Рабочая программа по литературе 7 класс под ред. Коровина
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №23» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрена на заседании МО Руководитель МО ___________ Т.А. Федорова Протокол № 1 от «30» августа2017 г. | Утверждена приказом МБОУ «СОШ №23» г.Чебоксары от «____»_________2017 г. №……… Директор __________М.В.Уварова |
Рабочая программа
по литературе
7 класс
7 класс – 68 часов
2017-2018 учебный год
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты освоения предмета:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору профессий.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
4.Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, готовность и способность к ведению переговоров, готовность к конструированию образа партнера по диалогу.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты освоения ООП
Межпредметные понятия
На уроках литературы будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме в виде таблиц.
В ходе изучения литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- находить условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи;
- составлять план решения проблемы;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию.
2. Формирование смыслового чтения. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; преобразовывать текст, резюмировать главную идею текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами и словаря, формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми;
- представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
- 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов.
Предметные результаты изучения предмета литература
Предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное.
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, формулируя своё отношение к прочитанному;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
- пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт; вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты;
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях былин и преданий, видеть в них черты национального характера своего народа;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать былины. предания, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в былинах характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность;
- сравнивая предания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- сочинять былину, придумывать сюжетные линии;
- определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение.1ч
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя , его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество 8ч.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
Былины «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула-носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря».
«Садко». Новгородский цикл былин. Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Миф «Калевала»- карело-финский эпос. Изображение жизни народа, его национальных обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры, пословицы, поговорки, предания.
Древнерусская литература 2ч.
«Повесть временных лет» (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Летопись.
Русская литература XVIII века.2ч.
М.В.Ломоносов. Оды «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
Краткий рассказ об ученом и поэте. Филологическая деятельность М.В.Ломоносова. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм, призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода.
Г.Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. Поэт и гражданин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание» Размышление о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
Русская литература XIX века.27ч
А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»). Поэма «Медный всадник» (отрывок). Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
Поэма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Повесть «Станционный смотритель».
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Поэма «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Побуждение человеческого достоинства и чувства протеста.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение « маленького человека», его положения в обществе.
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Основные мотивы: родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, личность и власть. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Фольклорные элементы в произведении.
Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о небесных звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную..») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Тема природы.
Теория литературы. Фольклоризм литературы.
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Краткий рассказ о писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Сочинение по повести «Тарас Бульба»
Теория литературы. Роды литературы: эпос. Литературный герой.
И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
Краткий рассказ о писателе. Сложность и противоречивость натуры. Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе «Бирюк». Авторские раздумья о жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения. Музыкальность прозы Тургенева.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра.
Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»), Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, в часу шестом…».
Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Своеобразие композиции стихотворений . Картины народной жизни в творчестве поэта. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
Некрасовская муза в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом…».
Теория литературы. Историческая поэма как разновидность лирического жанра.
А.К.Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» Слово о поэте. Исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Краткий рассказ о писателе. Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Сатира в сказках.
Теория литературы. Гротеск. Сатира. Ирония.
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство».
Краткий рассказ о писателе. Автобиографическая повесть «Детство». Тема становления личности в творчестве. Мотивы общественного неравенства. Особенности построения повести. Главный герой повести и его духовный мир. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник». «Тоска», «Размазня».
Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического развития представлений.
Стихотворения о природе (обзор).
В.А. Жуковский «Приход весны», А.С.Пушкин., М.Ю. Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев., И.А.Бунин «Родина») Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.
Русская литература XX века.23ч.
И.А.Бунин «Цифры», «Лапти».
Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
М.Горький. Повесть «Детство». Рассказ «Старуха Изергиль». Краткий рассказ о писателе.
Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, Цыганок, Хорошее Дело). Образ бабушки. Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Сочинение по повести «Детство».
Теория литературы. Тема и идея произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Рассказ «Старуха Изергиль». Эгоизм и альтруизм как две противоположности в изображении Ларры и Данко.
Теория литературы. Тема и идея произведения. Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
Краткий рассказ о поэте.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой.
А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».
Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка- незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
М.Цветаева. Стихотворения «Идешь на меня похожий», «Мне нравится, что вы больны мне мною».
Слово о поэте. Романтическая и субъективно- лирическая лирика М. Цветаевой. Тонкий лиризм, внимание к внутреннему миру.
Н.С.Гумилев. Стихотворения «Капитаны»
Слово о поэте. Экзотические мотивы в стихотворении. Противопоставление будничного и обычного романтическому. Образ «открывателей новых земель»
О.Э.Мандельштам. Стихотворения «Звук осторожный и глухой», «Равноденствие», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Слово о поэте. Философский подтекст стихотворений. Безглаголие.
Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…»
Слово о поэте. Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Метафора. Сравнение.
А.Т. Твардовский. Стихотворения «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни».
Слово о поэте. Воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления о неразделимости судьбы человека и народа, взаимосвязи человека и природы в лирике поэта.
Ф.А.Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади».
Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя».
Краткий рассказ о писателе. Сила духовной красоты человека. Протест против бездуховности, равнодушия, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро».
Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев- сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя и радость от собственного доброго поступка. Сочинение «Яшка – верный товарищ»
Д.С.Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
М.М.Зощенко. Рассказы «Беда», «Аристократка»
Краткие сведения о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко
Стихотворения русских поэтов XX века о природе (обзор). В.Брюсов, Ф.Сологуб С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий.
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на стихи русских поэтов XX века. И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По Смоленской дороге…»; А. Вертинский «Доченьки».
Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства.
Литература народов России.1ч.
Р. Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…», !Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (Из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине»
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Зарубежная литература.4ч.
Роберт Бёрнс. «Честная бедность».
Особенности творчества. Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса.
Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Жанр хокку.
О.Генри. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ.
Р.Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы». Писатель-фантаст. Человек и будущее. Фантастические рассказы Брэдбери как стремление уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика.
Итоговая контрольная работа. Подведение итогов. Задания для летнего чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Кол. часов |
Введение 1 ч. | ||
1 | Введение. Советы читателям.Техника безопасности на уроках литературы. | 1 |
Устное народное творчество 8ч. | ||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 |
3 | Былины и их исполнители | 1 |
4 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 |
5 | Былина «Садко». Воплощение в былине нравственных критериев народа. | 1 |
6 | Сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря» | 1 |
7 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | 1 |
8 | Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса | 1 |
9 | Мудрость народа в пословицах и поговорках. | 1 |
Древнерусская литература 2ч. | ||
10 | «Повесть временных лет». Нравственные заветы Древней Руси. | 1 |
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности | 1 |
Русская литература XVIII века 2ч. | ||
12 | Филологическая деятельность М.В.Ломоносова . «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | 1 |
13 | Г.Р. Державин – поэт и гражданин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание» . Размышление о смысле жизни, о судьбе. | 1 |
Русская литература XIX века 27ч. | ||
14 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Прославление мужества и отваги русских солдат. | 1 |
15 | Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» | 1 |
16 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…» Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 |
17 | А.С.Пушкин «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. | 1 |
18 | А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 1 |
19 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение. | 1 |
20 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Анализ II и III частей. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова. | 1 |
21 | Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М.Ю.Лермонтова ««Песня про царя Ивана Васильевича…» | 1 |
22 | Лирика М.Ю.Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». | 1 |
23 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». | 1 |
24 | Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. | 1 |
25-26 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7-12 глав. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства | 2 |
27 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы. | 1 |
28 | Сочинение по повести «Тарас Бульба» | 1 |
29 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа, быта крестьян. | 1 |
30 | Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Нравственность и человеческие отношения. | 1 |
31 | Н.А.Некрасов «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»).Величие духа русских русских женщин | 1 |
32 | . Н.А.Некрасов .Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». | 1 |
33 | Н.А.Некрасов . « Вчерашний день, в часу шестом…». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. | 1 |
34 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» | 1 |
35 | Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, ка один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Художественное мастерство писателя в обличении социальных пороков. | 1 |
36 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 |
37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир | 1 |
38 | А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Размазня». Осмеяние трусости и угодничества. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. | 1 |
39 | А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник», «Тоска» . Смешное и грустное рядом. | 1 |
40 | «Край ты мой, родимый край…». Стихотворения о природе. | 1 |
Русская литература XX века 23 ч. | ||
41 | И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». | 1 |
42-43 | М.Горький. Повесть «Детство». Темные стороны жизни | 2 |
44 | М. Горький. Повесть «Детство». Светлые стороны жизни. Характеристика героев повести . | 1 |
45 | Сочинение по повести Горького «Детство». | 1 |
46 | М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») | 1 |
47 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 |
48 | В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения | 1 |
49 | А.П. Платонов. «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. | 1 |
50 | М.Цветаева. «Идешь на меня похожий», «Мне нравится, что вы больны мне мною». | 1 |
51 | Н.С.Гумилев «Капитаны». Идея романтики и путешествий . Образ «открывателей новых земель» | 1 |
52 | О.Э.Мандельштам. «Звук осторожный и глухой», «Равноденствие», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Философский подтекст стихотворений. | 1 |
53 | Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 |
54 | Поэзия А.Т. Твардовского. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Воспоминания о детстве, размышления о неразделимости судьбы человека и народа. | 1 |
55 | Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе. | 1 |
56 | Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя». Сила духовной красоты человека. Протест против бездуховности, равнодушия, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Взаимосвязь природы и человека. | 1 |
57 | Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 |
58 | Сочинение «Яшка – верный товарищ» | 1 |
59 | Д.С.Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | 1 |
60 | М.М.Зощенко. Рассказы «Беда» и «Аристократка». | 1 |
61 | Стихотворения русских поэтов XX века о природе. В.Брюсов, Ф.Сологуб, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого. | 1 |
62 | Песни на стихи русских поэтов XX века. И.Гофф, Б.Окуджава, А.Вертинский | 1 |
63 | Литература народов России. Лирика Р. Гамзатова | 1 |
64 | Итоговая промежуточная аттестация | 1 |
Зарубежная литература 4 ч. | ||
65 | Зарубежная литература. Роберт Бёрнс. «Честная бедность». | 1 |
66 | Японские трёхстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса. | 1 |
67 | О.Генри. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности | 1 |
68 | Р.Д. Брэдбери. Рассказ « Каникулы». | 1 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 7 класс.
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе со...
Рабочая программа по литературе. УМК В.Я. Коровиной. 8 класс.
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе состав...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе уровня ООО (УМК Коровиной В.Я.) и КТП для 5-6 классов
Материал содержит подробную пояснительную записку для рабочей программы по литературе уровня ООО по программе Коровиной В.Я. и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 и 6 клас...
Рабочая программа по литературе УМК В.Я. Коровиной 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной.Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрич...