М.М. Пришвин "Журка"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.  Развить такие качества характера человека, как наблюдательность,  способность делать выводы, заботиться об экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОТДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗВАНИЯ ЯНГИЮЛЬСКОГО РАЙОНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: М.М. ПРИШВИН «ЖУРКА»

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62

ЯНГИЮЛЬСКОГО РАЙОНА

        ТАШКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ        

БАЙМАТОВОЙ  ДИЛБАР СОЛИЕВНЫ

Количество учащихся: 20

Рассчитано на  16 – 20 учащихся  

Дата: 14.03.2017

Класс: 6

Тема урока: М.М. Пришвин «Журка»

Цели урока:

Обучающие: познакомить с творчеством и биографией писателя и его произведением, учить выделять смысловые части, составлять план рассказа по ключевым словам и пересказывать по плану; дать понятие учащимся о птице журавль. Организовать работу в группах.

Развивающие: формировать навыки аналитического мышления; развитие творческой деятельности учащихся, умение  правильно  составлять словосочетания и предложения на русском языке. Организовать работу в группах.

Воспитательные:  воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.  Развить такие качества характера человека, как наблюдательность,  способность делать выводы, заботиться об экологии.

Тип урока: урок восприятия нового материала.

Методы урока: частично – поисковый, работа в группах, презентация, инсерт.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, плакаты, маркеры, листы А3, иллюстрации по теме.

Структура урока

I

Организационный момент

3 минуты

II

Опрос  пройденного материала

10 минут

III

Объяснение нового материала

15 минут

IV

Закрепление

12 минут

V

Подведение итогов и выставление баллов

3 минуты

VI

Задание на дом

2 минуты

  1. Организационный момент:

 - Объявить тему и цель урока;

- Проверить готовность класса к уроку;

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с серией рассказов о животных. 

– Что же происходит с человеком, когда он открывает книгу?

Ученики: Он попадает в мир литературы.

Учитель: Правильно. По страницам своих произведений вас, читателей, ведут А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов, А. Куприн и другие великолепные мастера слова. Из творений этих замечательных людей вы черпаете знания, потому что литература скрывает в себе немало тайн, раскрытие и познание которых придаёт вам силы и мудрости. А сегодня нашу портретную галерею пополнит ещё один замечательный писатель. Это  Михаил Михайлович Пришвин.

Задача нашего урока заключается  понять, смысл рассказа «Журка». Узнать о том, какие птицы называются длинноногие и длинношейные. Чем питаются журавли. Какие виды журавлей существует в мире. Сегодня вы будете работать сообща, в группах.

  1. Актуализация полученных знаний.  

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об «Изобразительном  искусстве».  Вы научились разбираться в искусстве и ремеслах узбекского народа.  Понятие  ИЗО объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. 

Давайте вспомним, какие слова вы использовали в речи?

Ученики:  Мы использовали  в речи существительные в Т.п. с предлогами  под, над, перед,  за;  в П.п. с предлогами в, на.

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам глубже понять лексические конструкции. Мы свяжем изученное старое  с новым. А   в этом нам поможет рассказ М.М. Пришвина «Журка».

  1. Объяснение нового материала.  

- Учитель: Вы умеете летать?

- Ученики: Нет.

Учитель: А сегодня мы вместе с вами совершим полет.  Давайте составим  графические или условные знаки нашего маршрута. И в конце урока ответим, что мы сделали.

C:\Users\User\Downloads\images (9).jpg                                                                    C:\Users\User\Downloads\uzbekistan_map (1).jpg   

А теперь внимание на экран. На экран проецируется мультимедийная презентация по М.М. Пришвину. Вступительная беседа по творчеству писателя.  (Звучит классическая мелодия из песни «Журавли»)

         Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный  писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения. Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.

  1. Учащиеся знакомятся с описанием и рационом питания птицы.
  2. Узнают о разновидностях журавля. Слушают курлыканье.
  3. Первичное восприятие текста «Журка». Звучит аудиозапись текста.
  4. Чтение текста по цепочке учащимися.
  5. Словарная работа.

      

   

   

IV. Закрепление. А теперь ребята мы с вами займемся,  исследовательской работой.  Чтобы закрепить ваши знания по рассказу «Журка» попрошу вас разбиться на группы. Образуйте группу по 4 человек (зависит от количества учащихся в классе).  Данное задание будет выполняться на основе опорных слов. Каждая группа, используя слова  для справок, составляет  предложения.   Группы собирают мысли и делают вывод. Презентации групп. (Учитывается регламент)  

Четыре команды : «Юные художники», «Географы», «Биологи», «Экологи». Учащиеся вытягивают по эмблеме и рассаживаются на свои места и создают команду. Каждая команда должна:
1) «Юные художники» - опишите внешний вид журавля. (перья, крылья, клюв, цвет, ноги, шея).
2) «Географы»  -  укажите на местонахождение птицы.   Живут где?  Улетают куда? Прилетают откуда?

 3) «Биологи» -  напишите, чем питаются журавли?  Какие виды существуют?

4) «Экологи» -  используете  слова ( МОЖНО… и   НЕЛЬЗЯ … Что надо сделать, чтобы спасти журавлей?

   

         

- А теперь, распишем наш маршрут по отмеченной точке.

  • Описание журавля
  • Питание птицы
  • Приручили Журку
  • Зимой улетают в теплые края
  • Весной прилетают
  • Символ мужества
  • Оригами

V.  Подведение итогов Выставление оценок и комментирование.

Рефлексия:

Что важно!________________________

Мне было интересно________________

Мне было скучно___________________

VI. Задание на дом. Прочитать текст «Журка», ответить на вопросы. Сделать из листа белой бумаги «бумажный журавлик»