Выступление на августовской конференции
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Уроки развития речи в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности уроков развития речи как средства успешной подготовки к написанию сочинения – рассуждения на ОГЭ и ЕГЭ
Над сочинением – рассуждением начинаю работать с 5 класса . В учебнике М.М.Разумовской , С.И.Львовой,по которым мы работаем , в разделе «Строение текста» есть тема «Строение текста типа рассуждения-доказателльства». Здесь в доступной форме , на примере теоретического материала , текстов упражнений объясняется ,что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «аргументы», «вывод», учимся находить примеры к аргументам. Затем отрабатываем эти умения , анализируя тексты разных типов речи. Пятиклассники не только учатся находить черты разных типов речи в тексте, но и расчленять текст на его составные части. Учась находить тезис , аргументы , вывод ,отмечаем , что в тексте любого типа есть ещё одна важная часть-вступление.
Например. Василису назвали Премудрой(тезис) , потому что она всё умела делать(аргумент) : испекла пышный каравай , соткала за ночь чудесный ковёр , одним взмахом руки првратила комнату в озеро с белыми лебедями(примеры).
Словом , была мастерица на все руки . Поэтому и получила такое прозвище(вывод).
До иучения данной темы работали с разделом «Текст» , где повторяли понятия : что такое текст , тема текста , изученные в начальной школе , работали над порядком распложения предложений в тексте, микротемой текста , выделением абзаца. Поэтому при работе над сочинением – рассуждением в очередной раз акцентирую внимание учащихся на выделении абзаца , его роли и значении в тексте .
В пятом же классе начинаю знакомить ребят с различными лингвистическими понятиями . Это знакомство происходит в ненавязчивой форме , но позволяет осознать роль лингвистики в тексте .
Например , прошу написать сказку по данному началу : « В далёкой и загадочной стране Лексика , которую населяли умные , красивые и великодушные жители , жили-были Эпитет и Метафора…» . Продолжите сказку , ответив на вопрос: «Для чего нужны метафора и эпитет?» Приведите аргументы , доказывающие вашу правоту .
Ранее изученный раздел «Синтаксис и пунктуация» позволяет поработать над ролью однородных членов , вводного слова в тексте о Василисе .
Также при изучении раздела «Лксика» на текущих уроках и уроках развития речи использую творческие задания – игры .
Например .
Игра «Переводчик»
- Кто быстрее заменит все слова в предложении ( кроме служебных ) синонимами ? Доктор пописал пациенту инъекции .
- ИЛИ. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими ? При проверке было выявлено немала дефектов и т.п.
В 6-7 классах начинаю обучать ребят писать сочинение по предложенной фразе или фрагменту из текста . Учу расчленять фразу на составные части , обяснять их и подбирать аргументы . Например , анализ речи Тараса о товариществе или объяснение фразы героя «И мы – не праздно в мире жили!» из думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».
Уроки по темам «Что мы знаем о стилях речи , о типах речи , виды рассуждений» дают возможность обучения лингвистическому и художественному анализу текста. Итак , учимся писать сочинение – рассуждение на основе предложенного текста , находить в нём аргументы для доказательства сформулированного утверждения .
Далее , в 8-9 классах , работа усложняется и углубляется , но ведётся по такому же принципу .
Сочинение на ОГЭ –это ступенька к выпускному сочинению на ЕГЭ : если ученик научился в 9 классе основным приёмам создания собственного текста – рассуждения по прочитанному тексту , то в 11 классе с этой задачей ему справиться будет легче .
В 10 -11 классах для эффективности подготовки к написанию сочинения использую ещё один приём . Создаю сочинения по тексу , намеренно допустив в них ошибки . Знакомлю учащихся с критериями проверки сочинения , а затем предлагаю им самостоятельно проверить работу и выставить соответствующие баллы . Такой приём , на мой взгляд , не только позволяет ребятам хорошо познакомиться с критериями оценивания сочинения , но и впоследствии при создании собственного текста чётко придерживаться их .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.
Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....
Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"
Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...
Выступление на августовской конференции. Внеурочная деятельность на базе школьного музея.
Использование школьного музея во внеурочной деятельности....
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
выступление на августовской конференции для учителей татарского языка и литературы
выступление учителя...
Выступление на августовской конференции
Воспитание успехом в условиях новых требований современного образования...