Дистанционные уроки по русскому языку и литературе
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Фрумкина Галина Алексеевна

Прелагаемая форма дистанционных уроков может кому-то пригодиться для работы с учениками, которые часто пропускают занятия по болезни или другим уважительным причинам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОУДб.01 Русский язык и литература

для обучающихся гр. 101, 103, 105, курс  1,

специальность  40.02.02 Правоохранительная деятельность

для обучающихся гр. 111, курс  1,

специальность  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

дата проведения 30 апреля 2016 г.

форма проведения дистанционно

преподаватель Г.А. Фрумкина

Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

Цель занятия: ознакомление  обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест-

                           венной войны, написанных в первые послевоенные годы; анализ ключевых

                    эпизодов рассказа 

Задачи занятия:

Обучающая:  учить  вдумчивому чтению художественного произведения, умению анализировать художественный текст с привлечением базовых литературоведческих понятий и  необходимых

сведений по истории  литературы

Воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам ВОВ

Развивающая: развивать  эмоциональное  восприятие художественного произведения, читательскую

культуру и понимание авторской позиции 

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека"
  2. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обернихиной

        Москва. Издательский центр "Академия". 2012

Дополнительные источники:

  1. Художественный фильм "Судьба человека". Режиссер С. Бондарчук. 1959 г.

Интернет-ресурсы

  1. Виртуальный музей литературных героев. Режим доступа: http://kidsbook.narod.ru

Междисциплинарные связи:

ОУДб.01 Русский язык,   ОУДб.04 История

Внутридисциплинарные связи:

Темы: "Род литературы",  "Композиция произведения", "Особенности стиля М.А. Шолохова"

  1. Рефлексия по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. К какому роду литературы

относится рассказ, повесть, роман?

2. Каковы особенности стиля М.А. Шолохова?

3. Какие произведения написаны М.А. Шолоховым о ВОВ?

4. Почему крупные произведения о ВОВ появились спустя 10-25 лет после нее?

  1. Изучаемые вопросы учебного занятия

1. Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"

Вопрос 1. Вступительное слово преподавателя

        Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", появившийся в 1956 году, является одним из значительных произведений первых послевоенных лет. Прошло 11 лет после Победы, война была уже в прошлом, для нас с вами сейчас тем более, 9 мая страна будет отмечать уже 71-ый год со дня Победы.

        Вы прочитали рассказ писателя, мне хотелось бы, чтобы вы, выполняя задание к этому уроку, попытались понять, в чем смысл названия данного произведения, как автор показал красоту души человека, воина, труженика.

Контрольные задания по Вопросу 1.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Кто главный герой рассказа?

2. На какие этапы можно разделить судьбу главного героя?

3. Что в рассказа дано общим планом, а что выделено особенно?

4. Есть ли в довоенной истории главного героя что-то необычное?

Вопрос 2. Анализ эпизода "Как Андрей Соколов попал в плен"

        Слово преподавателя: давайте проанализируем эпизоды военных лет, посмотрим, какие подвиги совершил главный герой, что делает его настоящим человеком

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

1-ый эпизод из рассказа "Как попал в плен" (со слов: "Попаля в плен под Лозовеньками в мае 42 года…" до слов:

"… и я упал как срезанный, потому что понял, что я в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает)

М.А. Шолохов "Судьба человека"

Контрольные задания по Вопросу 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Что в этом эпизоде важно?

2. Мог ли Соколов поступить иначе?

3. Какие качества героя раскрылись в этом эпизоде?

Вопрос 3.

        Анализ эпизода "Убийство предателя"

Источники дополнительной информации по 3 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Чтение отрывка от слов: "И слышу я рядом с собой такой тихий разговор…" до слов: "Первый раз в жизни убил, и то своего…  Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель".

М.А. Щолохов "Судьба человека"

Контрольные задания по Вопросу 3.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Мог ли Соколов в этой ситуации поступить иначе?

2. Мог ли не услышать разговора Крыжнева со своим командиром?

3. Какая главная черта героя раскрывается в этом эпизоде?

Вопрос 4. Анализ эпизода "Вызов к Мюллеру"

        Слово преподавателя:  Я думаю, вы согласитесь, что сцена в концлагере "вызов к Мюллеру" – одна из самых главных в рассказе. Предлагаю вам перечитать этот эпизод и посмотреть этот же эпизод в одноименном художественном фильме. После этого ответьте на предлагаемые вопросы:

Источники дополнительной информации по 4 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Эпизод рассказа "Вызов к Мюллеру"

М.А. Шолохов "Судьба человека"

Сцена из художественного фильма "Судьба человека"

С. Бондарчук. "Судьба человека"

1959 г.

Контрольные задания по Вопросу 4.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Как мог повести себя человек в данной ситуации?

2. Как ведет себя Андрей Соколов?

3. Какую победу он здесь одержал? Как об этом говорит он сам в рассказе?

4. Как оценил его поведение Мюллер?

Вопрос 5. Анализ эпизода "Усыновление Ванюшки"

        Слово преподавателя: давйте проанализируем, как сложилась судьба героя рассказа в последний год войны и сразу после нее? Можно ли говорить о красоте души человека, воина, труженика на примере жизни Андрея Соколова в годы войны и после нее?

Источники дополнительной информации по 5 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Эпизоды, связанные с побегом и последними днями  войны

М.А. Шолохов "Судьба человека"

Эпизод "Усыновление Ванюшки"

Просмотр эпизода "Усыновление Ванюшки"

С. Бондарчук."Судьба человека"

1959 г.

Контрольные задания по Вопросу 5.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Почему усыновление Ванюшки можно считать человеческим подвигом А. Соколова?

2. О чем переживает главный герой?

3. Можно ли назвать А. Соколова трагическим героем?

4. В чем же красота души человека, воина, труженика Андрея Соколова?

5. Как вы понимаете слова "судьба" и "человек" в названии рассказа?

  1. Подведение итогов учебного занятия

        Заключительное слово преподавателя

        Шолохов нарисовал Андрея Соколова как представителя народного национального типа. Дело в том, что в годы войны в нашей литературе эта проблема становится одной из главных. Не случайно появляются рассказ  Алексея Толстого  "Русский характер", поэма "Василий Теркин" А. Твардовского.

        Что же в этом герое истинно национального, русского?         Спокойное мужество, терпение, выносливость. То, что мы считаем героическим в нем, Соколов так не считает, находит это вполне естественным.

        Простота и естественность его поступков – это и скромность его человеческая.

Все, что совершает Андрей  Соколов,  делает это бескорыстно.  Свои поступки он совершает для других, творит добро.

        Андрей Соколов воплощает в себе народный тип, русский характер. И главное в нем – чувство ответственности за все, что делает он, за все происходящее вокруг него.  В годы войны в нем, как и во многих людях нашей страны, раскрылись лучшие человеческие качества.

        Как писал Твардовский в поэме "Василий Теркин":

                Грянул год, пришел черед,

                Нынче мы в ответе

                За Россию, за народ

                И за все на свете.

        Рассказывая об Андрее Соколове, Шолохов оснащает речь героя большим количеством нежных слов. Много и слез. Кажется, не должно это быть присуще мужественному человеку, Но Шолохов всем своим рассказом убеждает, что эта неиссякаемая нежность, доброта обязательно должны быть. Иначе человек не будет человеком.

        Андрей Соколов – это человек, каким следует быть. Образом Соколова Шолохов отвечает на вопрос о двух взглядах на человека, вопрос, обсуждавшийся тогда в литературе, в публицистике.

        1. Первая концепция была такова: отдельный человек в ХХ веке ничего не значит. В веке, когда создана атомная бомба, человек – песчинка, плывущая по течению.

        2. Вторая концепция – герой – это железный человек. Он все может.

        Это упрощенный взгляд. Это в плохой литературе. Поэтому-то такие произведения люди забыли.

        Андрей Соколов – не песчинка. Именно упорство таких, как он, остановили фашизм. Шолохов в рассказе утверждает активную жизненную позицию и ответственность за все, что совершается.

        С другой  стороны,  Андрей Соколов – живой человек, ему бывает больно (речь о боли и физической, а главное – о боли души). Поэтому слезы, поэтому он часто задает себе вопрос: за что же ты так исказнила меня, жизнь?

        Но писатель заканчивает рассказ оптимистически, выражает надежду, что и человеческий, отцовский долг Соколов вынесет (прочитать авторские слова: "Два

осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы…  Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина").

        Но писатель утверждает не только это. Он утверждает и единство двух понятий: любви к Родине и любви к человеку как  единство патриотической любви.

        Рассказ заставляет нас подумать и о нашем долге перед такими, как А. Соколов.  Ведь эти люди еще живы, но не всегда получают должное.

        Через две недели страна будет отмечать очередную годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. Если живы ваши прадеды, участники войны, скажите им доброе слово, побывайте на Поклонной горе, у Вечного огня, попробуйте понять, что хоть и были эти события так давно, это наша общая история, попытайтесь быть сопричастными к ней.

  1. Домашнее задание на следующее занятие
  1. Подготовить презентацию на одну из тем:

          "ВОВ в семейных воспоминаниях"

       " Книга о ВОВ, заставившая о многом поразмышлять"

       "Мое участие в празднике  "День Победы"

                Преподаватель

                                                                Г.А. Фрумкина

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии

дисциплин циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический колледж

от 25 апреля 2016 г.  №12



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОДП.11 Литература

для обучающихся гр. 201, 203, 205 курс 2,

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

для обучающихся гр. 211 курс 2,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

дата проведения 07 мая 2016 г.

форма проведения дистанционно

преподаватель Г.А. Фрумкина

Тема Литература русского зарубежья (обзор)

Цель занятия:  самостоятельное изучение материала по теме занятия

Задачи занятия:

Обучающая: обучать умению самостоятельного чтения учебника, умению выделять главное ;

                   работать с различными источниками

Воспитательная:  воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое

                  мировоззрение, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной

                  культуры        

Развивающая:  развивать  умения  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое

                 содержание изучаемых литературных произведений

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обергихиной.

      Москва. Издательский центр "Академия". 2012

Дополнительная литература (для любознательных):

  1. Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М. 1998.
  2. Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.
  3. Иосиф Бродский. Книга интервью. Биография и мемуары/сост. В.Полухина.-М.2005.

Интернет-ресурсы

  1.  Коллекция "Русская и зарубежная литература для щкол" Российского

общеобразовательного портала – http://Litera.edu.ru

Междисциплинарные связи:

 ОДП.10 Русский язык, ОГСЭ.02  История

      Внутридисциплинарные связи:

      Темы: поэзия серебряного века, литература 20-х г.г. ХХ века

  1. Рефлексия по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Что такое зарубежная литература?

2. Что такое литература русского зарубежья?

3. Кто из известных поэтов сере-

бряного века после революции

1917 года покинул Родину?

4. Кто из писателей русского зарубежья стал первым Нобе-

левским лауреатом в нашей литературе?

  1. Изучаемые вопросы учебного занятия

1. Первая волна эмиграции русских писателей

2. Вторая  волна эмиграции русских писателей

3. Третья волна эмиграции русских писателей

Вопрос 1. Первая волна русской эмиграции

        Вступительное слово преподавателя: наша русская литература ХХ века пережила три волны эмиграции. Первая волна вывела за пределы России многих деятелей культуры в результате революционных катаклитзмов и гражданской войны. За границей оказались писатели и поэты, уже заявившие о себе и состоявшиеся еще в дореволюционной России: И.А. Ьунин, В.В. Вересаев, Д.С. Мережковский, И.С. Шмелев, А. Аверченко, В. Ходасевич, М.Цветаева и другие.

        Многие из этих писателей не приняли советской власти, поэтому основным пафосом их произведений стал протест против происходящего в стране и "плач" по загубленной Родине. В основном писатели-эмигранты первой волны были убеждены, что настанет то время, когда русская литература, создаваемая за рубежом, конечно же, вернется в Россию.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

  1. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обергихиной.

      Москва. Издательский центр "Академия". 2012

с. 371 - 375

Контрольные задания по Вопросу 1.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

1. Укажите годы первой волны русской

эмиграции

2. Какова характерная черта литературы

первой волны ?

3. Назовите самых известных писателей

и поэтов первой волны

Вопрос 2. Вторая волна русской эмиграции

         Пояснение преподавателя: прочитайте указанные страницы учебного материала, подготовьте

ответы на следующие вопросы:

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

  1. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обергихиной.

      Москва. Издательский центр "Академия". 2012

с. 375-378

Контрольные задания по Вопросу 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Назовите годы второй волны

     русской эмиграции

  1. С чем связана была вторая волна русской эмиграции?

  1. Какие темы стали основными

в творчестве писателей второй

волны?

  1. Назовите самых известных пи-

сателей второй волны

Вопрос 3. Третья волна русской эмиграции

      Пояснения преподавателя: прочитайте указанные страницы учебного пособия и подготовьте

ответы на контрольные вопросы. Можете воспользоваться указанной дополнительной литературой

и интернет-ресурсами

Источники дополнительной информации по 3 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

  1. Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обергихиной.

      Москва. Издательский центр "Академия". 2012

с. 378-382

Дополнительная литература

1.Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М. 1998.

2.Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

3.Иосиф Бродский. Книга интервью. Биография и мемуары/сост. В.Полухина.-М.2005.

Интернет-ресурсы

 

1. Коллекция "Русская и зарубежная литература для щкол" Российского общеобразовательного портала –

http://Litera.edu.ru

Контрольные задания по Вопросу 3.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Укажите годы третьей волны

русской эмиграции

  1. С какими политическими

событиями в нашей стране свя-

зана вторая волна?

  1. Кто из писателей этого  вре-

мени был выдавле из страны?

  1. Кто из писателей был вы-

дворен из СССР?

  1. Кто из писателей третьей

волны стал Нобелевским лауреатом, за какое произведение?

  1. Подведение итогов учебного занятия

        Воссоединение литературы, создаваемой в метрополии, с литературой русского зарубежья началось в период перестройки. В это время был снят запрет на публикацию авторов русского зарубежья, на отечественный рынок попала и эмигрантская периодика. В том же году был пересмотрен "Сводный список книг, подлежащих исключению из библиотечной и торговой сети". В библиотечные фонды были возвращены произведения писателей-эмигрантов.

        Еще в середине ХХ века литературовед, эмигрант первой волны Г.П. Струве в книге "Руская литература в изгнании: опыт исторического обзора русской литературы" (Нью-Йорк, 1956) писал: "Эта зарубежная русская литература есть временно отведенный в сторону поток общерусской литературы, который – придет время – вольется в общее русло этой литературы. И воды этого отдельного, текущего за рубежами России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутрироссийские".

        Действительно, сейчас литература русского зарубежья трех волн эмиграции рассматривается как часть общероссийской литературной традиции.

        Очень советую вам познакомиться с такими произведениями писателей третьей волны, как

"Колымские рассказы" В.Шаламова, "Архипелаг ГУЛАГ" и "В круге первом" А.И. Солженицына,

"Верный Руслан" Г. Владимова.

        Если будет возможность, посмотрите телевизионный фильм о судьбе мисателя В. Шаламова

"Завещание Ленина".

  1. Домашнее задание на следующее занятие
  1. Подготовиться к тестированию по повторению (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание) в рамках подготовки к устному экзамену
  2. Подготовить индивидуальные ответы (задания даны заранее).

                Преподаватель

                                                                Г.А. Фрумкина

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии

дисциплин циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический колледж

от 25 апреля 2016 г.  №12



Предварительный просмотр:

ё

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

по  дисциплине ОУДб.01 Русский язык и литература

для обучающихся гр. 101, 103, 105 ,

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

для обучающихся гр. 111

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

дата проведения 14.05.2016 г.

форма проведения дистанционно

преподаватель  Г.А. Фрумкина

                                Тема:    Послевоенная лирика

                                              А.Т. Твардовский.  Осмысление темы войны

Цель занятия: ознакомление  обучающихся с поэзией А.Т. Твардовского, посвященной подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне, раскрытие  воплощенного поэтом трагизма в содержании стихотворений о войне 

Задачи занятия:

Обучающая:  совершенствовать  навыки  текстологического анализа произведения, выразительного чтения  

Воспитательная: формировать  гражданско-патриотические качества личности обучающихся на примере общественной деятельности А.Т. Твардовского

Развивающая: развить  умения и навыки  сопоставительного анализа поэтических текстов

                                

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. ЛИТЕРАТУРА. Учебник в 2-х частях, часть 2. Пож редакцией Г.А. Обернихиной

      Москва, Издательский центр "Академия", 2012

Дополнительная литература:

2.

Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс  Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2. М., «Просвещение», 2001

3.

Под редакцией В.П. Журавлева. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., «Просвещение», 2001

Интернет-ресурсы

  1. www.rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx

Междисциплинарные связи:          ОУДб.01 Русский язык, ОУДб.04 История

Внутридисциплинарные связи: Тема войны в творчестве Л.Н. Толстого "Севастопольские рассказы" и "Война и мир"

                                

                        Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный.

                                                                                С.Я. Маршак

  1. Актуализация базовых знаний по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти балльной шкале)

  1. Каков был личный вклад литераторов в годы ВОВ?

  1. Как шло развитие литературы в годы ВОВ?

  1. Какая цель была главной в литературе этого периода?

  1. Какую поэму писал А.Т. Твардовский с 1942 по 1945 г.г.?

  1. Изучаемые вопросы учебного занятия
  1. А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны (выразительное чтение и анализ стихотворения)
  1. А.Т. Твардовский. "Я убит подо Ржевом"
  1. А.Т. Твардовский. "В тот день, когда окончилась война"
  1. А.Т. Твардовский. "Я знаю,  никакой моей вины…"

Вступительное слово преподавателя:

        Событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии, стала Великая Отечественная война. О чем бы поэт ни писал в послевоенное время, он все соотносил с войной; о чем бы ни думал, помнил "тех, моих ребят".

        Творчество военного периода – а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе – было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как всенародное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.

        Во время бед и потрясений народные писатели и поэты всегда остро ощущали свою кровную связь с народом. Свыше тысячи из них ушли на фронт. Более 500 поэтов и писателей награждены орденами и медалями, около 300 не вернулись с войны.  Ежедневный писательский труд во имя Победы тоже был подвигом.   Сквозь грохот войны был слышен и голос Твардовского, потому что говорящий и пишущий, по словам поэта А.А. Суркова, стояли "близко у сердца воюющего человека".  Мысли о прошедшей войне не оставляли Твардовского до конца жизни. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема – в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру – таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.

Вопрос 1. А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны (выразительное чтение и анализ стихотворения)

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва

И не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире

До конца его дней -

Ни петлички,

Ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облаком пыли

Ходит рожь на холме.

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе.

Где - травинку к травинке -

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Летом горького года

Я убит. Для меня -

Ни известий, ни сводок

После этого дня.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю -

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?

Этот месяц был страшен.

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за н и м уже Дон

И хотя бы колесами

К Волге вырвался о н?

Нет, неправда! Задачи

Той не выиграл враг.

Нет же, нет! А иначе,

Даже мертвому, - как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она -

Спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас.

На земле на проверке

Выкликают не нас.

Мы - что кочка, что камень,

Даже глуше, темней.

Наша вечная память -

Кто завидует ей?

Нашим прахом по праву

Овладел чернозем.

Наша вечная слава -

Невеселый резон.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам все это, живые.

Нам - отрада одна,

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.

Это горькое право

Нам навеки дано,

И за нами оно -

Это горькое право.

Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

Всем, что, может, давно

Всем привычно и ясно.

Но да будет оно

С нашей верой согласно.

Братья, может быть, вы

И не Дон потеряли

И в тылу у Москвы

За нее умирали.

И в заволжской дали

Спешно рыли окопы,

И с боями дошли

До предела Европы.

Нам достаточно знать,

Что была несомненно

Там последняя пядь

На дороге военной, -

Та последняя пядь,

Что уж если оставить,

То шагнувшую вспять

Ногу некуда ставить...

И врага обратили

Вы на запад, назад.

Может быть, побратимы.

И Смоленск уже взят?

И врага вы громите

На ином рубеже,

Может быть, вы к границе

Подступили уже?

Может быть... Да исполнится

Слово клятвы святой:

Ведь Берлин, если помните,

Назван был под Москвой.

Братья, ныне поправшие

Крепость вражьей земли,

Если б мертвые, павшие

Хоть бы плакать могли!

Если б залпы победные

Нас, немых и глухих,

Нас, что вечности преданы,

Воскрешали на миг.

О, товарищи верные,

Лишь тогда б на войне

Ваше счастье безмерное

Вы постигли вполне!

В нем, том счастье, бесспорная

Наша кровная часть,

Наша, смертью оборванная,

Вера, ненависть, страсть.

Наше все! Не слукавили

Мы в суровой борьбе,

Все отдав, не оставили

Ничего при себе.

Все на вас перечислено

Навсегда, не на срок.

И живым не в упрек

Этот голос наш мыслимый.

Ибо в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, -

Были мы наравне.

И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу,

Чтоб за дело святое,

За советскую власть

Так же, может быть, точно

Шагом дальше упасть.

Я убит подо Ржевом,

Тот - еще под Москвой...

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?!

В городах миллионных,

В селах, дома - в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жить завещаю -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, - счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

1945-1946

Пояснение преподавателя:

        - Несмотря на то, что А.Т. Твардовский был признан властью, его творчество в определенной степени выпадало из рамок официальной литературы. Будучи далеким от ее искусственной патетики и агитационной шумихи, в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом, в частности, он осмыслял тему Великой Отечественной  войны в послевоенных произведениях. Поэт подчеркивал, что в послевоенные годы его душу переполняло вынесенное из фронтовой жизни чувство, которое можно было бы определить как "вечный долг живых перед теми, кто отдал жизнь за общее дело, невозможность забвения и не иссякающее ощущение как бы своего присутствия в них, а их – в себе".

        Слова  С.Я. Маршака, взятые эпиграфом к нашему уроку, раскрывают ключевую тему в творчестве Александра Твардовского – тему Памяти: "Я убит подо Ржевом…", "В тот день, когда окончилась война…", "Сыну погибшего воина", "Их памяти", "22 июня 1941 года", "Жестокая память", "Лежат они, глухие и немые…", "Я знаю, никакой моей вины…".

        Лирика Твардовского о войне – это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.

Таблица 2

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

  1. ЛИТЕРАТУРА. Учебник в 2-х частях, часть 2. Под редакцией Г.А. Обернихиной

      Москва, Издательский центр "Академия", 2012

стр.348-354

Дополнительная литература

Под редакцией В.П. Журавлева. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., «Просвещение», 2001

стр. 297-299

Интернет-ресурсы

www.rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx

Контрольные задания по Вопросу 1.

Таблица 3

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти балльной шкале)

  1. Какова история создания стихотворения?

  1. Почему поэт говорит об убитом  именно "подо Ржевом",  "в безымянном болоте"?

  1. Какую роль в стихотворении играет упоминание, что после гибели солдата не осталось никакого следа?

  1. Что хотел бы знать павший воин, в чем состоит его "отрада одна"?

  1. К чему обязывает живых память о погибших товарищах?

  1. Как вы понимаете слова: "Лишь тогда б на войне ваше счастье безмерное вы постигли вполне"?

  1. Найдите в стихотворении строки, в которых звучит тема памяти. Как вы считаете, почему важно беречь память о погибших на войне?

Вопрос 2. А.Т. Твардовский. Стихотворение "В тот день, когда окончилась война…"

В тот день, когда окончилась война

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

Внушала нам стволов ревущих сталь,

Что нам уже не числиться в потерях.

И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,

Заполненный товарищами берег.

И, чуя там сквозь толщу дней и лет,

Как нас уносят этих залпов волны,

Они рукой махнуть не смеют вслед,

Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями.

И с теми, что в последний день войны

Еще в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что ее великий путь

Пройти смогли едва наполовину;

И с теми, чьи могилы где-нибудь

Еще у Волги обтекали глиной;

И с теми, что под самою Москвой

В снегах глубоких заняли постели,

В ее предместьях на передовой

Зимою сорок первого;и с теми,

Что, умирая, даже не могли

Рассчитывать на святость их покоя

Последнего, под холмиком земли,

Насыпанном нечуждою рукою.

Со всеми - пусть не равен их удел,-

Кто перед смертью вышел в генералы,

А кто в сержанты выйти не успел -

Такой был срок ему отпущен малый.

Со всеми, отошедшими от нас,

Причастными одной великой сени

Знамен, склоненных, как велит приказ,-

Со всеми, до единого со всеми.

Простились мы.

        И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Березы, вербы, клены и дубы

В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнит нам о той большой разлуке.

И не за тем, что уговор храним,

Что память полагается такая,

И не за тем, нет, не за тем одним,

Что ветры войн шумят не утихая.

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

Нет, даже если б жертвы той войны

Последними на этом свете были,-

Смогли б ли мы, оставив их вдали,

Прожить без них в своем отдельном счастье,

Глазами их не видеть их земли

И слухом их не слышать мир отчасти?

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,

В конце концов у смертного порога,

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрека!

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?

Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

Не мертвых власть, а власть того родства,

Что даже смерти стало неподсудно.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам, наравне с живыми, голос свой

Я обращаю в каждой песне новой.

Вам не услышать их и не прочесть.

Строка в строку они лежат немыми.

Но вы - мои, вы были с нами здесь,

Вы слышали меня и знали имя.

В безгласный край, в глухой покой земли,

Откуда нет пришедших из разведки,

Вы часть меня с собою унесли

С листка армейской маленькой газетки.

Я ваш, друзья,- и я у вас в долгу,

Как у живых,- я так же вам обязан.

И если я, по слабости, солгу,

Вступлю в тот след, который мне заказан,

Скажу слова, что нету веры в них,

То, не успев их выдать повсеместно,

Еще не зная отклика живых,-

Я ваш укор услышу бессловесный.

Суда живых - не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья.

1948

Пояснение преподавателя

        - Стихотворение "В тот день, когда окончилась война…" удивительно точно раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.

        В небольшом по объему стихотворении вместилась целая гамма чувств – признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба: у одних – погибнуть, у других – жить и поднимать страну…

Таблица 4

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1. ЛИТЕРАТУРА. Учебник в 2-х частях, часть 2. Под редакцией Г.А. Обернихиной

      Москва, Издательский центр "Академия", 2012

стр.348-354

Дополнительная литература

Под редакцией В.П. Журавлева. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., «Просвещение», 2001

стр. 297-299

Интернет-ресурсы

www.rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx

 

Контрольные задания по Вопросу 2.

Таблица 5

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти балльной шкале)

  1. Как нужно понимать выражение:"Нас эти залпы с ними разлучили"?

  1. Как объясняет Твардовский нашу память о погибших на войне?

  1. В чем видит поэт свой долг перед павшими товарищами?

  1. Определите главную мысль стихотворения.

  1. Каким настроением оно проникнуто, на какие мысли наталкивает читателя?

Вопрос 3. А.Т. Твардовский.  "Я знаю, никакой моей вины…"

Я знаю, никакой моей вины…

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Пояснение преподавателя

        -Это  стихотворение занимает в лирике А. Твардовского особое место, оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому "времени счастья". когда осозналось, что долгожданная Победа завоевана  и ты, живой, будешь строителем нового мира. Повторив первую строку стихотворения, вынеся ее в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента – кончилась война! Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему "большой разлуки", "великого прощания". Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность.

Таблица 6

Источники дополнительной информации по 3 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

1.ЛИТЕРАТУРА. Учебник в 2-х частях, часть 2. Под редакцией Г.А. Обернихиной

      Москва, Издательский центр "Академия", 2012

стр.348-354

Дополнительная литература

Под редакцией В.П. Журавлева. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., «Просвещение», 2001

стр. 297-299

Интернет-ресурсы

     www.rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx

Контрольные задания по Вопросу 3.

Таблица 7

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Что бы вы сказали об авторе этих строк?

  1. Как бы вы о нем прежде всего подумали – как о военном, о писателе или просто о человеке?

  1. Определите главную мысль стихотворения.

  1. Одинаковое ли содержание вкладывает поэт в местоимение первого лица в этом стихотворении и в стихотворении "Я убит подо Ржевом…"? Что кроме войны объединяет эти стихотворения?

  1. Нужно ли возвращаться к военной теме после стольких мирных лет?

3. Подведение итогов учебного занятия

        Заключительное слово преподавателя:

        - Итак, чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского.  "Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели мения  прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня," – писал поэт.   Эти обязательства составляют пафос и написанного после "Я убит подо Ржевом…" стихотворения – "В тот день, когда окончилась война…", и многих других, вплоть до последних строчек "Из записной книжки": "Я знаю, никакой моей вины…"

        В нескольких стихотворениях А.Т. Твардовский повторяет, варьирует этот основной мотив: "вечное обязательство живых перед павшими".  Но это не простое однообразное повторение одной и той же мысли. В каждом стихотворении она раскрывается по-своему, дополняется новыми оттенками. Это предупреждение поджигателям войны (в том числе и холодной), напоминание сыну погибшего воина, уважение к матери и вдове павшего, завещание живым беречь Отчизну, ответственность поэта за свое творчество.

4. Домашнее задание на следующее занятие

  1. Выучить наизусть одно из этих стихотворений А. Твардовского.
  2. Опережающее домашнее задание: начать сбор материалов для написания сочинения "Великая Отечественная война  в семейных воспоминаниях".

Преподаватель                                                                Г.А. Фрумкина

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания №12

Цикловой комиссии

дисциплин циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический колледж

от 25 апреля  2016 г.  



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по дисциплине ОУДб.01 Русский язык и литература

для обучающихся гр.111  курс 1

специальность  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

для обучающихся гр. 101, 103, 105 курс 1

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения 07 ноября 2015 г.

форма проведения дистанционно

преподаватель Г.А. Фрумкина

Тема Правописание предлогов

Цель занятия: закрепление знаний по правописанию производных и непроизводных предлогов

Задачи занятия:

Обучающая:  формировать понятия о нормах русского литературного языка и применять знания о них в устной и письменной речи

Воспитательная: воспитывать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью ( устной и письменной)

Развивающая: развивать умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, информационных технологий


Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1.  Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред.

      проф. учеб. заведений – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2008

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.  Руссмкий язык. 10-11 классы: Учебник

      для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО "ТИД "Рус-

      ское слово – РС", 2008.

Дополнительная литература:

  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Интернет-ресурсы

      1. www.videotutor-rusyaz.ru (Правописание производных предлогов)

2  www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру)

Междисциплинарные связи:

ОУДб.01 Русский язык и литература (литература)

Внутридисциплинарные связи:

Темы: самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи; стилистика; пунктуация

            простого предложения

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти балльной шкале)

    1. Раскрыть скобки в данных словарных словах

а(н,нн)отация, а(н,нн)улировать, апе(л,лл)яция,

а(с,сс)игнация, гру(п,пп)ировка, инка(с,сс)ация

и(м,мм)итация, ко(м,мм)ерсант, ра(с,сс)чет

2. Уточните зна-

чение непонят-

ных вам словарных слов

по Толковому

словарю С. Оже-

гова

3. Отметьте  те сло-

варные слова, которые пригодятся

вам в вашей буду-

щей профессии

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  1. Правописание производных и непроизводных предлогов
  1. Использование производных предлогов в деловой документации

Вопрос 1.

- Как вы знаете, части речи русского языка делятся на самостоятельные и служебные. К слу-

жебным относятся предлоги, союзы, частицы, т.к. они не имеют своего лексического значения,

к ним нельзя поставить  вопрос, они не являются членами предложения. Поработав над пара-

графом №39 (с. 201-205) по основному учебнику, приготовьтесь ответить на вопросы:

Контрольные задания по Вопросу 1.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. На какие две группы делятся

все предлоги?

  1. Приведите примеры непроиз-

    водных предлогов

  1. Как пишутся непроизводные

     предлоги  из(за), из(под),

     по(над)?

  1. Какие предлоги называются

     производными?

  1. От каких частей речи образу-

     ются производные предлоги?

  1. Какие производные предлоги,

    часто употребляемые в пись-

    менной речи, пишутся слитно,

    какие – раздельно?

Пояснение преподавателя:

1. Производные предлоги, имеющие слитное написание, необходимо отличать от имен существи-

    тельных с непроизводными предлогами: ввиду дальности – в виду острова; нечто вроде шара –

    в роду Голицыных. Но иметь в виду (фразеологизм).

2. Производный предлог вследствие следует отличать от имени существительного в предложном    

    падеже с предлогом в и от наречия впоследствии: вследствие непогоды – в следствие закралась

    ошибка; вследствие дождя – обрести впоследствии.

3. Производные  предлоги  невзирая на, несмотря на нужно отличать от деепричастий с частицей

    не: невзирая на (несмотря на) запрет – не взирая на соседей, не смотря на собеседника.

4. Раздельно пишутся производные предлоги: в виде, в деле, в области, в отношении, в меру, в

    заключение, в течение, в продолжение, в связи, в силу, в смысле, по причине, по мере, за

    исключением, за счет.

   Примечание. Производные предлоги в продолжение, в течение, в заключение, имеющие на

   конце  букву е, необходимо отличать от имен существительных  в предложном падеже с пред-

   логом в, оканчивающихся на  -ии: в продолжение ужина – в продолжении книги, в течение

   года – в течении реки.

Закрепление материала по теме урока

1. Выполните устно второе задание к упражнению №1, с-205 (по основному учебнику)

2. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы:

    (В) област… языкознания, узнать (на)счет погоды, (в)виду длительности перехода, (в)следст-

ви…   неточности, (в)отличи… от соседей, (не)взирая на усталость, (в)продолжен… вечера.

3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, устно объясните правописание слов. Чем

 они являются по отношению друг к другу?

    (В)течени… реки – (в)течени… месяца, (в)заключени… торжественного вечера – (в)заклю-

чени… книги – томиться (в)заключени… ;  (не) смотря на возраст – (не)смотря под ноги; идти

(на)встречу судьбе – идти судьбе (на)встречу – идти (на)встречу с другом;  (в)виду ошибки –

оказаться (в)виду острова.

4. В данных предложениях раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Отметьте га-

лочкой производные предлоги. Расставьте знаки препинания в первом и шестом предложениях.

     1. Руки у него (Овсянникова) были прекрасные мягкие и белые он часто (в)течени… разговора брался за пуговицы своего сюртука.  2. Ваня выскочил (из)под своей рогожи. Павлуша с криком

бросился (в)слеж за собаками.  3. Я кивнул ему (Павлу) головой и пошел восвояси (в)доль задымившейся реки.    4. (Не)смотря на мое нерасположение к Аркадию Павлычу, пришлось мне однаждя провести у него ночь.  5. Бирюк бросил поуманную лошаденку  (по)среди двора.  6. Тот

же самый сановник вздумал было засеять все свои поля маком (в)следстви… весьма по-види-

мому простого расчета:мак дескать дороже ржи.

Вопрос 2.

Производные предлоги часто употребляются в деловой документации, например, в служебных записках, рапортах и т.д.

Контрольные задания по Вопросу 2.

Контрольное задание

(тестовое задание)

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. С какими из этих деловых бумаг вам на 1 курсе часто приходится иметь дело?

  1. Какие производные предлоги вы использовали в написании этих документов?

  1. Напмшите рапорт по данному вам начальником курса образцу, используя один из таких производных предлогов, как

ВВИДУ

НАСЧЕТ

ПО СЛУЧАЮ

В ТЕЧЕНИЕ

В ПРОДОЛЖЕНИЕ

СОГЛАСНО

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Правописание

непроизводных предлогов

Составьте словосочетание с тремя непроизводными предлогами, которые пишутся через дефис

  1. Правописание производных предлогов

Назовите два производных предлога, указывающих на время

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
  1. Параграф 39, с.209-210 по учебнику Е.С. Антоновой, Т.М. Воителевой "Русский язык и культура речи"
  2. При чтении этого параграфа обратите особое внимание на правописание союзов, которые следует отличать от омонимичных сочетаний  местоимений и наречий с частицами и предлогами

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии дисциплин циклов

ОО, ОГСЭ и МОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от 27 октября 2015 г. № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный урок по русскому языку в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств"

Данный дистанционный урок проводится со всем классом и ребёнком-инвалидом по скайпу....

Дистанционный урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Цель урока:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН. Урок предназначен для учащихся 7-11 клас...

Дистанционный урок родного русского языка в 7 классе. Орфоэпия

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения, ссылка на дидактический и справочный материал, позволяющая организовать процесс обучения....

Конспект и презентация дистанционного урока по русскому языку и литературе в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Общий подход к организации занятий: проведение занятий онлайн с использованием программы Skype, электронная почта....