Презентация "Грамотей".
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему

Дмитриева Марина Валерьевна

Презентация может использоваться на уроках русского языка для подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotey.pptx903.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамотей 1.Какое слово Заболоцкий записал не так, как оно пишется? Для чего он это сделал? Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике . Отдаю тебе душу в залог За твои голубые подснежники. 2. Образуйте от данных существительных глаголы и прилагательные: Кость, Стекло, Лед, Столб .

Слайд 2

3. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово лишнее и почему? 4. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?»- дочка ответила четырьмя местоимениями. Что она сказала? 5. В чем особенность грамматических форм существительных в отрывке? Что означает выделенное слово? Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету. Девки сыплют изумруд В кладовые да ПОД СПУД.

Слайд 3

Монету, изумруд – существительные употреблены в форте единственного числа, хотя имеется в виду большое количество монет и драгоценных камней. Под спуд – в скрытое место . СПУД м. церк. сосуд, кадочка или ведерко, как мера сыпучих тел. И собраша крастели , иже мало, собра десять спуд. Книга Чисел. Никтоже светильника светильника вжег , в скрове полагает, ни под спудом, не ставит плошки под опрокинутый четверик, пудовку ; отсюда || под спудом, в закрыте , в закрыве . Мощи под спудом, нераскрываемые , на́глухо заделанные в раке. Дело в палате под спудом лежит, покоится, ему не дается ходу. На св. Пуда (15 апреля) доставай пчел из-под спуда.

Слайд 4

Сколько в стихотворение Б.Заходера однокоренных слов? Какие из них являются звеньями одной словообразовательной цепочки? Восстановите их. Ум, Конечно, Не умение. Это верно Без сомнения. Но чем больше Ты умеешь- Тем скорее Поумнеешь!

Слайд 5

Ум – умный –умнеть –поумнеть Уметь - умение

Слайд 6

Используя пример как источник информации, проведите фонетический разбор фразы: Семь бед – один ответ. Пример разбора. Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин). [ уны′лајь\ п٨ра ′ \\ ٨ ч'э′й \\ ٨ чьр٨ва′н’ијь ].

Слайд 7

В хорватском языке есть такие слова: brzina – скорость, mjeriti – мерить, zemlja – земля, pisati – писать, dva – два, gledati – смотреть. Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова: brzinomjer , zemljopis , dvogled ?

Слайд 8

Спидометр, география, бинокль

Слайд 9

Выделите приставки в каждом из следующих слов: вскормить, вспахать, вступить, вскарабкаться, встраиваться, вскочить.

Слайд 10

Вс-кормить , вс-пахать , в-ступить , вс-карабкаться , в-страиваться , в-скочить .

Слайд 11

Перепиши все буквы в строчках начиная с конца. Прочитай, что у тебя получилось. Запиши предложения, делая пропуски между словами; где следует, убери или добавь мягкие знаки. Сравни с первоначальной записью. Расставь знаки препинания. Арозаупаланалапуазора . ЕжуменядесятьутятокикотятЯтутяседянемуже.АЛаркакраламечазачем . Инеттропвпорттени . Котученкаконнечу ́ток! Алисонумёнкрысасыркнемуносила . АвЕнисеесинева . Онарададарано . Котутащатуток . АЛизамазила ! Ужележу . Ежколокже . Тонетенот . Дорогазагород .

Слайд 12

Определите в каком значении употреблено слово ГЛАГОЛ в следующем четверостишии Пушкина. Восстань, пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Слайд 13

Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор. В вечернем выпуске опубликовали статью и утром её прочитали. Какое( ие ) из этих слов нне существуют в русском языке: лосю, оси, сыри, баках, луке?

Слайд 14

Какое слово в сказке Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Лебедь нас к тебе послала И наказом наказала Славный город твой хранить И дозором обходить.

Слайд 15

Лебедь у Пушкина женского рода(послала). Это связано с тем, что она заколдованная принцесса. Дозор –обзор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение.

Слайд 16

В хорватском языке есть такие слова: zrak – воздух, ploviti – плавать, život – жизнь, pisati – писать, laž – ложь, znanost – наука. Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слов a: zrakoplov , životopis , lažiznanost ?

Слайд 17

Самолет(возможно, аэростат, дирижабль) Биография(жизнеописание) Псевдонаука (лженаука)

Слайд 18

Представьте, что в русском алфавите нет букв Е, Ё, И, Ю, Я, а мягкость парных согласных обозначается только мягким знаком. Орфографические правила при этом такие же, как в русском языке. Как бы были в таком случае написаны следующие строки из стихотворения И. Никитина «Весна»? Полюбуйся! Весна наступает. Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят.

Слайд 19

Польубуйсьа ! Вьэсна наступайэт . Журавльы караваном льэтьат . В йарком золотьэ дьэнь утопайэт , Ы ручйы по оврагам шумьат .

Слайд 20

Продолжите данную цепочку. Что обозначает суффикс – ИН? Как образовалось слово ГОВЯДИНА? Свинина-свиное , баранина-баран, конина-конь, осетрина-осетр, говядина-?

Слайд 21

Суффикс -ИН имеет значение «вид мяса, рыбы». Слово ГОВЯДИНА произошло от слова ГОВЯДО. Это слово в русском языку было утрачено. Оно имело значение «крупный рогатый скот». Слово ГОВЯДИНА образовалось так же, как и остальные слова с помощью суффикса –ИН. В праславянском языке ГОВЯДО было производным от корня ГОВ, родственного латышскому guovs ( крупный рогатый скот), армянскому kov ( корова).

Слайд 22

Приведите примеры слов с приставкой РЕ-. Какое значение имеет эта приставка? Что обозначают слова с ней?

Слайд 23

Многие заимствованные слова содержат латинскую или французскую приставку РЕ-, которая означает «обратно, назад, снова». Например, акция по латыни- действие, реакция –ответное действие, ревизия –пересмотр, проверка, резонанс –ответный звук, отзвук, реконструкция –перестройка, репетиция –повторение, реставрация –восстановление, репродукция –воспроизведение.

Слайд 24

Составьте предложения с приведёнными ниже глаголами. обезлесить обессилить обезумить обезлесеть обессилеть обезуметь

Слайд 25

Ученику предложили для анализа следующие слова русского языка: звереть , хаметь , сиротеть, сатанеть. Проанализировав эти слова с точки зрения словообразования и лексического значения, ученик разделил их на следующие две группы: 1) хаметь , сиротеть; 2) звереть, сатанеть. Какие конкретно соображения, касающиеся словообразования и лексических значений, стали основаниями для такого деления?

Слайд 26

Все эти глаголы образованы от существительных с помощью суффикса -е- При анализе обнаруживается, что глаголы хаметь и сиротеть наследуют прямое значение производящих существительных: соответственно « стано - виться хамом», «становиться сиротой» . Глаголы звереть в значении «становиться жестоким» и сатанеть «приходить в состояние ярости, неистовства» не наследуют прямое значение производящих существительных . Глагол звереть наследует переносное значение слова зверь − «жестокий человек» , а глагол сатанеть – переносное значение «о человеке, в котором живёт злое начало»

Слайд 27

В сочетании слов посредством анаграммирования зашифрован лингвистический термин. Пример: собрание азоловов (ответ: словообразование). Разгадайте анаграмму Япун Цикута, напишите лингвистический термин.

Слайд 28

ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 29

На каком фонетическом законе основана рифма в 1 и 2 строке? Ходит ветер взад – вперед, Ветки клонит, листья рвет. И летят во все концы Золотые сорванцы.

Слайд 30

Определите значение подчёркнутого слова через подбор как можно большего количества синонимов. 1) Ѿсю́ ду лжа̀, ѿсю́ ду де́рзость, ѿсю́ ду бу́есть , ѿсю́ ду смѣ́хъ, ѿсю́ ду ѡклеве та́ніе, ѿсю́ ду ѡглаго́ланіе, ѿсю́ ду срамота̀, ѿсю́ ду буесло́віе, и да не мно́гѡ глаго́ лю , ѿ многоглаго́ланія не убѣжи ́ ши грѣха̀. [ Добротолюбие . Часть четвертая. Преподобного отца нашего Феодора Эдес - ского , главы деятельные] 2) Ѡє́же всади́ти въ сердца̀ и́хъ нача́ло прему́дрости, стра́хъ сво́й бж҃е́ствен ный и тѣ́мъ бу́есть ю́ности ѿгна́ти ѿ серде́цъ и́хъ, и просвѣти́ти у́мъ и́хъ, є́же ук лони́тися ѿ ѕла̀ и твори́ти бл҃го́е, гдс̑у помо́лимся. [Молитвы. Молебное пение при начале учения отроков]

Слайд 31

Бу́есть – тщеславие, безумие, нечестие, буйство, горячность, дерзость, необузданность.

Слайд 32

Ученик-отличник впервые встретился со словом, обозначающим декоратив - ное травянистое растение, в следующем контексте: Хозяйка часто думала о гортензии . Руководствуясь своими отличными знаниями грамматики, ученик тут же вычислил все возможные начальные формы данного слова. Какие это формы?

Слайд 33

Из контекста ясно, что слово гортензии стоит в предложном падеже единственного числа (окончание -и) . Такое окончание могут иметь только три типа существительных: 1) существительное мужского рода 2 скло - нения, заканчивающееся в именительном падеже единственного числа на - ий (предположительная начальная форма гортензий) ; 2) существительное среднего рода 2 склонения, заканчивающееся в именительном падеже единственного числа на - ие (предположительная начальная форма гортензие ) ; 3) существительное женского рода 1 склонения, заканчивающееся в именительном падеже единственного числа на - ия (предположительная начальная форма гортензия)

Слайд 34

Выпишите слово (слова), в котором (в которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ. Рабочий, подобрать, косматый, ваятель, поездка, огород, нежности, размер.

Слайд 35

Подобрать, поездка

Слайд 36

Укажите словообразовательную цепочку, в которой есть ошибка. а) лес лесник лесничество б) красить украсить приукрасить в) боль болезнь болезненность

Слайд 37

Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе) А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха? Б) Какие конфеты содержат мел? В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце? Г) Какое животное жить не может без уроков? Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Слайд 38

А. репа Б. карамель, мармелад В. иней Г. сурок Д. рис

Слайд 39

Расшифруйте данные пословицы. УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Слайд 40

Делу время, а потехе час Один в поле не воин Не все то золото, что блестит Не боги горшки обжигают

Слайд 41

В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак – рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо ?

Слайд 42

Большое поле без цветка

Слайд 43

Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте. Приход весны первыми встричают лесные травы. Как только сойдет снег на земле мы сначала видем только буроватый слой прошлогодний листвы. Первое время он мокрый, и глаткий но скоро опавшая листва подсыхаит становиться рыхлой шуршит под ногами. Иногда прямо из под снега начинают проростать «торопливые» ростения . Проходет несколько дней и вместо крошечных нежных растков мы с удевлением замечаим сиреневые хохлатки синии цветки пролески ярко-желтые вереницы. Цветущих ростений в лесу много они ростут очень густо.

Слайд 44

Даны два предложения: 1) Плохо, если о поваре говорят, что с ним каши не сваришь. 2) Пожарный всегда работает с огоньком. Выпишите из этих предложений фразеологизмы, дайте толкование их значениям и определите, что с ними произошло в данном контексте.

Слайд 45

Дано квазислово БРОГЛО, относящееся к самостоятельной части речи, в котором все морфемы, кроме корня, типичны для русского языка. Какую синтаксическую роль в предложении может играть квазислово БРОГЛО? Составьте предложения с примерами употребления этого квазислова (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической функции). В каждом из составленных предложений укажите, в качестве какой части речи выступает в нём квазислово БРОГЛО.

Слайд 46

Брогло испортилось. (подлежащее, существительное). Общество было брогло . Мне очень брогло и обидно (именная часть составного именного сказуемого, краткое прилагательное или слово категории состояния ). Животное нередко брогло по целым суткам (простое глагольное сказуемое, глагол). Он брогло бежал по улице (обстоятельство, наречие). Это брогло необдуманным и некрасивым с вашей стороны (связочная часть составного именного сказуемого, глагол). Состояние климата брогло быстро меняться (связочная часть составного глагольного сказуемого, глагол).

Слайд 47

Прочитайте отрывок. Хочешь ли судьею стать — ВЗДЕНЬ ПЕРУК с узлами, Брани того, кто просит с пустыми руками, Твердо сердце бедных пусть слезы презирает, Спи на стуле, когда ДЬЯК выписку читает. Если ж кто вспомнит тебе граждански УСТАВЫ, Иль естественный закон, иль народны нравы − Плюнь ему в рожу, скажи, что ВРЁТ ОКОЛЁСНУ, Налагая на судей ту тягость несносну , Что ПОДЬЯЧИМ должно лезть на бумажны горы, А судье довольно знать КРЕПИТЬ приговоры. (А . Кантемир) Замените устаревшие выделенные слова и выражения современными сино - нимами . Если это невозможно, дайте истолкование лексического значения выделенного слова.

Слайд 48

1 ВЗДЕНЬ – надень 2 ПЕРУК – парик 3 ДЬЯК – начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до XVIII в. 4 УСТАВЫ – законы 5 ВРЁТ ОКОЛЁСНУ – говорит путаницу, глупость (несёт околесицу, несёт бред 6 ПОДЬЯЧИЙ – канцелярский служащий в приказах и в местных государственных учреждениях Русского государства XVI– XVIII вв. 7 КРЕПИТЬ – скреплять (удостоверять) подписью или печатью

Слайд 49

Перед вами предложения на непонятном языке, однако морфемы в словах, а также правила соединения слов в предложении такие же, как в русском языке. Сделайте синтаксический разбор, определите части речи и грамматические признаки слов. Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

Слайд 50

Прочтите слово ТИР. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается во фразе: ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК ДА СТАРУХА.

Слайд 51

Соберите в группы слова, имеющие одинаковое строение. Честность, черника, придорожный, предрассветный, верхушечка, заморский, дубленка, умелец, беспрерывный, пылинка, знание, синеватый.

Слайд 52

1. Корень+суффикс+окончание - черника, синеватый, пылинка, знание 2. Корень+суффикс+суффикс+окончание - умелец, честность, верхушечка, дубленка 3. Приставка+корень+суффикс+окончание-придорожный , заморский 4. Приставка+приставка+корень+суффикс+окончание - беспрерывный , предрассветный

Слайд 53

Огонь оч .. стительный , огонь р.. ковой , Кр ..сивый, властит .. льный , бл .. стящий , живой, Бе ( з,с )шумный в мерцании ц .. рковной св.. чи , Мн..г..шумный в пожаре, Глухой для м.. льбы , мн..г.. ликий , Мн..г.. цветный при гибели зданий, Проворный, в.. сёлый и страс .. ный , Так победно-пр ..красный, Что, когда он ( з,с )ж.. гает моё, (Не)могу я (не)видеть его крас ..ты! О кр ..сивый Огонь, я тебе посв .. тил все мечты!

Слайд 54

Постройте словообразовательную цепочку и вы узнаете название одного из рассказов А.П.Чехова. К глаголу со значением «оттолкнувшись о землю, пол, подскакивать вверх или в сторону» присоедините приставку со значением «незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение некоторого времени». От этого слова с помощью суффикса образуйте существительное со значением «тот, кто все время вертится, не сидит на месте» и с помощью еще одного суффикса превратите его в существительное женского рода. Это и будет название рассказа.

Слайд 55

Прыгать – попрыгать – попрыгун - попрыгунья

Слайд 56

Сравните слова ЖЕЛЕЗОБЕТОН и КИНОТЕАТР. Чем с точки зрения словообразования отличаются эти слова?

Слайд 57

Укажите все возможные пути образования слова БЕССМЕРТНЫЙ. ( В каждом случае напишите, от какого слова образовано слово « бессмертный», и укажите способ словообразования)

Слайд 58

В функции прилагательного (Смерть – без- смерти – бес- смерт - н-ый прист - суффикс). 2) В функции существительного (Смертный – бес- смертный приставочн . Смертный в смысле человек. Когда для смертного умолкают все звуки…) – бессмертный ( в смысле бог). Из существительного получаем существительное, образованное приставочным способом. 3) В функции существительного (Бессмертный ( прил ) – бессмертный ( сущ ) образовано способом перехода одной части речи в другую

Слайд 59

Из данных слов нужно составить словообразовательное гнездо. I . Земледелие, земля, земледельческий, земляк, землячка, приземлиться, земляной, приземлить, земляника. II. Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, корневищный, укоренить, укоренение, прикорневой. III. Перелистать, листва, лист, листопадный, листочек, лиственный, листопад, листок, листать.

Слайд 60

Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав. Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она (капля) стекла. Напишите небольшое рассуждение о другой птичке. К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

Слайд 61

Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Слайд 62

Среда, слово, кайма, насос, спаниель

Слайд 63

Прочитайте предложения. 1) Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано, и она по праву исстари занимает самое важное место в доме. 2) Княжеские слуги заставили всех хлебников и мясников Киева печь пироги с начинкой и пшеничные караваи и везти их на княжеский двор. 3) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник. Определите часть речи и лексические значения выделенных слов. Являются ли эти слова однокоренными? Чем они отличаются друг от друга морфологически?

Слайд 64

В 1-ом предложении слово печи ( печь ) – существительное. Каменное, кирпичное или металлическое сооружение, нагревая которое отапливают помещение или готовят горячую пищу. Во 2-ом – печь( пироги) – глагол. Приготовлять пищу сухим способом, обогревая со всех сторон, прогревая на огне. В 3-м - печи – древнерусский глагол= современному глаголу печь. Прогревать, накаливать на огне.- Данные слова являются однокоренными .

Слайд 65

Анаграмма - это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: "липа - пила", "актер - терка", "зола - лоза", "соль - лось"), а также при чтении справа налево (например: "колесо - оселок", "кот - ток", "Милан - налим") слово приобретает новое значение. Анаграмма была модной во Франции (XV - XVII века), особенно выделялся этим поэт Ф. Вийон. Изобретателем анаграммы ( ana - пере, gramma - буква ) считают Ликофрона из Древней Греции (III век до н.э.). Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, известный русский писатель, поэт и дипломат XVIII века Антиох Кантемир подписывался как "Харитон Макетин ".

Слайд 66

Эта птица в небе вьется. А буквы поменяй местами, Полный зёрен к земле гнется. Сокол - колос Ответ

Слайд 67

Слева направо - на ногах стоит. Справа налево - без ног бежит. Кот - ток Ответ

Слайд 68

Настил из бревен мы возьмем И переставим буквы в нем, И переставленных букв ряд Даст гимнастический снаряд. Накат - канат Ответ

Слайд 69

В дождливый час и в летний зной Спастись ты можешь подо мной. Когда с конца меня прочтешь, То озеро в горах найдешь. Навес - Севан Ответ

Слайд 70

Сперва чего-нибудь комплект. Но буквы поменять местами, И тут же явится нам с вами Дворянский титул прежних лет Набор - барон Ответ

Слайд 71

Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь - В кастрюлю я полезу. Ответ Шпала - лапша

Слайд 72

Укажите, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В нашем совхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Слайд 73

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “ подлежащее+сказуемое+дополнении ”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением).

Слайд 74

Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото.

Слайд 75

Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у.

Слайд 76

Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.

Слайд 77

Даны словосочетания на русском языке и их переводы на шведский : ствол березы – stamen pa bjorken ; футляр от очков – etuiet till glasogonen ; звук взрыва – ljudet fran explosionen ; страница газеты – sedan i tidni ngen ; голова собаки – huvudet pa hunden ; якорь корабля – ankaret till skeppet ; дым от сигареты – roken fran cigaretten ; член правительства – medlemmen i regeringen ; спинка кресла – ryggstodet pa lanstolen ; шнурок ботинка – snoren till skon ; запах цветка – doften fran blomman ; боец батальона – soldatten i bataljonen . Заполните пропуски в следующих словосочетаниях, объяснив свое решение : свет от лампы – skenet … lampan ; крыша здания – taket … byggnaden ; крышка кастрюли – locket … kastrullen ; статья закона – paragrafen … lagen ; участник заговора – deltagaren … sammansvarjningen .

Слайд 78

Решение самодостаточной задачи. Анализируя условие, определяем значение сочетаний шведских предлогов с существительными: Pa – «неотъемлемая часть». Till – «дополнительная часть, приложение». Fran – «то, что исходит от чего-либо». I – «однородная часть, одна из многих одинаковых частей целого». Ответы: свет от лампы – skenet fran lampan ; крыша здания – taket pa byggnaden ; крышка кастрюли – locket till kastrullen ; статья закона – paragrafen i lagen ; участник заговора – deltagaren i sammansvarjningen .

Слайд 79

Задача Найдите два русских слова ,которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении

Слайд 80

Решение Дуло- дула Сома –сама Рок-рог Везти –вести

Слайд 81

Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. 1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. 2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. 3. Роговистые , трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих 4. Обвершка строения или крыша 5. Зеница, зерно, глядельце , зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. 6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. 7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька 8. Куча, толпа насекомых 9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. 10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды.

Слайд 82

1.игла 2. клей 3. волосы 4. кровля 5. зрачок 6. болезнь 7. камень 8. рой 9. куст 10. ворота

Слайд 83

век Шито…….. нитками улица Подберите эпитеты ворона нить кошка чулок Держать в……. теле птица Пускать…...........петуха молодежь Золотой белыми красная белая черная синий синяя черном красного Золотая «Радуга»

Слайд 84

«Неживотные животные» Военный корабль Болгарская валюта Река в Средней Азии броненосец лев Тигр

Слайд 85

По дворянскому этикету первой половины IXX века в случае оскорбления человек бросал ЭТО обидчику, тем самым вызывая его на дуэль. Поднять ЭТО означало принять вызов. Впоследствии ЭТО не бросали, а только говорили: «Я бросаю вам …» Перчатка

Слайд 86

2. В старину за ЭТО мастеровые временно засовывали ненужный инструмент. ЭТО слово есть во фразеологизме со значением: «значительно превзойти кого-то в чем- либо, легко справиться с кем – либо» Пояс

Слайд 87

3.По представлениям язычников, провидец, глядя в ЭТО, мог предвидеть будущее, предупредить об опасностях. Девушки, глядя на…., пытались увидеть суженого. ВОДА

Слайд 88

4.С помощью ЭТОГО предмета, согласно греческому мифу, храбрый герой Тесей смог выбраться из страшного лабиринта после победы над чудовищем – людоедом Минотавром Клубок

Слайд 89

Камень 5.Фразеологизм, в котором мы встречаем ЭТО слово, обозначает «столкновение различных взглядов, интересов, характеров, когда люди упрямо не хотят уступать друг другу»

Слайд 90

6. ЭТОТ предмет – нечто случайное, что подтолкнуло великого физика к крупнейшему открытию Яблоко

Слайд 91

7. Фразеологизм с ЭТИМ словом обозначает «устроить втихомолку кому – либо неприятность, какую – либо гадость» Свинья

Слайд 92

8.ЭТИМ в Древней Греции награждали победителей поэтических и музыкальных соревнований, а со временем и олимпиад. «Пожинать…» означает «добиться успеха и всеобщего признания». А о том, кто успокоился на достигнутом, говорят, что он «почивает на ……» Лавр

Слайд 93

9.Это слово благодаря североамериканским индейцам стало символом заключения мира, дружбы. Вожди враждующих племен садились около ритуального костра и передавали ЭТО по кругу. Трубка

Слайд 94

Как превратить надоедливую мошкару в полевой цветок?

Слайд 95

Переставить буквы: мошкара - ромашка

Слайд 96

Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чем просили родители и сделал это.

Слайд 97

Помаши нам!