Классификация ошибок
методическая разработка по русскому языку на тему
Презентация "Классификация ошибок" содержит материалы ФИПИ по классификации ошибок по русскому языку. Материал адресован учителям русского языка, содержит задания для преподавателей.
ССылка на материал https://docs.google.com/presentation/d/1aQZK4lF6Wu...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды ошибок Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной , морфологической, синтаксической. Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя. Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи . Логические ошибки - группа ошибок, связанных с нарушением логической правильности речи, возникающих в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста Композиционно-текстовые ошибки связаны с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения.
Негрубые ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написаний не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Однотипные ошибки Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятия об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Грамматические ошибки Таблица 6 Граматические ошибки № п/п Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолю бим ый, над смехаться 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями 5 Ошибочное образование формы местоимений Ихнего пафоса , ихи дети 6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы 7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. 8 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. 10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. 11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство… 13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . 14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то , что это сон. 15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. 16 Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно. 17 Нарушение видовременных соотнесенностей глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки № п/п Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2 Неразличение оттенков значения вносимого в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. 7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный 9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 13 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Когда ошибка не должна влиять на оценку ОРФОГРАФИЯ - В переносе слов. - Буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта ). Прописная / строчная буквы - В названиях, связанных с религией: М(м) асленица , Р(р) ождество , Б(б) ог . - При переносном употреблении собственных имен ( Обломовы и обломовы ). - В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван , сент ... ( дон Педро и Дон Кихот ). Слитное / дефисное / раздельное написание - Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), нерегулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум ( ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант ). - На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную ).
Когда ошибка не должна влиять на оценку ПУНКТУАЦИЯ Тире в неполном предложении. Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным. Запятые при ограничительно-выделительных оборотах. Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, не выделение или выделение их запятыми. В передаче авторской пунктуации.
Ошибки в фоновом материале – неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). - приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи
Ответы (слайд 2) Логические ошибки - группа ошибок, связанных с нарушением логической правильности речи, возникающих в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста (слайд 3) в случаях раздельного и слитного написаний не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого ; (слайд 4 ) Понятия об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки . (слайд 5) Граматические ошибки (слайд 6) Нарушение видовременных соотнесенностей глагольных форм. (слайд 7) Неразличение оттенков значения вносимых в слово приставкой и суффиксом. (слайд 8) Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), нерегулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (слайд 9) Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, не выделение или выделение их запятыми . (слайд 10) ..текста , даты, фамилии авторство называемых произведений и т. п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Опыт классификации ошибок учащихся в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ
Детальная классификация ошибок и работа по их предолению ведет к хорошим результатам экзаменов...
ПАМЯТКА "Рекомендации по классификации ошибок"
ПАМЯТКА "Рекомендации по классификации ошибок" необходима не только экспертам ЕГЭ по русскому языку, но и учителям-словесникам, работающим в 10-11 классах....
Подготовка к ГИА по русскому языку. Презентация "Классификация ошибок"
Данная презентация "Классификация ошибок" поможет выпускникам 9-ых классов при подготовке к ГИА по русскому языку избежать ошибок в сочинении и изложении....
Подготовка к ГИА по русскому языку. Презентация "Классификация ошибок"
Данная презентация "Классификация ошибок" поможет выпускникам 9-ых классов успешно подготовиться к ГИА по русскому языку и написать изложение и сочинение без ошибок....
Классификация ошибок
При проверке сочинений,кроме орфографических и пунктуационных , учитываются также фактические, логические,речевые и грамматические ошибки. Учащиеся 9-11 классов должны быть зна...
Классификация ошибок
Материал поможет как учащимся, так и их родителям разобраться в типах ошибок, выделенных и классифицированных разработчиками КИМов ЕГЭ....