Вводные слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 23.11 КБ |
Презентация | 409 КБ |
Технологическая карта урока | 50.5 КБ |
Раздаточный материал | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Вводные слова"
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятием “вводные слова” и их опознавательными признаками;
- выработать умение видеть вводные слова в предложении;
- формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
- формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;
развивающие:
- развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
- развитие речи учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
- воспитание любознательности, творческой активности;
- воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-исследование.
Форма урока: на основе игровой технологии (с помощью лингвистической сказки) и с применением компьютерной презентации
Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Объявление темы и целей урока.
- Запишите тему урока: “Вводные слова”.
- Как вы думаете, что это за слова? (Выслушиваются все мнения детей.)
- По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.
Узнать о …, определить их … и роль в …
(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)
- Поможет нам в изучении новой темы Почемучка. Он расскажет нам грамматическую сказку
- Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем? (Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется, это любознательный человек.)
- Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка.
Итак, начинаем…
3. Работа с грамматической сказкой (на основе компьютерной презентации).
Слайд 1. Грамматический сон Почемучки
- Почему сон Почемучки называется грамматическим? (Грамматика – раздел лингвистики (науки о языке)). Сон Почемучки связан с лингвистической темой.)
Слайд 2. Хотите верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят… необыкновенные артисты – члены предложения: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.
- С каким разделом грамматики связан сон Почемучки? (С синтаксисом.)
- А что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.)
Слайд 3. Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
- Докажите, что это предложение. (Выражает законченную мысль.)
- Какую характеристику можно дать этому предложению? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.)
Слайд 4. Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
- Что изменилось в предложении? (Появилось лишнее слово, появились знаки препинания. Смысл немного изменился: можно предположить, что представление не понравится.)
- Проверим, что подумал Почемучка после появления слова “возможно”.
Слайд 5. Прочитал… Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?
- Продолжим вместе с Почемучкой смотреть сон.
Слайд 6. Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово “возможно” и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
- Что же теперь изменилось в предложении? (Появилось опять лишнее слово. Смысл немного изменился: теперь артисты уверены, что спектакль понравится зрителям.)
- Проверим, совпало ли наше мнение с рассуждением Почемучки.
Слайд 7. Извините, друзья, но мне вовсе это не понравилось. Что значит “бесспорно”? Ну и самоуверенность у этих артистов!
Слайд 8. Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово “бесспорно”, и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начало предложения: Бесспорно, это представление вам понравится.
- Что произошло со словом “бесспорно”? (Оно переместилось в начало предложения, а смысл не изменился; и теперь это слово выделено запятыми с двух сторон.)
- Сделаем выводы: такие слова, как “возможно”, “бесспорно”, могут занимать любое место в предложении, но смысл предложения не изменится; и также они выделяются на письме запятыми.
Слайд 9. И начался шум и на сцене, и в зале. Слово “бесспорно” перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.
- А почему на сцену вышел именно режиссер? (Это главный человек, он руководит спектаклем, а значит, должен навести порядок.)
Слайд 10. А вместо него режиссер ввел слово “вероятно”. Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
- Что изменилось в предложении? Как вы думаете, как дальше поведут себя слова-“артисты”? (Благодаря слову “вероятно” все должны помириться, потому что у зрителей теперь есть выбор: они сами решат, когда посмотрят спектакль, понравился он им или нет. Выбор должен быть всегда у каждого человека.)
- Какой же вывод сделал Почемучка?
Слайд 11. Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.
Слайд 12. Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть… но, к сожалению, проснулся.
- Появилось новое слово “к сожалению”. Какой смысл оно внесло в предложение? (Почемучке жалко, что сон закончился.)
Слайд 13. Еще раз прочитаем тему урока. Думаю, что вы догадались, что слова, которыми были так недовольны члены предложения и пытались отгородиться от них, и есть вводные.
- Кто оказался самым внимательным и сможет назвать все вводные слова, которые нам встретились?
- Попробуем сформулировать определение: что же такое вводные слова? Проверим, насколько мы правы. Слайд 14.(Слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает своё отношение к высказанному).
4. Письмо по памяти. Определение признаков вводных слов.
Восстановим по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишем их.(по 1 человеку у доски).
Это представление, возможно, вам понравится.
Это представление, бесспорно, вам понравится.
Бесспорно, это представление вам понравится.
Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть, но, к сожалению, проснулся.
- Вводные слова никак не подчеркиваются.
- Перечислим признаки вводных слов: могут находиться в любом месте предложения (составляем схемы, показывающие расположение вводных слов), выделяются запятыми.
- Можно ли задать к ним вопрос? (Нет, не зря другие члены предложения пытались их вытеснить.) Вводные слова не являются членами предложения.
- Проверим, все ли признаки вводных слов мы назвали. Слайд 15.
5. Определяем группы вводных слов по значению.
- Вводные слова можно распределить в группы, в зависимости от того, какое отношение к происходящему они помогают выразить.
1.Мы встретились со словами “возможно”, “вероятно”. Определите их значение. (Неуверенность.)/уверенность. Еще нам встретилось слово “бесспорно”. Каково его значение? (Уверенность.) Выбирайте из карточки слова, относящиеся к этой группе.
- Карточка: К счастью, наверное, по мнению, к сожалению, по-моему, итак, конечно, к несчастью, может быть, по-твоему, во-первых, во-вторых, кажется.
Из списка слов на карточке выберите те, которые, по вашему мнению, можно отнести к этой группе. Учащиеся подчеркивают слова. Затем слушаем все варианты.
2. Что вы скажете о значении слова “к сожалению”? (Выражает чувство.) Выбирайте вводные слова и затем проверяйте себя по слайду 18: к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению.
2.Название ещё одной группы вы можете угадать, если вспомните о типе речи рассуждении. Какие слова и обороты используются в тексте- рассуждении? (во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом).Такие слова указывают на связь мыслей и их последовательность. Так и назовём эту группу. Обращаем особое внимание на написание слов “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”. Несколько забегая вперед, можно рассказать ученикам об образовании этих слов.
- И еще одна группа вводных слов “Источник информации”. Как вы думаете, почему она так называется? Выберите из карточки оставшиеся вводные слова и запишите их в таблицу. Проверьте себя, сверяясь с учебником. (стр.124-125) себя.
Физкультминука.
Мы, конечно, встанем.
Мне кажется, надо всем потянуться.
Во-первых присесть, во-вторых нагнуться.
Теперь, по-моему, нужно сесть на места.
6. Все на поиск вводных слов!
Задание: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.
- Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
- Июнь возможно будет теплым.
- Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
- К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
- Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
- Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
- Говорят человек создан для счастья, как птица для полета. (Прошу учеников объяснить смысл пословицы.)
7. Творческая работа. Конструирование предложений с вводными словами.
Составьте 3 предложения с вводными словами.
- Чтение вслух 2-3 работ.
8. Подведение итогов урока.
- Итак, удалось ли нам достигнуть цели урока? Почему вы так считаете? (Прошу детей при рассуждении использовать вводные слова.)
- Для чего же необходимы вводные слова в речи?
Оцените свою работу на уроке. Подсказка внизу рабочего листа.
9. Слайд 20. Домашнее задание. П. 31
На выбор:
- Выполнить упражнение 162.
- Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова):
“Почему я люблю заниматься спортом?”
“Почему я люблю читать книги?”
“Мое любимое время года”
3) Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов.
10. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хотите верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты – члены предложения - подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.
Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно , вам понравится.
Прочитал... Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?
Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово «возможно» и заняло его место. Получилось: Это представление , бесспорно , вам понравится.
Извините, друзья, но мне это вовсе не понравилось. Что значит «бесспорно» ? Ну и самоуверенность у этих артистов!
Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово «бесспорно», и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начале предложения: Бесспорно , это представление вам понравится.
И начался шум на сцене, и в зале. Слово « бесспорно » перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.
А вместо него режиссер ввел слово « вероятно ». Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно , вам понравится.
Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.
Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению , проснулся.
Тема урока Вводные слова
Вводными называются слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к высказыванию.
Передавать уверенность неуверен-ность Выражать разные чувства Указывать на связь мыслей и их последова-тельность Сообщать источник информа-ции Наверное Конечно Кажется Может быть К счастью К сожалению К несчастью Итак Во-первых Во-вторых По мнению По-моему По-моему
Спасибо за помощь, юные исследователи языка!
Домашнее задание 1. Упражнение 162 2. Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова): «Почему я люблю заниматься спортом?» «Почему я люблю читать книги?» «Мое любимое время года» 3. Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Пятовская Мария Вячеславовна
Класс: 5 «В»
Предмет: Русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2ч./ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. (ФГОС)
Дата урока: 23октября 2015г.
Тип урока: Урок – «открытие» нового знания.
Технология построения урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо с элементами игровой технологии.
Тема урока: Вводные слова.
Педагогическая цель: создание условий для формирования УУД в процессе познавательной деятельности по изучению вводных слов.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- пятиклассники узнают, что такое вводные слова, какие вводные слова в русском языке, на какие группы они делятся, изучат правила постановки знаков препинания при вводных словах;
- научатся находить в тексте вводные слова, определять, к какой группе они относятся, выделять их на письме запятыми;
- научатся использовать вводные слова в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией общения.
- Личностные:
- формирование интереса к изучению темы и желания использовать приобретенные знания и умения на практике;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие навыков самостоятельной работы и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
- Метапредметные:
- формирование умения сначала совместно с учителем и одноклассниками, а затем самостоятельно определять цели урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, планировать пути достижения целей;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;
- формирование умения определять понятие, сравнивать, делать выводы
- формирования умения работы с текстом;
- формирование умения преобразовывать текстовую информацию в таблицу и наоборот.
Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, дидактический материал, компьютер, проектор, экран.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность детей к уроку. | Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. | |
2.Актуализация знаний. | При работе с текстом «Листопад» с помощью вопросов организует деятельность обучающихся по повторению материала из орфографии, лексики, синтаксиса. | Работают с текстом, заполняют таблицу на основе имеющихся знаний по теме «Научный стиль речи», формулируют и выполняют задания на основе имеющегося дидактического материала. | Познавательные -анализировать, сравнивать, делать выводы; - заполнять таблицы Личностные - развитие навыков самостоятельной работы, - формирование интереса к обучению Коммуникативные - работать в парах, устанавливать рабочие отношения. |
3. Переход к изучению новой темы. | Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока, по планированию действий. | Выполняя задание (найти в тексте переходный глагол, определить его грамматические признаки), сталкиваются с затруднением: нехватка знаний. Под руководством учителя формулируют тему: «Наклонение глагола» и цель урока: "Изучить категорию наклонения глагола», планируют пути достижения целей. | Личностные - осознавать неполноту знаний формировать интерес к получению новых знаний Регулятивные - определять цель урока, - высказывать предположения на основе наблюдений |
4. Изучение нового материала. | 1.Организует самостоятельную деятельность обучающихся по изучению нового материала, предлагая выполнить работу в парах по заданиям. 2. Организует самопроверку, самоконтроль и самооценку «открытия» новых знаний. 3.Включает новые знания обучающихся в систему знаний о русском языке. | 1. Самостоятельно работая в парах, выписывают из текста в таблицу глаголы, время, в котором употреблены глаголы; делают вывод о том, какие действия данные глаголы обозначают. 2. Под руководством учителя, используя материал учебника и осознанно воспринимая на слух ответы одноклассников, - определяют наклонение глаголов и способ образования наклонения (сначала изъявительного, затем условного и повелительного) - производят самопроверку, самоконтроль и самооценку (сверяют с таблицей на доске). Устно формулируют определение изъявительного, условного и повелительного наклонений. Опираясь на материал таблиц и учебника, делают вывод об использовании глаголов изъявительного наклонения в текстах научного стиля, вписывают недостающую информацию в ячейку «Морфологические особенности» таблицы №1. | Познавательные -использовать различные источники информации, -находить и извлекать необходимую информацию из источников, представленных в разной форме (текст, таблица, высказывания одноклассников), преобразовывать из одной формы в другую, - анализировать, сравнивать, обобщать. Личностные - формирование интереса к изучению новой темы Регулятивные- адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполняемых действий, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные -строить монологическое высказывание - слушать учителя и своих одноклассников, обосновывать своё мнение |
5.Физкультминутка | Во время интерактивной игры «Вопросбол» нацеливает обучающихся на взаимодействие и быструю реакцию. | Включаясь в физкультминутку, вспоминают пройденный и вновь изученный материал.. | Коммуникативные - взаимодействовать с учителем и одноклассниками |
6. Закрепление изученного материала. | 1.Организует первичное закрепление изученного материала. | 1. Под руководством учителя планируют деятельность по закреплению изученного материала, предлагая выполнить задания различного характера по работе с глаголами: - устного, письменного; - определить наклонение глаголов; - распределить глаголы по группам в соответствии с наклонением; - составление собственных предложений, используя данные глаголы; - осуществляют взаимопроверку и взаимооценку; - разрешают спорные моменты, используя изученный материал, формулируя вопросы, адресованные одноклассникам и учителю. | Личностные - умение самостоятельно работать. Познавательные -формулировать задание. Коммуникативные - работать в парах, осуществлять взаимопроверку Регулятивные - самоконтроль |
7. Информация о домашнем задании. | Предлагает домашнее задание: устно параграф № 83 и письменно на выбор: - упр. №106 в Рабочей тетради; - составить 5 предложений, используя глаголы в различных наклонениях. | Осуществляют самостоятельный выбор и выполнение домашнего задания в соответствии с собственными возможностями и способностями и проявленным интересом к изученной теме. | Личностные - делать самостоятельный выбор |
8. Рефлексия и подведение итогов урока. | Организует рефлексию и подведение итогов урока. | - Соотносят поставленные цели урока с достигнутыми результатами. - Обобщают новые знания, продолжая данные высказывания об уроке и употребляя изученные термины и глаголы различных наклонений. - Используя «смайлики», дают оценку уроку в целом и собственной деятельности на занятии. | Регулятивные - соотносить цели и результаты своей деятельности, - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
Предварительный просмотр:
Работа_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Узнать о_______________,определить их______________и роль в ___________________.
- Восстановите по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишите их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запишите вводные слова в таблицу, распределяя их в группы по значению.
Передавать уверенность/ неуверенность | Выражать разные чувства | Указывать на связь мыслей и их последовательность | Сообщать источник информации |
Наверное Конечно Кажется Может быть | К счастью К сожалению К несчастью | Итак Во-первых Во-вторых | По мнению По-моему По-воему |
К счастью, наверное, по мнению, к сожалению, по-моему, итак, конечно, к несчастью, может быть, по-твоему, во-первых, во-вторых, кажется.
- Найдите вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.
- Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
- Июнь возможно будет теплым.
- Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
- К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
- Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
- Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
- Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.
4.Составьте и запишите 3 предложения с вводными словами. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оцени себя: 5 – всё сделал(а) сам(а), всё верно, всё понятно; 4- сделано почти всё самостоятельно, с небольшими исправлениями, всё понятно, 3- старался(лась) выполнять всё самостоятельно, но многое пришлось исправлять, стало всё понятно. Не оцениваете себя, если многое не удалось сделать самостоятельно, что-то осталось неясным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях
Урок с использованием таблиц, творческих заданий, интерактивной доски...
Вводные слова и пунктуация при вводных словах
Вводные слова и пунктуация при вводных словах...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...
Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
Презентация к уроку...