Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7-8 классов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Турнир знатоков русского языка среди 6-7 классов. Цели: 1.Повысить интерес к русскому языку. В занимательной форме раскрыть проблемы современного состояния русского языка и ставить вопросы повышения филологической культуры школьников. 2.Обогощение словарного запаса учащихся. 3.Укрепление и сплочение классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov_russkogo_yazyka_sredi_5.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Турнир знатоков русского языка среди 6-7 классов.
Цели:
1.Повысить интерес к русскому языку. В занимательной форме раскрыть проблемы современного состояния русского языка и ставить вопросы повышения филологической культуры школьников.
2.Обогощение словарного запаса учащихся.
3.Укрепление и сплочение классного коллектива.
Начинаем со сценки.
Действующие лица:
1.Рассказчики (2)
2.Король Русский язык.
3.Королева Литература.
4.Безобраз.
5.Баба ЯГЭ
6.Ашипки.
7.Графиня Фонетика.
8.Графиня Лексикология.
9.Графиня Словообразование.
10.Графиня Морфология.
11.Граф Синтаксис.
Рассказчики ( по очереди):
Близко ль или вдалеке,
В отдаленном уголке,
В стороне какой, не знаю,
Жили люди без печали.
Правил Русский там язык,
В душу каждого проник
Словом добрым, сильным, вольным.
Филологическая дева,
Править честно помогала,
Детям знания давала.
Но в один недобрый час
Появился как – то раз
В государстве Безобраз.
Вот об этом будет сказ.
Не один пришел, со свитой,
Сытый весь такой, завитый.
Баба с ним. Сует везде
Нос свой. А зовут ЯГЭ.
Рядом --- дерзкие Ашипки,
Прогибаются с улыбкой,
Правил никогда не учат,
А считают: нет их круче!
Вместе с этой бабой странной
Нанесли стране сей раны.
Короля и Королеву
Обложили справа , слева,
Заточили в подземелье.
И пошло врагов веселье;
Вместо правил – паутина,
Вместо норм – гнилье да тина.
Безобраз:
Безобраз я, Безобраз,
Навводил я новояз.
Я хочу, Русский Яз
Умер враз от мой указ.
Баба ушлая ЯГЭ
Требует больших деньгэ.
Тестами язык замучит,
Новым нормам нас научит.
Кофе: он или оно,
Не поймет уже никто.
Будем договор писать
И йогурты поедать!
Жалобы Русского Языка
( на мотив песни « Лучина»)
Надоели иноверцы
Иностранные слова,
Сорваны с петелек дверцы
Идет кругом голова.
Скажут речи – все в тумане,
Смысл уловится едва.
Я в Отчизне, как в капкане.
Караул! Пришла беда!
Наступают брифинг, лизинг,
Ломят – мама не горюй!
Тюнинг,паркинг,шопинг – кризис!
Хоть воюй, хоть не воюй!
Варваризмы размололи
Наш язык кристально чистый.
Фэйсы, вошингеры, молы,
Юзеры, винды и висты
Что же делать мне , скажите?
Как распутать эти сети?
Посоветуйте! Ответьте!
Рассказчик:
Дальше сказывать я буду.
Слушайте меня покуда.
В нашей сказке Безобраз
Пишет новый свой указ.
Безобраз:
Нам зачем Литература?
Бросим классику мы в урну!
Не дадим детям читать!
Классики – старье! Чадят!
Чтивом мы страну завалим,
Легкость головам добавим.
Жалобы Литературы
( на мотив « Песенка Чебурашки»)
Была я дамой классной,
Классической и страстной,
И для детей и взрослых
Писала много книг.
Ой. Люди, помогите,
Меня скорей спасите!
Храню я много важных
И главных тайн и дум.
Верну вам наслажденье
И умиротворенье,
Я душу, люди, душу
Вашу сохраню!
Рассказчик:
Ох, не ладно за морями!
Стали люди дикарями.
Смотрит злобно на людей
Баба хитрая ЯГЭ!
Песня Бабы – ЯГЭ и Ашипок
( на мотив « Песенки первоклассника ..»)
Мы своих учеников
Учим без напряга.
Интернет всегда готов
Выдать файл – бродягу.
Мы составим вариант,
Ну, держитесь, детки!
Не поможет вам талант
Правильно ответить.
Ашипки:
То ли еще будет! То ли еще будет!
То ли еще будет! Ой – ой – ой!
Рассказчик:
Русский наш родной язык
К заточенью не привык –
С Филологией своей
Переживает за людей.
Рассказчик:
Выходи святая рать.
Хватить нам терпеть да спать!
Да Язык – в огонь и в воду!
Нужен он всему народу.
В опасности Язык могучий
Живет среди неблагозвучий.
И слаб и тих его стал глас.
Но пусть погибнет Безобраз!
Выходите ,смельчаки!
Проходите ,знатоки!
Объявляем на весь мир
Состоится здесь турнир!
( выходят команды)
Ведущая. Здравствуйте, ребята!
Как вы поняли из сценки ,сегодня мы с вами собрались на мероприятие,
посвященное русскому языку.
Вы должны показать все свои знания в области языка и мы выявим Знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
Ученики:
1. Русский язык - один из самых богатых языков мира - это национальный язык русского народа.
2. Он помогает людям понимать друг друга, общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи.
3. К. Паустовский так сказал о русском языке : "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".
• Знать свой язык обязан каждый человек!
Учитель. Наш язык – это история нашего народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не занятием от нечего делать, а необходимостью.
1 ученик. Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море…
Учитель. Вы можете сказать, что знаете свой язык с рождения и хорошо им владеете, зачем же его изучать? А на самом деле, хорошо ли мы знаем русский язык?
Учитель. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
4 ученик. Грамматика, грамматика – наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с днём рожденья не поздравить!
5 ученик. Отправляя поздравленья, помни правила склоненья.
Род, число и падежи крепко в памяти держи!
А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться, обмануть учеников!
6 ученик. Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!
Встречаются 2 команды: это команда 6, 7 классов. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. Из команд будут названы лучшие знатоки русского языка.
1станция
Графиня Орфография:
Перед вами горная
Ор-фо-гра-фия.
Отставить праздные разговоры!
Вот цель: пройти сквозь эти горы.
Мы с вами здесь теперь на ты ,
Вам все решить до темноты.
А если кто отстанет.
В горах навек застрянет!
Задания командам:
. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.
Я шолполестнойдарошке в диревну. Месносьть была мене знакома Вчяше леса слышался галасокмалинофки.
У апушкимилкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокойношке. Атапушки к диревнетенуласьпаляна. За палянойсенеларечька Около речькипаслос стадо.
Задания 1 команда:
Найти правильное написание слов:
Приоритет
Преоритет
Приоретет
Преоретет
2 команда:
Аппеляция
Апелляция
Апиляция
Аппелляция
2 станция
Графиня Словообразование:
Тяжел процесс познания..
Вас приветствует
Словообразование.
В долине нашей славен труд;
Морфемы здесь слова куют.
Работают сплошь мастера.
Но вам задать вопрос пора.
1 команда:Слово окулист восходит к тому же слову, что и слово окно?
2 команда: Слово ветеран и ветчина восходят к латинскому слову ветус, что означает старый?
3 станция
Графиня Фонетика
Я Фонетика. Со мной
Разговор, ох, непростой!
Я сложная наука
О разных типах звуков.
Задание. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи.
карточка для 1-й команды | карточка для 2-й команды |
[мч'аца] | [л'й'оца] |
[р'иб'на] | [л'аск] |
[аб'й'ат] | [в'й'эст] |
[патп'ищ'ик] | [раскащ'ик] |
[д’в’ирнaй’а] | [ч'oрнава] |
Ответы.
1-я команда: мчаться, рябина, объят, подписчик, дверной;
2-я команда: льётся, лязг, въезд, рассказчик, чёрного.
Во время выполнения ребятами задания.
Игра со зрителями.( ученик )
Задание. Ответьте на вопросы. Ответы.
- Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
- Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
- Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
- Поэтическая пауза.
А.Яшин
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
4 станция
Графиня Лексикология.
Добрый день, мои друзья,
Встретить вас так рада я!
Тех людей я уважаю,
Что задания решают,
Дают правильный ответ,
Без этого дороги нет.
Вам лексики знакома суть,
Удачи Вам и – в добрый путь!
Задания командам:
Восстановите пословицы
•семь раз отмерь- а речь короткая.
•без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
•веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
•старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
•бояться несчастья – в лес не ходить.
а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
*2. Закончить пословицу или поговорку.
Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).
5 станция
Графиня Морфология
Собирайтесь-ка на вече,
Все достойны Части речи!
Ученический народ
В гости к нам сейчас идет.
Задания командам:
Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)
Игра со зрителями кроссворд.
6 станция.
Граф Синтаксис.
Правил много нужно знать
И уметь их применять.
Вот от нас задание,
Чтоб проверить ваши знания.
Задания командам.
Карточки одинаковы для каждой команды.
Лес прекрастное место отдыха но лесная глуш может обернуца для человека пагибелью. Очировываит и одновременно ужасает древестное царство дримучего леса. Саеденились карнями сплились ветками и засланили небестный простор гиганские дубы и магучии сосны и ели. Громоские поволившиеся ствалы да непрохадимые заросли кустарников никому недают проложить сдесь трапу ни человеку ни зверю. В горесном паложении окажеться заблудившийся в этой чяще человек.
Ответ:
Лес – прекрасное место отдыха, но лесная глушь может обернуться для человека погибелью. Очаровывает и одновременно ужасает древесное царство дремучего леса. Соединились корнями, сплелись ветками и заслонили небесный простор гигантские дубы и могучие соны и ели. Громоздкие провалившиеся стволы да непроходимые заросли кустарников никому не дают проложить здесь тропу: ни человеку, ни зверю. В горестном положении окажется заблудившийся в этой чаще человек.
Подведение итогов игры
Чтец 1
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
-Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса
Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...
Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...
Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 класса
В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. С какой любо...
Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 5-6 классов
Мероприятия в форме соревновательной игры очень нравятся ученикам средних классов. Они позволяют активизировать мыслительную деятельность,формировать положительные мотивации изучения предмета,во...
Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку...