КВН
презентация к уроку по русскому языку на тему

Третьякова И.М.

КВН по Рускому языку 9-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kvn_po_russkomu_yazyku.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-КВН по русскому языку «Фразеологическая мозаика». Цель: 1 Закрепление изученного по теме. 2.Пополнение и обогащение словарного запаса учащихся.3. Воспитание интереса К урокам русского языка. Учитель Третьякова И.М.

Слайд 2

Задание: дайте определение фразеологизмов. Какова их речевая функция? Назовите источники пополнения фразеологизмов. Задание 1 Найди пару. Из данных идеом составьте антонимичные пары: Заваривать кашу. По чайной ложке. Коломенская верста. Чуть свет. Повесить нос. Жить душа в душу. Сидеть сложа руки. 1.Ни зги не видно. 2. Воспрянуть духом. 3. На ночь глядя. 4. От горшка два вершка. 5. Как кошка с собакой. 6. Одним духом. 7. Расхлёбывать кашу. 8. Не покладая рук. 8. Хоть иголки собирай.

Слайд 3

Задание 2. Пантомима. Узнай идеому и объясни её значение: Спустя рукава- делать что-либо небрежно, кое-как. втирать очки – обманывать. Намылить шею – задать взбучку, побить. Обводить вокруг пальца – хитро обманывать. Кричать во всю ивановскую - кричать очень громко. Переливать из пустого в порожнее – заниматься бесполезным делом.

Слайд 4

Задание3. Подбери синоним: Попасть в неловкое положение – попасть впросак , сесть в калошу, Сесть в лужу, .попасть в переплёт. Льстить , хвалить безмерно – возносить до небес, петь дифирамбы. маленький, незначительный человек – мелкая сошка, последняя спица В колеснице, божья коровка. Пойти по неправильному пути- катиться по наклонной плоскости, Катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, отбиться от рук. Отгородиться от жизни – сидеть в четырёх стенах, уйти в свою Скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.

Слайд 5

Задание: конкурс « Путаница «.В устойчивом выражении одно слово Употреблено неверно, его следует заменить. Крокодил в мешке, как с совы вода, утиная песня, тигриная доля, Конское упрямство, стреляный петух, подложить барана, барсучья Услуга. Задание: запишите по одной идеоме , связанной с этими представителями животного мира :

Слайд 6

варианты идеом : Как мышь на крупу, кот наплакал , носиться как курица с яйцом , Как рыба в воде. « Поле чудес «Назвать фразеологизм, содержащий название предмета : Камень, Горошек. Ступа. Решето. Шляпа. Рог. Лыко.

Слайд 7

Варианты идеом : Держать камень за пазухой. Как об стенку горох. Толочь воду в ступе . Решетом воду носить. Дело в шляпе. Скрутить в бараний рог. Не лыком шит.

Слайд 8

Суперигра : объяснить значение и происхождение выражений: У чёрта на куличках. Ахиллесова пята. Знать на ять. Показать кузькину мать.

Слайд 9

Ответы учащихся : У чёрта на куличках - очень далеко. Первоначальное значение выражения- где-то далеко в лесу. Кулига- лесная поляна. Ахиллесова пята – уязвимое место .Мать Ахилла Фетида держала сына за пятку , окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку. Знать на ять – знать очень хорошо. « Ять «- буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как « е « .Тот, кто писал правильно слова с « ять «, считался грамотным человеком. Показать кузькину мать- жестоко наказать. Кузька- небольшой хлебный жучок, безобидный на вид ,но очень прожорливый. Считался главным вредителем: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.

Слайд 10

Конкурс « Кто больше ? « Команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, В которых есть названное слово. Нос. Рука. Голова. Глаз. Палец.

Слайд 11

Нос – с гулькин нос, остаться с носом, нос к носу, носом чует, зарубить на носу. Клевать носом, задирать нос. Рука- рука об руку . Рука руку моет , разводить руками , рука не поднимается , прибрать к рукам ,чужими руками жар загребать. Голова- вбить в голову ,без царя в голове ,закружить голову, терять голову. Глаз- глаз выколи ,говорить в глаза ,с глазу на глаз. Палец – палец в рот не клади ,обвести вокруг пальца, Пальцем не тронуть, знать как своих пять пальцев, По пальцам можно перечесть, попасть пальцем в небо.

Слайд 12

Прояви смекалку: Есть ли ноги у газеты, книги ? Чёрный ящик . Если вы установите , что связывает эти предметы. То ответите на вопрос , что находится в ящике: Слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка., трава .

Слайд 13

Проверь свои знания: 1 Есть, когда их держат вверх ногами . 2.Все эти предметы связывает слово вода: Седьмая вода на киселе. Как с гуся вода. Как рыба в воде. Сидеть на хлебе и воде. В ложке воды утонуть. Тише воды, ниже травы.

Слайд 14

Задания командам : мы часто говорим: остаться с носом ( потерпеть неудачу) Или зарубить на носу ( хорошо запомнить). Оказывается, они не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании. В каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально? Значения различны. По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т. Е. подарок, выкуп (калым). Если жениху отказывали, он оставался с» носом» Иного происхождения идеома - зарубить на носу. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

Слайд 15

Игра с болельщиками. - Есть ли у Земли лицо? -Может ли горе быть в жидком состоянии? -Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? -Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? -Может ли вопрос заболеть? -Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

Слайд 16

Проверьте свои знания: Стереть с лица земли. Хлебнуть горя. 3. Смотреть правде в глаза. 4. Каша. 5. Больной вопрос. 6. Бежать со всех ног. Вот и окончено наше путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более образной, выразительной. Подведение итогов урока.