Памятки в помощь ученикам и родителям
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Назарова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?

I. Анализ орфографических ошибок:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
  4. Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически.
  7. Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
  8. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  9. Повтори формулировку правила.
  10. Обозначь условия орфограммы графически.

II. Анализ пунктуационных ошибок:

  1. Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
  4. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.259 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически

III. Анализ грамматического задания.

  1. Выпиши слово или предложение для разбора.
  2. Повтори план выполняемого разбора.
  3. Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?

I. Анализ орфографических ошибок:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
  4. Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически.
  7. Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
  8. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  9. Повтори формулировку правила.
  10. Обозначь условия орфограммы графически.

II. Анализ пунктуационных ошибок:

  1. Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
  4. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.259 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически

III. Анализ грамматического задания.

  1. Выпиши слово или предложение для разбора.
  2. Повтори план выполняемого разбора.
  3. Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.


Предварительный просмотр:

Как найти в предложении его грамматическую основу?

1. Выясни, о чём (ком) говорится в предложении.

2. Среди ответов на заданный вопрос найди слова, которые стоят в начальной форме: Им.п. или инфинитив.

3. Это подлежащее.

4. Задай от подлежащего один из трёх вопросов:

что (с)делать?

кто (что) такое предмет?

каков предмет?

5. Слово, отвечающее на один из этих вопросов, – сказуемое.

Как найти в предложении его грамматическую основу?

1. Выясни, о чём (ком) говорится в предложении.

2. Среди ответов на заданный вопрос найди слова, которые стоят в начальной форме: Им.п. или инфинитив.

3. Это подлежащее.

4. Задай от подлежащего один из трёх вопросов:

что (с)делать?

кто (что) такое предмет?

каков предмет?

5. Слово, отвечающее на один из этих вопросов, – сказуемое.

Как найти в предложении его грамматическую основу?

1. Выясни, о чём (ком) говорится в предложении.

2. Среди ответов на заданный вопрос найди слова, которые стоят в начальной форме: Им.п. или инфинитив.

3. Это подлежащее.

4. Задай от подлежащего один из трёх вопросов:

что (с)делать?

кто (что) такое предмет?

каков предмет?

5. Слово, отвечающее на один из этих вопросов, – сказуемое.

Как найти в предложении его грамматическую основу?

1. Выясни, о чём (ком) говорится в предложении.

2. Среди ответов на заданный вопрос найди слова, которые стоят в начальной форме: Им.п. или инфинитив.

3. Это подлежащее.

4. Задай от подлежащего один из трёх вопросов:

что (с)делать?

кто (что) такое предмет?

каков предмет?

5. Слово, отвечающее на один из этих вопросов, – сказуемое.



Предварительный просмотр:

Как определить спряжение глагола?

   Поставь глагол в форму 2 лица ед. числа (+ ты)

Выдели в глаголе окончание

Выясни, падает ли на окончание ударение

Подчеркни гласную букву в окончании глагола

У, Ю, Е     И, А, Я

 Iспр.        IIспр.    


     Поставь глагол в форму инфинитива

   (задай к нему вопросы что (с)делать?)

 



Подчеркни суффикс ть (ти) и гласную перед ним

 


Воспользуйся таблицей       «Глаголы второго спряжения»

Все на - ить

4 на -ать

7 на -еть

Исключение:

слышать

видеть

брить (1)

дышать

ненавидеть

стелить (1)

держать

смотреть

зиждиться (1)

гнать

вертеть

обидеть

зависеть

терпеть

Глаголы, которых нет в таблице, -1спряжения



Предварительный просмотр:

КАК РАБОТАТЬ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ?

  1. Запиши слово в тетрадь грамотно, проверив себя по орфографическому словарю.
  2. Подчеркни в слове буквы, правописание которых следует запомнить.
  3. Произнеси слово правильно (составь его транскрипцию), проверив себя по орфоэпическому словарю.
  4. Узнай, пользуясь этимологическим словарём, происхождение слова.
  5. Выясни при помощи толкового словаря, что слово обозначает.
  6. Составь с этим словом словосочетания и предложения.

Для справки:

Толковый словарь – словарь, в котором объясняются значения слов.

Орфографический словарь – словарь, из которого можно узнать, как слово пишется.

Орфоэпический словарь - словарь, из которого можно узнать, как слово произносится.

Этимологический словарь - словарь, из которого можно узнать о происхождении слова.

КАК РАБОТАТЬ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ?

  1. Запиши слово в тетрадь грамотно, проверив себя по орфографическому словарю.
  2. Подчеркни в слове буквы, правописание которых следует запомнить.
  3. Произнеси слово правильно (составь его транскрипцию), проверив себя по орфоэпическому словарю.
  4. Узнай, пользуясь этимологическим словарём, происхождение слова.
  5. Выясни при помощи толкового словаря, что слово обозначает.
  6. Составь с этим словом словосочетания и предложения.

Для справки:

Толковый словарь – словарь, в котором объясняются значения слов.

Орфографический словарь – словарь, из которого можно узнать, как слово пишется.

Орфоэпический словарь - словарь, из которого можно узнать, как слово произносится.

Этимологический словарь - словарь, из которого можно узнать о происхождении слова.

КАК РАБОТАТЬ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ?

  1. Запиши слово в тетрадь грамотно, проверив себя по орфографическому словарю.
  2. Подчеркни в слове буквы, правописание которых следует запомнить.
  3. Произнеси слово правильно (составь его транскрипцию), проверив себя по орфоэпическому словарю.
  4. Узнай, пользуясь этимологическим словарём, происхождение слова.
  5. Выясни при помощи толкового словаря, что слово обозначает.
  6. Составь с этим словом словосочетания и предложения.

Для справки:

Толковый словарь – словарь, в котором объясняются значения слов.

Орфографический словарь – словарь, из которого можно узнать, как слово пишется.

Орфоэпический словарь - словарь, из которого можно узнать, как слово произносится.

Этимологический словарь - словарь, из которого можно узнать о происхождении слова.



Предварительный просмотр:

/на 1-й слог

/ на 2-й слог

/ на 2-й слог продолжение

/ на 3-й слог

/ на 4-й слог

Августовский

Агония

Озлобленный

Агрономия

Аристократия

Багрить

Анатом

Оптовый

Алкоголь

Апартаменты

Баловень

Арест

Осведомить

Алфавит

Ветеринария

Броня на билет

Арбуз

Партер

Апостроф

Группировать

Банты

Асбест

Приданое

Баловать

Договорённое

Верба

Акафист

Призыв

Бескорыстный

Избаловаться

Вечеря

Афера

Принудить

Бытие

Нормировать

Генезис

Балованный

Прибрало

Воспринять

Одновременный

Гербовый

Безудержный

Разомкнутый

Валовой

Одноименный

Грушевый

Броня у танка

Созыв

Гастрономия

Первообразный

Гусеница

Бряцание

Станковый

Госпитальный

Пережитое

Жемчуг

Бряцать

Столяр

Диспансер

Премировать

Заговор

Включит

Таможня

Договор

Рассредоточение

Знамение

Гренки

Танцовщица

Двоеженец

Сосредоточение

Ивовый

Давнишний

Убранство

Зарешеченный

Упомянуть

Издавна

Джинсовый

Уведомить

Еретик

Формировать

Искра

Донельзя

Уведомленный

Информировать

Христианин

Исповедь

Досуг

Удобнее

Инцидент

Усугубить

Исподволь

Дремота

Умерший

Исповедание

Языковой

Кашляни

Завидно

Упрочение

Каталог

(барьер)

Мельком

Задолго

Факсимиле

Километр

Набело

Закупорить

Фарфор

Кладовая

Памятуя

Заплесневевший

Феномен

Мастерски

Пахота

Заплесневеть

Ходатайство

Нормированный

Петелька

Засахарить

Хозяева

Обеспечение

Плесневеть

Звонит

Цемент

Облегчить

Похороны

Зимовщик

Цепочка

Ободрить

Сажень

Зубчатый

Цыган

Паралич

Свёкла

Иначе

Шасси   

Пепелище

Силос

Исчерпать

Щавель

Побасенка

Сливовый

Квартал

Эксперт

Позвонишь

Случай

Кедровый

Юродивый

Простыня

Средства

Кожух              

Премированный

Статуя

Коклюш

Предвосхитить

Таинство

Красивее

Соболезнование

Теплится

Кремень

Сантиметр

Тефтели

Корысть

Убыстрить

Торты

Ломоть

Украинский

Туфля

Маневры

Цеховой

Тяжба

Мессия

   

Черпать

Мизерный

 Надолго

Намерение

Таблица с нормативным ударением                                    №1



Предварительный просмотр:

План синтаксического разбора простого предложения

  1. Определите тип предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Определите тип предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
  3. Найдите грамматическую основу предложения и способ её выражения.
  4. Определи тип предложения по числу грамматических основ: простое, сложное.
  5. Найди второстепенные члены предложения и способы их выражения.
  6. Определи тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространённое, нераспространённое.
  7. Определи тип предложения по наличию или отсутствию осложнителей (очп, обращений, вводных конструкций): осложнённое, неосложнённое.
  8. Составь схему предложения, внеся в неё
  • все члены предложения,
  • вопросы, на которые отвечают слова предложения.

План синтаксического разбора простого предложения

  1. Определите тип предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Определите тип предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
  3. Найдите грамматическую основу предложения и способ её выражения.
  4. Определи тип предложения по числу грамматических основ: простое, сложное.
  5. Найди второстепенные члены предложения и способы их выражения.
  6. Определи тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространённое, нераспространённое.
  7. Определи тип предложения по наличию или отсутствию осложнителей (очп, обращений, вводных конструкций): осложнённое, неосложнённое.
  8. Составь схему предложения, внеся в неё
  • все члены предложения,
  • вопросы, на которые отвечают слова предложения.

План синтаксического разбора простого предложения

  1. Определите тип предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Определите тип предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное.
  3. Найдите грамматическую основу предложения и способ её выражения.
  4. Определи тип предложения по числу грамматических основ: простое, сложное.
  5. Найди второстепенные члены предложения и способы их выражения.
  6. Определи тип предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространённое, нераспространённое.
  7. Определи тип предложения по наличию или отсутствию осложнителей (очп, обращений, вводных конструкций): осложнённое, неосложнённое.
  8. Составь схему предложения, внеся в неё
  • все члены предложения,
  • вопросы, на которые отвечают слова предложения.



Предварительный просмотр:

Правила оформления сложного плана

Вариант №1

  1. Первая часть.
  2. Вторая часть.
  1. Первая подчасть.
  2. Вторая подчасть:
  1. первый подпунк;
  2. второй подпункт.
  1. Третья подчасть.
  1. Третья часть.

Вариант №2

  1. Первая часть.
  2. Вторая часть:
  1. первый подпункт;
  2. второй подпункт;
  3. третий подпункт.
  1. Третья часть.

Правила оформления сложного плана

Вариант №1

  1. Первая часть.
  2. Вторая часть:
  1. Первая подчасть.
  2. Вторая подчасть:
  1. первый подпунк;
  2. второй подпункт.
  1. Третья подчасть.
  1. Третья часть.

Вариант №2

  1. Первая часть.
  2. Вторая часть:
  1. первый подпункт;
  2. второй подпункт;
  3. третий подпункт.
  1. Третья часть.



Предварительный просмотр:

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  2. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ (восклицательное, невосклицательное).
  3. НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИ СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ.
  4. СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОЖНОЕ.
  5. ОПРЕДЕЛИ, КАКОЙ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕД ТОБОЙ (бессоюзное, сложноподчинённое, сложносочинённое).
  6. ОХАРАКТЕРИЗУЙ КАЖДУЮ ЧАСТЬ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНО ПО ПЛАНУ:

А) ОПРЕДЕЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ И СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ;

Б) СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, РАСПРОСТРАНЕНА ЧАСТЬ ИЛИ НЕТ;

В) ЕСТЬ ЛИ В ЧАСТИ ОСЛОЖНИТЕЛИ (очп, вводные слова, обращения).

  1. СОСТАВЬ СХЕМУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  2. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ (восклицательное, невосклицательное).
  3. НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИ СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ.
  4. СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОЖНОЕ.
  5. ОПРЕДЕЛИ, КАКОЙ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕД ТОБОЙ (бессоюзное, сложноподчинённое, сложносочинённое).
  6. ОХАРАКТЕРИЗУЙ КАЖДУЮ ЧАСТЬ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНО ПО ПЛАНУ:

А) ОПРЕДЕЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ И СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ;

Б) СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, РАСПРОСТРАНЕНА ЧАСТЬ ИЛИ НЕТ;

В) ЕСТЬ ЛИ В ЧАСТИ ОСЛОЖНИТЕЛИ (очп, вводные слова, обращения).

  1. СОСТАВЬ СХЕМУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  2. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ (восклицательное, невосклицательное).
  3. НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИ СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ.
  4. СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СЛОЖНОЕ.
  5. ОПРЕДЕЛИ, КАКОЙ ВИД СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПЕРЕД ТОБОЙ (бессоюзное, сложноподчинённое, сложносочинённое).
  6. ОХАРАКТЕРИЗУЙ КАЖДУЮ ЧАСТЬ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНО ПО ПЛАНУ:

А) ОПРЕДЕЛИ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ И СПОСОБ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ;

Б) СДЕЛАЙ ВЫВОД О ТОМ, РАСПРОСТРАНЕНА ЧАСТЬ ИЛИ НЕТ;

В) ЕСТЬ ЛИ В ЧАСТИ ОСЛОЖНИТЕЛИ (очп, вводные слова, обращения).

  1. СОСТАВЬ СХЕМУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.



Предварительный просмотр:

Условные символы ошибок, допускаемых в творческих работах

Условный знак

Тип ошибки

Разновидности ошибок

Суть ошибки

С

Ошибки в содержании работы

              (Л)  

Нарушена смысловая связь между словами, предложениями или частями текста

Z

Не выделен абзац (красная строка)

X

Выделен лишний абзац (красная строка)

[  ]

Лишняя информация

Ф

Фактические ошибки – искажена информация

Пропуск слова, словосочетания, предложения

Г

Грамматические ошибки

1. Неправильно выбранное окончание у слова  или предлога рядом со словом.

2. Неверно определены границы предложений.

3. Неверная последовательность слов в предложении.

4. Однородные слова стоят в разных грамматических формах.

5. Неправильное образование слова.

Р

Речевые ошибки

Так говорить нельзя.

V

Пунктуационные ошибки

Знак препинания (. , : ? ! … - ) не выбран или выбран неверно.

I

Орфографические ошибки

Выбран неверный способ написания слова

Условные символы ошибок, допускаемых в творческих работах

Условный знак

Тип ошибки

Разновидности ошибок

Суть ошибки

С

Ошибки в содержании работы

              (Л)  

Нарушена смысловая связь между словами, предложениями или частями текста

Z

Не выделен абзац (красная строка)

X

Выделен лишний абзац (красная строка)

[  ]

Лишняя информация

Ф

Фактические ошибки – искажена информация

Пропуск слова, словосочетания, предложения

Г

Грамматические ошибки

1. Неправильно выбранное окончание у слова  или предлога рядом со словом.

2. Неверно определены границы предложений.

3. Неверная последовательность слов в предложении.

4. Однородные слова стоят в разных грамматических формах.

5. Неправильное образование слова.

Р

Речевые ошибки

Так говорить нельзя.

V

Пунктуационные ошибки

Знак препинания (. , : ? ! … - ) не выбран или выбран неверно.

I

Орфографические ошибки

Выбран неверный способ написания слова



Предварительный просмотр:

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?

I. Анализ орфографических ошибок:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
  4. Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически.
  7. Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
  8. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  9. Повтори формулировку правила.
  10. Обозначь условия орфограммы графически.

II. Анализ пунктуационных ошибок:

  1. Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
  4. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.259 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически

III. Анализ грамматического задания.

  1. Выпиши слово или предложение для разбора.
  2. Повтори план выполняемого разбора.
  3. Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.

КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ В ДИКТАНТЕ?

I. Анализ орфографических ошибок:

  1. Выпиши слово, в котором допустил ошибку, правильно.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Выясни, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе, окончании) допущена ошибка.
  4. Если ошибка – в приставке или корне, определи правило, на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически.
  7. Если ошибка – в суффиксе или окончании, выясни, к какой части речи слово относится.
  8. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.258 (практика).
  9. Повтори формулировку правила.
  10. Обозначь условия орфограммы графически.

II. Анализ пунктуационных ошибок:

  1. Выпиши предложение, в котором допустил ошибку.
  2. Подчеркни место ошибки.
  3. Подумай, есть ли необходимость в данном месте предложения что-либо разделить или выделить.
  4. Определи  правило,  на которое допущена ошибка (справка – с.259 (практика).
  5. Повтори формулировку правила.
  6. Обозначь условия орфограммы графически

III. Анализ грамматического задания.

  1. Выпиши слово или предложение для разбора.
  2. Повтори план выполняемого разбора.
  3. Выполни заново те действия, при выполнении которых ошибся.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повтори орфографию Учебный материал в электронном виде для учащихся старших классов

Слайд 2

Орфография Учитесь грамотно писать – пригодится в жизни ОРФОГРАММА (греч. « орфо » - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу (« орфо » - правильный, «графо» - пишу) – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил.

Слайд 3

Список изученных в школе орфограмм Безударные проверяемые гласные в корне слова Непроверяемые гласные и согласные Проверяемые согласные в корне слова Непроизносимые согласные в корне слова Буквы и, у, а после шипящих Разделительные Ъ и Ь знак Раздельное написание предлогов с другими словами Употребление Ь на конце существительных после шипящих Употребление Ь для обозначения мягкости согласных Гласные и согласные в приставках (кроме согласных на З (С)) Буквы З и С на конце приставок Буквы О и А в корне –лаг- - -лож- Буквы О и А в корне – раст - - -рос- Буквы О и Ё после шипящих в корне слова Буквы И и Ы после Ц Большая буква и кавычки в собственных наименованиях Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. и прил. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных Краткие прилагательные с основой на шипящую Не с глаголами

Слайд 4

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице ед. ч. - тся и ться в глаголах Буквы Е и И в корнях с чередованием Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения Буквы О и А в корне – КОС-- КАС- Буквы О и А в корне – ГОР– ГАР- Буквы Ы и И после приставок Гласные в приставках ПРЕ - и ПРИ- Соединительные О и Е в сложных словах Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на - МЯ Слитное и раздельное написание НЕ с существительными Буквы Щ и Ч в суффиксе – ЩИК - (- ЧИК- ) Гласные Е и И в суффиксах существительных – ЕК- , -ИК- Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных Дефисное и слитное написание слов с ПОЛ - и ПОЛУ- Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов -К- и - СК – Дефис в сложных прилагательных Мягкий знак в середине числительных Буква И в окончаниях количественных числительных НЕ в неопределённых местоимениях Дефис в неопределённых местоимениях Различение приставок НЕ - и НИ - в отрицательных местоимениях Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Слайд 5

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения Гласные в суффиксах глаголов – ОВА - (-ЕВА-) и -ЫВА (-ИВА) Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Раздельное написание НЕ с деепричастиями Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями Буквы Е и И в приставках НЕ - и НИ - отрицательных наречий Одна и две буквы Н в наречиях на – О и -Е Буквы О и Е после шипящих на конце наречий Буквы О и А на конце наречий Дефис между частями слова в наречиях Мягкий знак после шипящих на конце наречий Слитное и раздельное написание предлогов, образованных из наречий Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие Слитное написание союзов также, тоже, чтобы Дефисное написание частицы –ТО со словами Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении Дефис в междометиях

Слайд 6

Орфограмма в корне слова З у А д В а И р С е И н Т и я о т Определяемые правилами Не проверяемые правилами Проверяемые ударением чередующиеся Тр а ва тр а вы С о сна с о сны Л е сок л е с Т я нуть т я нет С лаг ать - с лож ить Раст ение – рос ли Искл. Искл. От рас ль – рост ок Кас а ться - кос нуться Т о пор В и н е грет б а лкон Слышатся безударные гласные в корне? Алгоритм.

Слайд 7

Слышатся безударные гласные в корне ? Проверь ударением Измени форму слова (п а руса – п а рус) Подбери родственное слово (сп е шить – сп е шка) Подбери сложносокращённое слово (к о рабль – линк о р) Непроверяемые Вспомни происхождение слова, найди дальнего родственника (сост я заться – т я жба; бр о шюра – бр о шь) Смотри словарь Чередующиеся. Нельзя проверить ударением. Правописание зависит от Буквы в корне Буквы после корня Ударения смысла

Слайд 8

Правописание чередующихся гласных зависит от смысла ск ак - продолжительное действие: скакать, ск оч - мгновенное действие: вскочить м а к - погружать в жидкость: макать м о к- пропускать жидкость: промокашка, непромокаемый плащ пл а в- плавники, плавучий; пл о в - только в словах пловец, пловчиха, р а вн- сделать одинаковым: уравнять, р о вн- сделать ровным, гладким: подровнять Запомнить: всё равно, поравняться, равнение, равнина, НО: уровень, поровну, ровесник

Слайд 9

Правописание чередующихся гласных зависит от буквы в корне -ла г - - - ло ж - по лаг ать, по лож ить -рас т - - -рос- - -ра щ - раст ение, рос ли, вы ращ енный Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, на вырост

Слайд 10

Правописание чередующихся гласных зависит от Буквы после корня к а с( а )- - к о с(н) кас аться - кос нуться б и р а - – б е р- со бир ать - со бер у м и р а- -м е р блист ал – блес нул - блест ел п и р а- -п е р вы жиг ал - вы жег д и р а- -д е р пон им ать - пон я ть т и р а - -т е р рас стил аться - рас стел ю ст и л а - -ст е л бл и ст а - -бл е ст - и н а , - и м а - -я ж и г а- -ж е г(чь) и а е стил а

Слайд 11

Буквы Е и И в корнях с чередованием бер- - бир- дер- -дир- мер- -мир- пер- -пир- тер- -тир- блест- -блист- жег- -жиг- стел- -стил- чет- -чит- и а е Нет суффикса А про тир а ть, за пир а ть, со бир а ть, у мир а ть про тер еть, за пер еть, со бер ут, у мер еть

Слайд 12

Правописание чередующихся гласных зависит от ударения Без ударения О Гор еть, за гор ать Искл.: пригарь без ударения На клон иться, при клон ить Зар я, о зар ять, зар ница гор клон зар А

Слайд 13

Тип орфограммы: Буквы: Гласные Согласные Ь и Ъ знаки Большие Дефис Пробел Чёрточка Опознава- ? тельные ? признаки

Слайд 14

Чёрточка (при переносе): конец строки Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами Дефис: сложные слова приставки кое-, в-, по-, суффиксы - нибудь, - либо, - то, частицы –то, -ка. Орфограмма – пробел: ( слитное и раздельное написание) не, ни, бы, же; предлоги; сложные слова Опознавательные признаки Буквы: Гласные безударность шипящие и Ц перед гласными Согласные конец слова стечение согласных н перед гласными в конце слова Не обозначающие звуков Ь неразделительный мягкие согласные шипящие на конце слова ЦА на конце глаголов Ь и Ъ разделительные звук й после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Большие начало предложения, текста, наличие собственных имён и собственных наименований

Слайд 15

– Фонетические: ударение, безударность шипящие и ц мягкие согласные озвончение и оглушение согласных В о да (в о ды), суч о к, ш ё пот Ж ёлудь, ц инга, дро ж ь, спря ч ь Кон ь ки, кон ь , лист ь я Ко с ьба, ло ж ка Словообразовательные: часть слова однокоренное слово Пр и клеить, овраж е к Ду б – ду б ок, в о да - в о дный Морфологические: часть речи признаки частей речи: склонение и падеж спряжение и лицо предлог, сущ. нареч. В верху (дома) и вверху На опушк е ( I скл., п. п.) Вид и т ( II спр., 3-е л.) Синтаксические: связь слов в каком? В осенн е м лесу Смысловые: значение слова значение части слова Пол о скать (бельё), пол а скать (ребёнка); Пр е отличный (очень хороший) Пр и ехал (приближение) это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах. Условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые определяют, что следует писать в том или ином случае. Орфографическое правило -

Слайд 16

н во к зал сер д це я сн ый сала з ки сала з ок кро в кро в ля Орфограммы – согласные в корне Сер д це сер д ечный я сн ый я сен Непроизносимые Проверяемые Непрове-ряемые Определяемые правилами Запомни!

Слайд 17

Запомни Извес т но - вес т и Радос т но – радос т ь Про с ьба – про с ить Ко с ьба – ко с ить Моло т ьба – моло т ить Радос т но – радос т и Чуде сн ый – чуде с а Опа сн о – опа с ен Прекра сн о – прекрасен Поз д но – опоз д ать Участ вовать – участ ие аген т ство - аген т ы Ужа сн ый – ужа с ен иску сн ый – иску с ен Чу в ствовать Во к зал Фу т бол Ко ф та Рю к зак Бле сн уть Лес т ница Рове сн ик Свер ст ник Ше ств овать Я ств а Чес т вовать Праз д ность Я в ственный

Слайд 18

Буквы И, У, А после шипящих Ж И – Ш И пиши с И Ч А – Щ А пиши с А Ч У – Щ У пиши с У Искл.: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т, Ж ю ль Верн

Слайд 19

! Разделительные Ъ и Ь знак Выбор разделительных Ъ и Ь зависит от их положения в слове после приставки или не после приставки, а также от того, перед какими буквами они находятся: Е, Ё, Ю, Я, И. Ъ после приставки на согласную перед Е, Ё, Ю, Я Ь не после приставки перед Е, Ё, Ю, Я, И под ъ е зд с ъ ё мка раз ъ я риться пред ъ юбилейный в ь ю тся л ь ё тся вороб ь и ател ь е р ь я ный Запомни !

Слайд 20

-л а г - - -л о ж - В корне –лаг- - -лож- безударная а пишется перед г , безударная о перед ж По ло ж ить, распо ла г ать чередующаяся

Слайд 21

-ра ст - - -ро с - - -ра щ - Перед ст, щ отр а ст ать Искл .: р о ст овщик Р о ст ов Р о ст ислав р о ст ок от р а с ль Не перед ст, щ выро с ли чередующаяся -раст- -рос- -ращ-

Слайд 22

Правописание на конце слова Ь после шипящих во всех частях речи 1. Задай вопрос. Определи части речи. существительное 2. склонение глагол краткое прилаг. наречие 2. исключение? III Ь мыш ь вещ ь ноч ь рож ь I, II Ь шалаш рощ (мн.ч.) задач(мн. ч) ёж Ь н. ф. гл. береч ь 2 л. ед. ч. идёш ь повел.н. съеш ь !! –Ься; -Ьте Ь горя ч сведу щ то щ да нет Ь Ь уж проч ь замуж сплош ь невтерпёж предлоги союзы меж, однакож

Слайд 23

Запомни: Ад ъ ютант Об ъ ект Суб ъ ект Двух ъ ярусный Трёх ъ язычный Меж ъ ядерный Ин ъ екция Контр ъ якобинский Пан ъ японский Из ъ ян Кон ъ юктура ( создавшееся положение) Фельд ъ егерь ( курьер) Порт ь ера Сер ь ёзный Солов ь иный В ь юга Крест ь янин Под ь ячий Медал ь он Почтал ь он Шампин ь он Р ь яный Ател ь е ъ

Слайд 24

Вскользь Деньги День Резьба Купаться Возьму Восемьдесят Июньский, но Январский !!! Не путай Если глагол в повелительном наклонении пиши Ь Приготовься Познакомьтесь Не плачьте Взвесьте, но лягте Ранний гвоздик Песня зонтик помощник ночка Гость Оранжевый лучше нянчить Болезнь прочти Барабанщик овощной Ь не пишется: ЧК, ЧН, ЧТ, ЧШ, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ; ЗД, ЗН, НЖ, ТВ, РВ, НТ, ТН Искл.: ман ь чжурский Ь пишется: Для обозначения мягкости согласных После Л перед М, К, Г, Б, Ш У возвратных глаголов в неопределённой форме В прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский) Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

Слайд 25

Слитное и раздельное написание омонимичных слов Самостоятельные слова Служебные слова Сущ., числ., мест. наречия Предлог + сущ. В лесу Предлог + мест. Перед тобой предлог + числ. К пяти (лежит) вокруг ; На днях (приедет); Вверху находиться; По двое (шли). вокруг дома; в течение дня; вследствие дождя; ввиду опасности

Слайд 26

Неизменяемая Пиши так, как всегда пишется Запомни! о- от(о)- до- об(о)- по- под(о)- про- над(о)- на- пред(о)- за- в(о)- пере- с(о)- вне- Правописание приставок нет з- на -з, -с Бес- Рас- Вос- Вс- Ис- Чрес- Нис- Без- Раз- Воз- Вз- Из- Чрез- Низ- Стёпка Фец, хочешь щец Обрати внимание! пре- при-

Слайд 27

Обрати внимание! разорить разинуть разевать исчезать чересчур расчёт (ср. учёт, отчёт) рассчитать (ср. сосчитать) бессчётный рассориться происшествие исподтишка близсидящий воззвание восстание иззябнуть иссохнуть раззадорить рассердить

Слайд 28

В начало при- пре- Правописание зависит от значения приближение при лететь присоединение при шить = около, близко при школьный неполнота действия при сесть доведение действия до конца при ручить, при учить движение сверху вниз при давить, при жать = пере- пре града пре рвать = очень пре вкусный пре увеличить пре возносить Неясное значение – смотри словарь, запоминай!

Слайд 29

преобразовать преодолеть преследовать преподнести пререкаться преимущество прекратить препятствие превратить пренебречь камень преткновения премьера президиум претензия престиж Запоминай! приспособить приобщить приготовить привыкать присутствовать пригодиться привлечь причина пример приключение пригласить применить прилежный приоритет привилегия принадлежность прививка при- пре- Различай слова – омофоны. при- пре- приспособить приобщить приготовить привыкать присутствовать пригодиться привлечь причина пример приключение пригласить применить прилежный приоритет привилегия принадлежность прививка

Слайд 30

Различай слова-омофоны Прибывать (приезжать куда-то) Пребывать (находиться где-то) Призреть (дать приют) Презирать (ненавидеть) Притворить (закрыть) Претворить (воплотить мечту) Приклонить (наклонить) Преклоняться (глубоко уважать); преклонный возраст Придать (добавить) Предать, предатель ; предаться мечтам Приступить к работе Преступить закон, преступник Приходящий (являющийся вовремя) Преходящий (временный, недолговечный), (радость, явление); непреходящее значение – долговечное Привратник – сторож Превратный – искажённый Приложить (положить вплотную) Непреложный (закон) – неоспоримый, не подлежащий измене Приставить (поставить) Преставиться (умереть); с ветопреставление Притерпеться (к неудобствам) – привыкнуть Претерпеть (лишения, изменения) – вытерпеть, Приёмник – радио Преемник – продолжатель Пристанище – приют, убежище Беспрестанный - непрерывный

Слайд 31

Буквы Ы и И после Ц и ы 1.-ция Станция, лекция 2.-и- Цирк, цитата Искл.: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!» Улиц ы Синиц ын

Слайд 32

Ё и О после шипящих и ц Сущ., прил. Сущ., прил., нареч. Искл.: Крыж о вник Ш о рох Капюш о н ш о в Сущ., прил. ё Запомни! о о б без ударения Е глагол -Ё

Слайд 33

Запомни! шомпол трущоба чопорный шорник шоры чокнутый жом трещотка ожог (руки), но ожёг (руку) чащоба чокаться ужо вечор мажор шок шоколад шоссе шофёр цо коль назад в начало но !!! дирижёр, учёба никчёмный ночёвка тушёнка размежёвывать ещё Только О

Слайд 34

Ё в окончаниях глаголов и суффиксах причастий Глагол бережёт, печём, жжёт Страдательное причастие под ударением – Ё решённый - реш ить без ударения – Е (если они образованы от глагола на –ить) окрашенный - окрас ить

Слайд 35

Орфограммы – большие буквы Выбор больших букв зависит от наличия в тексте собственных имён, собственных наименований, от положения слова в начале предложения. В отдельных словах В начале предложения В собственных именах В собственных наименованиях Волга Москва Ваня Урал Карелия Сибирь Байкал Великая Отечественная война Российская Федерация Всероссийский Выставочный Центр газета «Известия» роман «Евгений Онегин» поезд «Дружба» Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин).

Слайд 36

Определи род и склонение. Задай вопрос, определи падеж. 1 склонение 2 склонение 3 склонение род.п. дат. п. предл. п. - е – - и в окончаниях существительных - ИЯ - ИЕ - ИЙ род. дат. предл. предл. -и (-ы) -е -е -е -и -и -и -ии -ии

Слайд 37

склонение м. р. страна ж. р. земля м. р. конь ср. р село, поле ж. р. степь печь -а - -я -о - -е Ь

Слайд 38

Безударные гласные в имён прилагательных - ое , -ее -ого , -его -ому , -ему -ом , -ем -ым , -им -ая , яя -ой , -ей -ую , -юю -ые , -ие -ых , -их -ыми , ими Задай вопрос от существительного. Проверяй безударное окончание вопросительным словом с ударным окончанием. в море (каком?) огромном синем над морем (каким?) огромным синим в пору (какую?) студёную зимнюю Помни о соответствиях Искл. в м.р., ед. ч.,им. п. -ий

Слайд 39

Слышится ца Правописание – тся и – ться в глаголах Задай вопрос. Определи часть речи Кто? Что? Что делать? Что сделать? Существительное глагол -ца 2. От какого слова зависит? Ставлю к глаголу Улица вопрос. Курица он, она что сделает? что делать? Острая спица они что сделают? что сделать? Чистая водица Болит переносица -ется -утся -ются (что делать?) -ится -атся -ятся Он хочет учи ться , ученик (что делает?) занима ться учи тся , занимае тся В безличных глаголах всегда пишется –тся без ь: не сидится, хочется, дремлется. нет Ь есть Ь

Слайд 40

К и СК в прилагательных есть краткая форма (качественное прилагательное) резок – рез к ий скользок – скольз к ий Основа на -к, -ц, -ч. (относительное прилагательное) Немец – немец к ий Рыбак – рыба ц кий Ткач – ткац к ий Исключение: таджикский, узбекский, угличский, иракский, тюркский, камчатский, корякский, каракалпакский В остальных случаях француз ск ий рус ск ий секретар ск ий матрос ск ий -ск- -к- Правописание Ь

Слайд 41

Правописание Ь Учител ь ский НО: богатырский !!! День-ден ь ской Июн ь ский Июл ь ский Сентябр ь ский Октябр ь ский Ноябр ь ский Декабр ь ский НО: январский Запомни!

Слайд 42

Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у - и м 2 лицо - и шь - и те 3 лицо - и т - а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у - е м 2 лицо - е шь - е те 3 лицо - е т - у т, ю т

Слайд 43

Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, - оть, -ыть, -ать -есть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать алгоритм

Слайд 44

Правописание безударных окончаний глагола Алгоритм Поставь глагол в неопределённую форму (что делать? что сделать?) того же самого вида. Из 11 глаголов? Глагол на -ить? Вид ишь Смотр ит Терп им Ненавид ите слыш ат руб ит , кат им ся крикн ешь (-уть) гон ят кле ите, кле ят се ет (-ять) наде ем ся (-ять) умыва ете сь (-ать) бор ют ся (-оть) да 2 спряжение нет да 2 спряжение нет 1 спряжение

Слайд 45

Буквы О и А в корне кос- - кас- В безударном положении если есть если нет кас- а кос- а При кас а ться, при кос нуться ( нет а )

Слайд 46

Соединительные гласные в сложных словах В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная О , а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е Земн о водный, земл е мер, пеш е ход, птиц е лов, земл е трясение, сердц е биение, природ о ведение. Запомни !!! врем я исчисление врем я препровождение сем я почка электр и фикация центр и фуга сум а сшедший ум а лишённый первая часть – числит. в род. п. первая часть – глагол в повелит. накл. без соединит. гласн. с иноязычн. элементами сорок а летие восьм и сотлетие сем и дневка НО : ст о летие девяност о летие тысяч е летие сорок о ножка сорок о уст гор и цвет сорв и голова скоп и дом держ и морда авиА, аэрО, автО, биО, библиО, гидрО. зоО, кинО, микрО, метеО, мотО, велО, фотО, телЕ, радиО, псевдО, стереО, электрО, ультрА, полИ ультра звук авиа почта

Слайд 47

Разносклоняемые существительные 10 существительных на - мя : бремя время вымя знамя как сущ. 3 склонения имя пламя племя семя стремя как сущ. 2 склонения темя + сущ. м. р. путь в пиши гласную Е род.п дат. п. - предл. п. и твор. п. -ем -ен- На знам ен и (на -мя)

Слайд 48

Буквы Ы и И после приставок Пред дущий Небез звестный Пред стория Раз грать от и дущий и звестный и стория и грать Исключения: сверх- сверхизысканный меж- межинститутский суб- субинформация дез- дезинформация транс- контр- контригра спортинвентарь пединститут взимать После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ы согласно произношению: ы Исключения: сверх- сверхизысканный меж- межинститутский суб- субинформация дез- дезинформация транс- контр- контригра спортинвентарь пединститут взимать

Слайд 49

Определи, как образовано слово. Поставь формулу «тот, кто». Найди букву перед суффиксом - ч ик- и - щ ик- После Д Т З С Ж Лё т чик Объез д чик Гру з чик Перепи с чик Перебе ж чик После других букв Камен щик Свар щик Кладов щик Стеколь щик (не посла д, т, з, с, ж) Тот, кто грузит, - гру з чик !!! Д е т и з а с а ж ей Не путай : стаканчик (суффикс умен.- вагончик ласкательный) -щик -чик

Слайд 50

Измени слово, поставь в род. падеже гласный убегает гласный остаётся замочка – замочек ключика – ключик сыночка – сыночек мячика – мячик крючочка – крючочек носика – носик Гласные Е и И в суффиксах сущ. - ЕК -, - ИК - -ек- -ик- Правописание неизменяемых суффиксов смотри далее и

Слайд 51

запомни Правописание неизменяемых суффиксов -чив- -лив- -ат- -чат- -оват- -еват- -еньк- -оньк- -ов- -ев- -ив- -инск- -еч- -ист- отзыв чив ый забот лив ый веснушч ат ый ступен чат ый желт оват ый син еват ый мал еньк ий лёг оньк ий дел ов ой алюмини ев ый правд ив ый сестр инск ий НО: пенз енск ий рождеств енск ий старуш еч ий порыв ист ый треск отн я Иван овн а бедн от а нежн ость тяж есть ханж еств о нищ енств о меньш инств о упад ничеств о НО: за иньк а па иньк а ба иньк и бег отн я болт овн я пестр от а нищ ет а верн ость свеж есть содруж еств о перв енств о больш инств о лодыр ничеств о царап ин а голуб изн а врем ен а берёз оньк а дорож еньк а - отн- -овн- -от- -ет- -ость- -есть- -еств- -енств- -инств- -ничеств- -ин- -изн- -ен- -оньк- -еньк- имён прилагательных имен существительных имен существительных

Слайд 52

Дефисное и слитное написание слов с ПОЛ - и ПОЛУ - пишутся с дефисом: перед Л пол - л имона перед гласным пол- о кна перед заглавной буквой пол - Ч елябинска В остальных случаях пол - в сложных словах пишется слитно: полкласса, полмандарина, полпервого, полугодие НО: пол чайной ложки, поллитровка

Слайд 53

Не с глаголами Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно Не заметил, не заметив, не был, не мог Слитно, если слово не употребляется без не Ненавидеть, негодовать, нездоровится, Невзлюбить, недоумевать, неможется, Неволить, неистовствовать, неймётся Различай не до- и недо - с глаголами

Слайд 54

Не до- и недо- Определи значение Сделано не до конца не допить чай не досмотреть фильм не добелить комнату не довезти до дома Ниже нормы, мало, есть антоним с пере- недовыполнить план недобрать вес недоедать недогрузить не до- недо- Особо запомни!

Слайд 55

Особо запомни! Недостаёт денег, времени Не достаёт до стола = не дотягивается Но: не хватает денег (мало) Не хватает за подол Недаром (не напрасно) беспокоился Не даром (не бесплатно) получил

Слайд 56

Правописание не Раздельно Есть противопоставление с союзом а Не правда, а ложь Не добрый, а злой Не далеко, а близко Есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда (слова с ни) Она далеко не красавица Вовсе не интересный Ничуть не знакомый текст Никому не знакомый текст Слитно слово не употребляется без не Невежа Невзрачный Нелепо Можно заменить синонимом Это неправда = (ложь) Неинтересный рассказ (скучный) Негромко читал (тихо) Рассказ неинтересен (кр. прил.) Человек несчастлив Проверь по словарю и запомни! с существительными, качественными прилагательными и наречиями на –о, -е

Слайд 57

Запомни! Не рад Не должен Не готов Не обязан Не намерен Не склонен Не прав Не женат Не виден Не расположен Не виноват Не согласен

Слайд 58

Правописание не с наречиями Слитно Не употребляются без не Неизбежно, нелепо Можно заменить синонимом без не Неплохо (хорошо), немного (мало), неудачно, (безуспешно) В отрицательных наречиях Негде, некуда, неоткуда, незачем В отымённых наречиях Невдалеке, невдомёк, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпёж, недаром =(ненапрасно), Но: не даром =(не бесплатно), некстати, неспроста, нехотя В сочетаниях невесть кто (что, какой, где, куда и т. п.). Раздельно С наречиями не -о и –е, если есть противопост. Не богато, а бедно если есть далеко не, вовсе не, отнюдь не + слова с ни (ничуть…) С наречиями не на -О, -Е Не здесь, не так, не полностью, не совсем, не жаль, не хуже (сравн. ст.), не сегодня, не иначе, не по-моему, не по-товарищески, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки, не в зачёт, не в меру.

Слайд 59

петуш ин ый лебед ин ый кож ан ый нефт ян ой серебр ян ый Исключения: стекл янн ый олов янн ый, дерев янн ый Исключение : ветреный стар ин н ый клюкв енн ый солом енн ый комисси онн ый рифмовки Нет синий, юный, румяный, свиной Н и НН в суффиксах прилагательных -ин- -ан- -ян- н нн н + н -енн- -онн- День, погода, человек ветр ен ый Двигатель, оспа, мельница ветр ян ая

Слайд 60

Н и НН в суффиксах полных причастий От какого слова образовано? От существительного прилагательное От глагола причастие Задай 4 вопроса Да 1. Оканчивается на - ованный, - ёванный ? Нет Да 2. Есть ли приставка , кроме не? Нет Да 3. Есть ли зависимое слово ? Нет Да 4. сов. ли вид глагола, от которого слово? (что сделать?) Запомни глаголы сов. вида Нет Если хотя бы 1 Да если 4 Нет с коше нн ый печё н ый картофель, организ ованный не коше н ая трава Коше нн ый на лугу; решённая свежекоше н ая трава Задача ( от гл сов вида ) варё н ый, сушё н ый нн н

Слайд 61

Запомни глаголы совершенного вида Решить Лишить Встретить Кончить Пустить Купить Обидеть Простить Бросить Стреножить

Слайд 62

Мошенник украл у труженика И смышлёного механика В гостинице одну «эн». Правописание н и нн Рифмовки Брошенный, данный и лишённый, Пущенный, купленный и решённый. Хоть без приставки, но совершенный вид, поэтому две «эн» стоит. Священный и желанный, Негаданный, нежданный. Не применяя правил знанья, Пиши две «эн» без колебанья Зато смышлёный, жёваный, приданое и кованый – Запомнить можно без труда, что в них одна лишь «эн» всегда. Свиной, зелёный, синий, рьяный, Юный, пряный и румяный. Здесь ты суффикс не ищи И одну лишь «эн» пиши.

Слайд 63

Н – НН в производных формах Задай вопрос. Определи часть речи. КТО? ЧТО? КАК? КАКОВ(А, О, Ы)? 2. Можно ли заменить глаголом? краткое краткое (столько Н, сколько причастие прилагательное в производной + сущ. в твор. п. (есть синоним- Форме) отвечал мест. в твор. п. прилагательное) путаница ( от путаный ) путано (чем-то, кем-то) рассеянность рассеянно (столько Н, сколько ( от рассеянный ) в полной форме) семена рассеяны; поля пустынны по полю (кем-то, чем-то) (кто-то рассеял) Сущ. нареч. н, нн да нет н н, нн В наречиях на –о и –е пишется столько же Н, сколько в прилагател., от которых они образованы

Слайд 64

Правописание не с причастиями Если слово употребляется без не 1. Краткая или полная форма? краткая полная 2. Есть ли противопоставление ? да нет 3. Есть ли зависимое слово ? да нет не раздельно не раздельно не раздельно не- слитно рассказ не прочитан не просмотрен не раскрыт не прочитанный, а просмотренный рассказ; не опубликованный, а в рукописи ещё не прочитанный; вовремя не опубликованный непрочитанный рассказ

Слайд 65

Сложные прилагательные Пишутся с дефисом , если они образованы путём сложения независимых слов (можно поставить союз И ) выпукло – вогнутый, шахматно – шашечный образованы от сущ., которые пишутся с дефисом северо – западный, алма - атинский 3. обозначают цвет изжелта – красный, бледно – розовый, синевато - синий Пишутся слитно , если они образованы слиянием словосочетания в слово вечнозелёный, долгоиграющая, глухонемой, белоснежный 2. первая часть таких слов – наречия: быстро, вечно, густо, высоко, выше, гладко, глубоко, дорого, коротко, легко, много, мало, мелко, ниже, остро, редко, сильно, трудно, тяжело, узко, чисто, широко высокохудожественный Не путай! Смотри словарь далее

Слайд 66

Не путай! Смотри словарь общественно полезный общественно необходимый резко отрицательный детски наивный абсолютно верные расчёты наречия прилагательные

Слайд 67

Правописание числительных на конце в середине числительных шестнадцат ь восемнадцат ь шест ь десят шест ь сот ь 5-20, 30 50-80, 500-900 девяносто, двести, триста, четыреста, одиннадцать, миллион, миллиард запомни

Слайд 68

скольких? скольким? сколькими? о скольких? Склонение числительных Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное кость 3 склонения. Числительные сорок , девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто; а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. От 11 до 19 в род., дат. и предл. падежах - И

Слайд 69

Разряды числительных Собирательные Обозначают количество предметов как одно целое Двое, трое, четверо, оба (обе) Употребляются с сущ. 1). муж. р. четверо учеников, трое друзей ; 2). обозначающими детёнышей: семеро козлят, трое котят ; 3). Имеющими только форму мн. ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое брюк, двое перчаток Порядковые Называют порядковый номер при счёте: Первый том, двадцатый том, тысяча девятьсот девяносто третий год Количественные Обозначают количество предметов или отвлечённое число Два ученика , пять тетрадей , три берёзы, двадцать один, сто Целые три сорок одиннадцать пятнадцать Дробные количественное порядковое Две третьих, восемь десятых, Сущ. Сущ. кол. числ. Ноль целых три порядк. числ. десятых полтора (и.в.) полутора(Р. Д. Т. П)

Слайд 70

Склонение сложных количественных числительных падеж 50 - 80 200 - 400 500 - 900 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю - десять ю о пят и десят и дв е ст и дв ух сот дв ум ст ам дв е ст и дв умя - о ст ами дв ух ст ах тр и ст а тр ёх сот тр ём ст ам тр и ст а тр емя - ст ами о тр ёх ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырь мя - ст ами о четыр ёх - ст ах пятьсот пят и сот пят и ст ам пятьсот пять ю стами о пят и ст ах

Слайд 71

да нет Правописание не - ни Поставь ударение под ударением без ударения Есть ли предлог (для местоимений) пиши в одно слово пиши в три слова некого спросить не у кого спросить никого не спросишь ни у кого не спросишь никакая работа не нравилась ни от какой работы не отказывался он здесь ни при чём с отрицательными местоимениями и наречиями не ни Наречия всегда в одно слово: нигде не остановиться, ниоткуда не ждал, незачем спорить, нипочём не уступлю

Слайд 72

кого-то некто Разряды местоимений по значению НЕ пишется слитно в неопределённых местоимениях и в отрицательных наречиях (орф. №44, 59) (неоткуда) Приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом (орф. № 45) (кое-куда) Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они,(меня, тебя, нас, вас, их…) Возвратное: себя Вопросительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то. какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их Указательные: тот, этот, такой, таков, столько Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Слайд 73

Повелительное наклонение жар жар те жар ся спряч спряч те спряч ся ь Искл.: ляг, лягте, приляг, прилягте положат – положите кладут – кладите встанут – встаньте поют – пойте Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не «поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Частицы пусть, пускай, да, давай + глагол изъявит. накл. Пусть пшеница колосится . Да здравствует разум!

Слайд 74

Правописание безударных суффиксов глаголов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива- 1. Поставь глагол в форме 1 лица наст. или буд. времени (я). На что оканчивается глагол? На -ую, (-юю) На –ываю (-иваю) -ова- -ева- -ыва- -ива- совет ую – совет ова ть, гор юю – гор ева ть, команд ую - команд ова ть доклад ываю – доклад ыва ть, разве иваю - разве ива ть !!! –ирова- трен ирова ться лак ирова ть !!! - изирова- витамин изирова ть идеал изирова ть Искл. : разведывать, проведывать, наведываться, выведывать

Слайд 75

Правописание безударных суффиксов в причастиях орф. № 50, 51, 55 1. Определи время причастия настоящее прошедшее 2. Определи спряжение глагола, от которого причастие 2. Смотри на букву перед - ть и напиши её перед суф. причастия 1 спр. -ущ- -ющ- - е м- 2 спр. -ащ- -ящ- - и м- - а ть - я ть - а нн- - я нн- - а вш- - я вш- - е ть - и ть -евш- -ивш- Но только –е нн - бор ющ ийся колыш ущ ийся колебл ем ый + искл. стелющийся брезжущий зиждущийся дыш ащ ий кле ящ ий вид им ый искл. движимый (от старого гл. движити) (от – я ть) засе я вший засе я нный (от - а ть) увенч а нный увенч а вший увид е вший постро и вший, но постро енн ый от -ить -енн- искл. выровн енн ый выравн енн ый измер енн ый обиж енн ый

Слайд 76

Буквы О и А на конце наречий Из- изредк а До- досух а С- слев а Правило «окна» из окн а в окн о до окн а на окн о с окн а за окн о А если наречия образованы от прилагательных, в которых нет Этих приставок В остальных случаях - О Влево, направо, засветло, досрочно (от досрочный), начисто, заново, В остальных случаях - О Влев о , направ о , засветл о , до срочн о (от досрочный), на чист о , за нов о ,

Слайд 77

Дефис между частями слова в наречиях ПО- … -ОМУ (-ЕМУ), -И В- (ВО-)… -ЫХ (-ИХ) КОЕ- -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ СЛОЖНЫЕ НАРЕЧИЯ ПО - ЗИМНЕМУ, ПО - ДОБРОМУ, ПО - ТОВАРИЩЕСКИ ВО - ПЕРВЫХ, ВО - ВТОРЫХ, В - ТРЕТЬИХ, В - ЧЕТВЁРТЫХ КОЕ - КАК, КОЕ - ГДЕ, КОЕ - КУДА, КОГДА – ТО, КУДА – ЛИБО, ГДЕ – НИБУДЬ МАЛО – ПОМАЛУ, ЕЛЕ – ЕЛЕ, ПОДОБРУ – ПОЗДОРОВУ, МАЛО – МАЛЬСКИ, ЧУТЬ –ЧУТЬ, КРЕПКО – НАКРЕПКО, КАК – НИКАК, ТОЧЬ - В – ТОЧЬ ; НЕ ПУТАЙ!!!

Слайд 78

Запомни!!! бок о бок с глазу на глаз один на один точка в точку с году на год

Слайд 79

Предлоги из наречий шёл впереди (=перед) колонны; был внутри (в) страны; был вблизи (=у) школы; смотрел вслед (=за) поезду; ходил вокруг (=у) дома; шёл навстречу (=к) другу; был позади (=за) дома; поступил наперекор судьбе; стоял напротив (=перед) сада; сделал накануне (=перед) праздника; сверх (=над) плана. пишутся слитно

Слайд 80

Предлоги из существительных В одно слово В два или три слова наподобие шара; насчёт (=о) поездки, НО: положил на счёт в банке; вместо (=за) него, НО: попал в место, известное всем; вроде костюма, НО: согласуется в роде, числе; ввиду (=из-за) недостатка времени; НО: иметь в виду. в отличие от него; по причине (=из-за) болезни; в целях безопасности; со стороны (=от) друзей; в силу (=по, из-за) привычки; в связи с ремонтом; за счёт отдыха; в виде вазы.

Слайд 81

дня, суток, часа, года, минуты, т. е. времени Если слышится 1. Задай вопрос. Определи значение и часть речи существительное предлог В – предлог предлог раздельно В – раздельно, на конце Е 2. Определи падеж в течени е вин. п. предл. п. в продолжени е -Е -И в заключени е доклада попал (куда?) изменения (где?) (под конец) в течение в течении реки почему? причина реки предлог в течение в продолжение в заключение вследствие где? в чём? куда? во что? место когда? время вследстви е (= из-за) неурожая НО : нареч. впоследстви и

Слайд 82

Союзы тоже, также, чтобы Союзы тоже, также, чтобы пишутся слитно Отличай от сочетаний: ТАК ЖЕ (наречие с частицей) Сын учился так же хорошо, как и отец. ТО ЖЕ (местоимение с частицей) То же слово, да не так молвить. ЧТО БЫ (Что бы ни сделал, всё получается хорошо.) Частицы ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены тоже также чтобы = И = для того чтобы Отец тоже учился в институте. Чтобы знать, надо хорошо учиться. запомни

Слайд 83

Всегда раздельно в сочетаниях так же как и , то же что и в то же время одно и то же, то же (самое) точно так же, всё так же во что бы то ни стало запомни

Слайд 84

Употребление дефиса в служебных словах и междометиях между словами из – за из – под ах – ах (междом.) всё – таки ха – ха – ха сущ. част. стол – то прил. част. красный – то глаг. част. упал – то глаг. част. принеси - ка Междометия, образованные повторением слов, пишутся с дефисом. №71 Частицы -то и -ка присоединяются к другим словам через дефис. №69, 70

Слайд 85

Правописание Ь после шипящих в наречиях на конце слова Исключение? ДА уж замуж невтерпёж без Ь Нет прочь сплошь настежь с мягким знаком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учеников и родителей Present Simple

Образование и употребление Present Simple....

Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.

практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....

Тренажёр на действия с десятичными дробями в помощь ученикам и их родителям

Данный материал рассчитан для родителей и учащихся с целью успешного овладения темой "Десятичные дроби".Данный тренажёр рассчитан на изучение данной темы в 5-6 классах, а так же для трениров...

Брошюры-рекомендации для учеников, их родителей и педагогов в помощь при подготовке к ЕГЭ-2015 от Рособрнадзора

Брошюры-рекомендации для учеников, их родителей и педагогов в помощь при подготовке к ЕГЭ-2015 от Рособрнадзора...

Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"

Памятка для учеников и родителей "Выбор профессии-дело не простое"...

Памятка "В помощь ученику" (речевые клише для написания сочинения (27 задание ЕГЭ) по русскому языку"

В материале содержится два варианта речевых клише для написания сочинения-рассуждения.Особое внимание уделяется структуре сочинения и аргументации выявленной проблемы....