Вводные слова
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Аржанухина Татьяна Александровна

Разработка урока по русскому языку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_vvodnyh_slovah.odt21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Аржанухина Т.А.

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: Вводные слова и предложения.

Технология: развитие критического развития через чтение и письмо.

Уровни усвоения:

Уровень А. Что такое вводные слова и вводные предложения? Что в них общего и чем они отличаются? Какова роль вводных слов при построении текста?

Уровень В, С. Как отличить омоформы (вводные слова и слова самостоятельных частей речи)? Понимать и объяснять знаки препинания.

Цели урока:

Познавательные:

Выяснить общность и различие вводных слов и вводных предложений;

Определить роль вводных слов и вводных предложений при построении текста;

Освоить богатство значений вводных конструкций. выработать пунктуационный навык.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности;

Воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение.

Развивающие:

Развивать критическое мышление через чтение художественного текста;

Развивать логическое мышление;

Развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка, его богатство.

Оборудование: дерево знания, карточки яблоки для вопросов, таблица сравнения, дидактический раздаточный материал - тексты, предложения.

Ход урока

Тема не заявлена.

I. Стадия - вызов.

Обучающимся предлагается прослушать стихотворение А. Кушнера "Вводные слова".

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь,

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут "К счастью:"

И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова "во - первых", "во - вторых",

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

 - О какой роли вводных слов пишет поэт? Во всём ли вы согласны с ним? (вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается)

Сформулируйте тему урока, определите его цель, используя слова НАУЧИТЬСЯ…. , УМЕТЬ ….

II. Стадия - осмысление.

ЗНАНИЕ. Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево знания”.

Задание: образовать группы по 2 человека, вспомнить пройденный материал параграфов; каждой группе сформулировать вопросы по материалу, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к “дереву” (можно вопрос “на засыпку”). На работу отводится 1 минута.

Итак, перед нами “дерево мудрости”. Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.

Выступление групп.

Возможный вариант ответа учащихся по составлению проблемных вопросов:

Что такое вводные слова?

Являются ли они членами предложения или не являются?

В какой части предложения они могут находиться?

Выделяются ли они знаками препинания?

Меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова?

В каких частях предложения могут находиться вводные слова?

Что они выражают?

Как выделяются на письме?

Какие бывают группы вводных слов и предложений?

Какую функцию выполняют вводные слова и предложения?

Учитель: У кого возникли трудности в составлении вопроса? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.

Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике.

В общем - то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

ПОНИМАНИЕ. Обучающимся нужно составить таблицу сравнения по теме урока (работа в парах).

Составление таблицы даёт возможность более чёткого сравнительного анализа темы.

Проанализируйте, полностью ли представлена тема урока. Внесите дополнения и изменения в таблицу, если необходимо.

Проверка коллективная. Поставьте себе баллы в лист оценки.

ПРИМЕНЕНИЕ.

Задание для пар: вставьте в данные предложения подходящие по значению вводные слова или предложения. Следите за расстановкой знаков препинания.

Выразите чувства радости, восклицания:

Скоро начинаются каникулы.

Выразите степень уверенности:

Маршрут трудный и опасный.

Сошлитесь на источник информации:

В нашей республике происходит подъём экономики.

Проверка. Поставьте себе баллы в лист оценки.

АНАЛИЗ. Работа с карточками.

Задание: Как отличить вводные слова от других слов? В каком из предложений находятся вводные слова, а в каком – член предложения?

Настроение, которое выражает и создаёт книга, может быть весёлым и грустным, спокойным и взволнованным.

Может быть я никогда бы не стал бы художником, если бы не познакомился с книгой.

Проверка. Поставьте себе баллы в лист оценки.

СИНТЕЗ. Цифровой диктант.

Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).

Рощин оперся на винтовку все ещё болела нога и непрошеные мысли овладели им.

К досаде его добавилась жалость.

Это значит что была допущена ошибка.

К счастью все обошлось.

Выбор именно тот которого ждали.

Расскажите пожалуйста все сначала.

Он конечно придет.

Проверка: 1, 4, 6, 7. Выставление баллов в листы оценки.

Весь материал – смотрите документ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Вводные слова и пунктуация при вводных словах...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...