Образец сочинения по русскому языку. ЕГЭ, ч.С. Рецензия на текст В. Астафьва "О пакости".
консультация по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Соч.-рец. На текст В. Астафьва «О пакости».
(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? … (7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»… Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость , хотя часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. Пакость многообразна. Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.(11) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (12) И что же, пакостник унялся? (13) Притормозил? (14) Засовестился? (15) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не помогут. (16) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!» (17) И силу, добавляю я, всеобщую, народную! |
Пакостники – кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлениями невежества и хамства, грубости и сквернословия? И почему мы свыклись с этим явлением? Такими вопросами задаётся автор текста В. Астафьев, поднимая проблему бескультурья в современном обществе.
Астафьев пишет о пакости и пакостниках - о тех, кто «портит», «разрушает», «визжит» «во время сеанса в кинотеатре», и т.д. О причинах процветания «мерзости» автор говорит как бы вскользь, используя условные конструкции»: «если бы её засветили», «не рыхлилась бы для неё почва»,- но в этих словах угадывается упрёк читателю: мы сами способствуем процветанию хамства – отворачиваемся, «опускаем руки» - мы примирились. По мнению писателя, именно поэтому кажется, что мы «опутаны» « пакостниками», хотя их « по сравнению с порядочными людьми» « не так много». Автор с горечью пишет о том, что у пакости есть « почва», оттого и творится она то «скрытно», то « при зрителе» и «для него».
Писатель резко осуждает наше равнодушие к пакостникам. Он категоричен в своей оценке происходящего и убеждён, что пакость – это большое зло: « Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет».
Авторскую позицию никак нельзя назвать отстранённой. В словах писателя и гнев, и досада, и горькая ирония: «Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали… вывесок написали с приставками «не» - и всё бесполезно!» «Все эти «не»: «не курить!». «не бросать!», - написанные, как говорит автор, «для проформы», создают ощущение неубедительности разумных доводов, усиливают чувство беспомощности перед пакостью. Тот же эффект достигается и неоднократным употреблением однокоренных слов: «пакость», «пакостник», «пакостный». С помощью оценочной лексики («скверна», «мерзость») писатель выражает своё негодование в адрес любителей разрушать и портить.
За множеством авторских вопросов стоит главный: отчего терпим мы?! Астафьев приводит нас к убеждению, что есть лишь одно средство борьбы с пакостниками: «Власть употребить! И силу, …всеобщую, народную!» Риторические восклицания в финале текста дают прямой ответ на вопрос, что с этим делать.
С точкой зрения автора нельзя не согласиться. Всё, о чём с негодованием пишет Астафьев, знакомо каждому из нас. Каждый из нас сталкивался со «скверной», «гадостью», «злоумышлением», творимом «просто так». На риторические вопросы, которыми автор предваряет свои размышления, тут же начинаешь отвечать: и это случалось, и это видели, а это, простите, и сами по глупости делали…
Задаёшь себе вопрос: отчего это происходит? От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Оттого что забыли мудрую пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться…»?
«Всякую пакость к себе примени», - цитирует автор фразу русского писателя В.И. Даля, но те, кто пишет на стенах домов и лифтов, ломает скамейки и деревья, мусорит и плюёт на асфальт, её к себе явно «не применяют»! Как герой знаменитой булгаковской повести «Собачье сердце». Шариков груб, нагл, агрессивен - даже по отношению к профессору Преображенскому, в квартире которого живёт. Имя Шарикова стало нарицательным: оно является синонимом хамства и бескультурья. Булгаков показал страшное явление – шариковщину- и предупредил о его опасности.
Этой опасности надо противостоять. Нельзя мириться с невежеством и хамством! Может быть, когда-нибудь человек станет лучше, но пока только страх перед наказанием и «сила народная» - единственный выход из положения.
В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть замечательные слова: «Встал, привёл в порядок себя – приведи в порядок планету!»
Как хочется, чтобы они стали жизненным правилом для всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец ВПР по русскому языку для 4 класса
Представлен образец ВПР по русскому языку для 4 класса....
Образец сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ - 2017 по статье Ф.А. Соколовой, бывшего директора детского дома
Данное сочинение может оказать помощь учащимся 11 классов и их учителям при подготовке в ЕГЭ по рускому языку(часть 2, задание 25)...
Образец сочинения по русскому языку. ЕГЭ, ч.С. Рецензия на текст К. Бальмонта "Без русла".
Образец рецензии, т.е. ч. С по русскому языку. Формат ЕГЭ....
Образец сочинения по русскому языку. ЕГЭ, ч.С. Рецензия на текст К. Паустовского "Телеграмма".
Образец сочинения-рецензии на художественный текст....
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Образец сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019 по тексту В. Солоухина
Исходный тескт, поуровневое написание сочинения, обоснование на примерах из произведения художественной литературы и из жизненного опыта....
Образец сочинения по русскому языку по тексту К. Г. Паустовского. Проблема важности быть кому-то нужным.11 класс.
Данная презентация поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ....