Корни с чередованием.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обобщения изученного | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Составитель: Подгорбунская Л. В., учитель русского языка
ГБОУ СОШ №5 “ОЦ “Лидер” г.о. Кинель
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику
Обобщение изученного по теме «Корни с чередованием».
Тема | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных |
Тип урока | Урок обобщения изученного |
Цель урока | 1. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. 2. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы. 3. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. 4. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к природе, чувство взаимоуважения. |
Задачи | Образовательные: 1) расширение эрудиции, лингвистического и филологического кругозора 2) расширение культуры речевого общения Развивающее: 1) развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей 2) воспитание умения работать в парах, самостоятельно Воспитательные: 1) воспитание культуры общения 2) воспитание потребностей в самообразовании 3) воспитание уважения к природе |
УУД | Личностные УУД: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку в современном поликультурном и полиэтническом мире; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: - умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - развитие коммуникативной компетенции Познавательные УУД: - умение работать с прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - умение осуществлять информационный поиск; - умение выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; |
Планируемые результаты | Предметные: - дают четкое определение орфограммы; - употребляет в речи слова с основой на шипящий, правильно их пишут и объясняют; -конструируют слова по заданным критериям; -восстанавливают текст с использованием существительных с основой на шипящий; - создают текст с использованием изученной орфограммы |
Основные понятия | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных |
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Учебник, презентация |
Организация пространства | Работа фронтальная, парная, самостоятельная |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства обучения | Формируемые УУД |
1.Мотивационный этап | Прозвенел долгожданный звонок, начинается урок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись Тихо сели за свой стол Начинаем разговор. | Приветствие. Подготовка к работе. Формулирование темы и целей урока. | Слайд №1 | Коммуникативные: умение слушать и понимать других |
2.Актуализация опорных знаний | Рассмотрите это прекрасное дерево. Из чего оно состоит? -А без чего дерево погибнет? -Слова, как и любые живые существа, тоже не могут существовать без корня. -Почему? На доске записаны слова: растение, подбирать, заря, коса. Выделите в них корень, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ. | Отвечают на вопросы. Без корня. Дают определение, что такое корень слова. Коса, так как это слово с проверяемой гласной в корне. | Слайд№2 | Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывание в устной форме. |
3.Постановка учебной задачи | - Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь) - А какова цель урока? | Обобщение изученного по теме «Корни с чередованием» Грамотное написание слов с чередующимися гласными в корне слова. | Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | 1. -По каким признакам можно сгруппировать слова? -Расскажите правило о выборе гласной в этих корнях -Запишите слова в три столбика. Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание? Поставьте себе баллы в лист самооценки. 2.Игра «Определи правильно выбор гласной» Забирать, расстелить, зажигать, прикасаться, прикосновение, замереть, стирать, заря, зорька, горение, нагар, огарок, поклониться, кланяться, росток, произрастать, заросли, ростовщик, 21) | По ударению, по последующей согласной, по суффиксу после корня. Рассказывают правила Самостоятельно записывают и оценивают свою работу Показывают соответствующие карточки | Слайд №3 Слайд№4 Слайд №5 | Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов Коммуникативные: осваивают культуру общения, умение слушать товарища Метапредметные: установление причинно-следственных связей |
5 Закрепление и совершенствование знаний и умений | 1).Игра « Составь слово» Предутренний- взять приставку; Поговорить- взять приставку; Слагаемое- взять корень; Решать- взять первый суффикс; Писал- формообразующий суффикс; Говорила- окончание. Предполагала. -Выдели морфемы в образованном слове Да, ребята. Я предполагала, что вы хорошо усвоили материал, но вы настоящие молодцы. Я думаю, что пора нам уже поработать в роли корректоров. - А вы знаете , кто такой корректор? (работа со словарем) Задание : исправить ошибки Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера. | Составляют слово по заданным критериям Выделяют морфемы Учатся работать со словарем Находят и исправляют ошибки, ответ аргументируют | Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 | Метапредметные: формирование логических действий Познавательные: ориетироваться в словарной статье, находить нужную информацию в словаре |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков | - Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту. Перед вами панорама нашего любимого города, Я читаю текст, вы внимательно его слушаете и выписываете только слова с чередующими гласными в корне слова Над Волгой разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к деревьям. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие елочки поклонились солнцу. Высокие здания, расположившиеся на берегу великой реки, загорелись теплым светом. Город, озаренный солнцем, был прекрасен - О чем этот текст? (О красоте города) -Какова основная мысль текста? -Какие типы речи вы увидели в тексте? -Какие средства выразительности помогают наглядно представить красоту наступающего утра на Волге? Лингвистический эксперимент. -Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок) Выразительно его прочитайте. Наслаждаешься просторами земли Самарской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству. Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться. - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм) (На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова) - А как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Творческая работа. Сочинение-миниатюра с использованием опорных словосочетаний | Запоминают и выписывают слова с чередующимися гласными в корне слова, объясняют выбор орфограммы Разгоралась, заря, блистая, прикоснулись, зарослях, подрастающие, поклонились, Определяют тему текста, основную мысль, тип речи Используют слова для справки, восстанавливают текст Выразительно читают текст Знакомятся с лексическим значением слова патриот Составляют текст | Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 | Познавательные:умение передавать содержание в выборочном виде Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов Личностные:любовь к своей земле, вопитание чувства патриотизма |
8. Рефлексия | Ну вот и пришло время подвести итоги урока. Какие темы мы сегодня обобщали на уроке? -Интересно ли было на уроке? -Какие задания вызвали наибольшую трудность? - Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами, приклеивая на древо познания нужного цвета кружок. | Отвечают на вопросы | Слайд №13 | Личностные: формирование самооценки включая осознание своих возможностей в учении |
9.Постановка домашнего задания | Сочинить сказку о корнях с чередованием |
Учебный предмет ________________________________________________________________________________
Тема урока ______________________________________________________________________________________
Анализ уроков
в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Стр. учебника | №, краткое содержание учебного задания | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||
Общий уровень развития общения | Коммуникация как общение (интеракция) | Коммуникация как кооперация | Коммуникация как условие интериоризации | ||||||||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корни с чередованием
таблица корней с чередованием...
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Е-и в корнях с чередованием
Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде...
Гласные в корнях с чередованием
На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...