Корни с чередованием.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Подгорбунская Лариса Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обобщения изученного28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Составитель: Подгорбунская Л. В., учитель русского языка

ГБОУ СОШ №5 “ОЦ “Лидер” г.о. Кинель

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику

 Обобщение изученного по теме «Корни с чередованием».

Тема

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

Тип урока

Урок обобщения изученного

Цель урока

       1. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

       2. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.

       3. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

      4. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к природе, чувство взаимоуважения.

Задачи

Образовательные: 

1) расширение эрудиции, лингвистического и филологического кругозора

2) расширение культуры речевого общения

Развивающее: 

1) развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей

2) воспитание умения работать в  парах, самостоятельно

Воспитательные: 

1) воспитание культуры общения

2) воспитание потребностей в самообразовании

3) воспитание уважения к природе

УУД

Личностные УУД:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самопознанию на основе мотивации к обучению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку в современном поликультурном и полиэтническом мире;

- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки;

Коммуникативные УУД:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

- развитие коммуникативной компетенции

Познавательные УУД:

- умение работать с прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- умение осуществлять информационный поиск;

- умение выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

Планируемые результаты

Предметные:

- дают четкое определение орфограммы;

- употребляет в речи слова с основой на шипящий, правильно их пишут и объясняют;

-конструируют слова по заданным критериям;

-восстанавливают текст с использованием существительных с основой на шипящий;

- создают текст с использованием изученной орфограммы

Основные понятия

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Учебник,

презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, парная, самостоятельная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

Формируемые УУД

1.Мотивационный этап

Прозвенел долгожданный звонок, начинается урок.

Все у парты ровно встали,

 Улыбнулись, подравнялись

 Тихо сели за свой стол

 Начинаем разговор.

Приветствие. Подготовка к работе. Формулирование темы и целей урока.

Слайд №1

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

2.Актуализация опорных знаний

Рассмотрите это прекрасное дерево. Из чего оно состоит?

-А без чего дерево погибнет?

-Слова, как и любые живые существа, тоже не могут существовать без корня.

-Почему?

 На доске записаны слова: растение, подбирать, заря, коса. Выделите в них корень, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

Отвечают на вопросы.

Без корня.

Дают определение, что такое корень слова.

Коса, так как это слово с проверяемой гласной в корне.

Слайд№2

Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные: строить высказывание в устной форме.

3.Постановка учебной задачи

- Попытайтесь сформулировать тему  урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)

- А какова цель урока?

Обобщение изученного по теме «Корни с чередованием»

Грамотное написание слов с чередующимися гласными в корне слова.

Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов

4.Построение проекта выхода из затруднения

1. -По каким признакам можно сгруппировать слова?

-Расскажите правило о выборе гласной в этих корнях

-Запишите слова в три столбика. Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание? Поставьте себе баллы в лист самооценки.

2.Игра  «Определи правильно выбор гласной»

Забирать, расстелить, зажигать, прикасаться, прикосновение, замереть, стирать, заря, зорька, горение, нагар, огарок, поклониться, кланяться, росток, произрастать, заросли, ростовщик, 21)

По ударению, по последующей согласной, по суффиксу после корня.

Рассказывают правила

Самостоятельно записывают и оценивают свою работу

Показывают соответствующие карточки

Слайд №3

Слайд№4

Слайд №5

Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов

Коммуникативные: осваивают культуру общения, умение слушать товарища

Метапредметные: установление причинно-следственных связей

5 Закрепление и совершенствование знаний и умений

1).Игра « Составь слово»

Предутренний- взять приставку;

Поговорить- взять приставку;

Слагаемое- взять корень;

Решать- взять первый суффикс;

Писал- формообразующий суффикс;

Говорила- окончание.

Предполагала.

-Выдели морфемы в образованном слове

Да, ребята. Я предполагала, что вы хорошо усвоили материал, но вы настоящие молодцы. Я думаю, что пора нам уже  поработать в роли корректоров.

- А вы знаете , кто такой корректор? (работа со словарем)

Задание : исправить ошибки

Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

Составляют слово по заданным критериям

Выделяют морфемы

Учатся работать со словарем

Находят и исправляют ошибки, ответ аргументируют

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Метапредметные: формирование логических действий

Познавательные: ориетироваться в словарной статье, находить нужную информацию в словаре

7.Применение знаний и формирование умений и навыков

- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.

 Перед вами панорама нашего любимого города, Я читаю текст, вы внимательно его слушаете и выписываете только слова с чередующими гласными в корне слова

Над Волгой разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к деревьям. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие елочки поклонились солнцу. Высокие здания, расположившиеся на берегу великой реки, загорелись теплым светом. Город, озаренный солнцем, был прекрасен

- О чем этот текст? (О красоте города)

-Какова основная мысль текста?

-Какие типы речи вы увидели в тексте?

-Какие средства выразительности помогают наглядно представить красоту наступающего утра на Волге?

Лингвистический эксперимент.

-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)

Выразительно его прочитайте.

 Наслаждаешься просторами земли Самарской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

 - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)

- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Творческая работа.

Сочинение-миниатюра с использованием опорных словосочетаний

Запоминают и выписывают слова с чередующимися гласными в корне слова, объясняют выбор орфограммы

Разгоралась, заря, блистая, прикоснулись, зарослях, подрастающие, поклонились,

Определяют тему текста, основную мысль, тип речи

Используют слова для справки, восстанавливают текст

Выразительно читают текст

Знакомятся с лексическим значением слова патриот

Составляют текст

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Познавательные:умение передавать содержание в выборочном виде

Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов

Личностные:любовь к своей земле, вопитание чувства патриотизма

8. Рефлексия

Ну вот и пришло время подвести итоги урока.

Какие темы мы сегодня обобщали на уроке?

-Интересно ли было на уроке?

-Какие задания вызвали наибольшую трудность?

 - Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами, приклеивая на древо познания нужного цвета кружок.

Отвечают на вопросы

Слайд №13

Личностные: формирование самооценки  включая осознание своих возможностей в учении

9.Постановка домашнего задания

Сочинить сказку о корнях с чередованием

Учебный предмет ________________________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________________________________________

Анализ уроков

в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Стр. учебника

№, краткое

содержание

учебного задания

Коммуникативные УУД

Общий уровень развития

общения

Коммуникация как

общение (интеракция)

Коммуникация как

кооперация

Коммуникация

как условие

интериоризации

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1

4.2

4.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...