщить знания школьников по теме "СПП", формировать умение работать в группе, анализировать и сопоставлять, формулировать мысли....
презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Цель содержательная познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными...