Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку. Сроки реализации программы: 0,5 года. Программа адаптирована . На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин.), всего – 17 часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_zanimatelnaya_grammatika.docx | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол №1 от | Согласовано на методсовете Протокол №1 от | Утверждаю Директор БОУ «Лицей» Л.Ю. Кирилихина
|
Рабочая программа по курсу
«Занимательная грамматика»
Класс: 5
Учитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории
г.Калачинск 2016г.
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку. Сроки реализации программы: 0,5 года. Программа адаптирована . На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин.), всего – 17 часов в год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности.
.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств ученика;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета, словари различных типов;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей творческой деятельности, последовательность действий;
- корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;
- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов с учётом ситуации общения;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими докладами и сообщениями.
Рефлексивные УУД:
- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
- применять самодиагностику и взаимодиагностику в деятельности на занятиях.
Предметные результаты:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика» должно стать создание ситуации для творческой самореализации.
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1.
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч)
Тема 1.1. «Диалог о звуках. Гласные и согласные».
Тема 1.2. Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»
Тема1.3. Двойная роль букв у, ё, ю, я. Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи.
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2.
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)
Тема 2.1. Приставка. Приставочный способ образования слов.
Тема 2.2. Суффикс . Суффиксальный способ образования слов.
Тема 2.3. Сказочные превращения. Обобщение и закрепление по теме «Приставка и суффикс».
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (2ч)
Тема3.1. В чём секрет правописания морфем
Тема3.2. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4.
Секреты морфологии и синтаксиса. (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2 Стойкость существительных
Тема 5.3 Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)
Тема 5.4 Живость глагола Цветные сны. Глаголы звуков и цветов
Тема 5.5 Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты
Тема 5.6 Грамматике учиться всегда пригодится.
Защита проектов»
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных.
Раздел 5.
Речевой этикет.(1 ч) Тема 6.1 Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 6.Обобщающее занятие. (1ч)Тема 7.1 Аукцион знаний. Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети в течение всего курса.
Тематическое планирование
№ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ТЕМА |
1 | 1 | Введение |
2 | 3 | Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) |
3 | 3 | Загадки русского словообразования. |
4 | 2 | Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) |
5 | 6 | Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) |
6 | 1 | Речевой этикет. |
7 | 1 | Обобщающее занятие. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | |||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||
1. | Введение. Организационное занятие. | 1 | Анектирование. Беседа по содержанию песни Г.Гладкова «О русском языке». Создание небольших сообщений по заданной теме. Игровая деятельность. Физкультминутка. | Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материаала, саморазвитию в творческой деятельности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, выражать сови мысли в соответствии с условиями коммуникации Регулятивны: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы | Научиться определять проблемные зоны в предметной сфере деятельности | ||
2. | «Диалог о звуках. Гласные и согласные». | 1 | Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные. Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка. | Умение осознавать и определять эмоции других людей | Коммуникативные:устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомщь по ходу выполнения заданий Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух, задавать вопросы | Образование новых слов с использованием полученных навыков в фонетике; правильное произношение, умение соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением | ||
3. | Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки» | 1 | Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания: логогрифы, анаграммы, перевёртыши. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: Уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; сотрудничать с совместном решении задач; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы, производить самопроверку и диагностику результатов | Работа с орфоэпическим словарём Умение различать согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Дать представление о фонеме, знакомство с делением согласных на звонкие и глухие; твёрдые и мягкие и перечнем парю Развивать навыки грамотного письма. | ||
4. | Двойная роль букв у, ё, ю, я. Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи. | 1 | Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой работе | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Регулятивные: применять методы информационного поиска Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы | Продолжить формирование правильного произошения слов; развивать навык различения звукововго значения йотированных гласных; формирование понятия о звуковых повторах и о роли интонации. Развивать навыки грамотного письма. | ||
5. 5. | Приставка. Приставочный способ образования слов. | 1 | Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: «Магазин морфем», кроссворды, игра «Ромашка». Физкультминутка. | Продолжить формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной и коллективной работы с последующей самопроверкой Регулятивные: формировать навыки выполнения требований коллективного решения познавательной задачи, построение и реализация своего маршрута решения предметной задачи Познавательные: самостоятельное выполнение задач репродуктивного характера, коллективное и индивидуальное решение творческих заданий | Продолжить формирование представления о приставочном способе образования слов; практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма. | ||
6. | Суффикс . Суффиксальный способ образования слов. | 1 | Тренировочные упражнения: «Разиваем память», ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка. | Продолжить формирование интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной, групповой и коллективной работы Регулятивные: формировать навыки самопроверки Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать | Продолжить формирование представления о суффиксальном способе образования слов; практическое применение знаний. Развивать навыки грамотного письма. | ||
7. | Сказочные превращения. Обобщение и закрепление по теме «Приставка и суффикс». | 1 | КВН с разными видами заданий. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы в ходе игровой деятельности, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: формировать умение самостоятельно осуществоять решение познавательной задачи Познавательные: вырабатывать умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты и факты | Повторить и обобщить полученные знания по теме «Приставка и суффикс» | ||
8. | В чём секрет правописания морфем. | 1 | Понятие морфемы. «Ошибкоопасные места». Тренировочные упражнения. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух | Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма. | ||
9. | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | Иллюстративный материал, тренировочные упражнения, работа со схемами предложений и таблицами, игровая деятельность. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка, умения осознавать и определять эмоции других людей | Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | Используя иллюстративный материал, схемы и таблицы, научиться постановке пунктуационных знаков в простом предложении. Развивать навыки грамотного письма. | ||
10 11. 12 | Секреты морфологии и синтаксиса. (6ч) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Стойкость существительных Всего полно: чулочки-носочки (категория числа) | 3 | Формирование навыков интереса к изучению языка, формирование умения осознавать и определять эмоции других людей. Развитие активной жизнедеятельности в коллективе в ходе знакомства с журналистской деятельностью. | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать свою работу; обирать информацию сообразно заданиям. | Повторение морфологических признаков частей речи. Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания. Развивать навыки грамотного письма. | |||
13. | Морфология. Живость глагола Цветные сны. Глаголы звуков и цветов | 1 | Создание лингвистичсекой сказки; разгадываение кроссворда, ребусов.. | Формирование потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Познавательные: формировать умение самостоятельно планировать работу, самостоятельно устанавливать логические связи | Закрепеление знаний о художественных приемах в тексте, продолжить пополнение словарного запаса. Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания. | ||
14-15. | Морфология. Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты Грамматике учиться всегда пригодится. | 2 | Групповая защита проектов. | Формирование навыков интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и принимать чужую точку зрения; овладевать адекватными методами выхода из конфликтной ситуации, предоставление помощи тому, с кем контактирует Регулятивные: формировать умение отслеживать процесс решения задачи другими учениками, контролируя соответсвие выполняемых действий с условиями заданий Познавательные: формировать умение планировать работу по изучению неизвестного материала, передавать содержание в сжатом виде; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения | Повторение морфологических признаков частей речи. Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания. | ||
16. | Правила речевого этикета. Формула речевого этикета. | 1 | Компьютерная презентация. Музыкальное споровождение. Понятие речевого этикета. Формулы речевого этикета. Физкультминутка. | Формирование стремления к совершенствованию собственной речи | Коммуникативные: научиться владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом и развернутом виде | Обучение навыкам речевого этикета, клише речевого этикета. | ||
17. | Аукцион знаний | 1 | Анектирование. Мониторинг проверки знаний. Интеллектуальная викторина. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка. | Формирование навыков интереса к изучению языка; устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной работе | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме письменных и устных речевых высказываний своих чувств, мыслей и иных осотавляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать усвоенное и то, ещё подлежит усвоениею, осознавать качество и уровень усвоения; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями Познавательные: формировать умение передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения, развивать логическое мышление | Формирование умения составлять алгоритм выполнения творческого задания; продолжить пополнение словарного запаса. |
Список литературы для учителя
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
- Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005 г.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
- Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Список литературы для учащихся
- Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
- Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
Тематическое планирование | ||
5 класс | Разделы,темы | Количество часов |
1 | О языке | 2+ 3 р.р. |
2 | Речь | 39 |
3 | Язык. Правописание. Культура речи.Закрепление и углубление изученного в начальной школе. | 27+10 р.р. |
3.1 | Фонетика, орфоэпия, графика | 10+2 р.р. |
3.2 | Письмо. Орфография. | 11+5 р.р. |
3.4 | Слово и его строение. Морфемика. | 3+2 р.р. |
3.5 | Слово как часть речи. Морфология. | 3+1р.р. |
4 | Систематический курс русского языка | 102+26 р.р. |
4.1 | Синтаксис и пунктуация (вводный курс) | 25+5 р.р. |
4.2 | Лексика. Словообразование. Орфография. | 30+14 р.р. |
4.3 | Морфология. ПравописаниеСамостоятельные части речи. | 47+ 7 р.р. |
4.3.1 | Глагол. | 20+1 р.р. |
4.3.2 | Имя существительное. | 13+2 р.р. |
4.3.3 | Имя прилагательное. | 14+4 р.р. |
Итого: | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...