Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Давыдова Светлана Адильевна

Первый урок в изучении раздела "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_6_klass.docx43.83 КБ
Файл moya_prezentatsiya_k_uroku.pptx143.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка
МБОУ СОШ №6 г.
Сасово Рязанской обл.
Давыдова Светлана Адильевна.

Урок русского языка  6 класс

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Место урока в рабочей программе: первый урок по теме «Местоимение».

Цели:

  1. предметно-дидактическая: на основе межпредметных связей сформировать представление о местоимении как части речи, его признаках, назначении и синтаксической функции в речи;
  2. деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов;
  3. воспитательная:способствовать формированию уважительного отношениякчужому мнению, потребности к саморазвитию и самообразованию.

Задачи:

  1. Научить отличать местоимение от других частей речи.
  2. Выявить их грамматические признаки, синтаксическую роль.
  3. Выработать навык правильного использования местоимений в устной и письменной речи.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • готовность обучающихся к восприятию нового, к саморазвитию  и самообразованию;
  • ответственное отношение  к выполнению учебных задач;
  • демонстрация коммуникативной компетентности,   уважительного отношения к мнению другого человека.

Метапредметные:  

  • постановка учебной задачи под руководством учителя и работа в соответствии с ней;
  • выдвижение простейших гипотез;
  • выделение главного, существенных признаков понятий; осуществление сравнения,  высказывание суждений, аргументация их;
  • работа с информацией и преобразование её;
  • нахождение причинно-следственных связей;
  • оценивание своей работы.

Предметные:

  • представление о частеречной принадлежности слов;
  • умение видеть в тексте местоимение, его назначение в речи;
  • владение терминологией;
  • характеристика местоимения как части речи по его грамматическим признакам.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • по ведущему методу обучения:проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа  с учебником, карточками, учебной доской, презентацией);
  • практические (поиск информации);
  • дедуктивные (анализ, обобщение);

Средства обучения:

  • учебник «Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных  организаций. В 2-х частях / [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова,   и др.] - М.: Просвещение, 2013»;
  • дополнительный текстовый материал;
  • презентация «Местоимение как часть речи»;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал.

Особенности урока:

        Урок рекомендуется для проведения в шестом общеобразовательном классе.  Задания для детей предусматривают индивидуальную  и групповую формы работы и рассчитаны на среднестатистический класс. Возможно его использование в слабом классе, однако, в этом случае на данную тему рекомендуется выделить 2 часа учебного времени.

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, собираясь на урок, я очень волновалась, но сейчас, глядя на ваши приветливые лица, успокоилась. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

  1. Лингвистическая разминка.

Работа с классом:

- Вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (морфология) Слайд2.

- Молодцы!

- Я хочу узнать, помните ли вы, какие части речи мы уже изучили на уроках русского языка. Отгадайте загадки, записав ответы в тетрадь.

Всё, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

С папой существительным

Живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное)

Он все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про…

(Глагол)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное)

- Проверьте, правильно ли вы отгадали части речи.Слайд 3

2.  Формулирование темы и  целей урока.

- Молодцы! Отгадали все загадки. А теперь загадаю еще одну загадку, ответив на которую, высможете назвать тему нашего урока.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение) Слайд 4.

- Итак, тема нашего урока – «Местоимение как часть речи».Запишите тему урока в тетради. Слайд 5.

- Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на  тему.

Цели нашего урока:

  1. выяснить, что такое местоимение и научиться отличать его от других частей речи;
  2. познакомиться с грамматическими признаками местоимения;
  3. выявить его синтаксическую функцию;
  4.  правильно употреблять местоимения в своей речи. (Слайд6)

3. Этапы изучения нового материала.

1. Создаем проблемную ситуацию.

  Посмотрите на экран. (Слайд 7). Прочитайте предложение.

 Вместе с ним он подошел к какому-то дому через несколько часов.  

- Вам полностью понятен смысл этого предложения? Кто совершает действие?   К какому дому они подошли? Через сколько часов? Непонятно.

-Давайте изменим предложение, чтобы стал понятен его смысл,  и запишем в тетрадь. Какие изменения нужно внести? (заменить некоторые слова на другие)

-Ответьте на вопросы:

- Кто он? (мальчик, имя)

- С кем он подошел к дому? (с другом, имя)

- К какому дому он подошел? (к  незнакомому)

- Через сколько часов? (через три часа)

-Запишем полученное предложение (один ученик у доски): Вместе с другом Миша подошел к незнакомому дому через три часа.

-Итак, слова, которые мы заменили другими  – это….(местоимения). Сделайте вывод: какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)

- А вот как местоимение о себе говорит:  (Слайд 8).

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна

Я заменяю имена.

- Как вы понимаете это стихотворение? (Местоимения заменяют имена существительные, прилагательные, числительные)

-  Ответьте на вопрос: на что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)

- А теперь попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их). (Слайд 9).

2. Этапы дальнейшего исследования.

1) - Молодцы! С первой задачей вы справились. А теперь задание по группам: определите, как изменяются местоимения. Для этого проанализируйте местоимения из данного предложения. (Если ученики затрудняются, можно дать им подсказку: учитывайте, какую часть речи заменяет каждое из местоимений. (Слайд 10)

1 ряд (1,2 группы)  – местоимение «ОН»;

2 ряд (3,4 группы)  – местоимение «КАКОМУ-ТО»;

3 ряд (5,6 группы)  – местоимение «НЕСКОЛЬКО».

-  Сделаем вывод: (слайд11)

  • местоимение, заменяющее имя существительное, может иметь род, изменяется по падежам, числам;
  •  местоимение, заменяющее имя прилагательное, изменяется по числам, родам и падежам;
  • местоимение, заменяющее имя числительное, изменяется только падежам.

-  Молодцы! И вторую задачу вы решили!

2) - Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений. Работа в парах. Выполните синтаксический разбор данного предложения (два ученика работают у доски).

Проверка правильности выполнения задания.

- Сделайте вывод: какую синтаксическую роль играют местоимения? (подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством). (Слайд 12)

- И с этим заданием вы тоже справились! А теперь немного отдохнем.

4. Физкультминутка.

- Встали. Я читаю стихотворение, если вы услышите местоимение, поднимаем плечи.

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

Вступились за нее.

- Отдохнули! Садимся на места.

5.Этап первичного закрепления.

- А сейчас мы работаем с учебником. Каждый может выбрать одно из двух заданий.Желающие выходят к доске. (Слайд 13)

1) Выполни упражнение учебника 427 (1, 3 предложения) и ответь на вопросы: какие  части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

2) Выполни упражнение  427 (2, 5 предложения) и ответь на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений.

Проверка сделанной работы.

6.Работа с текстом:

 -А теперь, чтобы узнать, для чего  нужны местоимения, проведем эксперимент.(Слайд 14)

    Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

- Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.(Слайд 15)

- Итак, ребята, мы заменили повторяющиеся слова местоимениями. Так  с какой целью мы употребляем местоимения в речи?  (Местоимения нужны для того, чтобы  избежать повторений.)

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Тест по теме "Местоимение" (на листах у каждого)

1.  Укажите, каким членом предложения является местоимение в  предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.

 2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.

3. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

 Б) туда;

 В) кто-то.

4. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, чистый;

Г) ее, кто-то, несколько, каждый.

Слайд 16. Ответы тестов: (1 –б, 2 –а, 3 –в, 4 – в).

Оцените свою работу на уроке.

8. Итог урока.

Сегодня на уроке мы узнали много полезного и интересного,  отвечали, дополняли друг друга. Подошло время подвести итог всему нашему уроку.

1. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

2. Что мы узнали о местоимении?

3.  Для чего они нужны в нашей речи?

4.  Приведите примеры местоимений.

9.Домашнее задание (дифференцированное):слайд 17.

§59 составить схему по правилу (пункт1,2);

 на выбор: 1) упр. 429; 2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж.

10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Вопросы: слайд 19.

- А я хочу узнать,  комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

- Довольны ли вы  своей работой на уроке?

- Что вам понравилось?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе. Учитель русского языка МБОУ СОШ №6 г . Сасово Рязанской обл. Давыдова Светлана Адильевна . Местоимение как часть речи

Слайд 2

МОРФОЛОГИЯ

Слайд 3

1) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 3) ГЛАГОЛ 4)ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот . Велико же будет удивленье, Если не узнали вы …

Слайд 5

Местоимение как часть речи.

Слайд 6

Цели нашего урока : выяснить, что такое местоимение; познакомиться с грамматическими признаками местоимения; выявить его синтаксическую функцию; правильно употреблять местоимения в своей речи.

Слайд 7

Вместе ним он подошел к какому-то дому через несколько часов. - Вам полностью понятен смысл этого предложения? - Кто совершает действие? К какому дому они подошли? Через сколько часов?

Слайд 8

8 Я о себе такого мнения: − Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена!

Слайд 9

9 Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но НЕ называет их. Что такое местоимение?

Слайд 10

КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ ? ОН КАКОМУ-ТО НЕСКОЛЬКО

Слайд 11

местоимение, заменяющее имя существительное , может иметь род, изменяется по падежам, числам ; местоимение, заменяющее имя прилагательное , изменяется по числам, родам и падежам; местоимение , заменяющее имя числительное , изменяется только по падежам.

Слайд 12

КАКУЮ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МЕСТОИМЕНИЯ ? подежащее определение дополнение обстоятельство

Слайд 13

Выполняем упр. 427 З апишите предложения, вставив подходящие по смыслу местоимения местоимения. Предложения 1, 3 Какие части речи может заменять местоимения ? Какие местоимения могут изменяться по падежам ? Предложения 2, 5 Какова синтаксическая роль местоимений ?

Слайд 14

14 Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным .

Слайд 15

15 Миша пришел к Маше домой. О попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

Слайд 16

16 1 –б 2 –а 3 –в 4 – в Ответы тестов:

Слайд 17

17 §59 составить схему по правилу (пункт1,2); на выбор : 1) упр. 429; 2) записать 3 загадки с местоимениями , определить их род, число, падеж. Домашнее задание :

Слайд 18

Довольны ли своей работой на уроке? Что вам понравилось? Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Нарисуйте на полях смайлик, который отражает ваше настроение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...