Контроль знаний по теме "Лексика и фразелогия"
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Материал может быть использован при подготовке обучающихся к олимпиадам (6-9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_i_frazeologiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль знаний «Лексика и фразеология»
1. Установите значение лингвистического термина
1. семантика | А. наука о языке |
2. омофоны | Б. Графические омонимы |
3. омоформы | В. Фонетические омонимы |
4. омографы | Г. Омонимы, совпадающие грамматической нормой |
5. паронимы | Д. Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали |
6.архаизмы | Е. Слова, близкие по звучанию, но различные по значению. |
7. историзмы | Ж. Слова, относящиеся к социальному диалекту, выработанные определенной группой людей |
8. термины | З. Слова, относящиеся к социальному диалекту, являющиеся достоянием замкнутых, стремящихся к обособлению социальных групп. |
9. жаргонизмы | И. Устойчивые сочетания слов |
10. арго | К. Устаревшие слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами |
11.фразеологизмы | Л. Слова и выражения, употребляемые преимущественно представителями определенной отрасли. |
12. лингвистика | М. Раздел языкознания, где изучается лексика |
Н. Слово или сочетание слов, обозначающих строго научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие | |
О. Раздел науки о языке, изучающий значение единиц языка – слов, морфем, синтаксических конструкций, интонаций |
2. Установите значение словесных средств художественной изобразительности
1. градация | А. прием, противоположный гиперболе |
2. метафора | Б. описательный оборот |
3. антитеза | В. стилистический прием сопоставления несопоставимых, взаимоисключающих понятий. |
4. оксюморон | Г. перенос значения по сходству, скрытое сравнение. |
5. перифраз (а) | Д. прием последовательности, постепенности (обычно по нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому |
6. аллегория | Е. противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа. |
Ж. иносказание |
3. Значение какого слова определено неверно?
1. Ветеринар – специалист, лечащий животных.
2. Бюрократ – чиновник, работающий в государственном учреждении.
3. Абсурд – бессмыслица, нелепость.
4. Вакансия – незанятая должность в учреждении.
5. Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.
6. Эпиграмм – торжественные стихи.
7. Лацкан – отворот пиджака.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении.
1. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела.
2. Его консерватизм был хорошо известен: взгляды на семью, воспитание детей он не менял с юношеских лет.
3. В послереволюционные годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур.
4. В связи с юбилеем поэта вышли избранные антологии его стихов, показы документальных фильмов.
5. Установите значение слов
1.ретромпектива | А. отголосок, впечатление, произведенное на других |
2. реликвия | Б. краткий вывод (выступления, доклада) |
3. резюме | В. траурное музыкальное произведение |
4. аннотация | Г. краткое изложение содержания книги |
Д. взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом | |
Е. вещь, свято хранимая как память о прошлом |
6. Нормы сочетания нарушены
1. абонент на концерты
2. оказать вред
3. избегать опасности
4. оправдать доверие
5. представить к награде
7 . Допишите вторую часть фразеологизма.
1. А Васька ….
2. А ларчик …
3. Овчинка …
4. Тяжела ты, …
8 . Дайте определение лингвистическим словарям
1. Этимологический словарь –
2. Диалектный словарь –
3. Орфоэпический словарь –
9 . Какие средства выразительности используются в предложениях:
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной будничной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.
1. эпитеты, гиперболы
2. противопоставление, синонимы, однородные члены
3. метафора, эпитеты
4. лексический параллелизм, синонимы
10.Укажите лишнее слово в ряду синонимов
1.тщетно 2 тщательно 3 бессмысленно 4 напрасно
1.похвальба 2.похвала 3 хвала 4 одобрение
11.какое слово имеет значение «неуместно развязный, слишком непринуждённый»?
Экстравагантный
Эксцентричный
Феерический
Фамильярный
12.Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»
Оригинальный
Антикварный
Идентичный
Архаичный
13.укажи значение слова
апатия-
антипатия-
скептицизм-
пессимизм-
фанатизм-
аскетизм-
догматизм-
альтруизм-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...
Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся
В методической разработке по проблеме «Тестовый контроль знаний как один из методов повышения качества знаний учащихся» рассмотрены принципы отбора содержания тестовых заданий и требования к заданиям ...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся
Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...
задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний
Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....
задания для контроля знаний по теме "Корень" в виде смотра знаний
Смотр знаний по теме "Корень" в 6 классе предполагает проверку знаний учащихся в виде игры по станциям. Возможно привлечение родителей и старшеклассников к работе на станциях....
Контроль знаний, формы и функции контроля
Описаны формы и функции контроля знаний учащихся....