Грамматические нормы: теория, практика. Глагол
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Грамматические нормы: морфологические признаки глагола, нормативное употребление глагола в речи, практическое применение теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_normy_5.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматические нормы: теория, практика
ГЛАГОЛ:
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (действие предмета)
Начальная форма – инфинитив (-ть, -ти, -чь)
Постоянные признаки
1.
совершенный вид | что сделать? | прочитать, узнать, вспомнить |
несовершенный вид | что делать? | читать, узнавать, вспоминать |
2.
переходный | сочетается с: В.п. без предлога Р.п. при отрицании Р.п. – часть целого | воспитывать (детей) не знать (горя) попить (молока) |
непереходный | остальные | радоваться (победе), надеяться (на лучшее) |
3.
возвратный | есть постфиксы –ся, -сь | учиться, вдуматься |
невозвратный | нет постфикса | учить, думать |
4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.
Определяется по - окончанию, если окончание ударное
- инфинитиву, если окончание безударное
2 спряжение 1 спряжение
окончания: -у, -ю, -Ишь, -Ит, -Им, -Ите, -Ат, -Ят | окончания: -у, -ю, -Ешь, -Ет, -Ем, -Ете, -Ут, -Ют |
инфинитив: 1) все на – ИТЬ, кроме брить, стелить + производные 2) 4 на –АТЬ (гнать, держать, слышать, дышать) (с приставками, с -ся) 3) 7 на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть) | инфинитив: все остальные (-еть, -ать, -оть, -уть…) |
ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь
Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь
Непостоянные признаки:
1. Наклонение 2.
изъявительное | только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ - прошедшее
- настоящее
- будущее
| читал, прочитал - нет у сов. вида (читаю – несов в.) простое (прочитаю – сов.в.) сложное (буду читать – несов.в.) |
повелительное | приказ, совет, просьба | живи (-те), верь (-те), пусть идет, давай читать |
условное (сослагательное) | глагол прош.вр. + БЫ | узнал бы, замерз бы, понял бы |
3.
род | только в ЕД.числе- есть в прош.вр и в условн. накл. | узнал бы, узнал(а) бы |
4.
лицо | ЕСТЬ в наст. и буд. вр.; НЕТ в ПРОШ.вр.! | узнаю, узнаешь, узнает |
5.
число | поговорю – поговорим, узнал - узнали |
Примечание:
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)
– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА
светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)
Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.
Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы), глаголы одного времени – в значении другого (пришел – прихожу). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.
4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом -л и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.
Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.
Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:
• с оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе.
• со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).
• со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).
Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.
В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос). Я просил бы вас здесь не курить. Ср.: я прошу вас.)
В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:
• Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему – значение осторожного, учтивого пожелания;
• Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем – значение побуждения к совместному действию;
• Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! – значение категорического распоряжения.
Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.
4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:
• Глаголы, различающиеся функциональной окраской
Нейтральные: брезгать видеть(ся) влезать выздороветь выстлать разостлать дряхлеть затапливать испечь класть лазить мучить нарубить положить похудеть сажать слышать | Имеющие разговорно-просторечный характер: *брезговать *видать(ся) *влазить *выздоровить *выстелить *расстелить *дряхнуть *затоплять *спечь *покласть *лазать *мучать *нарубать *ложить *похудать *садить *слыхать |
• Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: *покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили.
• Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть: ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).
• Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:
Формы книжной речи обусловливать(ся) обезболивать опорочивать подзадоривать захлопывать удостоиваться но: затрагивать облагораживать осваивать присваивать удваивать | Формы устно-разговорной речи обуславливать(ся) обезбаливать опорачивать подзадаривать захлапывать удостаиваться * варианты с -о – устаревшие * * * * |
• У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова-:
легализоваться – легализироваться,
локализировать – локализовать,
стандартизировать – стандартизовать,
нормализовать – нормализировать (реже).
- Варианты форм причастий:
• Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма):
забредший – *забравший,
приобретший – *приобрёвший,
приплетший – *приплёвший,
вышибленный – *вышибенный,
заклеймённый – *заклеймлённый,
изрешечённый – *изрешетённый,
обезопасенный – *обезопашенный,
пронзённый – *пронжённый
• Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом -ну-. Возможны варианты с -ну- и без него.
Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).
4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.
Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и вши:
взяв – взявши,
дав – давши,
написав – написавши,
закрыв – закрывши
Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.
Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.
Без заметного различия используются формы:
замерев – замерши,
заперев – заперши,
затерев – затёрши,
простерев – простёрши.
В парах: положив – положа (положа руку на сердце),
разинув – разиня (слушать разиня рот),
скрепив – скрепя (скрепя сердце),
сломив – сломя (броситься сломя голову),
спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.
ПРАКТИКА
Употребление глаголов
Образование форм глаголов
ошибочными являются формы: | следует употреблять: |
- 1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу); | - описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить); |
- 3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет); | - полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет; |
- бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул); | - мок, сох; |
- бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить); | - класть, положить; |
- некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться); | - стирать, играть, полоскать; |
- некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь). | - положи, поезжай. |
Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.
1. смогу победить 4. часто чишет
2. махает руками 5. сох на солнце
3. укласть вещи 6. буду полоскаться
Ответы: 2346
Различайте!
глаголы с чередованием о-а в корне
-о- -а- захлопывать, озабочивать, заготавливать, застраивать, отсрочивать, опорочивать, облагораживать, оспаривать, приурочивать, узаконивать удваивать, удостаивать -о-//-а- сосредоточивать – сосредотачивать обусловливать - обуславливать |
Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.
1. а) обусловливать б) обуславливать
2. а) сосредоточивать б) сосредотачивать
3.а) уполномочивать б) уполномачивать
4. а) узаконивать б) узаканивать
5.а) оплочено б) оплачено
Ответы: 1аб2аб3а4а5б
При употреблении глаголов с суффиксом – ся иногда возникает двусмысленность: Студенты направляются в школы для прохождения практики. Неясно, сами ли они направляются или их направляют. Следует употребить: Студенты направлены в школы для прохождения практики. |
Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.
- Не ложи книги на полку.
- Они хочут идти в театр.
- Продолжали вестись исследования в области теории поля.
- Я надел пальто и вышел на улицу.
- Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
- Поезжай на море!
- Пошлите в кино!
- В субботу я буду стираться.
- небо охватывается заревом.
- Без воды цветы сохнули в вазе. Ответы: 1237810
Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.
- Где вы слыхали об этом?
- Куда же я положила свою книгу?
- Бывайте здоровы!
- Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
- Когда кот хочет есть, он мяукает.
- Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
- На нашей улице часто ездиют машины.
- Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
- Может, тебе лучше постелиться и лечь?
- Помоги мне одеться. Ответы: 1346789
Видо – временная соотнесенность глаголов
Смешение форм времени и вида глаголов является грамматической ошибкой: Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него. Следует употреблять: Когда мать узнаёт, чем занимается ее сын, у нее появляется страх за него. |
Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.
- После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
- Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
- Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
- В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
- В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
- Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
- Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
- Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
- Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
- Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.
Ответы: 124589
Обобщающий тест
- К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
- Лошадь пасется на лугу.
- После химической обработки детель помещается в ванну.
- Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
- Старик жил один: жена его ушла три года назад.
- Ты лягешь спать на раскладушке.
- Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
- Едь один, я позже приеду.
- Повесь пальто на крючок.
- Празднество приурочено к юбилейной дате.
Ответы: 1345678
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматические нормы: теория, практика. Имя существительное
Грамматические нормы: морфологические признаки имени существительного, нормативное употребление имени существительного в речи, практическое применение теоретического материала....
Грамматические нормы: теория, практика. Имя прилагательное
Грамматические нормы: морфологические признаки имени прилагательного, нормативное употребление имени прилагательного в речи, практическое применение теоретического материала....
Грамматические нормы: теория, практика. Имя числительное
Грамматические нормы: морфологические признаки имени числительного, нормативное употребление имени числительного в речи, практическое применение теоретического материала....
Грамматические нормы: теория, практика. Наречие
Грамматические нормы: морфологические признаки наречия, нормативное употребление наречия в речи, практическое применение теоретического материала....
Грамматические нормы: теория, практика. Причастие
Грамматические нормы: морфологические признаки причастия, нормативное употребление причастия в речи, практическое применение теоретического материала....
Грамматические нормы: теория, практика. Деепричастие
Грамматические нормы: морфологические признаки деепричастия, нормативное употребление деепричастия в речи, практическое применение теоретического материала....
ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика.
ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ. Грамматические нормы русского языка. Теория и практика к заданию № 8...