Контроль знаний по теме "Лексика и фразелогия"
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Куртесова Ольга Петровна

Материал может быть использован при подготовке обучающихся к олимпиадам (6-9 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_i_frazeologiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль знаний «Лексика и фразеология»

1. Установите значение лингвистического термина

1. семантика

А. наука о языке

2. омофоны

Б. Графические омонимы

3. омоформы

В. Фонетические омонимы

4. омографы

Г. Омонимы, совпадающие грамматической нормой

5. паронимы

Д. Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали

6.архаизмы

Е. Слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

7. историзмы

Ж. Слова, относящиеся к социальному диалекту, выработанные определенной группой людей

8. термины

З. Слова, относящиеся к социальному диалекту, являющиеся достоянием замкнутых, стремящихся к обособлению социальных групп.

9. жаргонизмы

И. Устойчивые сочетания слов

10. арго

К. Устаревшие слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами

11.фразеологизмы

Л. Слова и выражения, употребляемые преимущественно представителями определенной отрасли.

12. лингвистика

М. Раздел языкознания, где изучается лексика

Н. Слово или сочетание слов, обозначающих строго научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие

О. Раздел науки о языке, изучающий значение единиц языка – слов, морфем, синтаксических конструкций, интонаций

2. Установите значение словесных средств художественной изобразительности

1. градация

А. прием, противоположный гиперболе

2. метафора

Б. описательный оборот

3. антитеза

В. стилистический прием сопоставления несопоставимых, взаимоисключающих понятий.

4. оксюморон

Г. перенос значения по сходству, скрытое сравнение.

5.  перифраз (а)

Д. прием последовательности, постепенности (обычно по нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому

6. аллегория

Е. противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.

Ж. иносказание

3. Значение какого слова определено неверно?

1. Ветеринар – специалист, лечащий животных.

2. Бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении.

3. Абсурд – бессмыслица, нелепость.

4. Вакансия – незанятая должность в учреждении.

5. Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.

6. Эпиграмм – торжественные стихи.

7. Лацкан – отворот пиджака.

4. Слово употреблено в несвойственном ему значении.

1. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.

2. Его консерватизм был хорошо известен: взгляды на семью, воспитание детей он не менял с юношеских лет.

3. В послереволюционные годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.

4.  В  связи с юбилеем поэта вышли избранные антологии его стихов, показы документальных фильмов.

5. Установите значение слов

1.ретромпектива

А. отголосок, впечатление, произведенное на других

2. реликвия

Б. краткий вывод (выступления, доклада)

3. резюме

В. траурное музыкальное произведение

4. аннотация

Г. краткое изложение содержания книги

Д. взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом

Е. вещь, свято хранимая как память о прошлом

 

6.  Нормы сочетания нарушены

1. абонент на концерты

2. оказать вред

3. избегать опасности

4. оправдать доверие

5. представить к награде

7 . Допишите вторую часть фразеологизма.

1. А Васька ….

2. А ларчик …

3. Овчинка …

4. Тяжела ты, …

8 . Дайте определение лингвистическим словарям

1. Этимологический словарь –

2. Диалектный словарь –

3. Орфоэпический словарь –

9 . Какие средства выразительности используются в предложениях:

 Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной будничной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.

1. эпитеты, гиперболы

2. противопоставление, синонимы, однородные члены

3. метафора, эпитеты

4. лексический параллелизм, синонимы

10.Укажите лишнее  слово в ряду синонимов

1.тщетно 2 тщательно  3 бессмысленно  4 напрасно

1.похвальба  2.похвала 3 хвала 4 одобрение

11.какое слово имеет значение «неуместно развязный, слишком непринуждённый»?

Экстравагантный

Эксцентричный

Феерический

Фамильярный

12.Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»

Оригинальный

Антикварный

Идентичный

Архаичный

13.укажи значение слова

апатия-

антипатия-

скептицизм-

пессимизм-

фанатизм-

аскетизм-

догматизм-

альтруизм-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся

В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний

Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....

Контроль знаний, формы и функции контроля

Описаны формы и функции контроля знаний учащихся....