Презентация "НЕ с разными частями речи "
презентация к уроку по русскому языку на тему

Букулова Людмила Львовна

Презентация "Не с разными частями речи" предназначена для повторения метериала.

 Цели:

1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор

2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила правописания не с разными частями речи.          

3) Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка. 

Презентацию можно использовать также  и при подготовке к ЕГЭ по русскомй языку  в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ne_s_raznymi_chastyami_rechi.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тринадцатое декабря Классная работа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Автор: Букулова Людмила Львовна, учитель русского языка и литературы г.Новомосковск

Слайд 2

Тринадцатое декабря Классная работа Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Слайд 3

Работа не простая, а сложная. Придётся не мало потрудиться. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Слайд 4

НЕ с числительны- ми с существительными с прилагательны-ми с местоимения-ми с причастиями с деепричастия-ми с глаголами с наречиями на –О, -Е

Слайд 5

НЕ с числительны- ми с существительными с прилагательны-ми с местоимения-ми с причастиями с деепричастия-ми с глаголами с наречиями на –О, -Е

Слайд 6

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, – Е. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО Слово не употребляется без НЕ : небылица ненастный Есть или подразумевается противопоставление: не плохо, а хорошо не друг, а враг Есть синоним без НЕ : небольшой (маленький) невысоко (низко) 2. Присутствуют слова, усиливающие отрицание (далеко не…; вовсе не…; нисколько не…; отнюдь не…; ничуть не…): вовсе не умный ничуть не ласково Эти же правила действуют при написании НЕ с краткими прилагательными: речка неглубока; он не печален, а весел

Слайд 7

Перестройте предложения таким образом, чтобы НЕ писалось раздельно Любой дом без книг кажется невесёлым. Человек смотрел на меня недружелюбно.

Слайд 8

Давно это было. Никто ( не )вспомнит сейчас, почему частица НЕ была такой ( не )сговорчивой и ( не )послушной. Глагол и Деепричастие она отвергала, ( не )справедливо поступала с ними. «( Не )хочу! ( Не )буду! ( Не )пишите нас вместе!»- кричала НЕ. Она, громко ( не )годуя, смиряла свою гордость тогда, когда Глагол и Деепричастие теряли свой смысл и ( не )могли употребляться без неё. 1. Переведите нашу сказку на научный язык. 2.Выпишите глаголы и деепричастия с НЕ. 3. Какие слова с НЕ вы не выписали? Почему?

Слайд 9

Не вспомнит, не хочу, не буду, не пишите, негодуя, не могли.

Слайд 10

НЕ с причастиями СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО Слово не употребляется без НЕ : негодующий ненавидевший Употреблено в краткой форме: задача не решена меры не приняты У полного причастия нет зависимого слова, нет противопоставления: нерешённая задача нерасколотый орех Есть противопоставление: не решённая, а начатая задача Есть зависимое слово (причастный оборот): не прочитанная мною книга В качестве зависимых слов выступают слова далеко не…; вовсе не…; нисколько не…; отнюдь не…; ничуть не: ничем не оправданный поступок

Слайд 11

1. Надо расстаться с не оправданой уверенностью, что всё произойдёт само собой. 2. Человек нежелающий мыслить закрывает себе вход в будущее. 3. Этот путь не закрыт никому. 4. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учёбе. Найдите предложения с ошибками.

Слайд 12

1. Надо расстаться с неоправданной уверенностью, что всё произойдёт само собой. 2. Человек, не желающий мыслить, закрывает себе вход в будущее.

Слайд 13

НЕ с местоимениями. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО С отрицательными и неопределёнными местоимениями без предлога : ***** ***** С отрицательными местоимениями, которые употребляются с предлогом: ***** ***** С другими местоимениями: не он не каждый не сам

Слайд 14

НЕ с местоимениями. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО С отрицательными и неопределёнными местоимениями без предлога : некого нечему С отрицательными местоимениями, которые употребляются с предлогом: не для кого не к чему С другими местоимениями: не он не каждый не сам

Слайд 15

с именами числительными пишется раздельно: не два не трое не седьмой

Слайд 16

1. Посмотреть, есть ли зависимое слово. 2. Установить, есть ли предлог. 3. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. 4. Поставить вопрос к слову. 5. Определить падеж. 6. Проверить, есть ли противопоставление. 7. Подобрать родственные слова. 8. Убедиться в отсутствии слов далеко, вовсе, ничуть. 9. Определить часть речи. Какие из перечисленных приёмов надо использовать при написании НЕ с разными частями речи?

Слайд 17

1. Надо определить часть речи. 2. Вспомнить правило слитного и раздельного написания НЕ с данной частью речи. Как действовать, чтобы не ошибиться при написании НЕ со словами.

Слайд 18

1.Удивительное дерево берёза! 2. (Не)один художник рисовал берёзовые рощи. 3.Скромное (не)броское дерево но (не) пройдёшь мимо не заметив его. 4.Кто (не)знает берёзового сока! 5.В (не)большой надрез на коре вставишь соломинку, подождёшь (не)долго и пьёшь (не)напьёшься из кружечки. 6.(Не)торопливо делаешь глотки. 7. Сверху поглядывают (не)пуганые грачи (не)успевшие закончить гнездо. 8.Но (не)забудь замазать ранку глиной или смолой. 9.Нужно беречь доброго друга человека.

Слайд 19

1 вариант неброское небольшой недолго неторопливо непуганые 2 вариант не один не пройдёшь не заметив не знает не напьёшься не успевшие закончить не забудь

Слайд 20

Скромное 1 , неброское дерево 2 , но не пройдёшь мимо 3 ,не заметив его 4 .

Слайд 21

Стр. 105, упражнение 220 Выпишите слова, в которых НЕ является частью корня небрежно нелепо негодующе

Слайд 22

Слова лепый, лепо, лепота существовали в русском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. Вспомните, как царь,герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!» В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка рассматривается сейчас как часть корня.

Слайд 23

Домашнее задание: 1 группа Составьте небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица «Там счастье не диво, где трудятся нелениво». По возможности используйте слова с НЕ . 2 группа Из текстов художественной литературы выпишите 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с разными частями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...