Мастер-класс "Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему
Мастер-класс "Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruzanova_m.d_master-klass.docx | 22.38 КБ |
master-klass.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Левашовская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс
Метод визуализации.
Постерная презентация на уроках русского языка и литературы
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Левашовская СОШ
Рузанова М.Д
2017 г
Тема: Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка и литературы.
Цель: представить метод постерной презентации, позволяющий упростить процесс обучения
Оборудование: презентация, ватман, картинки, клей, ножницы, цветные маркеры.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Александр Иванович Герцен писал: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения!» (Слайд 1)
И действительно, из двух слов, обращенных к ученику, мы должны выбирать то, что проще.
Сегодня я хочу рассказать вам об одном из методов, который позволяет упростить процесс обучения на уроках русского языка и литературы.
Выступаю я сегодня не одна, мне поможет фокус-группа, часть которой уже получила задание, но к нему мы обратимся чуть позже.
Прошу обратить ваше внимание на ( слайд 2)
Пожалуйста, попробуйте запомнить текст, на это у вас есть 10 секунд
Спасибо, скажите, что вы запомнили? (Слайд3)( смайлик с вопросом)
Обратите внимание, вы называли в основном информацию относительно хоккейного матча. Как вы считаете, почему вы назвали именно эту информацию? ( картинка, слова выделены жирным шрифтом, цифры)(Слайд 2)
Только что вы оказались участниками одного эксперимента и подтвердили данные, полученные ранее учеными. Группе из 25 человек, предлагалась часть рекламной газеты, состоящая из 18 сообщений. Из них 7 были проиллюстрированы. Всем респондентам задавали один и тот же вопрос: На какие сообщения вы обращаете внимание в первую очередь. 22 человека назвали проиллюстрированные сообщения.
Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием.( Слайд 4 ) Акцент переносится с «Усвоения знаний» на формирование «компетентности»
Мы можем принимать или не принимать изменения, которые происходят, но мы обязаны изменять нашу методику , наше преподавание, в зависимости от того, как меняется общество. Сейчас не появляется что-то новое, но модернизируются уже хорошо работающие системы, структуры. Одной из таких структур является визуализация
Не случайно мы с вами обращаем внимание на визуализацию, поскольку всю информацию с самого рождения мы воспринимаем не в виде символов, букв или цифр а в виде визуального ряда.
Скажите пожалуйста, как вы считаете, каким образом мы воспринимаем информацию из окружающего мира? По каким каналам? (аудио, видео, осязание) и с этим связаны существующие виды памяти. По преобладающему виду памяти выделяются три группы людней: визуалы, аудиалы, кинестетики. А как вы считаете в каком процентном соотношении они распределились? (Слайд 5)
А сейчас переходим к методу визуализации, который позволяет упростить процесс обучения, и который я стараюсь использовать в своей практике. (Слайд 6)
Тема моего мастер класса Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка и литературы.
Этот метод позволяет повысить запоминание информации на 10%, улучшить понимание текста на 30%, увеличить вовлеченность учеников в процесс образования на 10%, сократить время, затраченное на обучение на 50%
Использование данного метода способствует развитию коммуникативных УУД обучающихся на уроках.
У меня возникает вопрос, а какие вообще существуют виды визуализации, какие вы используете на своих уроках? (презентации, графики, видеоролики, диаграммы, карты и др.
Все эти виды можно разделить на 2 группы: традиционные и инновационные.
(Слайд 7)
Итак, что же такое постерная презентация?( Слайд 8)
Постерная презентация – представление какой-либо информации в виде постера, выполненного с помощью техники коллажа. При создании постера можно использовать картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунги.
Обратите внимание на фотографии. Первая – изображение постера на одно литературное произведение. ( «ворона и лисица»)
А справа представлен совершенно другой уровень использования -презентации научного доклада. Метод распространен в Европе, у нас он пока начинает занимать должное место. Некоторые конференции требуют от участников представление информации в виде постерной презентации.
Итак, зачем нужна постерная презентация? (Слайд 9)
Постерная презентация позволяет не только интенсифицировать процесс обучения и усвоения информации, но и получить обучающимися навыки работы в группе и презентационные умения-необходимые качества профессионала.
-На каких этапах обучения можно использовать этот метод?
Действительно, на всех этапах обучения, в зависимости от ваших целей и задач урока. (Слайд 10)
Постерная презентация имеет два направления работы (Слайд 11)
Первое направление работы- от текста к постеру. Это визуализация. Когда уч-ся пропускают через свою индивидуальность определенный текст и визуализирует его, создавая постер.
Второй этап обратный, от постера к тексту. Таким образом ,они по своему индивидуальному постеру создают своё речевое произведение, развивая таким образом свою речь.
Инструкцию по созданию постера можно представить в виде 6 вопросов (Слайд 12)
В центре коллаж, представляющий тему. В верхнем левом углу «Что?» - коллаж, обозначающий выбранную проблему в данной теме
Посередине слева Кто? –исполнители
Как?-средства решения проблемы.
Где?- коллаж места решения этой проблемы
Посередине Когда?- ресурс времени
Зачем? – коллаж обоснование цели. Зачем нужно решать эту проблему, если автор ее поднимает, если мы говорим о литературном произведении.
(Содержание постера может меняться в зависимости от предмета изучаемой темы или цели и задачи педагога .)
Обратимся к фокус-группе и попробуем отгадать, что у них вышло.
-Какие эмоции, ощущения вызвала у вас эта работа?
-В центре тема, как вы считаете какая?
-Какие ассоциации у вас вызывают эти изображения? (сердце, любовь, семья, судьба, женщина)
-(А что за женщина? Можете предположить?)
Что? Что за проблема? ( Взаимоотношения в семье, с противоположным полом…)
-Кто? Может проявлять это чувство? (женщина, мать, животное ,учитель…)
-Как? Каким же образом можно проявлять любовь? ( приласкать, защитить по отношению к окружающему миру, обнять) Любовь к религии-религия подразумевает любовь к ближнему.
Кого можно защитить ? (ребенка, родину, мать)
-Где? Можно проявлять любовь (В семье, в обычной жизни, на поле брани, в Иерусалиме-именно там произошел один из важных актов проявления любви)
-Когда? Всегда. Вне времени. От сотворения мира…
И главный вопрос , а зачем? Проявлять любовь (Чтобы жизнь продолжалась, чтобы оставаться человеком…
-А что же это была за любовь, и кто ее проявлял?
-Мы выполняли постер по предложенному тексту для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема текста - подвиг жен декабристов. В центре не просто мужчина и женщина, это памятник декабристам и их женам. 1.В тексте поднимается проблема жертвенной любви, самопожертвования, самоотречения.2. Жертвует собой во имя любви к мужчине Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», поэтому мы выбрали это произведение в качестве литературного аргумента.
Жертвенную любовь проявляет не только Маргарита, но и Иешуа по отношению к людям, ближним. Также нам вспомнился Данко из рассказа М. Горького.3. Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Примеры жертвенной любви можно встретить и в реальной жизни. Жертвует собой и мать ради спасения своего дитя, и женщина ради мужчины, и солдат на поле брани.
4.Где проявляется любовь? В семейной ,обычной жизни, в экстремальных ситуациях, на войне и др.
5.Когда? Всегда. Вне времени.
6. Зачем? Не только мир, но и сама жизнь на Земле возможны лишь до тех пор, пока есть такие люди, способные к самопожертвованию, люди с чувством нравственного долга, истинной любви.
Спасибо. Сочинение на экзамене вы написали.
Действительно, пока мы любим, мы движем мир дальше.
Подводя итог мастер-классу, я бы хотела сказать, что такой метод можно использовать не только на уроках русского языка и литературы. Он универсальный, метапредметный и, главное ,эффективный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудных наук нет, есть только трудные изложения! А.Герцен
2001 год спартаковские болельщики встречали в хорошем настроении. Любимый клуб в пятый раз подряд выиграл чемпионат России. Внутренние успехи были подтверждены хорошим выступлением в Лиге чемпионов https :// footballhd.ru/articles/rfpl/155099-tyazheloe-zoloto-o-poslednem-chempionstve-spartaka.html Победой над сборной Финляндии со счётом 4:3 завершила национальная хоккейная команда России на Кубок Первого канала. В составе российской команды шайбы забросили: Максим Шалунов, Егор Яковлев, Иван Телегин, Илья Ковальчук . Фигурное катание — зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент "стандартом" для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя , а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков.
2001 год спартаковские болельщики встречали в хорошем настроении. Любимый клуб в пятый раз подряд выиграл чемпионат России. Внутренние успехи были подтверждены хорошим выступлением в Лиге чемпионов https :// footballhd.ru/articles/rfpl/155099-tyazheloe-zoloto-o-poslednem-chempionstve-spartaka.html Победой над сборной Финляндии со счётом 4:3 завершила национальная хоккейная команда России на Кубок Первого канала. В составе российской команды шайбы забросили: Максим Шалунов, Егор Яковлев, Иван Телегин, Илья Ковальчук . Фигурное катание — зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент "стандартом" для женщин является исполнение всех тройных прыжков, кроме акселя , а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков.
Цели и задачи, стоящие перед современным образованием меняются. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности» Методика , как и общество в целом, развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя «хорошо работающие старые приёмы» – одним из которых является ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Соотношение людей с разными видами памяти: аудиалы и кинестетики - 20% визуалы-80%
ТЕМА МАСТЕР – КЛАССА « Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка и литературы»
Запоминание- 10% Понимание-30% Вовлеченность-10% Время-50%
Виды визуализации Традиционные : Графическая визуализация (схемы, таблицы, использование символов); Использование готовых или создание новых иллюстраций; Презентации и т.д Инновационные: « Мотиваторы » и « демотиваторы »; Создание постеров и коллажей; Видеоролики и др.
ЧТО? Постерная презентация- представление какой либо информации в виде постера, выполненного с помощью техники коллажа.
Зачем? Постерная презентация позволяет не только интенсифицировать процесс обучения и усвоения информации, но и получить обучающимися навыки работы в группе и презентационные умения – необходимые качества профессионала
Когда? На всех этапах обучения: при формировании новых знаний; при актуализации; при контроле и систематизации; при самостоятельной работе при выполнении домашних заданий; при работе с текстом и т.д
Два направления действия постера: Текст - постер Постер - текст
Инструкция по созданию постерной презентации Что ? Зачем? Кто? ТЕМА Когда? Как? Где?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.
Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира"...
Методы и приемы визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы.
Актуальность темы исследования определяется применением на практике визуальных форм усвоения учебной информации, которые позволяют изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщен...