Вводные слова
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Аржанухина Т.А.
Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока: Вводные слова и предложения.
Технология: развитие критического развития через чтение и письмо.
Уровни усвоения:
Уровень А. Что такое вводные слова и вводные предложения? Что в них общего и чем они отличаются? Какова роль вводных слов при построении текста?
Уровень В, С. Как отличить омоформы (вводные слова и слова самостоятельных частей речи)? Понимать и объяснять знаки препинания.
Цели урока:
Познавательные:
Выяснить общность и различие вводных слов и вводных предложений;
Определить роль вводных слов и вводных предложений при построении текста;
Освоить богатство значений вводных конструкций. выработать пунктуационный навык.
Воспитательные:
Поддерживать дух толерантности;
Воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение.
Развивающие:
Развивать критическое мышление через чтение художественного текста;
Развивать логическое мышление;
Развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка, его богатство.
Оборудование: дерево знания, карточки яблоки для вопросов, таблица сравнения, дидактический раздаточный материал - тексты, предложения.
Ход урока
Тема не заявлена.
I. Стадия - вызов.
Обучающимся предлагается прослушать стихотворение А. Кушнера "Вводные слова".
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут "К счастью:"
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова "во - первых", "во - вторых",
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
- О какой роли вводных слов пишет поэт? Во всём ли вы согласны с ним? (вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается)
Сформулируйте тему урока, определите его цель, используя слова НАУЧИТЬСЯ…. , УМЕТЬ ….
II. Стадия - осмысление.
ЗНАНИЕ. Повторение теоретических сведений.
Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево знания”.
Задание: образовать группы по 2 человека, вспомнить пройденный материал параграфов; каждой группе сформулировать вопросы по материалу, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к “дереву” (можно вопрос “на засыпку”). На работу отводится 1 минута.
Итак, перед нами “дерево мудрости”. Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.
Выступление групп.
Возможный вариант ответа учащихся по составлению проблемных вопросов:
Что такое вводные слова?
Являются ли они членами предложения или не являются?
В какой части предложения они могут находиться?
Выделяются ли они знаками препинания?
Меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова?
В каких частях предложения могут находиться вводные слова?
Что они выражают?
Как выделяются на письме?
Какие бывают группы вводных слов и предложений?
Какую функцию выполняют вводные слова и предложения?
Учитель: У кого возникли трудности в составлении вопроса? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.
Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике.
В общем - то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
ПОНИМАНИЕ. Обучающимся нужно составить таблицу сравнения по теме урока (работа в парах).
Составление таблицы даёт возможность более чёткого сравнительного анализа темы.
Проанализируйте, полностью ли представлена тема урока. Внесите дополнения и изменения в таблицу, если необходимо.
Проверка коллективная. Поставьте себе баллы в лист оценки.
ПРИМЕНЕНИЕ.
Задание для пар: вставьте в данные предложения подходящие по значению вводные слова или предложения. Следите за расстановкой знаков препинания.
Выразите чувства радости, восклицания:
Скоро начинаются каникулы.
Выразите степень уверенности:
Маршрут трудный и опасный.
Сошлитесь на источник информации:
В нашей республике происходит подъём экономики.
Проверка. Поставьте себе баллы в лист оценки.
АНАЛИЗ. Работа с карточками.
Задание: Как отличить вводные слова от других слов? В каком из предложений находятся вводные слова, а в каком – член предложения?
Настроение, которое выражает и создаёт книга, может быть весёлым и грустным, спокойным и взволнованным.
Может быть я никогда бы не стал бы художником, если бы не познакомился с книгой.
Проверка. Поставьте себе баллы в лист оценки.
СИНТЕЗ. Цифровой диктант.
Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).
Рощин оперся на винтовку все ещё болела нога и непрошеные мысли овладели им.
К досаде его добавилась жалость.
Это значит что была допущена ошибка.
К счастью все обошлось.
Выбор именно тот которого ждали.
Расскажите пожалуйста все сначала.
Он конечно придет.
Проверка: 1, 4, 6, 7. Выставление баллов в листы оценки.
Весь материал – смотрите документ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях
Урок с использованием таблиц, творческих заданий, интерактивной доски...
Вводные слова и пунктуация при вводных словах
Вводные слова и пунктуация при вводных словах...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.
Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...