Конспект урока: "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Целями урока "Ударение" являются:
1)закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги;
2) знать понятие «ударение», уметь правильно его ставить,
3) добиваться от учащихся усвоения норм литературного произношения;
4) учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и пунктуационных задач;
5) воспитывать любовь к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ударение»
Цели урока:
1)закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги;
2) знать понятие «ударение», уметь правильно его ставить,
3) добиваться от учащихся усвоения норм литературного произношения;
4) учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и пунктуационных задач;
5) воспитывать любовь к своей Родине.
Ход урока.
I Повторение пройденного.
1) Сколько в слове слогов? Отчего зависит их количество?
2) Разбей слова на слоги:
Родина, Россия, страна, Отчизна, Отечество.
а) какие слова близки по своему значению?
б) с одним из слов составь словосочетание, разбери его.
3) Игра «Определи количество слогов».
Записать цифрой количество слогов. (Цифровой диктант).
Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.
(Константин Паустовский).
(1, 3, 3, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 3, 3, 3, 3, 2, 3, 5, 2).
II Работа по теме урока.
1.Запись темы на доске и в тетрадях.
2. Внимательно прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему Сережа оказался в смешном положении?
Прием лекарства.
Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: «Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно лекарства принять». Он берет бутылку с лекарством и читает: «три раза в день по столовой ложке. После приема пищи». Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?» «Я лекарство принял, а там написано – после приема – пищи»,- проговорил он. Мама рассмеялась: «Эх, ты, глупышка!. Ведь ты неверно прочел. Здесь сказано: «Три раза в день после приема пищи, то есть после завтрака, обеда, ужина». И Сережа сразу вспомнил, что…
- Как вы думаете, о чем вспомнил Сережа?
- Сделайте вывод, что такое ударение?
Работа с учебником стр. 42-43.
3. Работа над предложением.
Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой.
- дать характеристику предложению;
- найти грамматическую основу;
- обозначить орфограмму – пробел;
- объяснить знак препинания.
4. Записать словосочетания, расставить ударение в одинаково звучащих словах.
Плачу от боли – плачу добром.
Длинная дорога – Родина мне дорога.
Солнце село – село за рекой.
5. В данных случаях ударение подсказывает нам смысл.
Запоминанию правильного ударения в некоторых словах способствует отгадывание загадок с пропуском заданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение.
Отгадай загадки, запиши слово, поставь ударение.
1. На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет;
Свеж и сладок он на вкус
Называется …(арбуз).
2. Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется …(крапива).
3. Из меня посуду тонкую,
Нежно белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я …(фарфор).
6. Какое одно из стихотворений правил – загадок мы учили?
Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Настроены в ряд.
Каждый в условленном
Месте стоит,
И называется все (алфавит).
Как образовалось слово Алфавит?
Оно составлено из названий 2 –х букв греческого алфавита: альфа и вита. Ему соответствует слово азбука, которое составлено из названий 2 – х первых букв русского алфавита: аз и буки.
7. Смыслоразличительная роль ударения очень велика, и в этом вы убедитесь, отгадав загадки.
1. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение, и превращусь я конфету.
2. Я сборник карт: от ударения зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я.
(Ирис- ирис).
8. А сейчас в группе однокоренных слов выделите корень и расположите одно за другим так, чтобы ударение падало на 1, 2, 3, 4 слоги.
1 молодежь 1 дорогой
2 молод 2 дорого
3 молоденький 3 дороже
4 помолодел 4 дороговатый
9. Выполни подобное упражнение из сборника задач и упражнений.
10 . Характерной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность.
Занял – заняли – заняла
Начал – начали – начала, но звонит
Встречаются и слова с двойным ударением.
11. Послушайте стихотворение В Громова «Шутка».
Мой дядя выяснил лет в 40,
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог?!
А, может, правильней творог?!
И как – то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как, роза расцвело.
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросит: «Почем творог?
А может правильнее творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
« Н - да…Я к произношенью строг,
Но допускаю оговорок…
Но как же все - таки – творог,
А может правильнее творог?!
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу Вас получить
За полкило …творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!».
(творог – творог
Августовской – августовской)
А.Т.Твардовский
За тысячу верст
В стороне приднепровской –
Нежаркое солнце
Поры августовской.
12. А сейчас мы проведем с вами орфоэпический диктант и постараемся запомнить, на какой слог падает ударение в этих словах. (Слова написаны на доске, выделена ударная гласная; дети читают хором их, а потом записывают в тетрадь).
Понял, поняла, щавель, фарфор, красивее, диспансер, договор, километр, намерение, сантиметр, украинский, каталог, квартал, квартал, хозяева, баловать, документ, статуя.
13. Роль логического ударения как одного из необходимых компонентов выразительного чтения.
Сборник задач и упражнений .Отрывок из «Слова о полку Игореве» в поэтическом переводе Н.А.Заболоцкого По заданию.
Земля – земли
Загородил – город, загородка
Стоном – окном, плещут – снуют
Покрывая – поезд, сомкнулся
14. Задача: каким одним словом, но с разной постановкой ударения в нем, можно назвать эти предметы. Запиши его, поставь ударение в одном слове и в другом.
Полки – полки
Замок – замок
Верхом – верхом
Атлас – атлас
15. Задача. Почему же не рифмуются двустишия?
Рожь мы пишем с мягким знаком,
С этим я давно знаком.
Уродились густые хлеба,
Будет много душистого хлеба.
III. Подведение итогов. Обобщение изучаемого материала.
- Что такое ударение?
- Какова роль ударения в русском языке.
IV. Задание на дом. Т № 36
V. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, своего соседа по парте, учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Разработка к уроку "Ударение словесное и логическое"
Разработка к уроку "Ударение словесное и логическое"...